Создание мотивационной основы учебной деятельности обучающихся как необходимое условие формирования личностных УУД на уроках русского языка в начальной школе
Создание мотивационной основы учебной деятельности обучающихся как необходимое условие формирования личностных УУД на уроках русского языка в начальной школе
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований рынка труда.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Создание мотивационной основы учебной деятельности обучающихся как необходимое условие формирования личностных УУД на уроках русского языка в начальной школе»
Создание мотивационной основы учебной деятельности обучающихся как необходимое условие формирования личностных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе
Студентка 4 «А» группы:
Федяева Дарья Сергеевна
Научный руководитель:
Кудряшова Надежда Владимировна
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований рынка труда.
В современной начальной школе принята концепция развития универсальных учебных действий, которая позволяет выделить главные результаты обучения и воспитания, обеспечивает широкие возможности обучающихся для овладения знаниями, умениями, навыками, учебными действиями, компетенциями личности, способной и готовой к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.
Тему исследования считаем актуальной, так как на уроках русского языка в начальной школе сегодня формируются не только знания, умения и навыки обучающихся, но и языковые и коммуникативные компетенции.
При работе над темой исследования были изучены 18 источников. Особое внимание мы уделили работам Асмолова А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», Зайцевой И.М. «Формирование мотивации учения младших школьников посредством использования активных форм работы на уроке и во внеклассной деятельности», Каньшиной О.А. «Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС НОО», Комаровой О.Н. «Формирование положительной мотивации учения на уроках русского языка в начальной школе», Фроловой О.А. «Использование активных методов обучения как необходимое условие повышения мотивации в процессе обучения на уроках русского языка».
В работах этих авторов раскрываются понятия: мотивация, Комарова, О.Н. дает такое определение мотивации: наличие причинно-следственной связи между чем-либо: поступками, действиями, мотивом; универсальные учебные действия, Асмолов, А.Г. дает такое определение универсальных учебных действий – это умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию, самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; методические особенности формирования личностных УУД на уроках русского языка, Асмолов, А.Г. дает такое определение личностным УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся: умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.
Изучив эти понятия, мы пришли к выводу: к концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их лингвистического образования и речевого развития.
Обратившись к опыту педагогов-практиков, мы пришли к выводу, что формирование личностных универсальных учебных действий на уроках русского языка достигается через использование методов, приемов, технологий.
Например:
Л.С. Белова, учитель начальных классов, предлагает использовать такие образовательные технологии:
технология проблемного диалога;
проектная деятельность;
ИКТ;
технология ситуативного обучения;
технология продуктивного чтения;
технология уровневой дифференциации.
Использование этих технологий она аргументирует так: формирование личностных УУД происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на уроках русского языка, во внеурочной и внеклассной деятельности
О.Н. Комарова, учитель начальных классов, предлагает использовать следующие методические приемы:
создание ситуации успеха;
изучение нового материала с опорой на «старые знания»;
положительный эмоциональный настрой;
рефлексия;
создание проблемной ситуации
И. М. Зайцева, учитель начальных классов, предлагает своим коллегам использование игры, т.к. «игра, являясь хорошим средством раскрепощения, активизации умственной деятельности ребенка, позволяет организовать серьезную исследовательскую работу на уроке».
О.А.Фролова, учитель начальных классов,использует активные методы обучения:
решение проблемной задачи;
метод решения логических задач;
метод интегрированных заданий;
метод создания проблемной ситуации;
метод исследовательской работы;
метод развития творческих способностей обучающихся
Таким образом, мы выявили условия внедрения в образовательный процесс практического опыта учителей-новаторов.
К урокам русского языка нами подготовлены диагностические и дидактические материалы на выявление: развития личностных УУД (Нежнова, Т.А; Эльконин, Д.Б.,; Венгер, А.Л.); рефлексивной самооценки учебной деятельности (Асмолов, А.Г.); опросник мотивации: фронтальный, письменный опрос (Асмолов, А.Г.); задания к урокам русского языка.
Они будут способствовать выявлению педагогических и методических условий по созданию мотивационной основы учебной деятельности обучающихся как необходимое условие формирования личностных УУД и таким образом, сделают процесс обучения эффективным.
Перспективы исследования: в предстоящей выпускной квалификационной работе мы планируем более глубоко изучить вопрос «Создание мотивационной основы учебной деятельности как условие достижения личностных результатов обучающихся на уроках русского языка в начальной школе», обратиться к истории этого вопроса, рассмотреть личностные результаты обучающихся с помощью портфолио, провести диагностики на выявление личностных результатов на уроках русского языка.
Концепция развития универсальных учебных действий в системе начального общего образования отвечает новым социальным запросам, основанным на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Эта концепция в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования. Она необходима для планирования образовательного процесса, разработки учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий в системе начального образования.
Формирование способностей обучающихся усваивать универсальные учебные действия позволяет повысить эффективность учебного процесса.