kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Списывание как средство формирования орфографического навыка в начальных классах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

     В данной работе рассматриваются такие вопросы, как понятие орфографического навыка в развивающем обучении, условия успешного формирования у учащихся навыка списывания, алгоритм списывания. После этого представлен сборник зрительных диктантов для списывания в 3 классе.

  Цель данных упражнений - формирование особого способа смыслового чтения, включающего в себя активную смысловую ориентировку в орфографической форме текста и обеспечивающего тем самым интенсивное накопление в памяти орфографических образов единиц языка (слов, словоформ, словосочетаний).   

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Списывание как средство формирования орфографического навыка в начальных классах. »

СПИСЫВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА

План.

  1. Орфографический навык в развивающем обучении.

  2. Списывание – «упражнение в правильном письме».

  3. Условия успешного формирования у учащихся навыка списывания.

  4. Алгоритм списывания.

  5. Сборник зрительных диктантов для списывания в 3 классе.

  6. Список использованной литературы.

1.

В основе концепции РО лежат теория учебной деятельности и теория содержательного (теоретического) обобщения. Исследования П.С.Жедек привели к выводу, что содержательное обобщение способов орфографического действия может быть обеспечено только в том случае, если обучение орфографии будет ориентировано на фонематическую теорию. Было экспериментально показано, что в этом случае «уже к концу первого класса учащиеся могут усвоить фонематический принцип русского письма, последующая конкретизация которого обеспечивает, с одной стороны, усвоение системы лингвистических понятий, а с другой стороны – интенсивное формирование опирающихся на эти понятия орфографических действий и их превращение в прочные навыки» . (4, с. 93)

При характеристики орфографической грамотности учащихся следует четко разграничивать две ее характеристики: орфографические умения (система орфографических действий, направленных на последовательное решение орфографических задач) и орфографический навык. В связи с этим не следует воспринимать орфографический навык как автоматизированное действие, которое предполагает знание орфографических правил и умение применять их в процессе письма, так как почти любое орфографическое правило имеет ряд исключений, а очень многие орфограммы вообще не объясняются никакими правилами. Так, существует немало учащихся, хорошо знающих правила, умеющих их применять при выполнении орфографических упражнений и все-таки нередко допускающих ошибки на те же правила при самостоятельном письме. Вместе с тем встречаются и ученики, которые пишут достаточно грамотно, не зная никаких правил или не пользуясь ими.

Но этот факт нельзя считать феноменом «природной» грамотности. В специальном исследовании, проведенном в середине 60-х годах В.В.Репкиным совместно с Г.В.Репкиной, было установлено, что «у детей с высоким уровнем грамотности смысловая ориентировка сопровождается ориентировкой орфографической: в процессе чтения они выделяют сложные в орфографическом отношении слова и точно фиксируют особенности их написания». (5,с. 30) При этом по психологическим закономерностям включаются мощнейшие механизмы непроизвольной памяти, чем и обеспечивается в дальнейшем безошибочное написание таких слов. У детей с низкой грамотностью никаких признаков орфографической ориентировки в тексте обнаружено не было.

2.

Еще в 40-х годах видный нейропсихолог А.Р.Лурия установил, что письмо регулируется не зрительными образами или «механической памятью» руки, а работой речедвигательного аппарата: записывая текст, человек как бы продиктовывает его себе, обычно не осознавая этого. И если письмо опирается не на графический, а на звуковой образ слова, то для того, чтобы письмо было грамотным, звуковой образ слова должен быть построен не по произносительным, а по орфографическим нормам, что и достигается особым орфографическим его прочтением. Именно в этой форме он фиксируется речедвигательным аппаратом, сохраняется в памяти, а затем воспроизводится в процессе письма («орфографическое проговаривание»). Между тем, чтобы «образы слов у ребенка стали действительно прочными, и чтобы запас этих слов был как можно богаче, необходимо возможно больше упражнений в правильном письме». (6, с.71) И первым и важнейшим из таких упражнений еще Д.Н.Ушаков называл списывание.

В программе РО списывание рассматривается как форма работы с печатным текстом, в рамках которой должно быть планомерно обеспечено совмещение смысловой и орфографической ориентировки в процессе чтения. Необходимым условием их совмещения является возникновение перед читающим ребенком дополнительной задачи, требующей не только понимания текста, но и анализа его орфографической формы, то есть задача на списывание.

Таким образом, основная цель предусмотренного программой обучения списыванию состоит не в овладении данным видом письма, а в формировании особого способа смыслового чтения, включающего в себя активную ориентировку в орфографической форме текста и обеспечивающего тем самым интенсивное накопление в памяти орфографических образов единиц языка (слов, словоформ, словосочетаний).

3.

Эта цель может быть достигнута только в том случае, если ребенок занимается списыванием не от случая к случаю, а систематически, изо дня в день на протяжении всего обучения в начальной школе.

Прежде чем обучать списыванию, учитель должен убедиться в том, что все ученики овладели умением свободно записывать тексты под диктовку, опираясь на послоговое проговаривание. Все слова и предложения, выделенные в Букваре как материал для письма, должны на первых порах записываться только под диктовку учителя и только в классе. Причем, должна быть четкая синхронизация операции проговаривания элементов слов и их записи (а, как правило, дети проговаривают текст значительно быстрее, чем записывают его, что приводит к нарушению ориентировочно-регулирующей функции проговаривания). Эффективным средством для достижения этой цели является организация письма в заданном темпе.

Чтобы смысловая ориентировка и проговаривание при списывании не утратили для ребенка всякий смысл, и списывание не превратилось в механическое копирование цепочки элементов текста, необходимо соблюдать следующие два условия.

Во-первых, « для списывания с самого начала надо предлагать не отдельные слова, а предложение из 4-5 слов, запомнить которое ученик может только как смысловую единицу, а не как некую последовательность букв». (3, с.60) Тем самым, списывание с самого начала приобретает характер смыслового письма, а не копирования графической формы образца.

Во-вторых, необходимо исключить возможность повторного обращения к тексту в процессе его записи. Это возможно в том случае, если списывание организовано по типу зрительного диктанта, то есть ученикам предлагается для списывания не текст из книги, а записанный на доске фрагмент текста ( обычно – предложение). Постепенно увеличивая объем до 7-9 слов и сложность предложений, учитель организует их запись по правилам списывания. И лишь убедившись в том, что эти правила реально выполняются всеми учениками, он может предложить им списать текст из книги первоначально в классе под своим наблюдением, а затем, через 2-3 урока, такое задание может быть предложено и в качестве домашнего.

Таким образом, при правильной организации обучения переход от письма под диктовку к списыванию может быть осуществлен к концу букварного периода, а к середине второго полугодия 1-го класса ученики должны овладеть умением правильно списывать текст, состоящий из слов, написание которых не расходится с произношением.

4.

Достроить правила списывания для любых текстов и перейти к завершающему этапу формирования процесса списывания можно только тогда, когда ученики овладели умением выделять орфограммы непосредственно в процессе восприятия текста и его записи (письмо с «дырками»). Только после этого можно переходить к списыванию текстов, включающих орфограммы разных типов (этот этап начинается в конце 1-го класса и завершается к концу первого полугодия 2-го класса). В этот период необходимы ежедневные упражнения по списыванию, регламентируемые учителем и выполняемые под его систематическим контролем. Для этих упражнений можно использовать зрительные диктанты Федоренко.

Алгоритм списывания на этом этапе состоит из 7 пунктов.

  1. Внимательно прочитай предложение.

  2. Повтори его, не заглядывая в текст.

  3. Подчеркни все орфограммы.

  4. Прочитай предложение орфографически.

  5. Повтори еще раз, орфографически проговаривая все звуки.

  6. Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.

  7. Сверь написанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

Основная проблема, которая возникает перед учителем на заключительном этапе обучения списыванию, состоит в том, чтобы сформировать у учащихся умение осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий в процессе письма. Только после того, как у учеников сформируется это умение, возможен переход к самостоятельному домашнему списыванию текстов по выбору учащихся (не ранее второго полугодия 2 класса), и только раз в неделю следует проводить контрольное списывание в классе. На списывание дома и в классе должно отводиться не более 10 минут.

Учитель должен осуществлять контроль за самостоятельной работой учащихся. Но этот контроль не должен сводиться к фиксации количества ошибок, допущенных учениками. Объектом контроля и оценки должны быть способы списывания и действия самоконтроля и самооценки ученика.

На этапе, когда ученики переходят к самостоятельному письму, требования к способам списывания необходимо дифференцировать. Если ученик обнаруживает при списывании устойчивую грамотность, внешние требования к способам его работы должны быть сняты.

При обеспечении описанных условий к середине 2-го класса большинство учеников овладеет умением осмысленно и грамотно списывать. Однако, как отмечалось выше, действительная цель обучения списыванию заключается не в умении грамотно списать текст, а в овладении особым способом смыслового чтения, включающим в себя орфографическую ориентировку в читаемом тексте. Овладение списыванием означает, что ученик уже умеет совмещать смысловую ориентировку в тексте с орфографической ориентировкой в нем. Дальнейшая задача заключается в том, чтобы автоматизировать это умение.

П.С. Жедек говорит, что – это «наиболее продуктивный вид списывания, и что такой способ применения этого довольно-таки традиционного в методике приема, давно утратившего свою репутацию, решительно изменяет его смысл». (1, с. 18)

4.

Для организации работы по списыванию на уроках русского языка в 3 классе я составила сборник зрительных диктантов. Так как основное содержание программы 3 класса составляют распространение закона письма на написание приставок, суффиксов и окончаний и завершение формирования орфографического действия, то все зрительные диктанты я разделила на несколько соответствующих тематических групп.

5.

ЗРИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ ДЛЯ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ


РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ


По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца)


По земле не ходит, на свет не глядит,

А на обед, на ужин все ее зовут. (Рыба)


Родилась в воде, а живет на земле. (Лягушка)


ПРЕДЛОГИ И ПРИСТАВКИ


Что случилось? Что случилось?

С печки азбука свалилась! (С. Михалков)


Покатился в огород,

Докатился до ворот,

Подкатился под ворота,

Добежал до поворота. (С. Маршак)


По крутой тропинке горной

Шел домой барашек черный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом. (С. Михалков)


Мы в часы мячом попали,

Со стола часы упали.

Под столом раздался звон,

И пружина вышла вон. (С. Михалков)


ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ


Осторожно ветер

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше. (М. Исаковский)


Надевают ребята коньки,

Прохожие подняли воротники.


Все вверх дном перевернула,

Посидела, отдохнула,

Повздыхала, поворчала

И пошла искать сначала. (С. Михалков)


Вот потянулась лениво улитка,

Вот затворила улитка калитку,

Спрятала ключ и отправилась спать

В самую круглую в мире кровать. (И. Пивоварова)


МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ


Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.


Живет в моей квартире лев.

А это вам не кот, не чиж, не еж, не мышь,

Совсем наоборот. (И. Пивоварова)


Остер меч, да некого сечь.


Рожь поспела, берись за дело.


Какова мать, такова и дочь.


Речь как меч: сечет и правого, и виноватого.


Тишь , да гладь, да божья благодать.


БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В ОКОНЧАНИЯХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ


Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. (Л. Толстой)

Он ходит по опушке

В лесной своей сторонке,

И у него веснушки,

Совсем как у девчонки. (П.Комаров)


Среднего роста, плечистый и крепкий,

Ходит он в белой футболке и кепке. (С. Маршак)


Валя на проталинке промочила валенки.

Валенки у Валеньки сохнут на завалинке. ( И. Демьянов)


Надо телят накормить, напоить,

Каждому надо подстилку сменить –

Доброй Буренке,

Умной Сестренке,

Важной Красавке,

Жадному Савке.

( З. Александрова )


БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В ОКОНЧАНИЯХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ


Облака, облака –

Кучерявые бока,

Облака кудрявые,

Целые, дырявые,

Легкие, воздушные,

Ветерку послушные. (С. Михалков)


Поспевает брусника, Стаи птиц улеьают

Стали дни холоднее. Прочь за синее море.

И от птичьего крика Все деревья блистают

В сердце только грустнее. В разноцветном уборе.

(К.Бальмонт)


Маленькое дело лучше большого безделья.


Не жди лета долгого, а жди лета теплого.


Береги землю родимую, как мать любимую.


У горькой беды нет сладкой еды.


Плохая стоянка лучше доброго похода.


Маленькое дело лучше большого безделья.


ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С ГЛАГОЛАМИ


Тихо дремлет река.

Темный бор не шумит.

Соловей не поет,

И дергач не кричит. (С. Есенин)


Десять дней Айболит

Не ест, не пьет и не спит,

Десять дней подряд

Он лечит несчастных зверят… (К. Чуковский)


Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)


Его бьют, а он не плачет, веселее только скачет. (Мяч)


В огне не горит и в воде не тонет. (Лед)


Мы день не спим,

Мы ночь не спим.

И день и ночь стучим, стучим. (Часы)


Не сиди сложа руки – не будет и скуки.


Правда в огне не горит, в воде не тонет.


Чужой земли мы не хотим и своей не отдадим.


БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В ЛИЧНЫ

Х ОКОНЧАНИЯХ ГЛАГОЛОВ

Летчик водит самолеты –

Это очень хорошо.

Повар делает компоты –

Это тоже хорошо. (С. Михалков)


Она лежит, не плачет,

Глаза от света прячет.

Чтоб она у нас спала,

Снимем лампу со стола.


Отворяет двери нам

Вера Николаевна.

Знает всех по именам

Вера Николаевна. (А. Барто)


Зима еще хлопочет

И на весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит. (Ф. Тютчев)


Заметает пурга белый путь.

Хочет в мягких снегах потонуть. (С. Есенин)


Сердце матери лучше солнца греет.


Ласточка день начинает, а соловей кончает.


МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЯХ ГЛАГОЛОВ


Из пословицы слов не выкинешь.


За чем пойдешь, то и найдешь.


Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.


Раньше начнешь, раньше поспеешь.


На час опоздаешь – годом не наверстаешь.

В жару такой тропинкою

Идешь, идешь, идешь,

Уморишься, намаешься –

Присядешь, отдохнешь. (С. Михалков)


Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме Бога одного. (А. Пушкин)


ПРАВОПИСАНИЕ –ТСЯ И –ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ

Когда живется дружно,

Что может лучше быть!

И ссориться не нужно,

И можно всех любить. (С. Михалков)


Нам весело живется,

Мы песенку поем,

И в песенке поется

О том, как мы живем. (С. Михалков)


Где никто не ссорится,

Там и дело спорится.


Мы могли бы загордиться,

Но гордиться

Не годится. (Б. Заходер)


Ветер по двору носится, ветер в комнату просится.


Каждому хочется радостно жить,

Чтобы учиться, расти и дружить.


Недаром говорится, что дело мастера боится.


Счастье не в воздухе вьется, а руками достается.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Жедек П. С. Усвоение фонематического принципа письма и формирование орфографического действия. – М., 1975.


  1. Лурия А.Р. Очерки по психофизиологии письма. – М., 1950.


  1. Некрасова Т.В., Олисова Л.Г., Репкин В.В., Старагина И. П. Организация РО рус. яз. 1 класс. Букварный период. – Томск, 1997.


  1. Репкин В.В. Из истории исследования проблем РО в Харькове. – Вестник Международной Ассоциации «РО», №4, 1998 г.


  1. Репкин В.В. РО языку и проблема орфографической грамотности. – Вестник Международной Ассоциации «РО», №1, 1996 г.


  1. Ушаков Д.Н. Русское правописание. – М., 1911.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Списывание как средство формирования орфографического навыка в начальных классах.

Автор: Веретнова Юлия Анатольевна

Дата: 30.03.2015

Номер свидетельства: 193674

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Статья «Формирование орфографических навыков» "
    ["seo_title"] => string(49) "stat-ia-formirovaniie-orfoghrafichieskikh-navykov"
    ["file_id"] => string(6) "216936"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433179260"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Игровые упражнения как средство обучения письму на уроках английского языка "
    ["seo_title"] => string(88) "ighrovyie-uprazhnieniia-kak-sriedstvo-obuchieniia-pis-mu-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "117636"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412860967"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Доклад на тему: "Упражнения по развитию орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий" "
    ["seo_title"] => string(175) "doklad-na-tiemu-uprazhnieniia-po-razvitiiu-orfoghrafichieskoi-zorkosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-russkogho-iazyka-na-osnovie-ispol-zovaniia-sovriemiennykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "150010"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420383492"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "«Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях новых ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-orfoghrafichieskoi-zorkosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-novykh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "215894"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432816291"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Тематическое планирование по русскому языку 2 класс "
    ["seo_title"] => string(57) "tiematichieskoie-planirovaniie-po-russkomu-iazyku-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "216154"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432885244"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства