kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему "Использование игровых технологий в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье представлена классификация и направленность игровых технологий. Также в статье можно увидеть определение игровых технологий. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Использование игровых технологий в начальной школе"»

Использование игровых технологий в начальной школе.

Варавина Екатерина Сергеевна
студентка Нижнетагильского педагогического колледжа №1

Аннотация: В данной статье представлена классификация и направленность игровых технологий. Также в статье можно увидеть определение игровых технологий. Применение игровых технологий на уроке даёт возможность учителю выйти на новый, творческий уровень взаимодействия с учащимися.



В наше время всё больше внимания в научной литературе уделяется использованию игры в целях повышения эффективности учебного процесса, но далеко не все педагоги умеют правильно использовать её в обучении.

Актуальность современных образовательных технологий нашла свое отражение в таком нормативном документе, как «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».

«В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: обновления содержания основной образовательной программы начального общего образования, а также методик и технологий её реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов детей и их родителей (законных представителей), а также с учётом особенностей субъекта Российской Федерации» [6, с. 25].

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. 

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали многие ученые, но наиболее полно сущность игры раскрыта в работах Ю. П. Азарова и О. С. Газман.

Значение использования игровой технологии при решении задач ФГОС состоит в том, что она позволяет достичь положительного эффекта: в качестве педагогической технологии для освоения понятий, тем и областей знаний, как элемента более широкой технологии, в качестве способа, приёма, метода, средства обучающего диалога при решении социальных, нравственных задач, как основы межпоколенного взаимодействия в условиях социальной мобильности и информационной насыщенности. [2, с. 41]

Использование игровых технологий, в частности, на уроках русского языка в начальной школе, помогает решать следующие задачи: развитие познавательного интереса к предмету; активизация познавательной деятельности; создание условий для самовыражения личности; повышение творческого потенциала учащихся; разнообразие учебной деятельности; развитие навыков коммуникации, чувство коллективизма, отношение доброжелательности [4, с. 36]

По определению Г.К. Селевко, игровая технология – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игровые технологии имеют различную направленность:

  • Дидактические – формирование определенных умений и навыков необходимых в практической деятельности;

  • Воспитывающие – воспитание самостоятельности, формирование определённых позиций, сотрудничества, коммуникабельности;

  • Развивающие  –  развитие внимания, речи, мышления, рефлексии, мотивации учебной деятельности;

  • Социализирующие – приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, саморегуляция [5, с. 17]

Достаточно трудно найти основание для того, чтобы классифицировать игры, в которые играют дети. Все виды игр имеют свои особенности и назначение, между ними трудно провести границы - в каждой игровой ситуации решается много задач, реализуется множество потребностей личности. В книге Г.К. Селевко «Энциклопедия образовательных технологий» описаны наиболее типичные детские игры.

По области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические.

По характеру психологического процесса:

  • обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие;

  • познавательные, воспитательные, развивающие;

  • репродуктивные, продуктивные, творческие;

  • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

По предметной области:

  • математические, физические, экологические;

  • музыкальные, театральные, литературные;

  • трудовые, технические;

  • физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные;

  • обществоведческие, управленческие, экономические.

По игровой среде:

  • без предметов / с предметами;

  • настольные, комнатные, уличные, на местности;

  • компьютерные, телевизионные, ТСО;

  • технические, со средствами передвижения [3, с. 58]

Вот что говорил о роли игры в жизни ребенка А.С. Макаренко, один из самых знаменитых педагогов России:  «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре...».

В отечественной психологии и педагогике проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, а также Г.П. Щедровицкий, А.А. Вербицкий, О.С. Газман, Н.П. Аникеева и другие.

Об учебных и воспитательных возможностях игры человечеству известно давно. В этом мы убедились в процессе изучения теоретического материала и анализа научно-методической литературы по теме исследования. Но мало кто использует их в образовательном процессе.

 Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.







Библиографический список

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева - М.: Просвещение, 1987. — 144 с.

  2. Игровые технологии // Энциклопедия образовательных технологий В 2 ч. / науч. ред. Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2005. Ч. 1. - С. 127-130. – 556 с.

  3. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.

  4. Муравьёва Г.Е. Проектирование технологий обучения / Г.Е. Муравьёва – Шуя: Весть, 2015. – 130 с.

  5. Мухина В.В. Играя, развиваем. Игра как средство повышения грамотности учащихся / В.В. Мухина // Коррекционная педагогика. – 2010. - №1. – с. 67-70.

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 4-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2016. – 53 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-043426-3.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья на тему "Использование игровых технологий в начальной школе"

Автор: Варавина Екатерина Александровна

Дата: 19.12.2018

Номер свидетельства: 491724

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Статья "Особенности использования игровых технологий на уроках математике в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(104) "stat-ia-osobiennosti-ispol-zovaniia-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematikie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "163430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422472278"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "Статья на тему: "Использование игровых технологий для формирования грамматического навыка на уроках английского языка в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_na_tiemu_ispol_zovaniie_ighrovykh_tiekhnologhii_dlia_formirovaniia_ghram"
    ["file_id"] => string(6) "468336"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1525356502"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Использование игровых технологий на уроках иностранного языка на начальном этапе обучения "
    ["seo_title"] => string(103) "ispol-zovaniie-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-inostrannogho-iazyka-na-nachal-nom-etapie-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "149815"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420308934"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "«Использование игровых ситуаций и применение арт-технологий на уроках в начальных классах малокомплектной школы» "
    ["seo_title"] => string(126) "ispol-zovaniie-ighrovykh-situatsii-i-primienieniie-art-tiekhnologhii-na-urokakh-v-nachal-nykh-klassakh-malokompliektnoi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "158101"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421685836"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) ""Игровые технологии на уроках музыки""
    ["seo_title"] => string(43) "ighrovyie-tiekhnologhii-na-urokakh-muzyki-1"
    ["file_id"] => string(6) "265540"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449986196"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства