Статья из опыта работы по теме «Духовно- нравственное воспитание на уроках литературного чтения»
Статья из опыта работы по теме «Духовно- нравственное воспитание на уроках литературного чтения»
Статья из опыта работы по теме «Духовно- нравственное воспитание на уроках литературного чтения» предназначена в помощь учителю для использования на уроках литературного чтения и во внеклассной работе.
Данная тема «Духовно- нравственное воспитание на уроках литературного чтения» актуа.льна в настоящее время. Во ФГОС НОО духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены, как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья из опыта работы по теме «Духовно- нравственное воспитание на уроках литературного чтения»»
Статья по теме
«Духовно- нравственное воспитание на уроках литературного чтения»
Автор
Кузнецова Людмила Владимировна
учитель начальных классов
МАОУ «Бершетская средняя школа»
Когда-то давно в одном городе жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за переделы его родного города, люди издалека приходили к нему за советом. И был человек, завидующий его славе.
Пришёл он как-то на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Пойду - ка я к мудрецу и спрошу у него: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мёртвая?» Если он скажет «мёртвая», я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет «живая», я сомкну ладони. И бабочка умрёт. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».
Так всё и получилось. Завистник пришёл в город и спросил у мудреца:
«Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мёртвая?»
Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал:
« всё в твоих руках».
Действительно, всё в наших руках, и только от нас зависит прощать или нести обиду до конца своих дней, заботиться о престарелых родителях или бросить их умирать в одиночестве. Только от нас самих зависит, как будет протекать наша дальнейшая жизнь.
Для меня важна тема «Духовно- нравственное воспитание на уроках литературного чтения».
Во ФГОС духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены, как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании".
Воспитание человека, гражданина – задача сложная, многогранная, всегда актуальная.
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
Я убеждена в том, что в каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, и в том, что они подчас не реализуются или реализуются не полностью, виноваты только мы, взрослые, - педагоги, родители, все, кто окружают ребенка. По моему мнению, именно нереализованные задатки часто приводят к нравственному, психологическому и социальному искажению личности. Поэтому я занимаюсь проблемой нравственного воспитания на уроках литературного чтения.
Свою статью начала с притчи. Притчи всегда играли важную роль в истории человечества, и по сей день, они остаются для нас прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения.
Притчи соединяют в себе мудрость и простоту, учат нас думать, находить решения проблем, развивают мышление, интуицию и воображение. Одни из них приносят вдохновение, другие заставляют смеяться, третьи - задуматься. Красота притчи заключается в том, что она не делит человеческий ум на вопрос и ответ, она просто даёт людям намёк на то, каким всё должно быть. В отличие от басни притча не содержит прямого наставления, морали. Она даёт возможность людям самостоятельно понять и истолковать заключённый в ней смысл.
Всем виден внешний план, а мы должны помочь раскрыть внутренний, скрытый от глаз и слуха.
Притча «Три сита».
Один человек пришел к Сократу и спросил:
– А знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?
– Подожди, – остановил его Сократ.
– Просей сначала то, что собираешься сказать, через три Сита.
– Три сита?
– Прежде чем, что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, через сито Правды. Ты уверен, что всё то, что ты скажешь – это действительно, Правда?
– Нет. Просто я слышал…
– Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, Правда -это или нет.
Тогда просеем через второе Сито – Сито Доброты.
-Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
– Нет! Напротив!
– Значит, – продолжал Сократ, – ты собираешься сказать о нем что-то Плохое, но даже не уверен, что это правда.
Попробуем третье Сито – Сито Пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?
– Нет, в этом нет необходимости.
– Итак, – заключил Сократ, – в том, что ты хочешь мне сказать, НЕТ -ни Доброты, ни Пользы, ни Необходимости. Зачем тогда – об этом говорить? Стоит ли – Болтать и этим вредить людям?
Анализируем на уроке притчу.
- Через какие сита просил Сократ просеивать то, что хотел сказать человек?
- Сказал Сократу человек, то, что хотел сказать? Почему?
Если случается какая -то ситуация в классе, подбираю притчу.
Спрашиваю: «Встречалось ли в вашей жизни похожее»?
Тексты для чтения дают возможность всесторонне рассмотреть с учащимися нравственную сторону взаимоотношений людей.
Рассказ «На катке». Витя сбил с ног девочку и хотел помочь ей подняться. Но, когда какие-то школьники стали над ним смеяться, он бросил девочку плачущей.
-Чего Витя побоялся? (доброта и трусость - сложные моральные проблемы).
- Как бы вы поступили?
Как правило, дети понимают под доброжелательностью умение поделиться чем-то с другими (сладостями, вещами), выполнить просьбу. В беседе надо показать детям, что доброта — сложное чувство, она проявляется в способности человека войти в положение другого, сопереживать вместе с ним. Помогать другим нужно не за похвалу, а бескорыстно.
Обращаю внимание детей на то, что быть добрым — это не значит все прощать. Быть добрым — значит бороться с плохим, а для этого нужно быть смелым, решительным. Там, где один не может справиться со злом, равнодушием, несправедливостью, надо действовать сообща, поддерживать друг друга, и тогда победит добро.
Читая волшебные сказки, дети хотят быть волшебниками. Очень хочется, чтобы они были добрыми волшебниками.
Сказка Г.Х.Андерсена «Девочка со спичками». Никто не помог девочке, все равнодушно проходили мимо. И девочка умерла от голода.
Ещё минуту назад этот человек был тебе даже не знаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным.
-Легко ли быть милосердным?
-Кому приносит счастье милосердие, тому, кто его совершает или получает? Почему?
Счастлив тот, кто творит добрые дела, его сердце становится светлее.
Большой раздел детского чтения посвящен воспитанию в детях любви ко всему живому. Ребенок, который привык с пренебрежением относиться к животным, не умеющим говорить, но способным чувствовать боль и обиду, переносит такое отношение и на людей.
Рассказ К. Паустовского «Кот – ворюга».
Кот воровал все, что плохо лежало.
-Хотели бы вы, чтобы у вас был такой кот? Почему?
Когда рассказ дочитали до конца, узнали, что кот воровал не от хорошей жизни. Хозяин его плохо кормил. Сытый кот стал совсем домашним и его уже не назовешь «кот-ворюга».
- Хотели, чтобы такой кот был у вас?
Задание. Какова основная мысль рассказа? Выбери более точную формулировку:
-человек должен любить животных и заботиться о них;
- собака бывает кусачей только от жизни собачей;
-ты всегда в ответе за тех, кого приручил.
Большинство выбрали третью формулировку, т.к. мы читали отрывок из «Маленького принца».
Я вижу необходимость в наблюдении над текстом, внимательном прочтении его для того, чтобы ребенок понял главное: зачем автор пишет свой рассказ. А, следовательно, прийти к выводу о том, в чем помогает герой разобраться читателю, чему учит данное произведение. Добиваясь того, чтобы школьники проникали в эмоциональный мир героев, выявляли авторское отношение к ним, а затем вырабатывали собственные оценки персонажей.
Выразительное чтение и анализ прочитанного считаю одним из самых полезных видов работы на уроке. Вдумчивое чтение, передающее настроение героя и его чувства, владение интонацией текста помогают ребенку понять героя, соотнести его поступки со своим мироощущением. "Читать так, чтобы тебя хотели слушать", - ученики выделяют эти слова как главные, когда готовятся к выразительному чтению. Сами ученики отмечают такое чтение своими отзывами о герое: "Мне его стало жалко", "Я понял, почему он так сделал".
На уроках чтения обращаемся к далекому прошлому. В 4 классе читаем отрывки из «Повести временных лет».
С какой целью? Прежде всего, культурный человек должен знать свою историю. Ведь именно знакомство с ней учит человека ценить то прекрасное, что создал народ.
А что дает чтение летописи? Произведения прошлого как бы разрушают преграду между эпохами. Вот это чувство сопричастности и должно возникнуть у читателя.
“Ничто, кроме литературы, - говорил П.М. Неменский, - не может передать опыт чувств многих человеческих жизней. Так, можно через литературное произведение пережить унижение раба или горечь одиночества старости, оставаясь при этом молодым человеком нашего времени. Именно такое воздействие и формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества”.
Когда составляли родословную своей семьи, я спросила детей, что их удивило? Удивили старинные имена, удивило, что меня зовут как прадедушку, что прадед был кузнецом, что в семье были татары.
Вот она живая связь времен, уважение к течению времени.
Произведения, поднимающие тему войны, Отечества, придают урокам чтения особую атмосферу, потому что на них происходит приобщение к мужеству, подвигу народа, проводятся размышления о войне и времени, памяти, бесценности человеческой жизни.
В.Высоцкий «Он не вернулся из боя», Б.Окуджава «Король», А.Ахматова «Памяти друга». Ребята по- новому осмысливают, что значит мужество. Это не просто не бояться на войне, это значит находить в себе силы подниматься под пулями, идти в атаку.
Ольга Бергольц:
Мы пишем о павших,
Но скажите, живые,
Вы к братским могилам
Сегодня ходили?
Ничто не забыто,
А вы не забыли
Солдатскую каску в пыли?
В пробоину каски цветов положили
Или хотя бы подняли с земли.
Или солдатскую мать успокоили.
Семью посетили
Погибшего воина.
Я б хотела, чтоб память не словом,
А делом доказали с вами
Тогда только вправе
Сказать открыто
Никто не забыт – ничто не забыто.
Продолжение уроков литературного чтения – это внеклассное чтение.
Цель внеклассного чтения: привить детям любовь к самостоятельному чтению и интерес к книгам. Н.Н. Светловская считает, что "необходимо научить ребенка видеть в книге собеседника, приучить мысли к тому, что собеседника для себя можно и нужно выбирать. Нужно научить детей слышать своего собеседника; запоминать то, что и о чем он говорит; осознавать, почему он так говорит; постараться почувствовать, каких переживаний он ждёт, оценивать не только его, но и себя.
Но нельзя допустить, чтобы младший школьник читал всё, что попадёт ему в руки. К сожалению, родители часто устраняются от руководства детским чтением. Они считают, что, если ребёнок научился читать, пусть он сам и книги выбирает. Учитель в этом случае приходит на помощь семье. Он должен рекомендовать родителям книги, которые может и должен читать младший школьник, советует, как помочь ребёнку выбрать книгу, как с ним беседовать о прочитанном.
Духовность, нравственность нельзя «привить», чтобы они стали убеждением, их необходимо вырастить в условиях развивающего образования. Уроки литературного чтения помогают ощутить искренность чувств, и правдивость мысли, без чего не возможно развитие самосознания ребенка, расширение «объема » его души, воспитание его духовности и нравственности.
Заканчивая свою статью, хочется обратиться к словам замечательного человека, писателя, ученого С.Л. Соловейчика, который в своей книге «Педагогика для всех» говорит: «Воспитание - это обучение нравственной жизни, т.е. обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счет - пользуясь лишь нравственными средствами. Нравственность (определяемая вопросом «за чей счет?») указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность - граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх - духовность, она бесконечна... Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания».