Статья "Чтобы было интересно" Из опыта работы по использованию информационных технологий на уроках математики в начальных классах
Статья "Чтобы было интересно" Из опыта работы по использованию информационных технологий на уроках математики в начальных классах
Для развития познавательной активности ребёнка на уроке, развития произвольного внимания и успешного усвоения материала, уроки должны быть интересными и разнообразными. Добиться разнообразия на уроках мне помогает возможность использования информационных технологий в учебном процессе. Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моих классов, а для меня стали нормой работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Чтобы было интересно" Из опыта работы по использованию информационных технологий на уроках математики в начальных классах»
Чтобы было интересно учиться
«Довольствуйся настоящим, но стремись к лучшему»
Сократ
Из опыта работы по использованию информационных технологий на уроках математики в начальных классах
Обучение в начальной школе – это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Современные образовательные технологии немыслимы без широкого применения информационно-коммуникационных технологий, которые всё плотнее входят в нашу жизнь.
Использование мультимедийных презентаций на уроках математики
Для развития познавательной активности ребёнка на уроке, развития произвольного внимания и успешного усвоения материала, уроки должны быть интересными и разнообразными. Добиться разнообразия на уроках мне помогает возможность использования информационных технологий в учебном процессе. Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моих классов, а для меня стали нормой работы.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. "Презентация" – переводится с английского как "представление".
Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребёнка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов – это основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Древняя мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда».
По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов – это основа любой современной презентации.
Использование презентаций на уроках в начальной школе сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и масштабное изображение, и анимация, и звук, и графика. У детей увеличивается познавательная мотивация, овладение сложным материалом проходит гораздо легче.
Теперь, опираясь уже на свой опыт работы, могу с уверенностью говорить о том, что фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Сейчас, работая в третьем классе, я разработала копилку презентаций по разным предметам, которую постоянно пополняю и с успехом использую их на уроках как ознакомления с новым материалом, так и на уроках закрепления и обобщения. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
При разработке и создании учебных компьютерных презентаций придерживаюсь определенных правил:
1. Отбираемый материал должен:
- соответствовать тематическому плану;
- быть адаптирован для учащихся;
- включать различные виды наглядности.
2. Текстовая часть презентации представляет собой только основные мысли по теме или термины для обязательного запоминания.
3. Оформление слайдов должно соответствовать эстетическому восприятию обучающихся тем.
4. Рационально сочетать различные технологии представления материала (текст, графику, аудио, видео, анимацию).
При разработке презентации учитываю, что она:
• быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
• вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
• усиливает воздействие выступления.
Учебный материал на слайдах распределяю частями, удобными для восприятия. Не размещаю на одном слайде много информации, даже если она имеет отношение к сути, излагаемого на нём вопроса.
Дизайн презентации выбираю так, чтобы стиль её оформления соответствовал содержанию. В учебной презентации уместнее сдержанный дизайн.
Динамические элементы на слайдах, конечно, повышают наглядность, способствуют лучшему осмыслению и запоминанию учебного материала. Но при этом слайд не должен быть перенасыщен анимацией.
Для проведения уроков использую слайды с демонстрацией по щелчку. При использовании презентации в качестве наглядного пособия важно оптимально задействовать и зрение, и слух. Поэтому часть информации выношу на демонстрационный слайд, а часть проговариваю. Это повышает продуктивность урока.
При проведении таких уроков реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью. Урок-презентация обеспечивает получение большего объёма информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объём, который можно поставить на слайд).
Информационные технологии я использую на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
Урок с применением мультимедийной презентации можно проводить при изучении новой темы. Это позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.
В моём классе внимание у многих учащихся ослабленное. Для релаксации включаю видеофрагменты (не более 1 минуты), сопровождающиеся музыкой. Они могут и не нести очень важной информации, но обязательно должны быть связаны с темой урока.
На этапе проверки домашнего задания можно заранее набрать на компьютере тексты решения и на уроке спроектировать всё на экране. Учащиеся проверят и исправят ошибки.
Кроме того, я использую презентацию и для устных упражнений, которые способствуют активизации знаний, необходимых для дальнейшего изучения нового материала. Эти упражнения заранее продумываю и набираю на компьютере, а на уроке только открываю нужный файл. Для устного решения задач готовлю следующие презентации. На слайдах изображение дерева, осенний или зимний пейзаж, водоём, лесная поляна. Учащиеся «собирают» яблоки, апельсины, осенние листья, грибы, ловят снежинки (см. Приложение). На эти картинки устанавливаю гиперссылки с текстами задач. Активность детей заметно повысилась. Они с нетерпением ждут уроков математики. Учащихся очень интересует, что же они будут «собирать» на уроке. Даже самые слабые учащиеся, которые ранее не поднимали руку, с огромным желанием выходят к доске. Во время перемены не надо каждый раз писать необходимые задания на доске, тем самым экономится время.
Можно использовать презентацию при повторении, закреплении учебного материала.
При контроле знаний использую тесты. Организация теста по принципу «Выбери ответ из предлагаемых вариантов» обеспечивает быстроту прохождения теста, так как не требует от учащегося особых навыков работы на компьютере. Для выдачи ответа достаточно нажать клавишу с вариантом правильного ответа, выбрав его среди предложенных.
Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволяет учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.
На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках математики и сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся, что способствует повышению качества усвоения учебного материала и усилению образовательных эффектов.
Мне кажется, что список возможностей программы Power Point для активизации познавательной деятельности учащихся ещё далеко не полон, и хочется надеяться, что возможности программы PowerPoint помогут учителям повысить эффективность уроков по различным предметам.
Использование обучающих программ на уроках математики
Обучающая программа – это специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся. Оно должно способствовать максимальной активизации учащихся, индивидуализируя их работу и предоставляя им возможность самим управлять своей познавательной деятельностью.
Использование электронных средств обучения (ЭСО) способствует повышению мотивации учебной деятельности школьников, сказывается на формировании у них общеучебных навыков и качеств характера, необходимых для успешного усвоения знаний. При этом крайне важно научить каждого ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности много информации.
В своей работе я использую ЭСО «Математика. 2 – 4 классы», «Как хорошо уметь считать. 1 – 3 классы». ЭСО «Математика. 2 – 4 классы» представляет собой набор интерактивных моделей (тренажеров) и упражнений, которые учитель может использовать на уроке в дополнение с другими средствами обучения математике во 2-4 классах.
ЭСО соответствует действующей учебной программе, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь и содержит методические рекомендации по применению в образовательном процессе.
Использую также электронное средство обучения: «Как хорошо уметь считать. 1 – 3 классы» Электронное средство обучения «Как хорошо уметь считать. 1 – 3 классы» представляет собой современный дидактический материал к урокам математики в виде диска с автозапуском. Электронное средство обучения состоит из набора игр-тренажеров и интерактивных тестов по темам устного счета с 1 по 3 класс, интерактивного наборного полотна для 1 класса и математического лото для 2 – 3 класса.
Кроме этого, электронные тренажеры используются для отработки умений и навыков решения задач. В этом случае они обеспечивают получение краткой информации по теории, тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль.
Наибольший обучающий эффект достигается при использовании игр-тренажеров в сочетании с интерактивными тестами в период закрепления изученных приемов вычислений. Дети получают возможность отработать определенный вычислительный прием в игре и самостоятельно проверить усвоения приема, выполняя интерактивный тест.
Выполнение интерактивных тестов с записью результатов в карты личных достижений учащихся позволяет формировать у детей навыки самоанализа собственных достижений в области формирования устных вычислительных навыков, способствует развитию навыков самоконтроля.
Использую также российские электронные средства обучения «Отличник», «Таблица умножения» и «Математика на 5. Тренажёр для учащихся 3 класса».
В 3 классе на уроках математики отрабатывается таблица умножения и деления. Очень любят мои дети «Таблицы умножения и деления в мультиках», игры-тренажёры «Математический диктант от смешариков», тренажёр «Поиграем, посчитаем», «Приключение светлячка» и другие. В настоящее время ведётся отработка внетабличных случаев умножения и деления. Использую игру-тренажёр «Собери яблоки» (умножение и деление двузначного числа на однозначное), «Подводный мир», «Бабочка» (деление двузначного числа на двузначное). Игры-тренажеры использую как на уроке, так и во внеурочной деятельности на поддерживающих и стимулирующих занятиях.
Для работы с сильными учащимися я подготовила презентацию «Решение логических задач». В презентации уже более 100 задач и она постоянно пополняется новыми задачами. Их решаем с учащимися на стимулирующих занятиях.
Использование ИКТ в учебном процессе повышает качество математического образования, вызывает интерес к изучению математики, стимулирует развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.
ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носит щадящий характер.
Анализируя опыт использования ИКТ на уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
• обеспечить положительную мотивацию обучения;
• проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
• обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
• повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 - 2 раза;
• усовершенствовать контроль знаний;
• рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
• формировать навыки подлинно исследовательской деятельности.
Новые информационные технологии, используемые в образовательном процессе, направлены на улучшение и облегчения качества процесса обучения, но ни в коем случае не смогут заменить живого общения с учителем и являются лишь дополнением к использующимся средствам обучения, позволяющим улучшить процесс работы учащихся. Крейг Баррет (выдающаяся личность мировой ИТ-индустрии) отмечает, что «технические достижения не стоят ровным счётом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!»