Просмотр содержимого документа
«Статья на тему «Игра в жизни младшего школьника».»
Статья на тему «Игра в жизни младшего школьника».
Игра является характерным видом деятельности младших школьников. В игре младшего школьника постепенно появляется учебная деятельность, вводятся элементы трудовой и спортивной деятельности – так игра становится многоплановой.
Задача воспитателя группы продленного дня:
- добиться того, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, инициативными, думающими, способными на творческий подход.
Благодатный детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению
удивляться, богатству и красоте окружающего мира. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.
Развивающее обучение – это обучение, при котором учащиеся не только
запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия.
В настоящее время существует множество разнообразных технологий и методик ведения развивающих занятий с младшими школьниками. Но надо всегда помнить,
что основной метод развития младшего школьника – проблемно-поисковый, а основная форма его организации – игра.
Игра:
один из видов деятельности человека и животных;
вид человеческой деятельности, который отражает (воссоздает) другие ее виды;
вид деятельности в условных ситуациях, направленный на воссоздание и усвоение социального опыта.
Детская игра:
исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности;
одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей.
Игра — сердцевина досуга. Игра как огромный пласт культуры разнообразит и обогащает досуг людей, воссоздавая целостность бытия человека.
Психологи издавна изучают игры детей и взрослых, отыскивая их функции, специфическое содержание, сравнивая с другими видами деятельности. Необходимость в игре иногда объясняют, как необходимость дать выход чрезмерной жизненной силе.
Игра - удовлетворение потребностей в отдыхе. Живое существо, играя, своеобразным образом тренируется, чему-нибудь обучается. Игра может быть вызвана и потребностью в лидерстве, соревновании. Можно рассматривать игру и как компенсирующую деятельность, что в символической форме дает возможность удовлетворить неосуществленные желания.
Игра, - это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий. Человечество вновь и вновь создает свой придуманный мир, новое бытие, которое существует рядом с миром натуральным, миром природы. Узы, которые связывают игру и красоту, очень тесные и многообразные. Всякая игра, это, прежде всего свободная, вольная деятельность.
Игра протекает ради нее самой, ради удовлетворения, что возникает в самом процессе исполнения игрового действия.
Именно в мире впервые формируется необходимость влияния на окружение, изменить его, когда у человека возникает желание, которое невозможно сразу реализовать, создаются предпосылки игровой деятельности.
Самостоятельность человека в середине игрового сюжета безгранична, она может возвращаться в прошлое, заглядывать в будущее, многоразово повторять одно и то же действие, которое приносит и удовлетворение, дает возможность ощутить себя значащим, всемогущим, желанным.
В игре ребенок не обучается жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью. Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Не случайно Л. С. Выготский называет игру "девятым валом детского развития".
Не выигрывать, а играть – такой есть общая формула, мотивация детской игры. (О. М. Леонтьев)
Теории игры:
Теория избытка сил
Теория упражнения (К. Гроос)
Теория созревания (Ф. Бойтендайк)
Теория влечений (З. Фрейд)
Теория интеллектуального развития (Ж. Пиаже)
Теории К.Д. Ушинского, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна
Игра – отражение жизни. Здесь все "как будто", "понарошку", но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их, как живых, понимает, что он не "пострадавший" летчик, или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по настоящему гордится своей победой.
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Задача воспитателя состоит в - том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
Функции игровой деятельности:
развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
коммуникативнвя: освоение диалектики общения;
самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Главные черты игры:
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»):
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности органично входит:
целеполагание;
планирование;
реализация цели;
анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
роли, взятые на себя играющими;
игровые действия как средство реализации этих ролей;
игровые употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
реальные отношения между играющими;
сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Интерактивная игра – это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуация «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью, что позволяет обучающимся лучше, чем в сложном реальном мире, познать и понять структуру и причинно-следственные взаимосвязи происходящего, групповых и межличностных проблем.
Активность обучаемых:
Физическая
Социальная
Познавательная
Принципы интерактивного обучения:
Принцип эффекта;
Принцип целеполагания;
Принцип обучающей направленности;
Принцип упражнения;
Принцип подготовленности;
Принцип равенства;
Принцип личного проживания;
Принцип ассоциаций;
Принцип группового взаимодействия;
Принцип партнерства;
Принцип диагностики;
Принцип достижения ожидаемого результата.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях.
Использование игровой деятельности:
1- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
2- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
3- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
4- как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и квалификации педагогических игр.
Группы игр:
физические (двигательные);
интеллектуальные (умственные);
трудовые;
социальные;
психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики.
1. Предметные;
2. Сюжетные;
3. Ролевые;
4. Деловые;
5. Имитационные;
6. Игры-драматизации.
Состав элементов имитационной игры (В. Комаров)
Имитационная игра
Принципы построения
принцип наглядности;
принцип автономности;
принцип «открытости» игровой модели;
принцип сбора, систематизации и обработки экспертной информации.
Принципы организации и проведения
полное погружение;
постепенность вхождения;
равномерная игровая нагрузка;
соревновательность игровых групп;
правдоподобие моделируемой ситуации.
Имитационная игра «ЧП НА ЛУНЕ».
Цели: развить интерактивный потенциал играющих, научить принимать коллективные решения, выявить лидерские возможности участников игры, показать преимущества сотрудничества.
Задачи:
1. Принятие индивидуальных решений.
2. Выработка коллективного решения в группах.
3. Межгрупповое взаимодействие: дискуссия.
4. Анализ результатов и подведение итогов игры.
Время: 30-40 минут.
Информация для участников игры
На луноходе, которым управляет каждый из вас, вышел из строя двигатель. До базы - лунной станции - около 300 км; туда необходимо добраться пешком в течение трех суток. Половину пути надо пройти по темной стороне Луны, вторую - по освещенной.
На борту лунохода имеется неприкосновенный запас, состоящий из предметов 14 наименований.
1 этап – индивидуальная работа (5 – 7 минут).
2 этап – работа в группе (10 – 20 минут)
Список предметов
Моток прочной веревки
Аптечка
Спички
Карта звездного неба
Обогреватель
Два кислородных баллона
Бортпаек
Ящик сгущенного молока
Надувной спасательный жилет
20 литров питьевой воды
Магнитный компас
Сигнальная ракета
Рация УКВ
Парашют
1 этап
Предметы необходимо взять с собой, а для уменьшения груза и ускорения движения поочередно избавляться от них по степени важности и по мере использования. Очередность записывается в карточку, выдаваемую каждому играющему, причем первый выброшенный предмет будет номером 14, последний - номером 1.
2 этап
Создаются команды по 5-7 человек.
Цель игры - добраться до базы лунной станции, остаться живыми;
цель команды - обсудить проблему и принять коллективное решение. Каждый играющий при обсуждении отстаивает свою точку зрения, старается реализовать индивидуальную программу выживания, используя разнообразные стратегии взаимодействия.
Карточка участника игры
Предметы
Оценка
Директивная оценка
Разница в оценках
Примеча-ние
Индив.
Группо-вая
Лиде-ров
Индив
Группо-вая
Лиде-ров
1. Моток прочной веревки
2. Аптечка
3. Спички
4. Карта звездного неба
5. Обогреватель
6. Два кислородных баллона
7. Бортпаек
8. Ящик сгущенного молока
9. Надувной спасательный жилет
10. 20 литров питьевой воды
11. Магнитный компас
12. Сигнальная ракета
13. Рация УКВ
14. Парашют
Ролевая игра – это способ расширения опыта участников посредством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предлагается принять позицию (роль) кого-либо из участников и затем выработать способ, позволяющий привести эту ситуацию к достойному завершению.
По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда:
различают игры с предметами и без предметов,
настольные,
комнатные,
уличные,
на местности,
компьютерные и с ТОО, а также с различными средствами передвижения.
Классификация педагогических игр:
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практические деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности: развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии творческих способностей, эмпатии. рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Результативность дидактических игр зависит:
1. во-первых от систематического их использования,
2.во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение владеть собой, быстрота реакции на слово, фонематический слух, смекалка и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.