kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему "Формирование универсальных учебных действий у младших школьников при решении математических задач"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начальная школа-это важный этап в процессе общего образования школьника, так как именно в этот период дается толчок для дальней­шего развития и реализации личности ребенка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Формирование универсальных учебных действий у младших школьников при решении математических задач"»

Формирование универсальных учебных действий

у младших школьников при решении математических задач


Начальная школа-это важный этап в процессе общего образования школьника, так как именно в этот период дается толчок для дальней­шего развития и реализации личности ребенка. За курс обучения учащимся необходимо усвоить не только требуемые программой учебный материал, но и научиться мыслить, размышлять, делать выводы. На ком лежит эта ответственность? Конечно же, на учителе начальных классов. ФГОС но­вого поколения ставит перед учителем новые цели и задачи. Теперь, учи­тель должен научить ребенка не только читать и писать, но и привить но­вые умения.

На первом месте стоят универсальные учебные действия(УУД), со­ставляющие основу умения учиться. В настоящее время теория УУД в ли­тературе разработана недостаточно. На основе текстов ФГОС, примерных программ и пуб­ликаций А. Г. Асмолова, Г. В. Бурменской, И. А. Володар­ской, О. А. Кара­бановой, Н. Г. Салминой можно отметить, что устоявше­гося определения УУД нет. В данной публикации будем придерживаться определения А. Г. Асмолова, который трактует УУД как обобщенные дей­ствия, которые порождают широкую ориентацию учащихся в различных областях познания и мотивацию к обучению, и предлагает им рассматри­вать данное понятие с двух позиций. В широком значении термин «уни­версальные учебные действия» - понимается, как способность к самосо­вершенствованию и саморазвитию путем сознательного и активного осво­ения нового социального опыта, т. е. своего рода «умение учиться». В бо­лее узком смысле – совокупность действий учащегося, которые обеспечи­вают его культурную идентичность, социальную компетентность, толе­рантность, способность к самостоятельному получению и усвоению новых знаний и умений (ЗУН), включая организацию этого процесса. Обычно выделяют следующие виды  УУД: познавательные, личностные, коммуни­кативные и регулятивные [2, с. 102].

Целью нашего исследования является выявление ряда математиче­ских задач, которые способствуют формированию УУД младших школь­ников. Обучение решению задач всегда являлось одним из сложных заня­тий в начальном курсе математики. Нужно научить школьника не только анализировать текст задачи, но и выявлять связи между условием и требо­ванием задачи, сформировывать приемы умственной деятельности (анализ, сравнение, обобщение, классификация, сравнение и др.). Поэтому, именно в начальном курсе математики школьники получают ту необходимую базу знаний, которая пригодится им на дальнейших этапах образования.

Если говорить о способах формирования навыков по решению арифметических задач в курсе математики начальной школы, то следует опираться, прежде всего, на универсальные учебные действия (УУД), ко­торые формируются комплексно, включая различные учебные дисци­плины. Федеральные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС) уделяют пристальное внимание развитию УУД через решение текстовых задач. К такому роду задач относятся задачи, требующие вы­бора арифметических действий, выполнения вычислений для получения ответа на поставленный вопрос. Однако новая модель начального образо­вания, направленная на социальное, познавательное, коммуникативное и информационное развитие младших школьников, значительно расширяет содержание самого понятия текстовая задача [4].

Рассмотрим возможности работы с задачей для формирования УУД, а через них и приемов творческой деятельности. При этом будем исходить, во-первых, из специфики учебного предмета «Математика», а именно, учитывать его главную функцию и ведущие компоненты. Во-вторых, на результат обучения (задача формирования УУД не является исключением) оказывают решающее влияние отбор и структурирование содержания об­разования, выбор методов, средств, приемов, форм обучения. В рекомен­дациях для школ и педагогов, представленных в публикации «Разработка модели Программы развития универсальных учебных действий», указыва­ется на необходимость полноценного освоения учеником всех компонен­тов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы; цель; учебную задачу; действия и операции (ориентировка, пре­образование материала, контроль и оценка) [1]. Отсюда можно сделать вывод, что работа с задачами направлена на формирование названных со­ставляющих учебной деятельности. Школьное математическое образова­ние вообще и, в частности работа с задачами призваны внести значитель­ный вклад в формирование познавательных УУД. При этом происходит отработка у учащихся действий двух видов: специфических для матема­тики, это вычислять, составлять и решать уравнения, неравенства, перево­дить на язык математики условия задач и т. д.

На основных этапах работы с математической задачей ребенок учится выделять главное, производить поиск необходимой информации, структурировать и перестраивать имеющиеся знания, самостоятельно со­здавать последовательность действий при решении задач творческого и поискового характера. Названные действия обычно относят к общеучеб­ным. Большой вклад математики относят к формированию логических действий, к которым относят умения: сравнивать, анализировать, синтези­ровать, систематизировать и упорядочивать условия (объекты), проводить обобщение и классификацию, доказывать. Школьник учится осуществлять подведение под понятие (распознавание объектов, выделение существен­ных признаков и их синтез), выводить следствия, устанавливать и исполь­зовать аналогию.

К проверенным средствам формирования общего способа решения задач относят различные методические приемы, с помощью которых орга­низуется разнообразная активная и творческая деятельность учащихся. Например, чтобы школьники научились внимательно читать задачу и усваивать ее структуру, нужно использовать прием сравнения текстов не­скольких задач. Сравнить тексты задач - значит ответить на вопрос: «Чем похожи и чем отличаются задачи?» Задача 1. Возле дома росло 2 вишни и яблони. Сколько фруктовых деревьев росло возле дома? Задача 2. Возле дома росло 2 вишни и 4 яблони. Сколько фруктовых деревьев росло возле дома? Задача 3. Возле дома росло 2 вишни и столько же яблонь. Сколько фруктовых де­ревьев росло возле дома? С этой же целью можно использо­вать прием со­ставления задач из условий и вопросов. Работу можно орга­низовать сле­дующим образом.

На доске с одной стороны записаны условия, а с другой – вопросы задач. Вопросов можно предложить больше, чем условий, чтобы у уча­щихся была возможность выбора.

1.У Кати 2 карандаша, а у Нади 5 карандашей.

2.В одной книге 35 страниц. Паша прочитал 12 страниц.

3.В одной корзине 12 грибов, а в другой на 5 больше.

4.На ветке сидело 9 птиц, из них 5 синиц, остальные- вопробьи.

Дальше, учащимся предлагаются следующие вопросы:

1.Сколько грибов во второй корзине?

2.Сколько воробьев сидело на ветке?

3.Сколько Карандашей было у Нади?

4.Сколько страниц прочитал Паша?

5.Сколько грибов в двух корзинках?

По предложенным условиям и вопросам, учащиеся составляют следующие задачи.

Задача 1. У Кати 2 карандаша, а у Нади 5 карандашей. Сколько ка­рандашей у девочек? Задача 2. В одной корзине 12 грибов, а в другой на 5 больше. Сколько грибов во второй корзине? Задача 3. В книге 35 страниц. Паша прочитал 12 страниц. Сколько страниц прочитал Паша?

Задача 4. На ветке сидело 9 птиц, из них 5 синиц, остальные – воробьи. Сколько воробьев сидело на ветке?

Учащиеся обсуждают предложенные варианты, составляют задачи и приходят к выводу, что два вопроса не относятся к данным условиям. По­этому можно предложить составить задачи, условие которых будет соот­ветствовать названным вопросам.

В начальной школе полезно использовать прием дополнения условия задачи по ее решению. Учитель показывает решение задачи и текст без чи­сел. Ученики должны вставить в текст задачи пропущенные числа.

Решение задачи:

1)20 – 5 = 15 (маш.)

2)15 – 3 = 12 (маш.)

Текст задачи: «В гараже стояло ______ машин. Утром в рейс ушли ____ машин, после обеда еще ______ машин. Сколько машин осталось в гараже?»

Сопоставляя решение задачи и текст с пропущенными числами, по­лучают задачу: «В гараже стояло 20 машин. Утром в рейс ушли 5 машин, после обеда еще 3 машины. Сколько машин осталось в гараже?»

Работу над этой задачей можно продолжить в, используя прием по­строения схемы по условию задачи, который в этом случае выступит в ка­честве контроля.


5 маш. 3 маш. ? маш.



20 маш.


Далее учитель предлагает придумать задачи, которые решаются с использованием числового выражения, составленного к этой задаче. При использовании приема выбор условия задачи к данному вопросу ученикам предлагается один вопрос и несколько условий.


Например: «Сколько всего рыб было в ведре?».

Условия: В ведре 10 щук, а язей на 3 меньше;

В ведре щуки и окуни. Щук на 5 больше, чем язей;

В ведре 5 карасей и 4 окуня;

В ведре 14 рыб, из них 8 окуней.

После размышлений могут быть составлены следующие задачи:

Задача 1. В ведре 5 карасей и 4 окуня. Сколько всего рыб было в ведре? Задача 2. В ведре 10 щук, а язей на 3 меньше. Сколько всего рыб было в ведре?

Если же речь идет о логических задачах, то при анализе ситуаций, которые присутствуют в задачах, школьники приобретают умение искать и выделять нужную информацию, приобретают опыт смыслового чтения, анализа объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков. На этапе поиска решения задачи развиваются такие УУД, как установление причинно-следственных связей, построение логических це­почек рассуждений, выбор наиболее эффективных способов решения за­дачи в зависимости от конкретных условий, постановка и формулировка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности [3].

Вообще решение задач (с разным конкретным содержательным наполнением) предполагает формирование у школьников умений исполь­зовать приобретенные знания и умения в изменяющихся ситуациях. Можно сделать вывод, что задачи могут выступать эффективным сред­ством для формирований УУД, а также способствовать развитию творче­ского мышления. Они должны занимать значительное место в разрабаты­ваемых школами (в соответствии с требованиями ФГОС) основных обра­зовательных программах.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Кузьмина Ирина Михайловна

Дата: 07.08.2024

Номер свидетельства: 654716

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Статья " Использование проектно-исследовательской технологии  в краеведческой деятельности" "
    ["seo_title"] => string(102) "stat-ia-ispol-zovaniie-proiektno-issliedovatiel-skoi-tiekhnologhii-v-kraieviedchieskoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "127419"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415299756"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Использование проектно-исследовательской технологии  в краеведческой деятельности "
    ["seo_title"] => string(94) "ispol-zovaniie-proiektno-issliedovatiel-skoi-tiekhnologhii-v-kraieviedchieskoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "127411"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415298930"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Особенности преподавания курса математики по УМК "Школа России""
    ["seo_title"] => string(66) "osobiennosti_priepodavaniia_kursa_matiematiki_po_umk_shkola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "368319"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481459231"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Современные педагогические технологии в начальной школе. ( УМК « Начальная школа 21века»)"
    ["seo_title"] => string(80) "sovremennye_pedagogicheskie_tekhnologii_v_nachalnoi_shkole_umk_nachalnaia_shkola"
    ["file_id"] => string(6) "524739"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1572352437"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Математическое мышление – ресурс познавательной активности личности учащегося "
    ["seo_title"] => string(92) "matiematichieskoie-myshlieniie-riesurs-poznavatiel-noi-aktivnosti-lichnosti-uchashchieghosia"
    ["file_id"] => string(6) "177862"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424717524"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства