Просмотр содержимого документа
«Стартовый образовательный модуль «Первый раз, в первый класс»»
Олорчехонова Е.Я., учительница начальных классов
Якутской городской национальной гимназии, г.Якутск
Стартовый образовательный модуль «Первый раз, в первый класс»
Поступление в школу – особый этап в жизни ребенка. Это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В момент поступления в школу ребенок переходит в другую социальную категорию, становится учеником. Это связано с перестройкой всего образа жизни, изменением характера деятельности, системой отношений. Это напряженный период, прежде всего, потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной отдачи интеллектуальных и физических сил. Поэтому поступление в школу является стрессовой ситуацией для каждого ребенка, независимо от уровня его подготовленности и зрелости.
Для того, чтобы помочь ребенку, поступающему в первый класс, необходимо создать психолого-педагогические условия, чтобы он чувствовал себя в школе комфортно и в дальнейшем успешно обучался.
В нашей гимназии успешно реализуется федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Введение в первом к4лассе в адаптационный период стартового модуля «Первый раз, в первый класс» мы считаем одним из главных достоинств новых стандартов. В основе этого проекта мы взяли курсы Г.А.Цукерман и Н.К.Поливанова «Введение в школьную жизнь». Стартовый образовательный модуль предполагает решение следующих задач:
- Освоение основных норм и правил поведения и взаимодействия в школе.
- Компенсацию предметного опыта и опыта взаимодействия с людьми для каждого ребенка в своей области, выравнивание класса в области наиболее существенных действий, которые дети должны были освоить в дошкольном детстве.
- Накопление опыта содержательного взаимодействия в классе (с учителем и сверстниками).
- Развитие предметных действий, предваряющих выход в предметные линии измерения и предметную линию письма.
- Формирование поля содержательно-оценочных взаимодействий в классе.
Образовательный модуль рассчитан на 8 недель (15 часов в неделю) – 120 часов и по 1 ч. – динамические паузы (5ч. в неделю) – 40 ч. в первой половине дня. Во второй половине по 2 ч. – 5 дней в неделю, начиная с 3 недели (60). Уроки по 35 м.
Основная цель – помочь будущему ученику сделать его представление об образе настоящего школьника более содержательным, приближенным к тому, что его ожидает. По форме, по манере общения данный курс строится как обучение навыкам учебного сотрудничества. Усилия детей и педагогов должны быть сосредоточены на освоении отношений: на умении договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга, «как это делают настоящие школьники».
Вторая цель: ввести ребенка в «атрибутику школьной жизни», исходя из особенностей работы учителю с предметным содержанием. Педагоги совместно с детьми вырабатывают свои правила и нормы через «проживание» их в деятельной сфере.
Третья цель - постараться выявить стартовые возможности детей как в знаниях, так и в развитии.
Основное содержание модуля опирается на способы учебного взаимодействия ребенка с учителем, со сверстниками, с самим собой.
Учебное взаимодействие со взрослым предполагает способность ребенка различать ситуации, требующие применения готовых образцов, отказа от применения старых. Учебное сотрудничество со сверстниками предполагает способность детей обнаруживать их, строя совместное действие.
Учебное сотрудничество с собой предполагает, прежде всего, способность к адекватной дифференцированной самооценке. Задача – построить у детей правильный образ учительских ожиданий и дать им возможность поверить в выполнимость этих ожиданий. Задания должны быть беспроигрышными, выполнимыми всеми. Дети работают в группе, в паре. Детей специально надо учить различать ситуации: когда отвечать хором, когда надо посоветоваться с соседом и дать общий ответ.
Для усвоения различных способов поведения используются значки и жесты, которые помогают ребенку лучше и быстрее действовать по школьному и понимают, что в школе ценятся разные варианты ответов.
Формы организации урока очень разнообразны и динамичны. Учитель может часть урока проводить в кругу на стульчиках, на ковре, за столами в группах, используя обычную рассадку детей - учеников надо научить работать в различных вариантах. Урок должен включать различные виды деятельности: игра, рисование, конструирование, лепка, работа с книгой, работа в тетради и т.д. И в то же время дети должны осознать, что в школе занятия проводятся на уроке, а для отдыха существует перемена.
Таким образом, данный модуль помогает успешно пройти адаптационный период первоклассников.