Статья "Развитие мотивации достижения успехов младшего школьного возраста"
Статья "Развитие мотивации достижения успехов младшего школьного возраста"
Поступления ребёнка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных интересов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека. Психологи не раз отмечали, что этот период времени ведущей для ребёнка становятся учебная деятельность. Это верно, но требует двух уточнений применительно к развитию деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие мотивации достижения успехов младшего школьного возраста"»
«Развитие мотивации достижения успехов младшего школьного возраста»
Поступления ребёнка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных интересов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека. Психологи не раз отмечали, что этот период времени ведущей для ребёнка становятся учебная деятельность. Это верно, но требует двух уточнений применительно к развитию деятельности. Первое из них касается того, что не учебная, но и другие виды деятельности, в которые включён ребёнок данного возраста - игра, общение и труды влияют на его личностное развитие. Второе связано с тем, что в учении и иных видах деятельности в данное время складываются многие деловые качества ребёнка, которые отчётливо проявляются уже в подростковом возрасте. Это, прежде всего комплекс специальных личностных свойств, от которых зависит мотивация достижения успехов.
Было доказано, что предпосылки к формированию мотива достижения начинают складываться у детей ещё в дошкольные годы. В младшем школьном возрасте соответствующий мотив закрепляется, становится устойчивой личностной чертой. Однако это происходит не сразу, а лишь в конце младшего школьного возраста, примерно к 3-4 классам. В начале обучения окончательно оформляются остальные личностные свойства, необходимые для реализации этого мотива. Рассмотрим их.
Особенностью детей младшего школьного возраста, которая роднит их с дошкольниками, но ещё больше усиливается поступлением в школу, является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник в основном лишь повторяет то, что о нём говорит взрослый.
Это напрямую касается такого важного личностного образования закрепляющего в данном возрасте, как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок. Даваемых взрослым ребёнку и его успехам в различных видах деятельности. У младших школьников в отличии от дошкольников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.
Доверительность и откровенность создают хорошие условия для воспитания ребёнка как личности. Но требуют от взрослых и учителей большой ответственности, внимательного нравственного за своими действиями суждениями.
Важным моментом является также сознательная постановка многими детьми, цели достижения успехов и волевая регуляция поведения, позволяющая ребёнку добиваться её. Сознательный контроль ребёнком собственных действий в младшем школьном возрасте достигает такого уровня. Когда дети уже могут управлять поведением на основе приятного решения, намерения, долгосрочно поставленной цели. Особенно отчётливо это выступает в тех случаях, когда дети играют или делают что- либо своими руками. Тогда увлекаясь, они часами могут заниматься интересным и любопытным делом. В этих фактах также отчётливо просматривается тенденция к соподчинению мотивов деятельности принятая цель или возникшее намерение управлять поведением, не позволяя вниманию ребёнка отвлекаться на посторонние дела.
При попытке понять, как развивается мотивация достижения успехов у детей младшего школьного возраста. Важно иметь в виду одно обстоятельство, которое нашло отражение в теории и методике измерения мотивации достижения успехов. Было доказано, что у человека с достижением успехов и мотив избегания неудач. Оба они как противоположно направленные тенденции в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте в ведущих у детей данного возраста вида деятельности: дошкольников - в игре, а у младших школьников - в учении.
Если взрослые люди, обладающие достаточно большим авторитетом для детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи. То в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи. Который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребёнка приходит на успехи, то складывается мотив достижения успехов.
Это обстоятельство и было принято в расчёт в педагогических работах Ш.А. Амоношвили, где рекомендовано в начальных классах школы не использовать отметки, особенно низких, чтобы не вызвать у детей тревожность и беспокойство связанные с развитием и функционированием мотива избегания неудачи.
На мотивацию достижения успехов влияет также два других личности образования: самооценки и уровень притязаний. В общепсихологических экспериментальных исследованиях показано. Что инвалиды, имеющие сильную мотивацию избегания неудач, обладают адекватной или умеренно повышенной самооценкой. А также достаточно высоким уровнем притязаний. Следовательно, в процессе развития мотива достижения успехов у детей необходимо заботится как о самооценки, так об уровне притязаний.
Что касается уровня притязаний ребёнка, в учебной или какой- либо иной деятельности, но и о положении занимаемого ребёнка в системе взаимоотношений со сверстниками в детских группах достаточно высокий статус, характерны как адекватная самооценка, так и высокий уровень притязаний, но не завышенный, а вполне реальный.
Последним актом, который внутренне укрепляет мотив достижение успехов. Делая его устойчивым, является осознанием ребёнком своих способностей и возможностей, развитие такого и другого и укрепление на этой основе веры в свои успехи.
В младшем школьном возрасте на базе уже получено опытом учебной, игровой и трудовой деятельности складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов. Примерно между шестью и одиннадцатью годами у ребёнка возникает представление о том, что недостаток его способностей можно скомпенсировать за счёт увеличения прилагаемых усилий и наоборот. Более ложные случаи (объяснение не одинаковых результатов за счёт комбинирования прилагаемых усилий способностей) отмечается только в каузальных схемах мышления десяти - двенадцатилетних детей. Следовательно, возраст, приходящий на начало обучения в школе (1 -4 классы). Можно рассматривать, как период возникновения и закрепления очень важной личности характеристики ребёнка, которая, становясь достаточно устойчивой, определяет его успехи в различных видах деятельности.