Просмотр содержимого документа
«Современные педтехнологии как средство повышения качества образования»
Введение государственных образовательных стандартов второго поколения возложило на учителей новые требования для достижения целей образовательного процесса, отвечающих нуждам современного общества. В настоящее время происходящие изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции учащихся, совершенствования их подготовки. Поэтому вопрос о повышении качества образования в настоящее время стоит особенно остро.
А обеспечение качества образования в сложившихся условиях возможно только при изменении подходов к организации образовательного процесса, одним из которых является внедрение образовательных технологий, выступающих как инструмент повышения мотивации к обучению и результативности обучения, развития творческих способностей учащихся на уроках.
В современной школе вопрос применения образовательных технологий педагогами является особенно актуальным. Актуальность данной темы заключается в том, что сегодня с помощью применения образовательных технологий решается одна из важнейших задач школы - повышение эффективности образовательного процесса. Ведь технология образования - это система, в которой последовательно реализуется заранее спланированный процесс, гарантирующий высокий результат.
Педагогическая технология - это система деятельности педагога, где все входящие в него действия стоят в определённой последовательности и целостности, а выполнение этих действий предполагает достижение необходимого результата.
"Педагогическая технология,"- по словам Б. Т. Лихачева,"- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса."
Технология обучения, или образовательная технология - это применение методики обучения к конкретным условиям с учётом времени, места, конкретных субъектов образования, условий организации и протяжённости педагогического процесса. Поэтому об эффективности технологии можно говорить не вообще, а лишь по отношению к определённым учащимся и педагогам.
Из всех существующих современных педагогических методик и технологий основными для повышения качества образования являются следующие:
дифференцированное обучение;
проектная деятельность;
технологии перспективно-опережающего обучения;
здоровьесберегающие технологии;
проблемное обучение;
информационно-коммуникативные технологии;
технология сотрудничества или групповая работа;
игровые технологии.
Технологии разноуровневого и дифференцированного обучения.
Понятие “дифференцированное обучение” в переводе с латинского “different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференцированное обучение - это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств.
Целью дифференцированного обучения является организация учебного процесса с учетом индивидуальных способностей и особенностей ученика или, иными словами, обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает ребенку возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
Задачи дифференцированного обучения: понять, увидеть и сохранить индивидуальность ученика, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Дифференцированный подход организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Он подходит на всех этапах обучения, а также на всех этапах усвоения знаний, умений. Чтобы добиться правильного дифференцированного подхода в обучении, необходимо правильно подбирать дифференцированные задания. Они должны отличаться простотой, краткостью и точностью.
Учитывая типологические особенности каждого ученика, класс можно подразделить на условные группы «А», «В», «С». Задания группы «С» зафиксированы как базовый стандарт — минимальный или репродуктивный. Здесь играет роль многократность повторения, выделение лексических опор. Задания «В» выстраиваются на аналитико-синтетическом уровне и обеспечивают умственную деятельность, которая необходима для решения заданий на применение. Задания группы «А» предполагают творческий или продуктивный уровень. Учащиеся осознанно, творчески применяют свои знания, составляя мини-диалоги, монологические высказывания по теме. Элементы организации групповой формы работы позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, включить в процесс обучения каждого ученика. Внутри групп каждый может высказать свое мнение, активно участвовать в решении поставленных задач в соответствии с уровнем языковой подготовки, изученных лексических единиц. На каждый урок целесообразно создавать дидактический материал разной сложности. Все это дает ощутимый образовательный результат. Учащиеся, которые имеют недостаточные знания, которые плохо владеют разговорной речью, перестают стесняться, наоборот, пытаются "тянуться" за сильными, легче вступают в диалог, исправляют свои ошибки, пытаются высказывать свои мысли, учатся формулировать вопросы.
Технологии проектного обучения и исследовательской деятельности.
Метод проектов считается одним из ведущих при формировании речевых компетенций учащихся.
Проект – это временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата.
Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретённых при изучении различных предметов.
Проектная работа является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности учащихся, в которой они занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может быть связана с какой-то одной предметной областью. При подборе темы проекта учитель ориентируется на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: рисунок, статья, альбом, коллаж, рекомендации и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений, их творческое применение в новых условиях.
К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:
• повышение мотивации учащихся при решении задач;
• развитие творческих способностей;
• формирование чувства ответственности;
• создание условий для отношения сотрудничества между учителем и учащимся.
Проекты можно подразделять по числу участников (индивидуальные (личные), парные, групповые.), по продолжительности: краткосрочными (1 урок, максимум 3–6 уроков), среднесрочными (1–2 месяца), долговременными (до года), по доминирующей деятельности учащихся (исследовательские, творческие, игровые, информационные, социально-значимые.)
Проекты оцениваются по следующим критериям :
• Оформление проекта – наличие рисунков, аккуратность;
• Содержание проекта – соответствие теме, наличие оригинальных находок, полнота раскрытия темы, логичное изложение материала;
• Представление проекта – правильность речи, степень владения материалом, эмоциональность в представлении.
Проектная деятельность вызывает особый интерес у детей всех возрастов, т.к. они многое умеют и знают, и работа над проектами помогает им реализовать свои знания, умения и навыки. Работа над проектом состоит из следующих шагов:
• Определение темы.
• Определение конечного результата.
• Обсуждение и составление плана проекта.
• Сбор информации.
• Обработка информации.
• Оформление проекта.
• Презентация проекта.
• Оценка проекта.
Проектная деятельность в сочетании с работой на компьютере делает уроки интересными и современными. Учитель не только учит детей, но и многому учится у них.
Технология перспективно-опережающего обучения.
Технология перспективно-опережающего обучения связана с именем учителя начальных классов С.Н.Лысенковой, которая открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. По мнению С.Н. Лысенковой, трудную тему надо начинать не в заданные часы, а намного раньше. “Усвоение материала происходит в три этапа:
• предварительное введение первых (малых) порций будущих знаний,
• уточнение новых понятий, их обобщение, применение и
• развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий”.
Эта методика позволяет сэкономить время на объяснении нового материала и уделить больше внимания практическому закреплению.
Трудную тему можно затрагивать заранее в какой-то связи с изучаемым в данный момент материалом. Последующая тема даётся на каждом уроке малыми дозами 5-7 минут. Тема раскрывается медленно, последовательно, со всеми логическими переходами. В обсуждение нового материала вовлекаются сначала сильные, затем средние, и лишь потом слабые ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга.
Усвоение материала происходит в три этапа:
Первый этап – перспективная подготовка: медленное последовательное знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы.
Второй этап – работа по учебнику: уточнение понятий и обобщение материала. Школьники уже сознательно ориентируются в схеме-обобщении, владеют доказательствами, справляются с самостоятельными заданиями в школе и дома
Третий этап – использование сэкономленного времени (создавшегося опережения). Схемы уходят, формируется навык быстрого действия. Именно на этом этапе рождается новая перспектива, не сталкиваясь уже ни с какими трудностями. Каждому ученику – посильный вопрос, доступное задание (но не ниже требований программы!). Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.
Здоровьесберегающие технологии.
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Многие годы ученик проводит в стенах классных кабинетов, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без комплекса работы учителя и ученика. Очень важное место занимает правильная организация учебной деятельности, а именно:
1) строгая дозировка учебной нагрузки;
2) построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ: (чтение, письмо, самостоятельная работа, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, «мозговой штурм»). Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников.
Когда дети приходят в начальную школу, им очень трудно сидеть прямо и спокойно, слушать учителя целый урок внимательно. Скоро им становится скучно, они устают и теряют интерес к предмету. Чтобы избежать этого, можно провести рифмованные физкультминутки в середине урока. Поэтому, выполняя эти упражнения, заучиваются новые слова и развивается память. Кроме того, такие упражнения помогают ребятам выплеснуть «излишки» энергии. Сначала рифмовки произносятся учителем, а школьники повторяют слова и действия. Но так как эти “стихи” короткие и легко запоминаются, дети их быстро заучивают, и каждый урок один из учащихся заменяет учителя и выполняет упражнения перед классом.
Кроме того, на уроках можно проводить и гимнастику для глаз, не забывая при этом повторять лексику (например, цвета, названия стран и т. д.), буквы, числа. Можно разместить в разных местах в классе разноцветные кружки (цветочки, буквы, числа). При изучении алфавита гимнастику для глаз можно проводить следующим образом: «Нарисуйте в воздухе взглядом букву, цифру …» и т. д.
Существует масса других видов физкультминуток на уроках, например, подвижные игры, драматизация диалогов, ролевые игры-пантомимы (например, в магазине ты хочешь что-то купить, объяснись с продавцом мимикой и жестами), изобразить вид спорта движением, мимикой, жестами (подобные игры не только развивают координацию рук, ног и других частей тела, но и вызывают положительные эмоции на уроках), можно также использовать песни. Песня дает детям возможность отдохнуть и в то же самое время служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков, повышает интерес к предмету, снижает утомляемость.
Технологии проблемного обучения.
Под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Цель – способствовать развитию проблемного мышления учащихся и учителя.
Проблема – это различие между существующей и желаемой ситуациями, несоответствие, нестыковка между предполагаемым и действительным. Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов:
- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;
- побуждает обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;
- определяет проблемные теоретические и практические задания;
- ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения и другим).
Принято различать этапы технологии проблемного обучения:
1.Постановка учебной проблемы; организация проблемной ситуации. Результат этого этапа – затруднение учащихся и постановка проблемного вопроса, который и будет являться целью урока.
2.Поиск решения проблемы:
- через диалог;
- выдвижение гипотез.
3. Проверка гипотез, начиная с ложной.
4. Формулировка правила, способа; сравнение его с научным образцом в учебнике.
5. Обучение постановке учебных вопросов (проблемных).
6.Проведение контрольных и проверочных работ с включением заданий проблемного характера:
- поставь проблемный вопрос;
- выдвини гипотезу;
- докажи.
Информационно-коммуникационные технологии.
В настоящее время информационно-коммуникационные технологии широко применяются в школах. Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано не только повысить эффективность проведения уроков, но и освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.
Занятия с использованием компьютерных технологий пользуются большой популярностью у школьников. Разнообразные мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой, учат понимать речь на слух, правильно писать.
Основные направления использования ИКТ на уроках включают в себя: использование ресурсов Интернета в качестве справочного материала, использование электронных энциклопедий и словарей, организация исследовательской и проектной деятельности учащихся, тестирование знаний учащихся, поиск иллюстративного материала, возможность использования аутентичного материала, который позволяет учащимся совершенствовать навыки.
Специфика ИКТ включает в себя:
• Обучение всем видам деятельности;
• Расширение возможностей учебника;
• Повышение мотивации учащихся;
• Дополнительные упражнения;
• Вариативность в рамках каждого упражнения;
• Возможность самоконтроля;
• Возможность самостоятельной работы.
Применение ИКТ на всех этапах урока позволяет оптимизировать образовательный процесс, эффективно использовать время. При объяснении нового материала для наглядности широко используются компьютерные презентации в Microsoft Power Point, видеоролики, учебные фильмы, видеоклипы, отрывки из мультипликационных и художественных фильмов, электронные приложения к УМК. На этапе закрепления, а также при обобщении и повторении - уместно использовать интерактивные задания, при контроле - интерактивные тесты, при защите проектов - компьютерные презентации.
Технологии сотрудничества.
Учебное сотрудничество - это форма взаимодействия педагога и учащегося, в котором совместно ставится и решается проблема, умственная задача.
Обучение в сотрудничестве – это технология обучения в малых группах, составленных из учеников разного уровня обученности, направленная на выполнение различных заданий, ведущих к более успешному усвоению материала.
Обучение в сотрудничестве – это одна из разновидностей личностно-ориентированного подхода в преподавании. Учебные задания структурируются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.
Групповая форма организации учебного труда обладает рядом достоинств: она способствует повышению мотивации к учению, учит объективно оценивать себя и других, повышает деловой статус ученика в коллективе, разнообразит урок. Работая в группе, учащиеся проявляют речевую самостоятельность. Они помогают друг другу, успешно корректируют высказывания собеседников.
Организацию группового общения нужно начинать с формирования речевых групп с учётом психологической совместимости детей. Оптимальный состав группы – четыpе-пять человек. При этом в каждой группе есть сильный, средний и слабый ученики, обязательно девочки и мальчики. Если группа на протяжении нескольких уроков работает слаженно, то она работает в этом составе постоянно.
Существует несколько вариантов организации обучения в сотрудничестве на уроках: «обучение в команде», «пила», «учимся вместе».
ОБУЧЕНИЕ В КОМАНДЕ. Этот прием подходит для отработки каких- либо навыков. Пары должны быть сильный + слабый. При выполнении задания сильный консультирует слабого.
ПИЛА. Этот прием предназначен для групповой работы. Учащиеся объединяются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на логические и смысловые блоки. Вся команда может работать над одним и тем же материалом, но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп, а затем каждый докладывает в своей группе о проделанной работе. На заключительном этапе учитель может задать любому ученику в группе вопрос по теме или учащиеся выполняют контрольный срез, который и оценивается. Результаты суммируются. Команда, набравшая большее количество баллов, награждается
УЧИМСЯ ВМЕСТЕ. Здесь в качестве примера можно взять метод «вертушка», который идеально подходит для проверки домашнего задания. Ребятам «по вертушке» предлагается проверить домашнее задание. Если у кого-то выявится ошибка, ее после объяснения можно исправить. Затем группа сдает одну тетрадь, а учитель, проверив ее, ставит оценку всей группе.
Организация работы группами дает хороший эффект, так как общение осуществляется более непринужденно.
Вот еще несколько примеров технологии сотрудничества:
Работа в парах: прочитайте и разыграйте диалог по ролям;
Задайте вопрос партнёру и ответьте на его вопрос;
Работа в группах: найти информацию, используя интернет и написать доклад, прочитать текст в группах и обменяться недостающей информацией в каждом из текстов, и т.д.
Игровые технологии.
Игра — это эффективный способ повышения качества и продуктивности обучения иностранному языку. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном — овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры. Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу.
Цели использования игры могут быть:
• занимательные (проводятся для снятия усталости);
• учебные (проводятся с целью формирования, углубления и совершенствования практических умений и навыков по языку, их проверки).
Можно использовать различные наглядные пособия, например: схемы, картины, таблицы, слайды, лото. Игры можно организовать индивидуальные, парные или групповые. Сила игры в ее всеобщности, универсальности, в способности легко и плодотворно, свободно добиваться значительных результатов в деле формирования личностных качеств ребенка.
Младшие школьники, 1-2классов, с удовольствием учат скороговорки, придумывают различные ситуации с использованием диалогической и монологической речи, играют в такие игры, как «Внимателен ли ты?», «Игра в мяч», «Найди предмет», «Угадай название», «Рассказ по рисунку», «Кто больше?», «Картинка» и т. д.
Что касается учащихся 3-4 классов, то они предпочитают игры-соревнования. В данном случае повышается интерес к новому материалу, стимул для выполнения домашних заданий. Только глубокие знания дают учащимся возможность проявить себя, победить соперника. Дух соперничества, желание самоутвердиться — прекрасные мотивы для изучения языков.
Обучающиеся с удовольствием участвуют в дискуссиях на предложенные темы, высказывают свои мнения по просмотренным кинофильмам и спектаклям, составляют и решают кроссворды. У учащихся возникает потребность к общению, к тесному контакту друг с другом, и игровые моменты разрушают барьеры между ними, создают условия равенства в речевом партнерстве.
Примеры игр на уроках:
Фонетические игры:
Назови слово (игра с предметом)
Учитель бросает мяч ученикам по очереди; ученики называют слово с загаданным звуком.
Правда-ложь (игра на внимательность)
Учитель называет звуки, показывая на буквы и буквосочетания (словосочетания), а ученики должны обнаружить и исправить ошибку, если она имеется.
В заключении хочется отметить, чем шире используются педагогом разнообразные приемы и технологии, тем лучше ученики усваивают материал. Использование коммуникативных технологий на уроках способствуют формированию коммуникативной компетентности, которая направлена на практику общения.
Применение коммуникативных методов на уроках повышают мотивацию и результативность обучения, развивают творческие способности учащихся, способствуют формированию и развитию личности.