Статья «Современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся – технологическая карта урока»
Статья «Современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся – технологическая карта урока»
Статья "Современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся - технологическая карта" затрагивает основные этапы работы над проектированием урока, соответствующего требованиям ФГОС НОО. Даются практические советы по составлению карты урока. Освещается деятельность учителя и деятельность обучающихся на каждом этапе урока, формулируются цели, предлагаются оптимальные методы и приемы достижения поставленных целей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья «Современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся – технологическая карта урока» »
Бирючинских Инна Николаевна, учитель начальных классов МКОУ «ООШ № 9» г. Лиски
Бирючинских Инна Николаевна,
учитель начальных классов
МКОУ «ООШ № 9» г. Лиски,
ВКК, стаж работы - 23 года
Современный урок и технологическая карта.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта второго поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе УУД, предполагает:
признание решающей роли способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
гарантированность достижения планируемых результатов ООП НОО.
И здесь возникает необходимость решения важных проблем. Нужно включить ученика в образовательный процесс, помочь его самоопределению, научить рефлексировать. Это можно сделать только с помощью действия.
Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему. Целью такого метода - воспитание личности ребенка как хозяина своей деятельности: ставит цели, решает задачи, отвечает за результаты.
Для учителя принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и ученика) основана на началах сотрудничества и взаимопонимания. Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:
связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой;
планировать УРОК с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов.
Урок – главная составная часть учебного процесса. Качество подготовки учащихся определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
Что такое конспект урока?
Это святая святых, это творческая лаборатория учителя, это плод его дерзаний и терзаний, это то, что может родиться внезапно, а может вымучиваться бессонными ночами, во время работы, в тишине кабинета или суете общественного транспорта.
Некоторые учителя обсуждают – а нужен ли конспект урока? Ведь почти никогда не удается провести урок так, как задумывал. Конспект все-таки нужен. Это ноты, позволяющие импровизацию, это опора, основа, фундамент будущего здания под названием «урок».
Технологическая карта - это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть:
этапы урока, его цели,
содержание учебного материала,
методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся,
деятельность учителя и деятельность обучающихся.
В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя).
Наибольшие затруднения вызывает формулирование целей урока на различных этапах, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе.
Технологическая карта позволит учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС;
определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; системно формировать у учащихся УУД;
осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
обеспечить повышение качества образования.
Базовая модель ТРКМ вписывается в урок и состоит из трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты их сможешь применить.
Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приёмов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Технологическая карта по ТРКМ.
Вызов:
УЧИТЕЛЬ
· Провоцирует ученика
· Задает вопросы
· Создает ситуацию актуализации опыта ученика
· Формирует мотивацию ученика
УЧЕНИК
· Отвечает на провокацию
· Вспоминает все, что знает по данной теме
· Формулирует первые гипотезы
· Определяется в своих мотивах и целях
Осмысление:
УЧИТЕЛЬ
· Предлагает опорный текст по теме
· Организует процессы чтения, обсуждения, понимания, дискуссии
· Управляет групповой динамикой
· Поддерживает мотивацию и цели
· Учит работать сообща
УЧЕНИК
· Включается в процессы чтения, обсуждения, дискуссии
· Участвует в групповом взаимодействии
· Подкрепляет и делает коррекцию своих целей
· Слушает, задает вопросы, пишет, выделяет главные моменты в новой информации
· Учится работать сообща
Рефлексия:
УЧИТЕЛЬ
· Управляет подведением итогов
· Ставит новые вопросы и задачи на будущее
· Оценивает деятельность ученика
УЧЕНИК
· Суммирует в групповой работе весь изученный материал
· Задает вопросы на будущее
· Делает самооценку своей деятельности
Традиционный урок:
Урок, построенный в ТРКМ:
· На уроке нужно оценивать ученика
· Учащийся не должен делать ошибок
· Учитель знает, как и что должен отвечать школьник
· Учитель должен знать ответы на все вопросы, которые возникают на занятии
· На вопрос, поставленный преподавателем, всегда должен быть ответ
· Учащийся сам может оценить свою деятельность
· Учащийся имеет право на ошибку
· Учитель допускает альтернативные варианты ответов
· Учитель может не знать ответа на заданный учащимся вопрос
· Вопросы учителя могут быть началом нового получения знаний
Приемы стадии ВЫЗОВА на уроке развития критического мышления: «Кластер», «Корзина идей», «Денотатный граф», «Дерево предсказаний», «Верные и неверные высказывания».
Приемы стадии ОСМЫСЛЕНИЕ: «Инсерт», «Шесть шляп мышления», « Двухчастный дневник», «РАФТ», схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет», «Концептуальная таблица», «Ромашка вопросов»
Приемы стадии РЕФЛЕКСИИ: «Синквейн», «Хокку» «Таблица – ЗХУ».
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
· Определить, какой результат учитель ждет от урока.
· Тема урока должна прослеживаться в течение всего урока.
· Цели обучения должны быть конкретными и чёткими. Их также как и рефлексию формулируют и озвучивают учащиеся.
· Четко определить цели и задачи не только урока, но и каждой стадии.
· Начатое задание необходимо довести до конца, прокомментировать и подвести итог.
· Схемы и таблицы должны заполнять сами дети.
· Необходимо опираться на уже имеющиеся знания учащихся.
· Необходимо учить детей работе с различными источниками информации.
· Алгоритмы последовательности действий учащихся должны быть точными и понятными
· Виды деятельности учащихся должны быть познавательными, практическими, исследовательскими
· Одно из главных условий проведения хорошего урока - переход учителя из позиции "натаскивателя знаний" в позицию "невидимого дирижёра".
· Урок должен быть завершён: от чего начинали, к тому же возвращаемся и им же завершаем. Урок заканчиваем тем, что учащиеся ощущают потребность прийти на следующий урок, чтобы постичь все то интересное и полезное, чего они не успели узнать.