kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Как помочь слабоуспевающему ученику"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой статье рассказывается о причинах неуспеваемости ученика и как помочь слабоуспевающему ученику. Даны некоторые рекомендации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Как помочь слабоуспевающему ученику"»

Как помочь слабоуспевающему ученику?

Первого сентября – это первая встреча учителя и его учеников. Красивые, нарядные они приходят в школу и ждут от учителя «пятерок» и «четверок». Да и мы учителя ждем от них того же. Но в процессе работы выясняется, что состав учащихся очень неоднородный. Мы все люди и все мы разные. С разным развитием, с разным восприятием, памятью, мышлением. Есть ученики, которые схватывают учебный материал очень быстро, буквально на лету. И есть ученики, которым этот же самый материал даётся с большим трудом. И таких детей достаточно много. Среди них есть и такие, которые проявляют активное нежелание учиться. Как быть? Как помочь ученику?

Чаще всего ребенку нужна не просто педагогическая помощь и поддержка, но и понимание, добрые и ласковые слова, которых ему  не хватает как в школе, так и дома.

Каждый ребенок имеет индивидуальные способности и склонности, симпатии и антипатии к каким-либо наукам. Поэтому важно не ломать их индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие.

Возникновение у школьников негативного отношения к учебе связано с теми или иными ошибками родителей. В результате пропадает контакт и доверие к родителям, и отношения между детьми и родителями характеризуются как конфликтные или безразличные.

Поэтому начинать работу надо с установления контакта и доверия: престать его «пилить», т.е. читать нотации; отказаться от скандалов и наказаний. После того как доверие достигнуто, можно начать разбираться в причинах возникшего нежелания учиться.

Основной причиной может быть наличие дефектов или несформированность учебной деятельности. Другая причина – допущенные ошибки воспитания, которые ведут к одному: неумению делать то, что надо, вопреки тому, что хочется.

Большую роль в воспитании этого умения может сыграть совместная деятельность  учителей, школьников и родителей.

Основной вывод заключается в том, что преодоление отставания школьников в учебе требуют решения двух проблем: с одной стороны, нужно совершенствовать методику проведения учебных занятий, учитывая индивидуальные особенности учащихся. С другой стороны,  умело применять систему воспитательных средств воздействия на учащихся, с тем  чтобы не допускать формирования у них отрицательного отношения к учебе, вырабатывать потребность в знаниях и стремление к преодолению трудностей.

Способы усиления эффективности работы с отстающими учениками:


  • Применять инновационные образовательные технологии, формы и методы обучения (ориентация на индивидуальные особенности ребенка, дифференциация заданий на каждом этапе урока).

  • Включать детей в индивидуально-групповую работу. Для этого нужно разработать разноуровневые тренировочные и проверочные упражнения, творческие задания с возможностью выбора.

  • Использовать в процессе обучения «Карточки помощи», «Памятки для учеников».

  • Внедрять элементы технологии «Ситуация успеха».

  • Уделять внимание игровой деятельности на уроке. Игровые задания включают в работу подсознание.

  • Опрашивая учеников на уроке, давать им приблизительный план ответа. Они могут самостоятельно составить его дома и пользоваться им на уроке.

  • Выделять детям больше времени на подготовку к ответу у доски, разрешать пользоваться наглядными пособиями.

  • Давать возможность слабым ученикам последовательно излагать материал, ориентируясь на наводящие вопросы.

  • Проверять уровень усвоения знаний по разделам, при изучении которых школьник отсутствовал на уроке.

  • На этапе усвоения нового материала акцентировать внимание слабых школьников на самых важных, трудноизучаемых моментах. Чаще задавать им вопросы, чтобы выяснить степень понимания материала.

  • При выполнении самостоятельной работы давать упражнения, которые направлены на устранение типичных ошибок. Отмечать положительную динамику в работе: у ребенка появляется вера в свои силы, стимулируются новые усилия.

  • Задав домашнюю работу, провести подробный инструктаж по ее выполнению. Объем заданий должен быть посильным для ученика.

Итак, с чего же начать, когда по всем предметам у детей плохие результаты? А начать надо даже не с чтения, а с развития памяти. Профессор Федоров разра­ботал и рекомендует 8 резервов обучения чтению через развитие памяти.

Суть ее в следующем:

• Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человека устроена так, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то - есть, то - нет. Именно это создает раздражение мозга и запоминается. Например: 5 минут читаем, затем пересказываем, через определенное время - еще 5-10 минут. Эффект такой тренировки намного выше, чем полуторачасовое чтение.

• Жужжащее чтение.

• Ежедневные 5-минутки чтения.

• Обязательное чтение перед сном.

Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за сла­бо развитой оперативной памяти. Это значит, что, дочитав предложе­ние до конца, ребенок забывает начало. Исправить этот недостаток мож­но с помощью зрительных диктантов. Зрительные диктанты пишем по­чти на каждом уроке русского языка, обращая особое внимание на орфограммы, даже те, которые дети еще не изучали. Объем текста для зрительного диктанта постепенно увеличивается.

• Каждый день учим наизусть. Дети читают предложение или не­сколько предложений, затем поднимают глаза кверху и рассказывают наизусть, то есть переключаем внимание, а память продолжает ра­ботать. Память, которая так им нужна, у них неустойчива и не приучена к умственной работе.

• И последнее: каждую неделю просто необходимо писать изложения. Благодаря этому дети учатся запоминать последовательность событий и точнее их пересказывать.

Кроме развития памяти, необходимо также развитие внимания, наблюдательности, мышления. Для этого  на уроках ежедневно можно проводить специальные упражнения и задания. Они занимают 2 - 3 минуты в начале или середине урока и становятся своего рода умственно-эмоциональной разминкой. Вот некоторые из них:

Упражнение на развитие восприятия.

 Предназначено для развития способностей к фонематическому различе­нию. Эти способности лежат в основе успешного обучения чтению и письму.

Ребенку предлагается картинка с изображением различных предметов. Затем учитель произносит какое-либо слово и просит ученика показать тот предмет, название которого начинается с такого же звука. Например, учитель говорит слово "солнце" и ребенок показывает на картинку со слоном , так как "солнце" и "слон" начинаются со звука [с].

Упражнение на тренировку распределения внимания (для детей, знающих цифры).

На рисунке представлена таблица с 25 клетками, на которых в случайном порядке нанесены цифры от I до 35, из них 10 пропущено. Ребенок должен найти и показать все цифры подряд, а пропущенные циф­ры записать.

 Упражнение на развитие наблюдательности.

  Задание: внимательно осмотрите комнату и найдите предметы, в которых есть круг, окружность, квадрат, прямоугольник и т.д. Ученики называют предметы: выключатель, основание карандаша и многое другое. Проводить такие игры можно в форме игры-соревнования.

Упражнения на развитие мыслительных процессов.

 "Найди лишнее слово". Учитель читает серию слов (слова могут быть записаны на доске, на карточках). Каждая серия состоит из 4-5 слов. 3 или 4 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Упражнения на развитие зрительного воображения.

 Учитель предлагает детям закончить рисунок с незаконченными изображениями, а затем рассказать о том, что изобразили.

 "Точки". Учитель показывает ребенку на примере, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. Потом предлагает ему самому нарисовать что-либо, соединяя точки. Использовать все точки каждый раз не обяза­тельно.

Помогая ребёнку справиться с математикой, целесообразно давать материал небольшими дозами, с постепенным усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений и ежедневно включая ма­териал для повторения и самостоятельных работ. Учащие­ся должны уметь показать и объяснить все, что делают, решают, рисуют, чер­тят, собирают. Самое сложное - задачи, и от того, как дети поймут, осознают условие и вопрос, зависит решение. Здесь приемлемо всё. На уроке можно и постучать, и покричать, и потопать, лишь бы в глазах ребенка появился огонек. Для решения задач можно заготовить опорные схемы, а ученикам предложить нарисовать задачу. Пусть детский рисунок будет плох, но мыслительные операции у детей находятся на кончиках пальцев и в рисунке. В каждой задаче обязательно нужны вопросы. Они помогают ребенку сосредоточиться, учат логически рассуждать.

Я убеждена: если учитель будет мгновенно приходить на помощь, ребенок не успеет замкнуться, расстроиться, тогда и будет результат. Таким детям даже самая настоящая подсказка приносит только пользу. Если однажды я помогла ему, в следующий раз он обязательно справится сам.

  Яровая Г.А. 1 категория





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Статья "Как помочь слабоуспевающему ученику"

Автор: Яровая Галина Анатольевна

Дата: 04.11.2018

Номер свидетельства: 483540

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(13) "Статья "
    ["seo_title"] => string(7) "stat-ia"
    ["file_id"] => string(6) "103738"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402615448"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Статья.Реализация индивидуально – образовательных  маршрутов учащихся как способ формирования учебной мотивации младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(147) "stat-ia-riealizatsiia-individual-no-obrazovatiel-nykh-marshrutov-uchashchikhsia-kak-sposob-formirovaniia-uchiebnoi-motivatsii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "103741"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402615994"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Методический семинар "Технология педагогической поддержки учащихся на уроках родного (коми) языка" "
    ["seo_title"] => string(118) "mietodichieskii-sieminar-tiekhnologhiia-piedaghoghichieskoi-poddierzhki-uchashchikhsia-na-urokakh-rodnogho-komi-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "224915"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439287529"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Принципы работы с неуспевающими учениками. "
    ["seo_title"] => string(50) "printsipy-raboty-s-nieuspievaiushchimi-uchienikami"
    ["file_id"] => string(6) "156545"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421435954"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства