kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Романтический идеал и романтический антиидеал на примере рассказа М.Горького"Старуха Изергиль"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок запланирован как урок-изучение нового материала. Базовая специфика урока состоит в том, что проводится он в форме дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Соответственно, при разработке урока учитывались следующие факторы:

- здоровьесберегающие технологии;

- технические возможности ДО;

- доступность и наглядность изложения материала;

- комфортная атмосфера во время обучающего процесса;

- индивидуальная парадигма.

Цели урока:

1. Продолжить знакомство с ранним творчеством М. Горького;

2. Проанализировать легенды. Сопоставить главных героев легенд Ларру и Данко;

3. Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя;

4. Рассмотреть отличительные признаки романтизма на изучаемом произведении.

Задачи:

1. Систематизировать полученные знания по теме «Романтизм в рассказе М.Горького"Старуха Изергиль". Ларра и Данко: жестокий эгоизм и подвиг во имя людей».

2. Ввести понятие романтизма и пояснить особенности этого течения в литературе.

3. Закрепить полученные знания.

4. Развивать познавательную активность учащихся, логическое мышление и творческую деятельность.

5. Воспитывать культуру речи, самостоятельность и любовь к литературе.

6. Сохранять здоровье учащихся на протяжении всех этапов урока.

Основные методы:

- информационно-рецептивный (рассказ учителя, лекция)

- репродуктивный (опрос, инструктаж)

- эвристический (беседа, постановка проблемных вопросов, самостоятельная работа)

- частично-поисковый («пошаговое» усвоение нового материала)

- объяснительно-наглядный (схема, таблица)

- личностно-ориентированный (диалог, индивидуальные задания, задания с учетом диагноза учащихся)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Романтический идеал и романтический антиидеал на примере рассказа М.Горького"Старуха Изергиль"»

  1. Дистанционный урок « Романтический идеал и романтический антиидеал на примере рассказа М.Горького"Старуха Изергиль"».



Учитель Шалимова Светлана Владимировна.

Предмет: литература

Продолжительность: 1 урок (40 мин.)

Класс: 7

ТСО: Apple iChat, MS Office, OpenOffice, Apple Skitch, Apple Snapz Pro X.

Аннотация:

Данный урок запланирован как урок-изучение нового материала. Базовая специфика урока состоит в том, что проводится он в форме дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Соответственно, при разработке урока учитывались следующие факторы:

- здоровьесберегающие технологии;

- технические возможности ДО;

- доступность и наглядность изложения материала;

- комфортная атмосфера во время обучающего процесса;

- индивидуальная парадигма.

Цели урока:

1. Продолжить знакомство с ранним творчеством М. Горького;

2. Проанализировать легенды. Сопоставить главных героев легенд Ларру и Данко;

3. Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя;

4. Рассмотреть отличительные признаки романтизма на изучаемом произведении.

Задачи:

1. Систематизировать полученные знания по теме «Романтизм в рассказе М.Горького"Старуха Изергиль". Ларра и Данко: жестокий эгоизм и подвиг во имя людей».

2. Ввести понятие романтизма и пояснить особенности этого течения в литературе.

3. Закрепить полученные знания.

4. Развивать познавательную активность учащихся, логическое мышление и творческую деятельность.

5. Воспитывать культуру речи, самостоятельность и любовь к литературе.

6. Сохранять здоровье учащихся на протяжении всех этапов урока.

Основные методы:

- информационно-рецептивный (рассказ учителя, лекция)

- репродуктивный (опрос, инструктаж)

- эвристический (беседа, постановка проблемных вопросов, самостоятельная работа)

- частично-поисковый («пошаговое» усвоение нового материала)

- объяснительно-наглядный (схема, таблица)

- личностно-ориентированный (диалог, индивидуальные задания, задания с учетом диагноза учащихся)

    1. Ход урока.

I. Организационный момент

Через всю свою долгую жизнь, сквозь бури и противоречия эпохи Горький пронес веру в человека, в его способность переделать мир по законам справедливости и красоты. Свои мечты и чаяния писатель отразил в романтических произведениях 90-х годов. В них М. Горький внимательно присматривается к человеку, стремится понять его и даже в качестве заглавий некоторых произведений берёт имена героев-рассказчиков: "Макар Чудра", "Старуха Изергиль"...

"Легенда о Данко" является частью рассказа "Старуха Изергиль". В 1895 году “Самарская газета” напечатала рассказ М. Горького “Старуха Изергиль”. Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе.

Запишите в тетради дату и тему урока.

II. Основная часть

1.Ранние рассказы М. Горького имеют романтический характер.Рассказ "Старуха Изергиль" - романтическое произведение.

- Вспомним, что такое романтизм. Дайте определение романтизму, назовите его отличительные особенности.Учащиеся дают свои ответы. (На экранах компьютеров появляется слайд с определением романтизма).

(Романтизм - особый тип творчества, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.)

Запишите в тетрадь определение и основных представителей романтизма.
На экранах компьютеров появляется слайд с признаками романтического произведения).
Признаки романтического произведения:

  1. Яркие образы;

  2. Необычная обстановка, особая роль пейзажа;

  3. Яркость, метафоричность языка.

Запишите в тетрадь признаками романтического произведения.

2. Герои предстают в романтическом пейзаже. Приведите примеры, доказывающие это (работа с текстом). Беседа по вопросам:

- В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? (Старуха Изергиль рассказывает легенды ночью. Ночь – это самое таинственное, романтическое время суток);

- Какие природные образы вы могли бы выделить? (море, небо, ветер, тучи, луна);

- Какие художественные средства использовал автор в изображении природы? ( эпитеты: старый лес, тяжёлая пора, каменные деревья, крепкая тьма, ядовитый смрад, торжествующий шум леса, живой огонь; олицетворения: великаны-деревья, ветер бил, тени прыгали, ветер пел похоронную песню, торжествуют злые духи; болото разевало пасть, зашептали деревья, деревья простирали корявые длинные руки; метафоры: лучи падали );

- Почему именно таким показан пейзаж в рассказе? (Природа показана одушевленной, она живет по своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные, широкие пространства. Все природные образы являются символами свободы. Но природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир. Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять).

ВЫВОД: Только в таком пейзаже, приморском, ночном, таинственном, может реализовать себя героиня, рассказывающая легенды о Ларре и Данко.

3. Композиция рассказа “Старуха Изергиль”.

- Каково композиционное решение рассказа? (Отличительная композиционная черта данного рассказа — резкий контраст, противопоставление хорошего и плохого, доброго и злого, светлого и темного.)

- Сколько частей в композиции вы могли бы выделить? (Три части: 1 часть – легенда о Ларре; 2 часть – история жизни и любви Старухи Изергиль; 3 часть – легенда о Данко).

- Как вы считаете, с какой целью писатель использовал такой прием в рассказе? (В своих легендах героиня рассказа выражает свое представление о людях, о том, что считает ценным, важным в своей жизни. Тем самым создается система координат, по которой можно судить о героине рассказа).

Итак, перейдем к анализу двух легенд в рассказе.

4. Анализ легенды о Ларре.

- Кто является главным героем первой легенды?

- Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?

- Как относится герой к другим людям? (презрительно, высокомерно. Он считает себя первым на земле).

- Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми? (его гордыня, крайний индивидуализм).

- Чем отличается гордость от гордыни. Разграничьте эти слова (учащиеся дают определения двум понятиям, далее на экранах компьютеров появляется слайд с точным значением данных слов, которые необходимо записать в тетрадь).



Гордость –

  1. Чувство собственного достоинства, самоуважения.

  2. Высоко мнение, чрезмерное высокое мнение о себе.

Гордыня - непомерная гордость.

- Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре.

- К чему приводит крайний индивидуализм героя? (к преступлению, к эгоистическому произволу. Ларра убивает девушку).

- Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? (одиночество и вечное существование, бессмертие).

- Как вы думаете, почему такое наказание страшнее наказание смертью?

- Каково отношение автора к психологии индивидуализма? (Он осуждает героя, в котором воплощена античеловеческая сущность. Для Горького неприемлемы образ жизни, поведение, особенности характера Ларры. Ларра – это антиидеал, в котором индивидуализм доведен до крайности).

5.Анализ легенды о Данко.

а) Имя Данко связано с однокоренными словами дань, дам, дающий.В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисеи. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко. Индивидуальное сообщение учащегося. (Ученики прослушивают библейскую историю и сопоставляют ее с легендой о Данко).

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

Сопоставление Библейской истории и легенды о Данко:

- В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение).

- Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает).

б) Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? (любовь к людям, желание помочь им).

- Какой поступок совершил герой ради любви к людям? (Данко совершает подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к свету и гармонии).

- Как складываются отношения между Данко и толпой? Работа с текстом. (Сначала люди “посмотрели и увидели, что он лучший из них”. Толпа верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они “стали роптать на Данко”, так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. “Люди в гневе обрушились на Данко” потому что они устали, обессилили, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко вскипает негодование, “но от жалости к людям оно погасло”. Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступки Данко).

ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы тоже лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.

- Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ? (это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).

6. После анализа легенды о Ларре и Данко самостоятельная работа учащихся. Учащиеся сопоставляют Данко и Ларру, выводы записывают в тетрадь. Проверка таблицы.

Таблица

Сопоставление образов Данко и Ларры

Критерии

Данко

Ларра

1. Отношение к толпе







2. Толпа - герой







3. Отличительная черта характера







4. Отношение к жизни







5. Легенда и современность







6. Поступки, совершаемые героями







7. Отношение писателя к героям







В результате работы учащихся с таблицей может получиться следующее:

Сопоставление образов Данко и Ларры

Критерии

Данко

Ларра

1. Отношение к толпе

Любовь, жалость, желание

Презирает людей, относится к

помочь им

ним высокомерно, не считается


с ними

2. Толпа - герой

конфликт

конфликт





3. отличительная черта характера

Любовь, сострадание, смелость,

Гордыня, эгоизм, крайний

милосердие, мужество, умение

индивидуализм, жестокость

подавить гордыню


4. Отношение к жизни

Готов пожертвовать своей

Берет от жизни и людей все, но

жизнью ради спасения людей

ничего не отдает взамен



5. Легенда и современность

Голубые искры (свет, тепло)

Превращается в тень (тьма,


холод)



6. Поступки, совершаемые героями

Подвиг ради любви к людям,

Зло, преступление

добрые поступки




7. Отношение писателя к героям

Идеал, воспевает его красоту,

Антиидеал, осуждает его

смелость, подвиг ради любви к

поступки, античеловеческую

людям

сущность

- Можете ли вы привести факты, свидетельствующие о том, что такие индивидуалисты, как Ларра, были во все времена?

- Уверены ли вы, что в нашем обществе оценили бы подвиг Данко?

- Кого сегодня можно назвать героем?

7. Рассказ называется “Старуха Изергиль”. Как вы думаете, почему именно так озаглавил свой рассказ М. Горький? (главной героиней рассказа является все-таки старуха Изергиль, а легенда нужна для того, чтобы понять ее характер, понять, что для нее является важным, главным).

Легенды обрамляют историю жизни и любви старухи Изергиль.

- К какому из героев относит себя героиня? Обоснуйте свой выбор. (Старуха Изергиль относит себя к Данко, так как считает, что смыслом ее жизни была любовь)

- А к какому герою относит героиню автор?

- Как вы считаете, почему именно к Ларре относит Горький старуху Изергиль? (ее любовь по своей сути эгоистична. Разлюбив человека, она сразу же забыла о нем).

8. Выполнение творческой работы (создание синквейна). Предлагаю составить синквейн.

Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Примеры синквейна на тему жизни:

Жизнь.

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.

Синквейн по легенде о Данко:

Данко.

Смелый и красивый.

Жалел, спасал, погиб.

Красивые — всегда смелые!

Подвиг.

Составьте синквейн по легенде о Ларре.

Учащиеся выполняют задания. Проверка.

III. Вывод по уроку.Подведение итогов урока.

IV. Домашнее задание






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шалимова Светлана Владимировна

Дата: 26.06.2019

Номер свидетельства: 516044


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства