kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Развитие мотивации достижения успехов младшего школьного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поступления ребёнка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных интересов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека. Психологи не раз отмечали, что этот период времени ведущей для ребёнка становятся учебная деятельность. Это верно, но требует двух уточнений применительно к развитию деятельности. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие мотивации достижения успехов младшего школьного возраста"»



«Развитие мотивации достижения успехов младшего школьного возраста»

Поступления ребёнка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных интересов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека. Психологи не раз отмечали, что этот период времени ведущей для ребёнка становятся учебная деятельность. Это верно, но требует двух уточнений применительно к развитию деятельности. Первое из них касается того, что не учебная, но и другие виды деятельности, в которые включён ребёнок данного возраста - игра, общение и труды влияют на его личностное развитие. Второе связано с тем, что в учении и иных видах деятельности в данное время складываются многие деловые качества ребёнка, которые отчётливо проявляются уже в подростковом возрасте. Это, прежде всего комплекс специальных личностных свойств, от которых зависит мотивация достижения успехов.

Было доказано, что предпосылки к формированию мотива достижения начинают складываться у детей ещё в дошкольные годы. В младшем школьном возрасте соответствующий мотив закрепляется, становится устойчивой личностной чертой. Однако это происходит не сразу, а лишь в конце младшего школьного возраста, примерно к 3-4 классам. В начале обучения окончательно оформляются остальные личностные свойства, необходимые для реализации этого мотива. Рассмотрим их.

Особенностью детей младшего школьного возраста, которая роднит их с дошкольниками, но ещё больше усиливается поступлением в школу, является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник в основном лишь повторяет то, что о нём говорит взрослый.

Это напрямую касается такого важного личностного образования закрепляющего в данном возрасте, как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок. Даваемых взрослым ребёнку и его успехам в различных видах деятельности. У младших школьников в отличии от дошкольников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.

Доверительность и откровенность создают хорошие условия для воспитания ребёнка как личности. Но требуют от взрослых и учителей большой ответственности, внимательного нравственного за своими действиями суждениями.

Важным моментом является также сознательная постановка многими детьми, цели достижения успехов и волевая регуляция поведения, позволяющая ребёнку добиваться её. Сознательный контроль ребёнком собственных действий в младшем школьном возрасте достигает такого уровня. Когда дети уже могут управлять поведением на основе приятного решения, намерения, долгосрочно поставленной цели. Особенно отчётливо это выступает в тех случаях, когда дети играют или делают что- либо своими руками. Тогда увлекаясь, они часами могут заниматься интересным и любопытным делом. В этих фактах также отчётливо просматривается тенденция к соподчинению мотивов деятельности принятая цель или возникшее намерение управлять поведением, не позволяя вниманию ребёнка отвлекаться на посторонние дела.

При попытке понять, как развивается мотивация достижения успехов у детей младшего школьного возраста. Важно иметь в виду одно обстоятельство, которое нашло отражение в теории и методике измерения мотивации достижения успехов. Было доказано, что у человека с достижением успехов и мотив избегания неудач. Оба они как противоположно направленные тенденции в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте в ведущих у детей данного возраста вида деятельности: дошкольников - в игре, а у младших школьников - в учении.

Если взрослые люди, обладающие достаточно большим авторитетом для детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи. То в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи. Который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребёнка приходит на успехи, то складывается мотив достижения успехов.

Это обстоятельство и было принято в расчёт в педагогических работах Ш.А. Амоношвили, где рекомендовано в начальных классах школы не использовать отметки, особенно низких, чтобы не вызвать у детей тревожность и беспокойство связанные с развитием и функционированием мотива избегания неудачи.

На мотивацию достижения успехов влияет также два других личности образования: самооценки и уровень притязаний. В общепсихологических экспериментальных исследованиях показано. Что инвалиды, имеющие сильную мотивацию избегания неудач, обладают адекватной или умеренно повышенной самооценкой. А также достаточно высоким уровнем притязаний. Следовательно, в процессе развития мотива достижения успехов у детей необходимо заботится как о самооценки, так об уровне притязаний.

Что касается уровня притязаний ребёнка, в учебной или какой- либо иной деятельности, но и о положении занимаемого ребёнка в системе взаимоотношений со сверстниками в детских группах достаточно высокий статус, характерны как адекватная самооценка, так и высокий уровень притязаний, но не завышенный, а вполне реальный.

Последним актом, который внутренне укрепляет мотив достижение успехов. Делая его устойчивым, является осознанием ребёнком своих способностей и возможностей, развитие такого и другого и укрепление на этой основе веры в свои успехи.

В младшем школьном возрасте на базе уже получено опытом учебной, игровой и трудовой деятельности складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов. Примерно между шестью и одиннадцатью годами у ребёнка возникает представление о том, что недостаток его способностей можно скомпенсировать за счёт увеличения прилагаемых усилий и наоборот. Более ложные случаи (объяснение не одинаковых результатов за счёт комбинирования прилагаемых усилий способностей) отмечается только в каузальных схемах мышления десяти - двенадцатилетних детей. Следовательно, возраст, приходящий на начало обучения в школе (1 -4 классы). Можно рассматривать, как период возникновения и закрепления очень важной личности характеристики ребёнка, которая, становясь достаточно устойчивой, определяет его успехи в различных видах деятельности.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья "Развитие мотивации достижения успехов младшего школьного возраста"

Автор: Чиж Светлана Ивановна

Дата: 10.04.2016

Номер свидетельства: 317056

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Комплекс заданий направленный на формирование представлений о зависимости между величинами у младших школьников"
    ["seo_title"] => string(123) "komplieks-zadanii-napravliennyi-na-formirovaniie-priedstavlienii-o-zavisimosti-miezhdu-vielichinami-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "311380"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459187019"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Статья.Реализация индивидуально – образовательных  маршрутов учащихся как способ формирования учебной мотивации младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(147) "stat-ia-riealizatsiia-individual-no-obrazovatiel-nykh-marshrutov-uchashchikhsia-kak-sposob-formirovaniia-uchiebnoi-motivatsii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "103741"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402615994"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Психологическая характеристика возрастных особенностей детей дошкольного возраста (6-7 лет) "
    ["seo_title"] => string(104) "psikhologhichieskaia-kharaktieristika-vozrastnykh-osobiennostiei-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-6-7-liet"
    ["file_id"] => string(6) "114361"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411463002"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "игровые ситуаций  для  коммуникативно-речевой активности младших школьников "
    ["seo_title"] => string(83) "ighrovyie-situatsii-dlia-kommunikativno-riechievoi-aktivnosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "117813"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412924233"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(13) "Статья "
    ["seo_title"] => string(7) "stat-ia"
    ["file_id"] => string(6) "103738"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402615448"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства