Просмотр содержимого документа
«Стихотворение как средство воспитания экологической культуры младшего школьника.»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Обобщение педагогического опыта
педагога дополнительного образования
Мухиной С.Н.
Стихотворение как средство воспитания
экологической культуры младшего школьника.
Котовск 2018
Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зелёный выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь направит.
Саади
Введение. В наше время люди ежедневно сталкиваются с самыми разнообразными экологическими проблемами. Прежде всего, ухудшение жизни человека выражается в плохой среде обитания: это загрязненная вода, воздух, продукты питания. Особенно чувствительны к изменениям окружающей среды дети. Воспитание экологической культуры, экологического сознания и мышления - единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста.
Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу - значит творить добро.
Как показывает практика, у многих детей наблюдается отсутствие стойкого познавательного интереса к природе, желание глубже узнать этот мир, прочувствовать красоту природы. Дошкольный и младший школьный возраст наиболее перспективен для познания основ экологических знаний, так как в этом возрасте ребенок воспринимает природу гораздо эмоциональней и обращает внимание на такие особенности, которые в более старшем возрасте человек не замечает. Ребенок способен удивляться тому, что его окружает, задавать массу вопросов. Он воспринимает животных и растения как равных, сочувствуя им, сопереживает вместе с ними. В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет такие бесценные свойства личности, как наблюдательность, любознательность.
В формировании экологической культуры могут помочь поэтические произведения. Чтение стихотворений на занятиях в объединении является дидактическим приемом. Оно вплетается в «паутину» занятия и выполняет развивающую и воспитательную функции, стимулирует познавательный интерес. Работая со стихотворением, педагог имеет эффективное средство развития экологического сознания и мировоззрения.
Направленность педагогического опыта.
В процессе ознакомления с природой помимо других форм работы, мною широко используется художественное слово. В свою работу с детьми я включаю выразительные художественные произведения, отражающие красоту и особенности природы. В процессе чтения художественной литературы дети учатся анализировать, рассуждать, рассказывать, запоминать. Дети любят сказки в стихотворной форме, их привлекают легкие шуточные стихи, стихи о временах года, загадки. Стихи – это неистощимый источник описания различных природных явлений и экологических ситуаций. В своей работе я использую стихи известных авторов, а также стихи собственного сочинения, которые раскрывают взаимоотношения человека с окружающей природой, поднимают вопросы охраны природы, а также учат замечать и беречь красоту окружающего мира.
Актуальность опыта.
Воспитание гуманного отношения к природе предполагает развитие способности воспринимать и чувствовать ее красоту, умения бережно к ней относиться. Из стихотворений дети могут получить информацию об источниках загрязнения природы, проблемах взаимоотношений человека с окружающей средой, о правилах поведения в природе. Поэзия заставляет их задуматься над решением глобальных экологических проблем. Четкие, лаконичные зарисовки явлений природы заостряют впечатления, усиливают мотивацию к учебной деятельности.
Цель опыта. Развитие личности ребёнка в процессе экологического воспитания через актуализацию имеющегося у детей непосредственного эмоционально-чувственного и литературного опыта путем включения его в процесс понимания экологического содержания стихотворного произведения.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
- учить детей видеть красоту родной природы в литературных произведениях, реагировать на поэтическое слово;
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
- формировать умение и желание сохранять природу;
- формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Новизна состоит в том, что:
осуществлены отбор и анализ поэтических произведений природоведческого характера, ориентированных на младший школьный возраст, на материале которых можно проводить работу по экологическому воспитанию детей;
разработаны беседы по формированию нравственного отношения к природе у детей младшего школьного возраста.
Условия, при которых создавался опыт, строились на следующих принципах:
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения помогает на основе возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей детей определить содержание экологического воспитания по объему сложности. - принцип интеграции содержания, форм и методов экологического воспитания детей;
- принцип единства познания, переживания и действия. Этот принцип отражает глубокую взаимосвязь интеллекта, чувств деятельности в процессе становления и развития ответственного отношения личности к окружающей среде.
Педагогическая целесообразность.
Поэтическое произведение можно применять на всех этапах занятия, что чрезвычайно оживляет их, улучшает психологический климат в группе. Стихотворение может стать целевой установкой и мобилизовать группу на восприятие и усвоение нового материала и при проверке знаний учащихся на этапе контроля пройденного материала. Напечатанные на карточках или в виде брошюры стихотворения можно использовать фронтально и индивидуально.
Все стихотворения возможно использовать на праздниках и мероприятиях экологического характера: «День Земли», «День птиц», «Праздник осени» и т.д. На основе их можно строить беседы с учащимися. Спектр использования стихотворений в учебно-воспитательном процессе неограничен и зависит от методического мастерства педагога.
Технология опыта.
Данная работа позволяет расширить словарный запас детей, улучшить память, углубить уже имеющиеся знания по экологии, заинтересовать детей в чтении художественных произведений о природе различных авторов, активизировать творчество и воображение.
В работе используются следующие методы обучения:
- рассказ;
- беседа;
- анализ текста;
- работа по образцу;
- игровые ситуации;
- показ иллюстраций и др.
Формы проведения занятий:
- занятие- игра;
- праздник;
- викторина;
- конкурс и др.
Длительность работы над опытом. Работа над опытом велась в течении 4 учебных лет.
Результативность.
1. Грамота за успешное участие в литературном конкурсе «Жизнь леса и судьбы людей», региональный этап Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета 2014»
2. Диплом 1 степени в муниципальном этапе Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета 2015», посвящённому году литературы в России в номинации «Жизнь леса и судьбы людей».
3. Диплом 3 степени в муниципальном этапе Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета 2015», посвящённому году литературы в России в номинации «Жизнь леса и судьбы людей».
4. Свидетельство участника Международного творческого конкурса «Береги свою планету», номинация «Поэзия» - 2017год
5. Диплом победителя 1 степени Международного литературного конкурса для детей «Золотое пёрышко» -2018 год
Результат показал, что у детей произошли значительные позитивные изменения по следующим показателям:
- увеличился интерес детей к растительному и животному миру;
- дети стали более эмоционально восприимчивы к объектам и явлениям живой и неживой природы;
- дети стали более наблюдательны;
- у детей появился интерес к чтению произведений о природе.
Перспективой развития своей работы вижу участие детей в конкурсах различного уровня.
Приложение.
С.Н.Мухина
Весенние перевёртыши
Описание работы: стихотворение - перевёртыш о весне, которое может пригодиться в работе воспитателям детского сада и учителям начальной школы. Небылица или небывальщина — жанр устного народного творчества, прозаическое или стихотворное повествование небольшого объёма, как правило, комического содержания, в основе сюжета которого лежит изображение нарочито искажённой действительности. (Википедия)
Задачи: - развивать воображение и фантазию; - развивать устную речь; - воспитывать интерес к художественному жанру "Небылицы"; - создавать положительный эмоциональный настрой.
Знают взрослые и дети: Только лишь сойдут морозы Распускаются медведи, Просыпаются берёзы.
На проталинах сияет Нежно-голубой скворечник, И скворец семью вселяет В тёплый новенький подснежник.
И стремятся к речке каждой Полноводные грачи, По полям шагают важно Чёрногрудые ручьи.
Под окном орут ночами Все дворовые цветы, А на клумбах расцветают Робко первые коты.
Изумрудным одеялом Землю кутает трава, Я же с самого начала Перепутала слова.
И моё стихотворенье - Просто недоразуменье. Юный друг, сдержи улыбку Да исправь мои ошибки.
С.Н. Мухина
Красная Книга
Цель: воспитывать у детей бережное отношение ко всему живому на Земле.
Задачи: - воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе; - способствовать развитию ответственного отношения к природе, формированию экологической культуры;
-познакомить детей с Красной книгой, некоторыми животными, внесенными в нее.
Нехитрая загадка есть одна:
Что общего у тигра и слона,
У зебры, бегемота и гориллы,
Льва, панды, магелланова пингвина?
Все эти звери хищники? Нет-нет,
Едва ли слон ест мясо на обед.
Быть может травоядны эти звери?
Но львы траву с рождения не ели!
Они все, верно, в Африке живут?
Искать там панду - бесполезный труд.
У каждого из них густая шерсть!
Неужто даже у пингвина есть?
У всех четыре лапы? Тоже нет.
Какой же окончательный ответ?
У всех животных этих есть хвосты?
Вопрос был прост - ответы не просты.
В загадке нет ни капельки интриги,
Ответ легко нашла я в Красной Книге:
Всё это - исчезающие виды!
И мне, вдруг, почему-то стало стыдно.
Природою дарован разум людям,
Чтоб созидать, а мы крушим и губим
Пока еще зелёную планету.
Когда-нибудь воздастся нам за это.
Земля нам, людям, многое прощает,
Но мы её терпенье истощаем.
Хотя, уверена, еще не поздно
К делам природы отнестись серьезно.
Не как извечно алчный потребитель,
А как планеты равноправный житель,
Который суть природы понимает
И больше отдаёт, чем забирает.
Тогда (позвольте помечтать немножко)
У Красной Книги будет лишь обложка,
А если под обложкой есть листы,
То все они сияюще чисты.
И это, безусловно, означает,
Что на Земле теперь не исчезают
Ни птицы, ни деревья и ни звери.
Так может быть, и будет так, я верю.
Литература.
1. Арчегова И.Б. Экологическое мировоззрение – основа развития/ И.Б. Арчегова // Проблема – 2013. - N 2/ –C. 144.
2. Гомозова С.А. Использование художественного слова / С.А. Гомозова // Дошкольное воспитание. - 2015. – N3.– С.34.
3. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке / Л.В.Компанцева. - М., 2015.– С. 98.