Просмотр содержимого документа
«Статья "Как помочь слабоуспевающему ученику"»
Как помочь слабоуспевающему ученику?
Первого сентября – это первая встреча учителя и его учеников. Красивые, нарядные они приходят в школу и ждут от учителя «пятерок» и «четверок». Да и мы учителя ждем от них того же. Но в процессе работы выясняется, что состав учащихся очень неоднородный. Мы все люди и все мы разные. С разным развитием, с разным восприятием, памятью, мышлением. Есть ученики, которые схватывают учебный материал очень быстро, буквально на лету. И есть ученики, которым этот же самый материал даётся с большим трудом. И таких детей достаточно много. Среди них есть и такие, которые проявляют активное нежелание учиться. Как быть? Как помочь ученику?
Чаще всего ребенку нужна не просто педагогическая помощь и поддержка, но и понимание, добрые и ласковые слова, которых ему не хватает как в школе, так и дома.
Каждый ребенок имеет индивидуальные способности и склонности, симпатии и антипатии к каким-либо наукам. Поэтому важно не ломать их индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие.
Возникновение у школьников негативного отношения к учебе связано с теми или иными ошибками родителей. В результате пропадает контакт и доверие к родителям, и отношения между детьми и родителями характеризуются как конфликтные или безразличные.
Поэтому начинать работу надо с установления контакта и доверия: престать его «пилить», т.е. читать нотации; отказаться от скандалов и наказаний. После того как доверие достигнуто, можно начать разбираться в причинах возникшего нежелания учиться.
Основной причиной может быть наличие дефектов или несформированность учебной деятельности. Другая причина – допущенные ошибки воспитания, которые ведут к одному: неумению делать то, что надо, вопреки тому, что хочется.
Большую роль в воспитании этого умения может сыграть совместная деятельность учителей, школьников и родителей.
Основной вывод заключается в том, что преодоление отставания школьников в учебе требуют решения двух проблем: с одной стороны, нужно совершенствовать методику проведения учебных занятий, учитывая индивидуальные особенности учащихся. С другой стороны, умело применять систему воспитательных средств воздействия на учащихся, с тем чтобы не допускать формирования у них отрицательного отношения к учебе, вырабатывать потребность в знаниях и стремление к преодолению трудностей.
Способы усиления эффективности работы с отстающими учениками:
Применять инновационные образовательные технологии, формы и методы обучения (ориентация на индивидуальные особенности ребенка, дифференциация заданий на каждом этапе урока).
Включать детей в индивидуально-групповую работу. Для этого нужно разработать разноуровневые тренировочные и проверочные упражнения, творческие задания с возможностью выбора.
Использовать в процессе обучения «Карточки помощи», «Памятки для учеников».
Внедрять элементы технологии «Ситуация успеха».
Уделять внимание игровой деятельности на уроке. Игровые задания включают в работу подсознание.
Опрашивая учеников на уроке, давать им приблизительный план ответа. Они могут самостоятельно составить его дома и пользоваться им на уроке.
Выделять детям больше времени на подготовку к ответу у доски, разрешать пользоваться наглядными пособиями.
Давать возможность слабым ученикам последовательно излагать материал, ориентируясь на наводящие вопросы.
Проверять уровень усвоения знаний по разделам, при изучении которых школьник отсутствовал на уроке.
На этапе усвоения нового материала акцентировать внимание слабых школьников на самых важных, трудноизучаемых моментах. Чаще задавать им вопросы, чтобы выяснить степень понимания материала.
При выполнении самостоятельной работы давать упражнения, которые направлены на устранение типичных ошибок. Отмечать положительную динамику в работе: у ребенка появляется вера в свои силы, стимулируются новые усилия.
Задав домашнюю работу, провести подробный инструктаж по ее выполнению. Объем заданий должен быть посильным для ученика.
Итак, с чего же начать, когда по всем предметам у детей плохие результаты? А начать надо даже не с чтения, а с развития памяти. Профессор Федоров разработал и рекомендует 8 резервов обучения чтению через развитие памяти.
Суть ее в следующем:
• Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человека устроена так, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то - есть, то - нет. Именно это создает раздражение мозга и запоминается. Например: 5 минут читаем, затем пересказываем, через определенное время - еще 5-10 минут. Эффект такой тренировки намного выше, чем полуторачасовое чтение.
• Жужжащее чтение.
• Ежедневные 5-минутки чтения.
• Обязательное чтение перед сном.
Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Это значит, что, дочитав предложение до конца, ребенок забывает начало. Исправить этот недостаток можно с помощью зрительных диктантов. Зрительные диктанты пишем почти на каждом уроке русского языка, обращая особое внимание на орфограммы, даже те, которые дети еще не изучали. Объем текста для зрительного диктанта постепенно увеличивается.
• Каждый день учим наизусть. Дети читают предложение или несколько предложений, затем поднимают глаза кверху и рассказывают наизусть, то есть переключаем внимание, а память продолжает работать. Память, которая так им нужна, у них неустойчива и не приучена к умственной работе.
• И последнее: каждую неделю просто необходимо писать изложения. Благодаря этому дети учатся запоминать последовательность событий и точнее их пересказывать.
Кроме развития памяти, необходимо также развитие внимания, наблюдательности, мышления. Для этого на уроках ежедневно можно проводить специальные упражнения и задания. Они занимают 2 - 3 минуты в начале или середине урока и становятся своего рода умственно-эмоциональной разминкой. Вот некоторые из них:
Упражнение на развитие восприятия.
Предназначено для развития способностей к фонематическому различению. Эти способности лежат в основе успешного обучения чтению и письму.
Ребенку предлагается картинка с изображением различных предметов. Затем учитель произносит какое-либо слово и просит ученика показать тот предмет, название которого начинается с такого же звука. Например, учитель говорит слово "солнце" и ребенок показывает на картинку со слоном , так как "солнце" и "слон" начинаются со звука [с].
Упражнение на тренировку распределения внимания (для детей, знающих цифры).
На рисунке представлена таблица с 25 клетками, на которых в случайном порядке нанесены цифры от I до 35, из них 10 пропущено. Ребенок должен найти и показать все цифры подряд, а пропущенные цифры записать.
Упражнение на развитие наблюдательности.
Задание: внимательно осмотрите комнату и найдите предметы, в которых есть круг, окружность, квадрат, прямоугольник и т.д. Ученики называют предметы: выключатель, основание карандаша и многое другое. Проводить такие игры можно в форме игры-соревнования.
Упражнения на развитие мыслительных процессов.
"Найди лишнее слово". Учитель читает серию слов (слова могут быть записаны на доске, на карточках). Каждая серия состоит из 4-5 слов. 3 или 4 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.
Упражнения на развитие зрительного воображения.
Учитель предлагает детям закончить рисунок с незаконченными изображениями, а затем рассказать о том, что изобразили.
"Точки". Учитель показывает ребенку на примере, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. Потом предлагает ему самому нарисовать что-либо, соединяя точки. Использовать все точки каждый раз не обязательно.
Помогая ребёнку справиться с математикой, целесообразно давать материал небольшими дозами, с постепенным усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений и ежедневно включая материал для повторения и самостоятельных работ. Учащиеся должны уметь показать и объяснить все, что делают, решают, рисуют, чертят, собирают. Самое сложное - задачи, и от того, как дети поймут, осознают условие и вопрос, зависит решение. Здесь приемлемо всё. На уроке можно и постучать, и покричать, и потопать, лишь бы в глазах ребенка появился огонек. Для решения задач можно заготовить опорные схемы, а ученикам предложить нарисовать задачу. Пусть детский рисунок будет плох, но мыслительные операции у детей находятся на кончиках пальцев и в рисунке. В каждой задаче обязательно нужны вопросы. Они помогают ребенку сосредоточиться, учат логически рассуждать.
Я убеждена: если учитель будет мгновенно приходить на помощь, ребенок не успеет замкнуться, расстроиться, тогда и будет результат. Таким детям даже самая настоящая подсказка приносит только пользу. Если однажды я помогла ему, в следующий раз он обязательно справится сам.