Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Использование игровых технологий в начальной школе"»
Использование игровых технологий в начальной школе.
Варавина Екатерина Сергеевна студентка Нижнетагильского педагогического колледжа №1
Аннотация: В данной статье представлена классификация и направленность игровых технологий. Также в статье можно увидеть определение игровых технологий. Применение игровых технологий на уроке даёт возможность учителю выйти на новый, творческий уровень взаимодействия с учащимися.
В наше время всё больше внимания в научной литературе уделяется использованию игры в целях повышения эффективности учебного процесса, но далеко не все педагоги умеют правильно использовать её в обучении.
Актуальность современных образовательных технологий нашла свое отражение в таком нормативном документе, как «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».
«В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: обновления содержания основной образовательной программы начального общего образования, а также методик и технологий её реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов детей и их родителей (законных представителей), а также с учётом особенностей субъекта Российской Федерации» [6, с. 25].
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами.
В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали многие ученые, но наиболее полно сущность игры раскрыта в работах Ю. П. Азарова и О. С. Газман.
Значение использования игровой технологии при решении задач ФГОС состоит в том, что она позволяет достичь положительного эффекта: в качестве педагогической технологии для освоения понятий, тем и областей знаний, как элемента более широкой технологии, в качестве способа, приёма, метода, средства обучающего диалога при решении социальных, нравственных задач, как основы межпоколенного взаимодействия в условиях социальной мобильности и информационной насыщенности. [2, с. 41]
Использование игровых технологий, в частности, на уроках русского языка в начальной школе, помогает решать следующие задачи: развитие познавательного интереса к предмету; активизация познавательной деятельности; создание условий для самовыражения личности; повышение творческого потенциала учащихся; разнообразие учебной деятельности; развитие навыков коммуникации, чувство коллективизма, отношение доброжелательности [4, с. 36]
По определению Г.К. Селевко, игровая технология – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игровые технологии имеют различную направленность:
Дидактические – формирование определенных умений и навыков необходимых в практической деятельности;
Воспитывающие – воспитание самостоятельности, формирование определённых позиций, сотрудничества, коммуникабельности;
Развивающие – развитие внимания, речи, мышления, рефлексии, мотивации учебной деятельности;
Социализирующие – приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, саморегуляция [5, с. 17]
Достаточно трудно найти основание для того, чтобы классифицировать игры, в которые играют дети. Все виды игр имеют свои особенности и назначение, между ними трудно провести границы - в каждой игровой ситуации решается много задач, реализуется множество потребностей личности. В книге Г.К. Селевко «Энциклопедия образовательных технологий» описаны наиболее типичные детские игры.
По области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические.
технические, со средствами передвижения [3, с. 58]
Вот что говорил о роли игры в жизни ребенка А.С. Макаренко, один из самых знаменитых педагогов России: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре...».
В отечественной психологии и педагогике проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, а также Г.П. Щедровицкий, А.А. Вербицкий, О.С. Газман, Н.П. Аникеева и другие.
Об учебных и воспитательных возможностях игры человечеству известно давно. В этом мы убедились в процессе изучения теоретического материала и анализа научно-методической литературы по теме исследования. Но мало кто использует их в образовательном процессе.
Игровая технологиястроится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.
Библиографический список
Аникеева Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева - М.: Просвещение, 1987. — 144 с.
Игровые технологии // Энциклопедия образовательных технологий В 2 ч. / науч. ред. Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2005. Ч. 1. - С. 127-130. – 556 с.
Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.
Муравьёва Г.Е. Проектирование технологий обучения / Г.Е. Муравьёва – Шуя: Весть, 2015. – 130 с.
Мухина В.В. Играя, развиваем. Игра как средство повышения грамотности учащихся / В.В. Мухина // Коррекционная педагогика. – 2010. - №1. – с. 67-70.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 4-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2016. – 53 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-043426-3.