современные здоровьесберегающие технологии усили я работников ДОУ как никогда направлены на оздоровление ребенка. в данной статье будет представлен материал, который на мой взгляд соответствует всем стандартам дошкольного образования: игры, физкультминутки, гимнастики пробуждения, для глаз, массаж, дыхательная гимнастика.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«современные здоровьесберегающие технологи в ДОУ»
Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду.
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни.
Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ).
Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Но что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ и что ими считать - до сих пор остается загадкой для широкого круга профессионально-педагогической аудитории и даже для тех, кто уверенно использует эти технологии в своей практике. Попробуем разобраться в понятиях.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:
● организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
● психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
● учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.
Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Данная работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.
Способны ли мы вести диалог с родителями и предпринимать совместные действия по сохранению и укреплению здоровья детей?
Анализ сложившейся ситуации дает весьма не однозначные ответы на поставленные вопросы. В нашем саду проходило анкетирование родителей по поводу здоровья детей. Мы опрашивали родителей, часто ли болеют их дети, как детский сад может им помочь. Большинство родителей предложили проводить с их детьми больше оздоравливающих гимнастик (дыхательные, точечные массажи и пальчиковые гимнастики)
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.
Современные здоровьесберегающие технологии включают следующие технологии:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Динамические паузы
Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей.
Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры
Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр.
Релаксация
В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии.
Гимнастика для глаз
Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста
Гимнастика дыхательная
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Гимнастика бодрящая
Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.
Гимнастика ортопедическая
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
Самомассаж
В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.
Точечный самомассаж
Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста. Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал.
Психогимнастика
1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. Занятия проводятся по специальным методикам.
Гимнастика пальчиковая
Начинать с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Все эти методы являются здоровьесберегающими. Но я хотела бы остановиться на пальчиковых гимнастиках и физкультминутках.
Дорогие коллеги как вы помните движение пальцев и кистей у ребенка имеют особое развивающие значение. Вспомните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свой палец в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Эти движения ребенок выполняет на рефлекторном уровне, его действия ещё не достигли высокого мозгового контроля, которое позволяет впоследствии осознанно выполнять движения.
Влияние мануальных (ручных) действий известно ещё со 2 века, Китай. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки») приводят в гармоничные отношения тело и разум, тем самым развивая мозговые системы.
Японский врач Намикоси Токудзиро создавал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему.
В Китае распространены упражнения ладоней с каменным и металлическим шарами Популярность занятий объясняются их оздоравливающим эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжения, развивают координацию движения, силу и ловкость рук.
Талантом наше педагогики созданы игры «Ладушки», «Коза рогатая» и т.д. Их значения до сих пор не достаточно осмысленно взрослыми. Многие взрослые видят в них только развлечение, а не развитие. Исследования отечественных физиологов так же подтверждают связь работы мозга и развития рук. Работы И.М. Бехтерева доказывали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения звуков, а значит – развивают речь ребенка. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре головного полушарий мозга. «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией….. есть все основания рассматривать кисти рук как орган речи» Развития тонких движений руки предшествуют появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела» а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированных пальцев. Именно поэтому трудно переоценить роль гимнастик, развивающих мелкую моторику рук. Такую тренировку надо начинать с самого раннего детства.
В ясельных группах детского сада, как правило, начинают проводить простенькие пальчиковые гимнастики. Типа « Мы капусту рубим», «Молоток мой верный друг», « Моя семья» и т. д. Эти простые упражнения не только развивают речь ребенка, но и учат координировать свои действия. В дальнейшем задания усложняются. В средней группе хороши такие гимнастики как: «Хомка, хомка, хомячок», «Ручка в зеркальце глядела»
В старших группах наши пальчиковые гимнастики выполняются уже и с предметами и элементами наглядности, а так же включая в себя элементы самомассаж.
Пример:
Есть на пальцах наших ногти, на руках запястья, локти.
Темя, шея, плечи, грудь и животик не забудь!
Бедра, пятки, двое стоп, голень и голеностоп.
Есть колени и спина, но она всего одна.
Есть у нас на голове, уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски, и глаза, что так близки.
Щеки нос и две ноздри, губы, зубы посмотри.
Подбородок под губой, вот что знаем мы с тобой.
Все упражнения делаться с легким поглаживанием, по называемым частям тела.
Пальчиковая гимнастика «Рыбка озорница» можно проводить с маленьким мячом который одновременно и массирует нервные окончания детей, а также развивает ловкость детских ручек.
Рыбка плавала в водице. Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка озорница мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула, крошку хлебную взяла.
Рыбка хвостиком вильнула, рыбка быстро уплыла.
Как правило, такие массажные занятия дети выполняют с большим удовольствием. А тем самым помогают своему здоровью, речи, координации, развитию мелкой моторики руки.
По опыту работы я сделала определенные выводы: Чем больше я использовала в работе с детьми различные пальчиковые гимнастики и самомассаж, включая их в занятия и в свободную деятельность, то были заметны положительные результаты у детей, это улучшение памяти, внимания у рассеянных детей. У ребят плохо владея техникой письма, рука стала крепче, буквы и цифры при написании равнее. Словарный запас стал шире, рассказы и пересказы интереснее.
А применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.