Современные образовательные технологии в контексте формирования ключевых компетенций обучающихся начальной школы
Современные образовательные технологии в контексте формирования ключевых компетенций обучающихся начальной школы
Компетентностный подход становится главным направлением повышения качества образования. Он указывает на то, что смысл образования заключается не в увеличении объёма информации, а в умении самостоятельно решать проблемы в различных ситуациях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современные образовательные технологии в контексте формирования ключевых компетенций обучающихся начальной школы»
Современные образовательные технологиив контексте формирования ключевых компетенций обучающихсяначальной школы
Сегодня цели и задачи, стоящие перед современным образованием, изменились - акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентностей. Урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать эти требования, урок должен стать новым и современным. А для этого на уроках необходимо использовать современные технологии.
Компетентностный подход становится главным направлением повышения качества образования. Он указывает на то, что смысл образования заключается не в увеличении объёма информации, а в умении самостоятельно решать проблемы в различных ситуациях.
Смысл компетентностного подхода в том, что обучающийся должен осознавать постановку задачи, оценивать, контролировать эффективность собственных действий, воспринимать новое, менять виды деятельности, уметь творчески работать, адаптироваться в современном обществе.
Для начала разберемся, что же такое компетенция. Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) обучающегося и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т.е. от тех, которые моделируют деятельность обучающегося для его полноценной жизни в будущем. Например, до определенного возраста гражданин еще не может пользоваться какой-либо компетенцией, но это не значит, что ее не следует формировать в школьном возрасте. В этом случае мы будем говорить об образовательной компетенции.
Образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности обучающегося.
Компетенции для обучающегося – это образ его будущего, ориентир для освоения. Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требует от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны даже не столько сами знания, сколько умение добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях. Меняются формы взаимодействия между учителем и обучающимся. Для учителя - это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для обучающихся - переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, использованию на практике.
Для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые ФГОС, урок должен стать новым и современным. Для реализации поставленных перед учителем целей необходимо систематическое и системное использование современных технологий обучения. Другими словами, необходим технологический подход в обучении младших школьников. При разработке уроков можно использовать такие технологии как: развивающее обучение Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, проблемное обучение, проектное обучение, информационно-коммуникационные технологии обучения.
Проблемное обучение – организация занятий, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную деятельность обучающегося по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями. Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения. Для развития мышления, что сейчас выходит на первый план в процессе обучения младших школьников, необходимо использовать технологию в целом и метод проблемной ситуации.
Проблемная ситуация - это затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или действия. Проблемная ситуация стимулирует мыслительную деятельность обучающегося в процессе обучения. Методы, которые чаще других применяются в этой технологии – проблемное изложение материала, решение проблемной ситуации, поиск новых способов действия, исследование.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием обучающегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
ФГОС НОО подталкивает учителя на использование информационно -коммуникационных технологий обучения, которые имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками с использованием доски и мела. Использование компьютерных программ позволяет: облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверку и оценку качества знаний, повышает эффективность урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности. Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования обучающегося.
Самыми интересными и эффективными уроками являются уроки с использованием универсальных образовательных ресурсов, то есть уроки, которые педагог разрабатывает с учётом особенностей конкретного ученического коллектива и для конкретных обучающихся. В процессе создания такого урока возникает уникальный образовательный ресурс, в который вложены не только знания, умения и опыт педагога-разработчика, но и частичка его души. Именно такие уроки будут наиболее интересны детям, а значит, и наиболее эффективными.
Существенным отличием современного образования является не передача знаний репродуктивным методом, а добыча знаний и метапредметных компетенций, используя технологии развивающего, проблемного обучения, применяя информационно-коммуникативные технологии обучения, акцентируя внимание на использование метода проектов и проблемного изложения материала. В обществе нужны даже не столько сами знания, сколько умение добывать их и умение самостоятельно применять их во всевозможных ситуациях. Технологии обучения - это системный подход в применении методов, форм, способов, средств обучения. Поэтому хочется отметить, что формирование метапредметных компетенций зависит от систематичности и совокупности применения всех педагогических и психологических условий.
Список использованной литературы:
1.Алексеева, М.П. Метод телекоммуникационных проектов как основа формирования межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2009. - №3.
2.Бермус, А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентности о его подхода в образовании//На сайте: http: // www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.
3.Довгопол, И. И., Ивкова, Т. А. Современные образовательные и педагогические технологии.-Симферополь: «Ариал»,2015.- 392с.
4.Ефремов, О. Ю. Педагогика. Учебное пособие. - СПб.: Питер,2010, - 352с.
5.Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - №2.
6.Иванов, Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно - методическое пособие. - М.: 2005.
7.Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - №5.