Современные технологии реализации содержания образования и воспитания в системе профессиональной подготовки
Современные технологии реализации содержания образования и воспитания в системе профессиональной подготовки
Современное качество содержания образования и воспитания, связанное с происходящими в системе образовании изменениями, предъявляет качественно новые требования к выбору педагогами начальных классов, способов организации образовательного и воспитательного процесса в системе профессиональной подготовки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современные технологии реализации содержания образования и воспитания в системе профессиональной подготовки»
Современные технологии реализации содержания образования и воспитания в системе профессиональной подготовки
Современное качество содержания образования и воспитания, связанное с происходящими в системе образовании изменениями, предъявляет качественно новые требования к выбору педагогами начальных классов, способов организации образовательного и воспитательного процесса в системе профессиональной подготовки. Основу данных требований составляют принципы личностно-ориентированного и компетентностного подходов, предполагающие:
1. Учет индивидуальных особенностей личности ребенка в процессе его развития и саморазвития;
2. Деятельностный характер обучения;
3. Активность ребенка как субъекта образовательного процесса;
4. Сотрудничество в коллективной работе;
5. Результативность обучения;
Учебная деятельность требует от ребёнка новых достижений в развитии речи, внимания, памяти, воображения и мышления; создаёт новые условия для личностного развития ребёнка. А исходя из этого надо остановиться на современных коммуникативно - информационных технологиях. Современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Учреждения образования как носители культуры и знаний также не могут оставаться в стороне. И речь идет не только о включении уроков информатики в учебный план, но, в большей степени, об использовании информационных технологий (ИТ) учителем для повышения эффективности преподавания и воспитания учащихся. Обычно под ИТ понимают электронные носители информации и технические средства по их обработке. Что это такое? Компьютер и компьютерные программы, принтер для печати, сканер для копирования материалов с бумажных носителей, мультимедийный проектор и т.д.Чаще всего, говоря об коммуникативно - информационных технологиях, имеют ввиду работу со старшими школьниками и в меньшей степени говорится об использовании ИТ в начальной школе. Но, как показала практика работы использование ИТ в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя. Как же это происходит? Где же ИТ могут помочь современному учителю в его работе? Ответить на этот вопрос мне бы хотелось исходя из собственного опыта и опыта учителей нашей школы.
Подбор иллюстративного материала и для оформления стендов класса( сканирование, презентации, интернет)
Подбор дополнительного познавательного материала к урокам
Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов
Оформление классной документации, отчётов. Компьютер позволит не писать отчёты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения
создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности урока.
Таким образом, ИТ существенно помогают педагогу в его работе. Это и подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т.д. Все это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат в обучении детей. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.
Огромную роль играет развитие коммуникативной компетентности обучающихся на уроках. Ведьс течением времени формы коллективного взаимодействия в человеческом сообществе развиваются и усложняются, становятся более разнообразными, а это так необходимо для дальнейшей профессиональной подготовки. Успешное развитие общества во многом зависит от того, научаться ли люди эффективно и мирно договариваться и сотрудничать друг с другом при решении тех сложных задач, которые ставит перед ними жизнь. Многие дети приходят в школу, не умея общаться и сотрудничать. Они не могут знакомиться, не знают, как вежливо отказать. Зачастую ребята совершенно не приучены к выслушиванию речи другого человека.
Анализируя результаты анкетирования, наблюдения и беседы с учащимися, отмечается отсутствие у многих учащихся определенных умений в области коммуникации. К ним относятся:
нехватка словарного запаса;
односложность при ответе;
отсутствие умения выражать мысль своими словами;
неумение слушать своих одноклассников;
неуверенность и уход от ответа при возможной ситуации.
Исходя из этого, учебную деятельность необходимо организовать так, чтобы побуждать учеников мыслить, рассуждать, ставя перед собой задачу развития коммуникативных умений учащихся, использую на уроках диалогические и монологические формы речевой коммуникации:
учебная беседа в парах;
учебная беседа в группах;
ролевая игра;
театрализация;
открытый микрофон;
защита проекта.
На уроках организую ситуации, в которых ученик может:
- задавать вопросы учителю, одноклассникам, выяснять непонятное;
- делиться своими знаниями с другими; помогать товарищам при затруднении;
- защищать свое мнение, приводя аргументы, доказательства, используют приобретенные знания;
- рецензировать ответы товарищей, творческие работы, вносить коррективы, давать советы.
Развитие информационно - коммуникативных умений осуществляю через проблемно-диалогическую технологию освоения новых знаний, которая позволяет использовать и совершенствовать коммуникативные умения в процессе решения учебных предметных проблем (задач). В качестве примера можно привести такой предмет как литературное чтение, где развиваются базовые умения различных видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения.. Именно для реализации этих принципов педагогу необходимо владеть современными педагогическими технологиями активного обучения. Ведь данная технология предполагает такую организацию учебного процесса, при которой обеспечивается вынужденная, оцениваемая и управляемая активность обучаемых, сравнивая с активностью педагога. Так как мои ученики - это учащиеся начальной школы, то из всего выше перечисленного, в рамках технологии активного обучения – информационно - коммуникативной технологии – также выступает игровая технология, представляющая собой игровую форму взаимодействия субъектов образовательного процесса через реализацию определенного сюжета, направленного на достижение целей образования. На первый взгляд может показаться, что начальная школа и игра должны быть между собой тесно связаны, но я уже в своей многолетней практике, начиная работать с очередным набором первоклассников, настраивала их на серьезное отношение к школе, к своему обучению. «Родители на своей работе, а вы , дорогие мои школьники, на своей. Школа - это труд. Важность вашего труда ни сколько не меньше, чем ваших родителей». Учу их адекватно оценивать себя, свои удачи и неудачи. Поэтому игровую технологию я использую дозировано. И в этом, конечно, помогает – это технология интерактивного обучения. Ведь в её основе этой лежит обучение, погруженное в общение и взаимодействие. Оно основано на диалоговых и полилоговых формах общения и содействует формированию коммуникативной компетентности участников. Этапы технологии:
Анализируя вышесказанное, можно сказать, что коммуникативная компетентность детей высокая. Умение работать в паре, группе приносит положительные результаты и во внешкольной деятельности.
От широты овладения учебными знаниями, а также от того, какими путями, методами познания и с помощью каких средств усвоен материал, зависят формирование научного мировоззрения, глубина знаний, прочность умений и навыков, развитие качеств личности, влияние знаний на действенно практическую сторону сознания и поведения и т.д.
Выполнению этой задачи должно служить осуществление применения современных педтехнологий: В частности коммуникативно – информационной. Любой учебный предмет является комплексом дидактически переработанных основ наук. Но, сохраняя внутреннее единство, каждый из них органически связан с другими общей для них задачей - осуществлением функций познания, воспитания, развития и формирования личности. Каждая отрасль науки рассматривает отдельные стороны объектов и явлений с позиций, ей присущих, но так как объекты и явления материального мира взаимосвязаны между собой, то всестороннее познание явлений природы и общества возможны лишь при условии осуществления интеграции.
Исходные начала формирования понятий для учащихся на уроках разнообразны. Психологи утверждают, что это могут быть восприятия и действия с предметами, или только восприятие, или образ, или представление, или обобщение и абстракция. Все указанные начала возникновения понятий находят то или иное практическое применение в процессе обучения.
Реализация данных технологий осуществляется по следующим этапам: восстановление знаний, усвоенных учащимися; вычленение существенных признаков и соотнесение с объектом труда; уточнение существенных признаков при сопоставлении их с несущественными; выделение формируемого понятия; установления связи нового понятия; соотнесение признаков объекта; использование понятия с целью его проверки и закрепления. Система задач содержания образования и воспитания освобождает учащихся от формального усвоения и применения знаний, позволяет раскрыть ряд понятий в более доступной форме, создать им наглядный образ.
То есть с уверенностью можно сказать, что у современного урока, связанного с технологическим процессом масса психолого-педагогических достоинств. А именно: развитие активной творческой личности, самореализация личности учащихся, путём развития его интеллектуальных возможностей. В связи с вышеизложенным хочу отметить, что применение таких технологий, способствует развитию способностей, познавательной активности учащихся, мыслительной деятельности.
В младшем школьном возрасте заложены большие возможности художественно-эстетического развития детей. При активном обучении можно использовать все виды изобразительной деятельности, что создаёт благоприятный климат на уроке, здоровьесберегающую среду, мотивирующие учеников к учебе.
Главное - это комплексный подход, который приводит к хорошим результатам. Задача учителя состоит в том, чтобы каждый урок был для ребёнка уроком-радостью, уроком без стресса и страха.