Создание здоровьесберегающего пространства как условия повышения качества обучения и воспитания младших школьников
Создание здоровьесберегающего пространства как условия повышения качества обучения и воспитания младших школьников
Актуальность данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Практика обнажила: судя по статистике, лишь малая часть выпускников школы относится к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю, необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, не здоров…
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Создание здоровьесберегающего пространства как условия повышения качества обучения и воспитания младших школьников »
Создание здоровьесберегающего пространства как условия повышения качества обучения и воспитания младших школьников
Актуальность.
Актуальность данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Практика обнажила: судя по статистике, лишь малая часть выпускников школы относится к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю, необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, не здоров…
Идея.
Организовать индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья учащихся.
Цель: показать значимость здоровьесберегающей технологии в улучшении состояния здоровья и качества жизни детей и подростков в процессе учебной деятельности.
Задачи:
Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения
заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни
учащихся начальной школы.
Пропагандировать здоровый образ жизни.
Помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для
их развития.
Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е.
осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и
воспитании.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
Я рассматривала подходы к организации главной составляющей образовательного процесса- урока, способам оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения, а также внеурочной работе и работе с родителями.
Работая в школе, проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу о необходимости решать эти проблемы в области здоровьесбережения комплексно.
На родительских собраниях провела курс бесед “Здоровьесберегающие технологии в школе и семье”.
Изучив эти серьезные проблемы, родительский комитет под моим руководством, выявил некоторые причины школьных болезней:
недостаточная освещенность класса;
плохой воздух школьных помещений;
неправильная форма и величина школьных столов;
несоблюдение режима дня, что приводит к перегрузке учебными занятиями;
а так же поставил цели и задачи для их преодоления.
Прежде всего, мы рассматривали концепцию здоровьесбережения в форме структурно-логической схемы:
Цель - принципыи задачи – средства – условия - результаты
Связи с этим за очень короткий срок родители подобрали и отреставрировали школьные столы; для релаксации и проведения физминуток обеспечили ковриками, подушками, настольными и напольными играми. Принимали активное участие в физкультурно-оздоровительной работе.
Однако необходимо подчеркнуть, что в современной школе добавилось много других недостатков. Так, влияние на здоровье школьников оказывают и многие другие факторы.
Интенсификация обучения;
снижение двигательной активности;
увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни;
нарушение зрения, осанки;
ухудшение нервно – психического здоровья.
Исходя из этого, я предприняла все меры, чтобы организовать индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья учащихся.
В начале рабочего дня ежедневно - пятиминутная зарядка. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10,20,30 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.
Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
В состав упражнений для физкультминуток я включаю:
упражнения по формированию осанки («замок», «лодочка», «стойка лопатками к стене»…),
укреплению зрения («муха», «мимические» ),
укрепления мышц рук,
отдых позвоночника (отдых на ковриках),
упражнения для ног(для профилактики плоскостопия),
упражнения на коврике,
релаксационные упражнения для мимики лица,
упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому я ввожу упражнения для выработки глубокого дыхания. Усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей.
Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку.
Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся. Из опыта работы я поняла, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, а так же требует разработки концепции, теории, технологии, и диагностических процедур оценки качества урока. И я выстроилаконцепцию здоровьесберегающего обучения следующей логической цепочкой.
Здоровьесберегающее обучение
Направлено на– обеспечение психического здоровья учащихся.
Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.
И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности:
Личностно-ориентированные
Педагогика сотрудничества
Технологии развивающего обучения
Технология уровневой дифференциации обучения
К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и “технологию раскрепощённого развития детей”.
Отличительные особенности этой технологии я также применяю в педпрактике: для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке использую схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные, “бегущие огоньки” (я использую лазерную указку). Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно - активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в т.ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.).
Одной из первоочередных задач моей работы с классом является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование стремления к здоровому образу жизни. В школе действует программа «Здоровье». В рамках этой программы класс принимает активное участие в спортивных мероприятиях школы: соревнования по пионерболу, ежегодный всероссийский «Кросс наций», спортивная конкурсная программа «Защитник Отечества», игра «А ну мальчишки!» и т. д. Мы являемся активными участниками школьных соревнований по пионерболу, в весёлых стартах. Пропагандирую здоровый образ жизни и веду борьбу с вредными привычками, потому что вредные привычки молодеют с каждым годом. На классных часах «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Здоровье в порядке – спасибо зарядке», «Вредным привычкам – нет!», «Режим дня»… обсуждаются проблемы, как сохранить свое здоровье..
Для жизнедеятельности классного коллектива имеет большое значение участие в школьных мероприятиях. Жизненное пространство класса не ограничивается рамками школы.
Использование в своей работе комплексных здоровьесберегающих технологий, групповых, коллективных средств обучения, дифференцированного подхода, инновационных технологий позволили мне добиться стабильных положительных результатов не только в оздоровлении, но и в обучении.
Подвожу итог: мой опыт работы показывает, чтовнедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.