Статья на тему: «Развитие связной речи младших школьников»
Статья на тему: «Развитие связной речи младших школьников»
Речевое развитие младших школьников – одна из центральных проблем в современной начальной школе. У учащихся младших классов ограниченный объем слов, однообразные синтаксические конструкции. Речь их состоит из коротких однотипных предложений со слабо выраженной связью между ними. Текст, который они создают, часто распадается на короткие рубленые фразы. Поэтому передо мной встала очень серьезная задача научить детей чувствовать слово, строить предложения, понимать текст (тему, идею, структуру). Эту задачу я начала решать на занятиях в группе продленного дня.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: «Развитие связной речи младших школьников»»
Огнева Виктория Олеговна
Воспитатель группы продленного дня
ГБОУ Гимназия № 63
Санкт-Петербург
Статья на тему: «Развитие связной речи младших школьников»
«Из всех… знаний и умений самым
важным, самым необходимым для
жизненной деятельности является,
конечно, умение ясно, понятно,
красиво говорить на своем языке».
В.И.Чернышев
Речевое развитие младших школьников – одна из центральных проблем в современной начальной школе. У учащихся младших классов ограниченный объем слов, однообразные синтаксические конструкции. Речь их состоит из коротких однотипных предложений со слабо выраженной связью между ними. Текст, который они создают, часто распадается на короткие рубленые фразы. Поэтому передо мной встала очень серьезная задача научить детей чувствовать слово, строить предложения, понимать текст (тему, идею, структуру). Эту задачу я начала решать на занятиях в группе продленного дня.
Цель:
Развивать связную речь учащихся – это значит прививать им ряд конкретных умений:
- осмысливать тему;
- собирать материал;
- располагать материал;
- пользоваться средствами языка, умение выражать свои мысли точно;
В своей работе разработанные упражнения по развитию речи (у учащихся 1 – 4 классов) я выделила следующие группы:
Деление сплошного текста на отдельные предложения.
Это упражнение помогает детям находить границы предложения и в собственной речи.
Деление сплошного текста на абзацы.
Упражнение направлено на развитие и совершенствование умения устанавливать логическую связь между частями рассказа. Деление сплошного текста на абзацы является подготовительной работой к обучению детей составлению плана рассказа.
Составление связного текста из данных предложений.
Составляя рассказ из отдельных предложений, дети усваивают важнейшие требования к связной речи – последовательное изложение мыслей.
Составление связного текста из деформированных предложений.
Это усложненный вариант составления связного текста из данных предложений. Основная цель этих упражнений – усвоение учащимися порядка слов в простом предложении, а предложений в тексте.
Свободные диктанты являются подготовительным этапом к изложению. Упражнения этого вида способствуют формированию навыка запоминания диктуемого; у учеников вырабатывается внимательность, сообразительность, развивается логическая память.
Рассказ с элементами описания.
Сущность описания состоит в более или менее развернутом указании признаков предметов и явлений. Описание может быть художественным, деловым, научным. Описывать можно не только предметы, но и явления, трудовые процессы.
Выборочное выписывание из текста по заданию – это работа над отдельной темой. Предполагается запись не всего текста, а только отдельных слов, словосочетаний или предложений в соответствии с заданием. Выбор из рассказа материала, отвечающего содержанию вопроса, дисциплинирует мышление детей.
Письменные ответы на вопросы.
Цель этих упражнений – научить детей правильно строить предложения для точной и ясной передачи содержания текста. Затем даются вопросы, предоставляющие большую свободу в письменной передаче текста. Одна из основных целей этой работы – показать учащимся возможность различных способов выражения мыслей. При этом работа каждого ребенка показывает уровень развития его речи. Отвечая на вопрос, дети могут использовать разное число предложений и иную лексику.
Составление краткого рассказа.
Обучению краткому изложению является одной из самых сложных задач в работе над изложением. Пересказать и записать кратко труднее, чем передать содержание в полном объеме. Ребенок должен сказать о главном по-своему, своими словами.
Составление текста по опорным словам (словосочетаниям), составление рассказа по данному началу или по его концу – один из видов творческой работы.
Дети овладевают знаниями и умениями последовательно, продвигаясь от простого к сложному. Эти упражнения помогают вырабатывать у детей внимательность, сообразительность, развивают логическую память, учат описывать предметы или явления, сравнивать их, расширяют словарный запас.
Используемая литература:
О.В.Печкурова «Современные уроки развития речи» Ростов : изд-во «Феникс», 2003.
Л.Д.Мали, О.С.Арямова, С.А.Климова, Н.С.Пескова «Уроки развития речи в 1 – 4 классе» Тула, «Родничок» М., Астрель, 2005.