Исследовательская деятельность учащихся на уроках окружающего мира.
“Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто“ А. Сент-Дьердьи.
Современное общество предъявляет к образовательной сфере новые требования, связанные с изменением государственного и социального заказа на образовательные услуги. Помимо этого, образование испытывает влияние, связанное с мощным нарастанием знаний человечества. Да и обществу сегодня нужны способные люди.
Каждый ребенок имеет свой набор врожденных задатков, которые при благоприятных условиях развиваются в способности. Нет ни к чему не способных детей. Как показывает практика, способности могут быть развиты, но могут и преждевременно угаснуть или деформироваться. Сложная задача у педагога: необходимо не только увидеть в ребёнке задатки, но и создать условия и мотивацию для их всестороннего развития. В этих условиях очень важно формировать у подрастающего поколения способность к творческому поведению.
Именно поэтому значимой задачей общего образования в таком мире становится его направленность на приобретение каждым школьником своего собственного полноценного личностного опыта, а основным путем при этом выступает творческая созидающая деятельность учащихся в разнообразных видах школьной жизни, организуемой педагогом. Перед современной школой стоит задача формирования творческой, разносторонне развитой личности. Творчество немыслимо без познавательной активности. Я рассматриваю организацию исследовательской деятельности учащихся как одно из важных условий развития познавательной активности. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, — наличие у них потребности узнавать новое.
Стандарт предъявляет к предмету «Окружающий мир» такие требования:
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире[3].
Мы видим, что согласно новому стандарту дети должны овладеть различными видами исследовательской работы. Безусловно, в этом им помогает учитель. Умению результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения ученик должен научиться самостоятельно. Ещё одной особенностью ФГОС НОО является формирование у детей умения самостоятельного поиска информации. Это очень важное умение, как с образовательной точки зрения, так и с точки зрения исследовательского обучения .Учебно-исследовательская деятельность на уроках окружающего мира - это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным, но предполагаемым результатом
Исследовательский поиск позволяет одновременно развивать у учащихся общие умения и навыки, такие как: умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи. Этот метода ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени под умелым руководством учителя.
Психологические, теоретические, дидактические и методические основы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах А.В.Леонтовича, С.Л.Рубинштейна, В.А.Крутецкого, М. Н. А.Н. Поддьякова, А.С. Обухов, В. Оконь, А.И. Савенков.
Работа над исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.
Для развития исследовательской культуры младшего школьника в рамках курса «Окружающий мир» необходимо реализовать следующие компоненты.
Развитие умения наблюдать- это и есть освоение учащимися приемов логического мышления.
По мнению Бруннера как правило, учащиеся младших классов встречаются с большими трудностями при выделении главных признаков предмета. Они легко определяют черты различия, но не умеют определять свойства. Вместе с тем, без умений выделять существенный признак предмета, не возможно провести его отнесение к определенному понятию. Трудности сравнения связаны с тем, что детям этого возраста очень трудно найти основание для сравнения. В данном случае целесообразно использовать различные методические приемы, одним из которых является использование трех предметов. Рядом с двумя предметами, у которых дети не могут найти общих признаков, надо поместит третий, отличающийся именно поэтому признаку. Показателем высокого уровня развития умения вести наблюдения является участие или самостоятельное проведение элементарной экспериментальной работы. Очень эффективны различные виды практических работ в уголке природы: посев и посадка, размножение растений разными способами, уход за ними. Более высокой ступенью исследовательской деятельности учащихся начальных классов является умение выражать суждения и умозаключения на основе усвоенных понятий. Суждение- акт мысли, который заключается в утверждении или отрицании чего-либо. Умозаключение основано на ряде суждений .
Основным методом создания исследовательской ситуации является постановка проблемных вопросов, заданий, задач. Правильное определение проблемы исследования учащимися во многом зависит от учителя. Не осознав сущность проблемы, учащийся не может активно включится в познавательную деятельность. В связи с этим выдающийся психолог С.Л.Рубинштейн утверждал: «...мыслить человек начинает, когда у него возникает потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или с вопроса, с удивления или недоумения. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс: он всегда направлен на разрешение какой-то задачи... ». Как отмечает Андреев, тематика исследовательской работы должна быть интересной и выполнимой.
В начальной школе закладывается фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы, исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством формирования универсальных учебных действий.
Поэтому я решила стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи ставила следующие:
- обучение проведению учебных исследований младших школьников;
- развитие творческой исследовательской активности детей;
-развитие у детей познавательного интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира;
Моя работа характеризуется использованием методики исследовательского обучения А. И. Савенкова, созданием системного подхода к формированию и развитию универсальных учебных действий посредством вовлечения обучающихся в исследовательскую деятельность.
Если мы изучим внимательнее планируемые результаты освоения обучающимися начальной школы основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС второго поколения), то обратим внимание на то, что именно исследовательская деятельность становится основой обучения.
К числу регулятивных универсальных учебных действий отнесены следующие результаты:
- определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы;
- осуществлять действия по реализации плана;
- соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его;
К числу познавательных:
- извлекать информацию;
- ориентироваться в своей системе знаний;
- осознавать необходимость нового знания;
- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной задачи, состоящей из нескольких шагов;
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя.
- Коммуникативных:
- доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи;
- понимать другие позиции и взгляды;
- договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы, для того чтобы сделать что-то сообща.
Начиная с первого класса, я формируем исследовательские умения и навыки, которые способствуют формированию всех УУД.
На основе данных заданий проследим, как можно успешно формировать универсальные действия обучающихся начальной школы на уроках окружающего мира через исследовательскую деятельность.
Эти задания исследовательского характера для младших школьников.
1. Развитие умения давать определения.
Задание: отгадайте загадки и объясните. Например,
Белым пледом лес укрыт,
И медведь в берлоге спит.
Снег, как белая кайма.
Кто хозяйничал? (зима)
2. Развитие умения задавать вопросы.
Задание: отгадайте, что в коробке. (С помощью вопросов пытаются угадать.) -Это круглое?
Это красное? Это сочное? Это сладкое?
3. Развитие умений видеть проблему (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон)
4. Развитие умений выдвигать гипотезы.
Задание «Давайте вместе подумаем».
-Почему у белого медведя нос черный?
Гипотезы:
- Может быть, чтобы быть заметным и его боялись окружающие?
- Наверное, потому что все время держит его по ветру, чтобы дорогу запоминать?
- Предположим, чтобы медвежата его видели.
-Почему заяц назван беляк?
Чтобы его видно на снегу не было. Предположим от корня в слове -бел.
-Какое слово чаще всего употребляется во фразеологизмах о животных?
-Я думаю, что чаще всего во фразеологизмах употребляется собака.
-Почему?
-Предположим, что она друг человека. И она одна из первых начала служить человеку еще в первобытном строе.
5.Развитие умений задавать вопросы.
Вопрос направляет исследовательскую работу мозга ребенка, на поиск ответа.
6.Задание «Найди тайное слово».
Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов , «как», «почему», «зачем», откуда», «что».
Игра «Угадай о ком или о чем идет речь.
Ученику, вышедшему к доске, дается карточка с описанием животного Он, догадывается, о ком идет речь.
-Этот зверь относится к семейству собачьих. У нее острые ушки и вытянутая мордочка. А еще у этого зверя необычайно красивый длинношерстный мех и длинный пушистый хвост, который служит «одеялом» для передних лап и носа в то время, когда лиса отдыхает. Она является главным действующим персонажем многих сказок, всегда о ней говорится, как о хитрой воровке.
-Кто это?
-Лиса!
7.Ориентация в справочной литературе, в интернете.
8. Установление общего признака объектов.
Задание: распределить животных на 3 группы.
Обосновать свой выбор.
Волк, акула, лев, леопард, лиса, кабан, рысь, тигр, заяц, волк, медведь, лось, ёж, белка, слон, еж.
Ход рассуждения ребенка определяется заданием разделить слова на группы, что предполагает их сравнение, нахождение различия и сходства.
Дети делают вывод, что животных можно разделить на 3 группы по источнику питания: хищные, травоядные, всеядные.
9.Задание: найдите закономерность, обоснуйте своё предположение и приведите свой пример.
Комар, лягушка, цапля.
Осина, заяц, лиса.
Зерно, мышь, сова.
Эксперимент «Сухой из воды».
Почему говорят, как с гуся вода? Почему он «сухой»?
-У гуся перья покрыты жиром, чтобы, плавая в воде, гусь не намокал и тонул. Поэтому когда гусь выходит на берег, с него вода быстро стекает, не оставляя на перьях капель. Поэтому так говорят.
Учитель предлагает детям объяснить, что означает «выйти сухим из воды»
Мысленный эксперимент.
В ходе мысленных экспериментов исследователь мысленно представляет себе каждый шаг своего воображаемого действия с объектом и яснее может увидеть результаты этих действий.
Такие задания есть уже в ч.1 учебника 1 класса.
10. Развитие умений классифицировать
Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Один из главных признаков классификации – указание на принцип (основание) деления. Классификация устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы упорядочить рассматриваемую область, сделать ее обозримой. Классификация придает нашему мышлению строгость и точность.
Правила классификации:
- члены деления должны быть непересекающимися (должны исключать друг друга);
- деление на каждом этапе должно осуществляться только по одному основанию;
- деление должно быть соразмерным. Объем делимого понятия должен быть равен объединению объемов членов деления.
Задание “Найди лишний”, “Продолжи ряд”, “Найди предметы и явления, которые можно поделить надвое”, “Найди ошибки и их прокомментируй”.
В учебнике для 1 класса такие задания встречаются в большом количестве. Приведу примеры лишь некоторых из них:
-Найди лишнее слово. Обоснуй свой выбор.
Мухомор, сыроежка, груздь, масленок;
Смородина, малина, вороний глаз, черника.
Пчела, муха, шмель, оса.
Делать выводы, группировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать соответствия, причинно-следственные связи о формируются начиная с первого класса.
Введение таких заданий позволяет учить не только думать, развивать интуицию, воображение, наблюдательность, мышление , вместе с тем ставить новые исследовательские задачи и создавать атмосферу сотворчества, партнерства.
Наблюдения, опыты, самонаблюдения как основные методы научно-исследовательской деятельности учащихся.
Исследовательский подход в изучении окружающего мира представляет собой такой способ организации процесса познания, который обеспечивает поисковую деятельность учащихся в открытии фактических знаний и взаимосвязей между ними.
Его реализация предполагает использование таких методов, как наблюдения, опыты, самонаблюдения.
Наблюдения за состоянием природы позволяет выявить связи и взаимосвязи между объектами и явлениями, например: похолодание осенью – причина листопада, таяние снега, ледоход – потепление, отлёт птиц осенью связан с исчезновением насекомых.
Обязательно надо учитывать, что тема для исследования должна быть интересной, необычной, оригинальной, доступной для ребенка. Часто приходится наблюдать, что увлечённо начатая и не доведённая сразу до конца работа так и остаётся незаконченной. Выполнить исследование «на одном дыхании» практически очень сложно, но, учитывая названную ниже особенность детской природы, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.
При прохождении курса «Окружающий мир» возможна исследовательская деятельность по следующим темам:
«Экологические проблемы водоёмов».
«Экологические проблемы лесов»
«Ягодная азбука «
«Моя родословная».
«Почему подсолнух называют цветком солнца?»
«Как вырастить цветок».
«Мир животных родного края».
«Мой аквариум».
«По страницам Красной книги».
«Мир животных родного края».
«Мой домашний любимец».
«История моего города».
«Памятники и памятные места города».
«Моё здоровье».
«Опорно-двигательная система человека».
«Береги своё здоровье смолоду».
«Вредные привычки – враг здоровья»
«Моя семья».
«Птицы – наши друзья»
«Здоровый образ жизни»
«Наш дом. Наш двор»
«Праздники моей семьи»
«Генеалогическое дерево моей семьи.»
«Автомобили современные и старинные»
«Жизнь и гибель динозавров на планете Земля»
«Роль растения в жизни человека»
«Бабушкина аптека»
В каком виде могут быть представлены результаты исследования младших школьников?
Существуют следующие формы занятий, позволяющих представить результаты исследования:
- конференции, на которых учащимся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;
- презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;
- выступления, как правило, для определённого круга – своих одноклассников, учащихся параллельных классов, заинтересованных данной темой;
- представление доклада с целью сообщения нового знания. Исследователи выступают как бы в роли педагога, что имеет дополнительное мотивирующее значение;
- выставка достижений, проводится в основном для родителей и может быть посвящена определённой теме, дисциплине.
Организация исследовательской деятельности младших школьников обязательно должна соответствовать их возрастным особенностям, для этого рекомендуется использование:
-загадок, ребусов, шарад, задач-шуток, логических заданий и заданий на развитие творческих способностей;
-игровых моментов, с использованием и введением в ход занятия сказочных героев;
- связи материала с наглядно-образным игровым материалом;
- связи с литературным сказочным материалом: исследование Знайкой и Незнайкой лунного камня; измерение удава в попугаях и мартышках;
ролевых игр, дающих возможность провести исследования возможностей каждой профессии: если б я был строителем (поваром, учителем, фермером ...);
игр-путешествий, например во времени, для знакомства с великими открытиями и изобретениями, в новые страны, по путям Великих географических открытий, фантастические путешествия на другие планеты.
Итогом исследовательской работы младших школьников может быть макет, выполненный из самых разных материалов с описанием действия представляемого им объекта. Это может быть и книга, и научный отчёт о проведённом эксперименте, и многое другое. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям.
Подготовка исследования к защите должна превратиться для детей в интересную многодневную игру. В ходе неё сразу заметно, как дети становятся серьёзными и важными, увлечённо, ответственно, с нескрываемым интересом проводят эксперименты, делают чертежи, схемы, рисунки.
«Обучая других, обучаешься сам» - это точная мысль Я.А. Коменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребёнок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать об этом другим. В данном случае, при проведении учебных исследований, необходимо сообщить об усвоенном важно не столько тому кому адресовано сообщение, сколько тому, кто рассказывает. Поэтому этап защиты пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершённым.
Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.
О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Естественно, что защита должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей (учителей, родителей). В ходе защиты ребёнок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.
Считаю, что за более чем 3года работы в этом направлении дети приобрели достаточный опыт в защите (презентации) своих работ.
Мои дети часто выступают с сообщениями-докладами, проектами, работами творческого характера. Результаты работы могут представить в виде презентаций, в виде книжек-малышек, изготовленных собственными руками, таблиц, схем или рисунков, ролевых игр.
Благодаря участию в исследовательской деятельности младшие школьники учатся взаимодействовать в группах, работать с книгой , ресурсами сети Интернет, оценивать проекты товарищей, оформлять промежуточные результаты в виде таблиц, схем или рисунков, выбирать форму представления и защиты проекта.
Проведение исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы.
Учебно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования объектов, наличия источников дополнительной информации, желания углубленно работать с учащимися по изучению объектов окружающего мира.
Таким образом, повышается познавательная и творческая активность учащихся, их учебная мотивация. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.
Список литературы.
1.Савенков. «Психология исследовательского поведения и исследовательские способности» М: Просвещение, 2003.
2. Бруннер В. Экологическое образование: методика и примеры / Бруннер В и др.//Вестник АсЭко.-1996.-№1(2).-С.9-40.
3..А. И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.
4.Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С. Г. Щербакова и др .. Волгоград: Учитель, 2008.