kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья «Современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся – технологическая карта урока»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся - технологическая карта" затрагивает основные этапы работы над проектированием урока, соответствующего требованиям ФГОС НОО. Даются практические советы по составлению карты урока. Освещается деятельность учителя и деятельность обучающихся на каждом этапе урока, формулируются цели, предлагаются оптимальные методы и приемы достижения поставленных целей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся – технологическая карта урока» »

Бирючинских Инна Николаевна, учитель начальных классов МКОУ «ООШ № 9» г. Лиски

Бирючинских Инна Николаевна,

учитель начальных классов

МКОУ «ООШ № 9» г. Лиски,

ВКК, стаж работы - 23 года


Современный урок и технологическая карта.


Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта второго поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе УУД, предполагает:

  • признание решающей роли способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

  • гарантированность достижения планируемых результатов ООП НОО.

И здесь возникает необходимость решения важных проблем. Нужно включить ученика в образовательный процесс, помочь его самоопределению, научить рефлексировать. Это можно сделать только с помощью действия.

Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему. Целью такого метода - воспитание личности ребенка как хозяина своей деятельности: ставит цели, решает задачи, отвечает за результаты.

Для учителя принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и ученика) основана на началах сотрудничества и взаимопонимания. Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:

  • связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;

  • оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой;

  • планировать УРОК с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов.

Урок – главная составная часть учебного процесса. Качество подготовки учащихся определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

Что такое конспект урока?

Это святая святых, это творческая лаборатория учителя, это плод его дерзаний и терзаний, это то, что может родиться внезапно, а может вымучиваться бессонными ночами, во время работы, в тишине кабинета или суете общественного транспорта.

Некоторые учителя обсуждают – а нужен ли конспект урока? Ведь почти никогда не удается провести урок так, как задумывал. Конспект все-таки нужен. Это ноты, позволяющие импровизацию, это опора, основа, фундамент будущего здания под названием «урок».

Технологическая карта - это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть:

  • этапы урока, его цели,

  • содержание учебного материала,

  • методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся,

  • деятельность учителя и деятельность обучающихся.

В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя).

Наибольшие затруднения вызывает формулирование целей урока на различных этапах, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе.

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС;

  • определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; системно формировать у учащихся УУД;

  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

  • обеспечить повышение качества образования.

Базовая модель ТРКМ вписывается в урок и состоит из трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты их сможешь применить.

Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приёмов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Технологическая карта по ТРКМ.


Вызов:

УЧИТЕЛЬ

· Провоцирует ученика

· Задает вопросы

· Создает ситуацию актуализации опыта ученика

· Формирует мотивацию ученика

УЧЕНИК

· Отвечает на провокацию

· Вспоминает все, что знает по данной теме

· Формулирует первые гипотезы

· Определяется в своих мотивах и целях

Осмысление:

УЧИТЕЛЬ

· Предлагает опорный текст по теме

· Организует процессы чтения, обсуждения, понимания, дискуссии

· Управляет групповой динамикой

· Поддерживает мотивацию и цели

· Учит работать сообща

УЧЕНИК

· Включается в процессы чтения, обсуждения, дискуссии

· Участвует в групповом взаимодействии

· Подкрепляет и делает коррекцию своих целей

· Слушает, задает вопросы, пишет, выделяет главные моменты в новой информации

· Учится работать сообща

Рефлексия:

УЧИТЕЛЬ

· Управляет подведением итогов

· Ставит новые вопросы и задачи на будущее

· Оценивает деятельность ученика

УЧЕНИК

· Суммирует в групповой работе весь изученный материал

· Задает вопросы на будущее

· Делает самооценку своей деятельности


Традиционный урок:

Урок, построенный в ТРКМ:

· На уроке нужно оценивать ученика

· Учащийся не должен делать ошибок

· Учитель знает, как и что должен отвечать школьник

· Учитель должен знать ответы на все вопросы, которые возникают на занятии

· На вопрос, поставленный преподавателем, всегда должен быть ответ

· Учащийся сам может оценить свою деятельность

· Учащийся имеет право на ошибку

· Учитель допускает альтернативные варианты ответов

· Учитель может не знать ответа на заданный учащимся вопрос

· Вопросы учителя могут быть началом нового получения знаний



Приемы стадии ВЫЗОВА на уроке развития критического мышления: «Кластер», «Корзина идей», «Денотатный граф», «Дерево предсказаний», «Верные и неверные высказывания».

Приемы стадии ОСМЫСЛЕНИЕ: «Инсерт», «Шесть шляп мышления», « Двухчастный дневник», «РАФТ», схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет», «Концептуальная таблица», «Ромашка вопросов»

Приемы стадии РЕФЛЕКСИИ: «Синквейн», «Хокку» «Таблица – ЗХУ».



ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

· Определить, какой результат учитель ждет от урока.

· Тема урока должна прослеживаться в течение всего урока.

· Цели обучения должны быть конкретными и чёткими. Их также как и рефлексию формулируют и озвучивают учащиеся.

· Четко определить цели и задачи не только урока, но и каждой стадии.

· Начатое задание необходимо довести до конца, прокомментировать и подвести итог.

· Схемы и таблицы должны заполнять сами дети.

· Необходимо опираться на уже имеющиеся знания учащихся.

· Необходимо учить детей работе с различными источниками информации.

· Алгоритмы последовательности действий учащихся должны быть точными и понятными

· Виды деятельности учащихся должны быть познавательными, практическими, исследовательскими

· Одно из главных условий проведения хорошего урока - переход учителя из позиции "натаскивателя знаний" в позицию "невидимого дирижёра".

· Урок должен быть завершён: от чего начинали, к тому же возвращаемся и им же завершаем. Урок заканчиваем тем, что учащиеся ощущают потребность прийти на следующий урок, чтобы постичь все то интересное и полезное, чего они не успели узнать.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бирючинских Инна Николаевна

Дата: 27.04.2015

Номер свидетельства: 206315

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "«Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика» "
    ["seo_title"] => string(134) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-kak-sovriemiennaia-forma-planirovaniia-piedaghoghichieskogho-vzaimodieistviia-uchitielia-i-uchienika"
    ["file_id"] => string(6) "191757"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427365470"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Статья: "Пути достижений метапредметных и личностных результатов в процессе обучения и внеурочной деятельности""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_puti_dostizhienii_mietapriedmietnykh_i_lichnostnykh_riezul_tatov_v_prots"
    ["file_id"] => string(6) "363014"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480245742"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Пути достижений метапредметных и личностных результатов в процессе обучения и внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(80) "puti_dostizhienii_mietapriedmietnykh_i_lichnostnykh_riezul_tatov_v_protsiessie_o"
    ["file_id"] => string(6) "363013"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480245497"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Информационно-образовательная среда –  важнейший компонент новой системы образования "
    ["seo_title"] => string(91) "informatsionno-obrazovatiel-naia-srieda-vazhnieishii-komponient-novoi-sistiemy-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "228630"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441433470"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства