kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Учитель и родитель. Как решить конфликтную ситуацию?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья поможет педагогам решить конфликтную ситуацию с родителями обучающихся из-за оценивания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Учитель и родитель. Как решить конфликтную ситуацию?"»

Учитель и родитель. Как разрешить конфликтную ситуацию?

Как педагогу избежать конфликтных ситуаций и суметь погасить инцидент до его возникновения и как поступить, если конфликта избежать не удалось.

Конфликтующие родители в огромном большинстве неравнодушны к своим детям или как минимум к своему статусу как родителя. Их можно и нужно «переключать» в режим конструктивного диалога, хотя иногда это непросто. Гораздо сложнее добиться чего-то от родителя, которому все равно. Включенность — позитивная сторона конфликтности, и это важно помнить.

Причиной деструктивных столкновений родителей с учителями чаще всего является ситуация, в которой, по мнению родителя, по отношению к его ребенку допущена несправедливость. Занизили оценку, не дали шанса исправить неудачный результат, другой ребенок ударил или оскорбил, учитель отозвался пренебрежительно, — все это про то, что «с моим ребенком поступили неправильно, нехорошо».

В основе такого конфликта лежит желание защитить своего ребенка — вполне позитивное и естественное.

В большинстве случаев оно не противоречит интересам учителя. Тем не менее разгорается конфликт. Почему?

К сожалению, в нашей культуре принято считать, что именно так решаются проблемы. У огромного большинства людей практически отсутствуют навыки конструктивного взаимодействия в ситуации конфликта. Если кто-то неправ, надо показать ему, что я сильнее, и он уступит, — такова внутренняя логика агрессивного поведения.

Другая возможная причина склонности к конфронтации — неуверенность в своей родительской позиции. Такие родители (чаще всего это матери) постоянно доказывают окружающим и самим себе, что они «достаточно хорошие матери».

Итак, в основе конфликтного поведения родителей лежит желание помочь своему ребенку, однако для этого некоторые родители выбирают деструктивные способы взаимодействия. Что же делать в таком случае учителю?

Энергию, которую щедро производят конфликтные родители, можно направить в мирное русло, если суметь превратить их в союзников.

Рекомендации учителю при общении с конфликтными родителями

1. Сохраняйте профессиональную позицию, нацеленность на интересы детей. (Например, я понимаю ваше беспокойство, ИМЯ ОТЧЕСТВО меня тоже волнует успеваемость Вани. Назначьте встречу с родителями)

2. Выдерживайте уважительный тон, ни в коем случае не переходите на взаимные обвинении и не переходите на личности. (Не в коем случае не называйте ребёнка бездельником, не обвиняйте родителей в недостаточном внимании к ребёнку)

3. Отметьте в положительном ключе включенность родителя в школьные дела ребенка, заинтересованность в его благополучии и успешности. (Например, «Очень хорошо, что вы пришли обсудить сложившуюся ситуацию)

4. Ведите разговор в духе партнерства и сотрудничества, предлагайте совместно выработать стратегию помощи ребенку. (Покажите работы ученика, в которых допущены ошибки, обсудите какие темы вызывают у ребёнка затруднения)

5. Предлагайте варианты разрешения ситуации, четко обозначая границы (например, «я готова включить Вашего сына в группу дополнительных занятий, которые проходят по вторникам, но не могу заниматься с ним в субботу»).

В случае конфликта с родителями педагогу следует сохранять самообладание, не усугублять противостояние и постараться сделать недовольного родителя своим союзником. Помните, что в конечном счете цель у вас одна, и лучше идти к ней сообща.

Если же родитель не слышит учителя, продолжает вести себя эмоционально, то отложите, перенесите встречу (Давайте перенесём наш разговор, когда вы успокоитесь и сможем конструктивно поговорить).

Рассмотрим пример, как правильно реагировать на претензии родителей и построить конструктивный диалог для решения проблемы.

Пример НЕконструктивного диалога:

Родитель: Будьте добры, объясните мне, почему у моего сына единственная в классе двойка по Вашему предмету! На каком основании Вы делаете из него двоечника?!

Учитель: Я попрошу Вас не говорить со мной в таком тоне! Ваш сын бездельник, которому на все наплевать, надо было лучше его воспитывать.

Конструктивный ответ:

Учитель: здравствуйте, хорошо, что вы пришли! Меня тоже беспокоит его успеваемость. Вот его работы, они, к сожалению, не дотягивают до тройки. Как Вы думаете, в чем причина?

В первом случае учитель активно включился в конфликтное выяснение отношений, негативно оценив и ученика, и его мать. Никакого выхода или решения проблемы с успеваемостью ребенка ни учитель, ни родитель не предлагают. Очевидно, что конструктивный выход из ситуации в этом случае найден не будет. Скорее всего, конфликт просто затухнет или будет тлеть до новой вспышки активности или нового провоцирующего события. С большой вероятностью, через несколько месяцев, когда дело дойдет до итоговой аттестации, активный родитель снова придет с претензиями. Не противопоставляйте себя родителям, а призывайте их к сотрудничеству.

Во втором случае учитель сходу обозначает конструктивность своей позиции и нацеленность на интересы ребенка. Он вскользь положительно оценивает готовность родителя участвовать в школьной жизни, игнорируя конфликтный тон. Давая объективную оценку успеваемости ребенка, он никак не характеризует его личные качества. И наконец, активно приглашая родителя к поиску решения проблемы, он делает его своим партнером в достижении общей цели — успешной учёбе ребенка. После этого продолжение диалога на повышенных тонах становится практически невозможным.

Если родители пишут жалобы на педагога

Даже если вы будете максимально корректны в своих словах и действиях, возможно, найдутся родители, которые напишут на вас жалобу директору, в отдел образования или прямо в министерство. Как правильно реагировать на незаслуженные обвинения?

Не оправдывайтесь перед родителями и тем более не выливайте свои обиды на учеников. Самый правильный выход — обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (на это вы имеете право согласно п. 12 ст. 47 ФЗ «Об образовании»). Комиссия должна провести расследование и объявить результаты. В ходе расследования достойно объясняйте свое поведение.

Умение решать конфликты — навык, который пригодится вам не только в профессиональной деятельности.

Старайтесь дать понять, что вы на одной стороне с родителем и имеете общую цель — помочь ребенку в освоении школьной программы.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Учитель и родитель. Как решить конфликтную ситуацию?"

Автор: Климова Татьяна Николаевна

Дата: 03.11.2025

Номер свидетельства: 676605

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) ""Особенности профилактики конфликтного поведения подростков «группы риска» ""
    ["seo_title"] => string(72) "osobennosti_profilaktiki_konfliktnogo_povedeniia_podrostkov_gruppy_riska"
    ["file_id"] => string(6) "573099"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1613296907"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Методика и формы сотрудничества классного руководителя с родителями. "
    ["seo_title"] => string(75) "mietodika-i-formy-sotrudnichiestva-klassnogho-rukovoditielia-s-roditieliami"
    ["file_id"] => string(6) "109978"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1405335548"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) ""Рекомендации педагогам и родителям по воспитанию и обучению детей с разным типом темперамента""
    ["seo_title"] => string(80) "rekomendatsii_pedagogam_i_roditeliam_po_vospitaniiu_i_obucheniiu_detei_s_raznym_"
    ["file_id"] => string(6) "510105"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1557796668"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Классный час "Семья - как много в этом слове..." "
    ["seo_title"] => string(46) "klassnyi-chas-siem-ia-kak-mnogho-v-etom-slovie"
    ["file_id"] => string(6) "121128"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413892847"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(284) "«Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья и с родителями «здоровых» детей. (клубное занятие, круглый стол, компетентностная игра) "
    ["seo_title"] => string(168) "rabota-s-roditieliami-dietiei-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia-i-s-roditieliami-zdorovykh-dietiei-klubnoie-zaniatiie-krughlyi-stol-kompietientnostnaia-ighra"
    ["file_id"] => string(6) "134744"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416799608"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства