Статья на тему "Формирование универсальных учебных действий у младших школьников при решении математических задач"
Статья на тему "Формирование универсальных учебных действий у младших школьников при решении математических задач"
Начальная школа-это важный этап в процессе общего образования школьника, так как именно в этот период дается толчок для дальнейшего развития и реализации личности ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Формирование универсальных учебных действий у младших школьников при решении математических задач"»
Формирование универсальных учебных действий
у младших школьников при решении математических задач
Начальная школа-это важный этап в процессе общего образования школьника, так как именно в этот период дается толчок для дальнейшего развития и реализации личности ребенка. За курс обучения учащимся необходимо усвоить не только требуемые программой учебный материал, но и научиться мыслить, размышлять, делать выводы. На ком лежит эта ответственность? Конечно же, на учителе начальных классов. ФГОС нового поколения ставит перед учителем новые цели и задачи. Теперь, учитель должен научить ребенка не только читать и писать, но и привить новые умения.
На первом месте стоят универсальные учебные действия(УУД), составляющие основу умения учиться. В настоящее время теория УУД в литературе разработана недостаточно. На основе текстов ФГОС, примерных программ и публикаций А. Г. Асмолова, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой, Н. Г. Салминой можно отметить, что устоявшегося определения УУД нет. В данной публикации будем придерживаться определения А. Г. Асмолова, который трактует УУД как обобщенные действия, которые порождают широкую ориентацию учащихся в различных областях познания и мотивацию к обучению, и предлагает им рассматривать данное понятие с двух позиций. В широком значении термин «универсальные учебные действия» - понимается, как способность к самосовершенствованию и саморазвитию путем сознательного и активного освоения нового социального опыта, т. е. своего рода «умение учиться». В более узком смысле – совокупность действий учащегося, которые обеспечивают его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному получению и усвоению новых знаний и умений (ЗУН), включая организацию этого процесса. Обычно выделяют следующие виды УУД: познавательные, личностные, коммуникативные и регулятивные [2, с. 102].
Целью нашего исследования является выявление ряда математических задач, которые способствуют формированию УУД младших школьников. Обучение решению задач всегда являлось одним из сложных занятий в начальном курсе математики. Нужно научить школьника не только анализировать текст задачи, но и выявлять связи между условием и требованием задачи, сформировывать приемы умственной деятельности (анализ, сравнение, обобщение, классификация, сравнение и др.). Поэтому, именно в начальном курсе математики школьники получают ту необходимую базу знаний, которая пригодится им на дальнейших этапах образования.
Если говорить о способах формирования навыков по решению арифметических задач в курсе математики начальной школы, то следует опираться, прежде всего, на универсальные учебные действия (УУД), которые формируются комплексно, включая различные учебные дисциплины. Федеральные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС) уделяют пристальное внимание развитию УУД через решение текстовых задач. К такому роду задач относятся задачи, требующие выбора арифметических действий, выполнения вычислений для получения ответа на поставленный вопрос. Однако новая модель начального образования, направленная на социальное, познавательное, коммуникативное и информационное развитие младших школьников, значительно расширяет содержание самого понятия текстовая задача [4].
Рассмотрим возможности работы с задачей для формирования УУД, а через них и приемов творческой деятельности. При этом будем исходить, во-первых, из специфики учебного предмета «Математика», а именно, учитывать его главную функцию и ведущие компоненты. Во-вторых, на результат обучения (задача формирования УУД не является исключением) оказывают решающее влияние отбор и структурирование содержания образования, выбор методов, средств, приемов, форм обучения. В рекомендациях для школ и педагогов, представленных в публикации «Разработка модели Программы развития универсальных учебных действий», указывается на необходимость полноценного освоения учеником всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы; цель; учебную задачу; действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) [1]. Отсюда можно сделать вывод, что работа с задачами направлена на формирование названных составляющих учебной деятельности. Школьное математическое образование вообще и, в частности работа с задачами призваны внести значительный вклад в формирование познавательных УУД. При этом происходит отработка у учащихся действий двух видов: специфических для математики, это вычислять, составлять и решать уравнения, неравенства, переводить на язык математики условия задач и т. д.
На основных этапах работы с математической задачей ребенок учится выделять главное, производить поиск необходимой информации, структурировать и перестраивать имеющиеся знания, самостоятельно создавать последовательность действий при решении задач творческого и поискового характера. Названные действия обычно относят к общеучебным. Большой вклад математики относят к формированию логических действий, к которым относят умения: сравнивать, анализировать, синтезировать, систематизировать и упорядочивать условия (объекты), проводить обобщение и классификацию, доказывать. Школьник учится осуществлять подведение под понятие (распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез), выводить следствия, устанавливать и использовать аналогию.
К проверенным средствам формирования общего способа решения задач относят различные методические приемы, с помощью которых организуется разнообразная активная и творческая деятельность учащихся. Например, чтобы школьники научились внимательно читать задачу и усваивать ее структуру, нужно использовать прием сравнения текстов нескольких задач. Сравнить тексты задач - значит ответить на вопрос: «Чем похожи и чем отличаются задачи?» Задача 1. Возле дома росло 2 вишни и яблони. Сколько фруктовых деревьев росло возле дома? Задача 2. Возле дома росло 2 вишни и 4 яблони. Сколько фруктовых деревьев росло возле дома? Задача 3. Возле дома росло 2 вишни и столько же яблонь. Сколько фруктовых деревьев росло возле дома? С этой же целью можно использовать прием составления задач из условий и вопросов. Работу можно организовать следующим образом.
На доске с одной стороны записаны условия, а с другой – вопросы задач. Вопросов можно предложить больше, чем условий, чтобы у учащихся была возможность выбора.
1.У Кати 2 карандаша, а у Нади 5 карандашей.
2.В одной книге 35 страниц. Паша прочитал 12 страниц.
3.В одной корзине 12 грибов, а в другой на 5 больше.
4.На ветке сидело 9 птиц, из них 5 синиц, остальные- вопробьи.
Дальше, учащимся предлагаются следующие вопросы:
1.Сколько грибов во второй корзине?
2.Сколько воробьев сидело на ветке?
3.Сколько Карандашей было у Нади?
4.Сколько страниц прочитал Паша?
5.Сколько грибов в двух корзинках?
По предложенным условиям и вопросам, учащиеся составляют следующие задачи.
Задача 1. У Кати 2 карандаша, а у Нади 5 карандашей. Сколько карандашей у девочек? Задача 2. В одной корзине 12 грибов, а в другой на 5 больше. Сколько грибов во второй корзине? Задача 3. В книге 35 страниц. Паша прочитал 12 страниц. Сколько страниц прочитал Паша?
Задача 4. На ветке сидело 9 птиц, из них 5 синиц, остальные – воробьи. Сколько воробьев сидело на ветке?
Учащиеся обсуждают предложенные варианты, составляют задачи и приходят к выводу, что два вопроса не относятся к данным условиям. Поэтому можно предложить составить задачи, условие которых будет соответствовать названным вопросам.
В начальной школе полезно использовать прием дополнения условия задачи по ее решению. Учитель показывает решение задачи и текст без чисел. Ученики должны вставить в текст задачи пропущенные числа.
Решение задачи:
1)20 – 5 = 15 (маш.)
2)15 – 3 = 12 (маш.)
Текст задачи: «В гараже стояло ______ машин. Утром в рейс ушли ____ машин, после обеда еще ______ машин. Сколько машин осталось в гараже?»
Сопоставляя решение задачи и текст с пропущенными числами, получают задачу: «В гараже стояло 20 машин. Утром в рейс ушли 5 машин, после обеда еще 3 машины. Сколько машин осталось в гараже?»
Работу над этой задачей можно продолжить в, используя прием построения схемы по условию задачи, который в этом случае выступит в качестве контроля.
5 маш. 3 маш. ? маш.
20 маш.
Далее учитель предлагает придумать задачи, которые решаются с использованием числового выражения, составленного к этой задаче. При использовании приема выбор условия задачи к данному вопросу ученикам предлагается один вопрос и несколько условий.
Например: «Сколько всего рыб было в ведре?».
Условия: В ведре 10 щук, а язей на 3 меньше;
В ведре щуки и окуни. Щук на 5 больше, чем язей;
В ведре 5 карасей и 4 окуня;
В ведре 14 рыб, из них 8 окуней.
После размышлений могут быть составлены следующие задачи:
Задача 1. В ведре 5 карасей и 4 окуня. Сколько всего рыб было в ведре? Задача 2. В ведре 10 щук, а язей на 3 меньше. Сколько всего рыб было в ведре?
Если же речь идет о логических задачах, то при анализе ситуаций, которые присутствуют в задачах, школьники приобретают умение искать и выделять нужную информацию, приобретают опыт смыслового чтения, анализа объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков. На этапе поиска решения задачи развиваются такие УУД, как установление причинно-следственных связей, построение логических цепочек рассуждений, выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий, постановка и формулировка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности [3].
Вообще решение задач (с разным конкретным содержательным наполнением) предполагает формирование у школьников умений использовать приобретенные знания и умения в изменяющихся ситуациях. Можно сделать вывод, что задачи могут выступать эффективным средством для формирований УУД, а также способствовать развитию творческого мышления. Они должны занимать значительное место в разрабатываемых школами (в соответствии с требованиями ФГОС) основных образовательных программах.