kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Современные образовательные технологии как платформа для формирования универсальных учебных действий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ, реализованного учителем начальных классов Дроновой Валентиной Михайловной

в МБУ школы № 32 г.о. Тольятти.

 

Современные  образовательные технологии как платформа

для формирования универсальных учебных действий.

 

Цель проекта:

проанализировать эффективность использования СОТ в образовательном процессе учащихся начальных классов  по результатам уровня сформированности   УУД

 

Задачи:

  • исследовать актуальность проблемы в рамках школы;
  • изучить теоретические основы СОТ;
  • выявить наиболее продуктивные  технологии  для достижения поставленной цели;
  • исследовать взаимосвязь результативности  применения СОТ и уровня сформированности   УУД
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Современные образовательные технологии как платформа для формирования универсальных учебных действий »

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ, реализованного учителем начальных классов Дроновой Валентиной Михайловной

в МБУ школы № 32 г.о. Тольятти.


Современные образовательные технологии как платформа

для формирования универсальных учебных действий.


Цель проекта:

проанализировать эффективность использования СОТ в образовательном процессе учащихся начальных классов по результатам уровня сформированности УУД


Задачи:

  • исследовать актуальность проблемы в рамках школы;

  • изучить теоретические основы СОТ;

  • выявить наиболее продуктивные технологии для достижения поставленной цели;

  • исследовать взаимосвязь результативности применения СОТ и уровня сформированности УУД


1. Введение. Теоретические основы СОТ.

Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед учителем цель - высокий результат образовательного процесса. В связи с этим возникает проблема: как добиться высоких показателей, какие ресурсы использовать. Сегодня даже начинающий учитель понимает, что основной ресурс – грамотное использование современных образовательных технологий. Современные технологии дают новые возможности по формированию личностного потенциала и обеспечению успешности выпускника школы. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут школьникам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и научат его использовать полученные знания на практике. Стремительное время вынуждает школу готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Мы должны не давать знания, а подталкивать ребёнка к поиску решения проблем возникающих у них на пути. «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей» - писал К.Д. Ушинский Умение постоянно учиться, умение использовать полученные знания – требования к уровню сформированности УУД.

Реально достичь цели образования в новых социальных условиях и решить выше перечисленные проблемы мне помогает комплексное использование следующих современных образовательных технологий (СОТ):

Педагогические технологии

планируемые результаты

Технология проблемного диалога

Создание   в учебной деятельности  проблемных ситуаций  и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по  их разрешению, в результате чего ребёнок учится самостоятельно решать проблемы. Задача учителя – открывать знания вместе с детьми.

Формирование всех видов УУД.

Технология продуктивного чтения

Ученик учится самостоятельно анализировать и понимать текст. Формируется правильный тип читательской деятельности – думающий читатель.

Формирование всех видов УУД.

Технология оценивания учебных успехов

Формируем контрольно-оценочную деятельность.

Формирование коммуникативных и регулятивных УУД.

Технология дифференцированного обучения

Учитель так организует учебную деятельность слабоуспевающего ученика, чтобы он смог (с помощью дидактических средств) выполнить задание необходимого уровня. Реализуется желание учащихся с высокими познавательными способностями быстрее и глубже продвигаться в образовании. «Сильные» учащиеся утверждаются в своих способностях, «слабые» получают возможность испытывать учебный успех, формируется уровень мотивации ученья.

Формирование познавательных УУД, личностного развития

Технология проектной деятельности

Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы.

Развиваем индивидуальные творческие способности учащихся, даём учащимся возможность ощутить успешность, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Формирование всех видов УУД.

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование всех видов УУД.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода  в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок,  применять психолого-педагогические диагностики личности.

Формирование коммуникативных и регулятивных УУД.

Информационно-коммуникационные технологии

Работа с текстом, поиск и обработка нужной информации. информацией. Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

Формирование коммуникативных и регулятивных УУД.

Здоровьесберегающие технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Формирование регулятивных УУД, личностного развития.

Систему инновационной оценки «портфолио»

Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

Формирование регулятивных УУД

Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: взаимосвязь результативности применения СОТ и уровня сформированности УУД.


Актуальность проекта:

Актуальность темы обусловлена необходимостью переосмысления применений педагогических технологий в современном образовании и отбором СОТ для повышения качества обучения на уроках в начальной школе.

Механизм реализации проекта:

  • Анализ эффективности использования современных СОТ на уроках.

  • Диагностика полученных результатов

  • Распространение педагогического опыта по реализации СОТ

Ожидаемые результаты

  • повышение уровня сформированности УУД;

  • развитие научно-исследовательских и творческих способностей учащихся;

  • изменение профессиональной позиции педагога – это творческий подход к организации учебно-воспитательного процесса в школе;

  • активная жизненная позиция всех членов образовательного процесса;

  • совершенствование качественных характеристик личности учащихся

Участники

  • Участники эксперимента: ученики 3-4 классов МБУ школы №32


Методика диагностирования в эксперименте

Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования» (авторы Е.В.Бунеева, А.А.Вахрушев, С.А.Козлова, О.В.Чиндилова, издательство «БАЛАСС», 2011г). Данное пособие является составной частью комплекта учебников и пособий развивающей Образовательной системы "Школа 2100".


Сроки осуществления проекта:

  • Проект долгосрочный, осуществляется в период с 2012 по 2013г. и состоял из нескольких этапов.

Этапы работы

Первый этап подготовительный (организационный)

Анализ применения образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности, отбор необходимых СОТ:

  • Планирование системы работы по созданию интегрированной образовательной среды;

  • Создание банка методик современных образовательных технологий (СОТ);

Реализация программы повышения квалификации педагога школы по использованию СОТ в образовательном процессе (продолжается в процессе всего эксперимента);

  • Отбор методик, включающих технологии, формы, методы работы с одаренными детьми;

  • Разработка критериев оценки и показателей эффективности опытно-экспериментальной работы.

Второй этап – практический

Практическая организация и внедрение проекта. Разработка и реализация.

  • Проведение опытно-экспериментальной работы в соответствии с разработанной программой педагогического эксперимента (и в соответствии с программой развития школы);

  • Проведение диагностических срезов в мае 2012г и 2013г, сравнительного анализа результатов.

Третий этап – аналитический

Анализ и обобщение результатов внедрения проекта.

  • Анализ результатов диагностики уровня УУД

  • Распространение опыта работы в педагогическом сообществе














2. Эффективность использования технологий во множестве СОТ в моей образовательной деятельности.

СОТ

наименование документа

название курса

результаты использования СОТ

влияние на уровень формирования УУД

Информационно-коммуникационные технологии

Именной образовательный чек №10663, 144ч

СИПКРО, 2014г


Основные направления региональной

образовательной

политики в контексте

модернизации

российского

образования.

Инновационные

технологии

применения

мультимедиа в

образовании.

Обучающие модули:

теория и практика

составления проекта

по учебным предметам.

Разработаны свои электронные презентации, интерактивные тесты для уроков и внеурочной деятельности.


Опубликованы методические разработки на образовательных сайтах.


Разработана авторская программа (в соавторстве) внеурочной деятельности «Буду учёным!»

Умение работать с текстом.


Умение находить, обрабатывать и использовать нужную информацию, данную в явном и неявном виде.


Умение представлять информацию с помощью моделей.


Сертификат №7332, 16ч,

ЦИТ г.о. Тольятти, 2014г

Информационно-образовательная среда

как средство

реализации ФГОС

общего образования

Технология продуктивного чтения. Технология проблемного диалога.

Сертификат МОУДПОС «Ресурсный центр» городского округа Тольятти, 36ч, 2013г

Алгоритм введения

ФГОС начального

общего

образования


Выступление на методическом объединении с методическими рекомендациями для учителей начальной школы «Технология продуктивного чтения как средство успешного решения учебной задачи»,

Выступление на педконсилиуме по теме «Использование технологии проблемного диалога при формировании коммуникативных УУД»












Тьюторство в школе по

изучению методики

работы по

курсу «ОРКСЭ

Умение определить проблему урока, найти способы её разрешения.


Умение анализировать литературный текст (качество знаний по итогам мониторинга по чтению 78%)

Свидетельство № 1215

СИПКРО, 144ч, 2011г

Психолого-

педагогические

основы

проектирования

УУД в условиях

реализации ФГОС

нового поколения


Сертификат СамГУ ,

36ч, 2010г

Федеральный государственный стандарт начального

общего образования:

актуальные проблемы

введения


Сертификат МОУДПОС «Ресурсный центр» городского округа Тольятти, 36ч, 2011г

Алгоритм введения

ФГОС НОО


Удостоверение №7189

СИПКРО, 72ч, 2012г

«Основы религиозных

культур и светской

этики»

Технология оценивания учебных успехов.

Сертификат УМЦ «Школа 2100» , 6ч, 2013г

Реализация ФГОС

НОО и ООО и

достижение нового

образовательного

результата через

внедрение

комплекса технологий деятельностного типа

образовательной

системы «Школа 2100» в массовую

практику начальной

и основной школы

Разработка и практическое применение электронных таблиц для диагностики уровня сформированности УУД

Умение оценивать результаты своей и чужой работы, планировать свои действия на коррекцию ошибок.

Здоровьесберегающие технологии

Технология дифференцированного

обучения

Справка СИПКРО, 2011г

Здоровое питание учащихся начальной школы


Разработан дидактический материал для детей с ОВЗ.


Постоянное участие во внешкольных НПК по проблемам здоровьесбережения.


Привлечение детей с ОВЗ к школьным и внешкольным ознавательным конкурсам



Умение регулировать собственное самочувствие.

Охват питанием учащихся 94%

Удостоверение

№5033

ГОУ ВПО

«Ярославский государственный педагогический

университет им. К.Ф.Ушинского»,

72ч, 2010г

Совершенствование

подготовки

управленческих

кадров, специалистов

системы образования

в области

обучения детей с

ограниченными

возможностями

здоровья,

детей-инвалидов



Технология проектной деятельности

Удостоверение

№569

МОУ ДПОС РЦ, 72ч, 2010г

2010г

Методические основы образовательной

деятельности



Выполнение проектов

по всем учебным

предметам и

программам внеурочной деятельности.


Участие во

нешкольных НПК с

результатами

исследовательских

проектов.

Умение работать

в команде, ставить

цель, определять

задачи, сравнивать

образец и

фактический

результат.



3. Исследование взаимосвязи результативности применения СОТ и уровня сформированности УУД

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. В связи с этим и встала задача проведения диагностики личностных и метапредметных результатов. 
- Диагностирование интеллектуальных, организационных, коммуникативных, нравственно-оценочных умений учащихся. 
- Данные умения являются показателем функциональной грамотности, которая проявляется в готовности успешно решать различные жизненные задачи. 

Цель диагностики:

- выявить степень успешности формирования у обучающихся универсальных учебных действий, личностного развития

Диагностика проводилась во 2б (май 2012г), 3б (май 2013г), и 4б (май 2014г).

В ходе диагностирования обучающихся были проведены 4 проверочные работы:

№1 – Познавательные УУД г

№2 - Коммуникативные УУД

№3 – Регулятивные УУД

№4 – Личностные действия


 

познават

коммуник

регулят

личност

уровень УУД класса

средние российские результаты

67

69

62

77

 

2011-2912г

2б Дронова В.М.

56

63

54

73

62

2012-2913г

3б Дронова В.М.

60

64

63

75

66

2013-2914г

4б Дронова В.М.

74

79

70

77

75

итоги

63

69

62

75



Уровень сформированности познавательных УУД ниже общероссийских на 4%.

Уровень сформированности коммуникативных УУД равен общероссийским.

Уровень сформированности личностного развития ниже общероссийских на 2%.

Уровень сформированности регулятивных УУД равен общероссийским.


Наблюдается позитивная динамика уровня сформированности УУД по всем показателям, хотя добиться общероссийских показателей пока не удалось.


Проблемные зоны уровня сформированности УУД:

Познавательные УУД

  • Определять, какая информация нужна для решения задачи

  • Отбирать источники информации, необходимые для решения задачи

  • Определять причины явлений и событий

  • Делать выводы на основе обобщения знаний


Коммуникативные УУД

  • Вычитывать информацию, данную в неявном виде

  • Понимать смысл текста в целом (главную мысль)

  • Истолковывать текст (через творческий пересказ)


Регулятивные УУД

  • Составлять план действий

  • Действовать по плану

  • Проверять и оценивать результаты работы

  • Сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки


Личностные результаты

  • Оценивать поступки с позиции нравственных ценностей

  • Отделять оценку поступка от оценки самого человека


ВЫВОДЫ по итогам педагогического проекта


1. Данные диагностики показывают, что созданы условия для успешного формирования УУД: применение СОТ положительно сказались на качестве обучения.

2. Оптимальным является использование современных образовательных технологий, направленных на активную деятельность каждого ученика.

3. Уровень реализации СОТ напрямую зависит от самообучения учителя, его методической активности.

4. Проект выявил нерешённые проблемы, поэтому необходимо продолжить данное педагогическое исследование.



Информационные источники

  1. Ягодко, Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после.- 2010.-№1.-С.36-38

  2. Громыко, Г. Обучение в парах – и просто, и сложно /Г. Громыко // Директор школы.- 2010.-№3.-С.67-70

  3. Белый, В.И. О современных тенденциях в распространении методов проектного обучения /В.И. Белый // Школьные технологии.- 2010.-№2.-С.105-153

  4. Новикова, А.М. Методология игровой деятельности /А.М. Новикова // Школьные технологии.- 2009.-№6.-С.77-89

  5. Басынина, Л.Н. Разноуровневое обучение в начальной школе /Л.Н. Басынина // Начальная школа плюс до и после.- 2008.- №11.-С.66-67

  6. Новикова, Т. «Портфолио» - новый и эффективный инструмент оценивания /Т. Новикова // Директор школы.- 2008.-№2.-С.32-35

Образовательные сайты Интернет:

http://www.цоиомск.рф «Журнал «Современный педагог»

http://samarapedsovet.ru Самарский школьный портал

http://www.rusedu.ru Архив учебных программ и презентаций

http://pedsovet.org 14-й Всероссийский интернет-педсовет

http://kopilkaurokov.ru Копилка уроков






8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дронова Валентина Михайловна

Дата: 09.07.2014

Номер свидетельства: 109694

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Программа внеурочной деятельности по информатике по ФГОС "Продвинутый пользователь. 7 класс""
    ["seo_title"] => string(84) "proghrammavnieurochnoidieiatielnostipoinformatikiepofgosprodvinutyipolzovatiel7klass"
    ["file_id"] => string(6) "263123"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449490316"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Статья «Формирование ключевых  компетенций учащихся посредством интеграции естественнонаучных дисциплин»"
    ["seo_title"] => string(117) "statiaformirovaniiekliuchievykhkompietientsiiuchashchikhsiaposriedstvomintieghratsiiiestiestviennonauchnykhdistsiplin"
    ["file_id"] => string(6) "293350"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455462001"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства