Просмотр содержимого документа
««Техника выразительного чтения стихотворений»»
«Техника выразительного чтения стихотворений»
На первый взгляд кажется, что выразительно читать стихотворения это очень просто. С детского сада дети слышат: «Читай стихотворение. Так, хорошо! А теперь прочти выразительно. Громко! Тихо! Выговаривая каждое слово! Выделяя голосом главные слова!»
Хорошо, если ребёнок интуитивно чувствует, как нужно прочитать то или иное стихотворение. А если интуиция молчит? Неужели ребёнок никогда не научится читать выразительно?
Для того чтобы читать выразительно выясним, к какому жанру принадлежит произведение. Каждый жанр требует особого прочтения.
Выберем для работы над выразительностью стихотворение. Стихотворение – небольшое произведение, отражающее переживания, чувства человека, вызванные каким – либо событием, и имеющее стихотворную форму, ритм и рифму, то есть деление на строки.
Во-первых, учитель должен научить работать детей над выразительностью стихотворения в определённой последовательности.
Подумай, что будешь говорить при чтении слушателям, что хочет сообщить автор.
Реши, как ты будешь использовать интонационные средства: тон, темп чтения, логические паузы, логические ударения.
Потренируйся дома, читая текст вслух для себя. Представь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.
Прочитай текст выразительно.
Во-вторых, детей нужно научить выделять паузы и ставить логическое ударение, т. е. выделять голосом особо значимое слово в строке.
Работа над выразительным чтением стихотворения
1. Пауза
Для работы над выразительным чтением стихотворения очень важно делать паузы в нужном месте. Паузы бывают разной длительности. Самая большая пауза – после объявления названия стихотворения. Объявив название, надо сосчитать про себя до пяти. Иногда названием стихотворения является первая строка стихотворения. Если в тексте есть красная строка, то про себя надо считать до четырёх. Необходимы паузы при знаках препинания:
там, где запятая, пауза на счёт РАЗ;
Точка, тире, двоеточие – на счёт РАЗ, ДВА;
Вопросительные и восклицательные знаки требуют паузы
на счёт РАЗ, ДВА, ТРИ.
Это графически обозначено на таблице, которая вывешивается на доске.
Таблица 1
п/п
Знаки препинания
Счёт
Обозначение
1
,
Раз
I
2
. - :
Раз, два
II
3
? !
Раз, два, три
III
4
Красная строка
Раз, два, три, четыре
IIII
5
После прочтения
заглавия
Раз, два, три, четыре, пять
IIIII
Логическое ударение
При чтении голосом выделяют наиболее значимое слово. Познакомимся с таблицей 2.
Таблица 2
Соединение строчек, интонационный перенос
Повышение тона
Понижение тона
_______________
+
Эти таблицы должны быть перед глазами учащихся на первых этапах обучения выразительному чтению.
3. Графическая работа
На текст стихотворения накладывается калька и проставляются условные знаки (см. таблицы 1, 2).
4. Чтение стихотворения учащихся в соответствии с расставленными знаками.
5. Наблюдение над аллитерацией
Аллитерация – это повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность.
6. Настроение стихотворения
- Какие слова в этом стихотворении самые важные, определяющие его настроение? Такие слова мы называем ключевыми.
- Какой знак стоит в конце предложения? Как следует прочитать это стихотворение?
- Как будем читать стихотворение – быстро или медленно, неторопливо?