Статья "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературного чтения"
Статья "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературного чтения"
Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературного чтения как важные составляющие процесса формирования УУД младших школьников. Данная тема является актуальной и требует более тщательного изучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературного чтения"»
Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературного чтения как важные составляющие процесса формирования УУД младших школьников
В настоящее время главная задача современной школы заключается в воспитании динамичной личности, которая готова к самообразованию, саморазвитию, умеющей овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить. Одной из ключевых составляющих такой личности является читательская грамотность.
Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Таким образом, перед школой ставится задача – пробудить интерес к сознательному чтению литературы, что является средством формирования и развития личности учащегося.
Читательская грамотность является одним из планируемых результатов обучения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Требования к уровню читательской грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах ФГОС «Чтение: работа с информацией» и обобщенных планируемых результатах освоения основных учебных программ по всем предметам и определяются следующими позициями:
– поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
– смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров.
Основы читательской грамотности должны быть заложены в начальной школе, ведь именно младший школьный возраст характерен активным процессом формирования мировоззрения школьника, его переживаний, а также развития его интересов и способностей. Чтение в начальный период обучения является одним из главных средств познания мира. В этот период обучения чтение становится мощным средством обогащения личного и социального опыта ребёнка, его самопознания и развития. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.
Вся моя работа по формированию читательской грамотности реализуется по следующим направлениям:
1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое).
2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях, их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения.
3. Умение работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги.
4. Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (толкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне).
В своей деятельности использую различные методы и приемы работы с
текстом, которые способствуют формированию функционального навыка чтения. Так, при формировании читательской грамотности в период обучения грамоте и при работе над формированием навыка чтения, считаю наиболее эффективными следующие приёмы: чтение строчек наоборот по словам, восполнение пропусков букв в словах, чтение перевёрнутого текста, чтение строчек с закрытой нижней половиной, поиск в тексте заданных слов и т.д. Эти приёмы помогают формировать у учащихся навыки чтения, позволяющие воспринимать текст, а затем анализировать его.
Работа над формированием начитанности учащихся, предусматривает
знание детьми авторов и книг, соответствующих их возрасту и входящих в круг чтения, определённый программой. Для этого на уроках проводятся пятиминутки свободного чтения, использую прием "реклама книги", когда дети стараются увлечь своей книгой, ведем читательские дневники, организуем конкурсы на лучшего читателя, учимся работать с разными словарями для получения дополнительной информации.
Для формирования читательской грамотности младших школьников на уроках, я применяю современные педагогические технологии обучения.
Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Эта технология направлена на формирование универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умение извлекать информацию из текста. Таким образом, на материале текстов учебника строится формирование читательской деятельности учащихся.
Технология продуктивного чтения включает в себя три этапа работы с текстом:
I этап. Работа с текстом до чтения
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста.
Моя главная задача на этом этапе – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать произведение.
Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока,определяют цель урока. На этом этапе применяю следующие приемы:
1.Ассоциативный куст
Я записываю ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации
2.Глоссарий
Актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.
3. Рассечение вопроса
Смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.
4.Предваряющие чтение вопросы
Побуждить ученика искать в тексте ответ, сопоставлять его с вопросом и с собственными знаниями о предмете.
5.Мозговой штурм, предвосхищение содержания текста
Актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.
Ребята делятся на группы, им даются задания.
Первая группапо иллюстрации пробует высказать свои предположения о том, что может произойти в тексте?
Вторая группа, используя ключевые слова , высказывает свое предположение о происходящих событиях.
А третья группа учащихся постарается предположить, о чем пойдет речь в рассказе по его названию.
II этап. Работа с текстом во время чтения
Цель этого этапа – понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкование оценки).
Первичное чтение текста я организую как комбинированное чтение. Далее идет выявление первичного восприятия, выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. По ходу чтения ведется словарная работа.
Моя основная задача на данном этапе – помочь ребенку увидеть в тексте автора (его отношение к героям, к ситуации, решить проблему «писатель и действительность»), а это возможно лишь в ходе повторного (аналитического, изучающего, «медленного») чтения по частям и беседой после чтения каждой части.
Также на этом этапе происходит обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с окончательными выводами по тексту.
На этом этапе применяю следующие приемы:
1.Чтение с остановками.
2.Работа с вопросником.
3.Чтение про себя с вопросами.
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
4.Чтение с пометками»
Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.
5.Чтение в кружок».
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
III этап. Работа с текстом после чтения
Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.
Результатом коллективного обсуждения прочитанного должно стать понимание авторского смысла, выявление и формулирование основной идеи текста.
На данном этапе предусмотрено повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Проводится беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора. Для третьего этапа работы с текстом предусмотрено творческое задание.
На этом этапе на уроках я использую следующие приёмы работы:
1.Тонкие и толстые вопросы. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.
2.Синквейн
СИНКВЕЙН - короткое литературное произведение, характеризующее предмет. Ученики убеждаются в том, что каждый из них вполне может быть автором такого “интересного” стихотворения.
3.Уголки. Использую на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста.
4.Написание творческих работ
Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение.
5.Ромашка (кубик) Блума
С помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции. На лепестках ромашки написаны вопросы: Почему? Объясни. Назови. Предложи. Придумай. Поделись.
При использовании на уроках литературного чтения указанных приемов у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».
В заключении хотелось бы сказать, конечно чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают, это и то, с помощью чего учащиеся изучают большинство учебных предметов. Следовательно, чтение определяет и эффективность обучения по другим предметам.
Мы хотим видеть читающего учащегося, который владеет необходимым уровнем техники читательской деятельности, способного самостоятельно мыслить, организовывать собственную познавательную деятельность. Чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами. Вспоминаются слова Василия Александровича Сухомлинского о том, что «…можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения - невоспитанный человек, нравственный невежда».