Просмотр содержимого документа
«Социализация детей с отклонениями в развитии»
Социализация детей с отклонениями в психическом развитии
В настоящее время дети с задержкой психического развития составляют почти четвертую часть детской популяции. Безболезненное включение таких детей в широкую социальную жизнь возможно только при активном решении ряда задач психолого-педагогической науки и практики, охватывающих как обще гуманистические, так и гражданские и антикриминальные аспекты.
Исследования психологов, педагогов, медиков, свидетельствуют об особенностях социализации дошкольников и младших школьников с задержкой психического развития. Для оказания квалифицированной помощи этим детям, необходимо дифференцировать возрастные особенности развития и проявления развития, отклоняющиеся от нормативного.
Учеными-дефектологами установлено, что жизненное благополучие ребенка, зависит не от дефекта самого по себе, а от его социальных последствий: от социально-психологической реализации человека. Особо важную роль в раскрытии причин отклонений в общении и социализации дошкольников и младших школьников с задержкой психического развития играют такие параметры, выделенные М. И. Лисиной, как:
1) место общения в системе общей жизнедеятельности ребенка;
2) содержание потребности в общении;
3) значение формы общения в общем развитии пси
Включение детей с задержкой психического развития в социальную жизнь происходит болезненно. Психологи, медики, изучающие таких детей, отмечают, что у них значительно ослаблены «социальные возможности личности», низкая потребность в общении, сочетающаяся с дезадаптивными формами взаимодействия — отчуждением, избеганием или конфликтами. Темп и качество реабилитации во многом зависит от внешних факторов, в частности, от влияния общества. Само общество уже подошло к изменению своего отношения к детям этой категории. Дети с ЗПР могут и должны обучаться и воспитываться вне изолированных коррекционных учреждений. Пребывание в них ограничивает возможность контактов с нормально развивающимися сверстниками, отрывает детей от социума, лишает возможности ориентироваться на нормальное развитие и затрудняет формирование их готовности к преодолению жизненных трудностей, что, в последствие, нарушает социальную адаптацию и реабилитацию. Поэтому для успешного решения проблемы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии проводят их социальную адаптацию в условиях интеграции.
Дошкольное детство является наиболее сензитивным периодом в развитии ребенка, так как расширяются границы жизни: ребенок входит в различные общества, становится членом более широкой социальной группы. Это обстоятельство диктует необходимость работы над качеством социальной адаптации детей с ЗПР на ранних стадиях. Для этого необходимо решение ряда задач:
- выявить контингент референтной группы общения для дошкольников с ЗПР;
- выявит уровень осознания межличностных отношений и что в них ценного.
Процесс социализации дошкольников происходит под влиянием ряда факторов, движущих сил и механизмов, определяющих направленность, динамику и характер ознакомления с социальной действительностью. Их учет позволяет эффективно осуществлять управление процессом воспитания, а также прогнозировать траектории социального развития ребенка. Психолого-педагогический аспект характеризуется:
- нарушением общей и тонкой моторики, страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация);
- нарушения в развитии высших психических функций: памяти, внимания, мышления и т.д.;
- общее недоразвитие речи – дефекты звукопроизношения, недостатки фонематического восприятия, грамматического строя речи, ограниченный словарный запас;
- низкое развитие игровой деятельности;
- несформированы все структурные компоненты учебной деятельности.
Развитие отношений сотрудничества между родителями и детьми в формировании личности и социализации ребенка рассматривают американские психологи К. Флейк-Хобсон, Б. Е. Робинсон, П. Скин (1993).
Только в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации, определяется стиль жизни, устремления, планы и способы их достижения. Мнение российских и зарубежных психологов однозначно: нормальное развитие личности ребенка требует эмоциональной близости между родителями и детьми. И преобразуются на протяжении дошкольного детства. Именно взаимоотношения со взрослыми имеют приоритетное значение в развитии предметной деятельности, в постепенном проникновении во внечувственную суть явлений окружающего мира, в развитии мышления и речи ребенка, его приобщении к моральным и нравственным ценностям. При этом на всех этапах развития ребенка отношение к нему родителей должно оставаться эмоционально положительным. Взрослые становятся для детей эмоционально желанными партнерами, открывающими различные направления деятельности, познания и в то же время готовыми прийти на помощь, уберечь. Такое взаимодействие родителей и ребенка ведет к полноценному развитию его личности, к достижению уровня самосознания, знания о своем «Я». Расширяется сфера общения ребенка: значимыми становятся сверстники. Сравнение себя со сверстником и оценка себя с точки зрения других детей становятся существенными для внутренней жизни дошкольника. Предметом познания и оценки становится для него собственное «Я». Нормативное психическое взросление ребенка обеспечивает взаимодействие двух линий его развития: когнитивно-двигательное и общение. На каждом возрастном этапе развития ребенка потребность в общении приобретает новое содержание. При этом в каждом последующем этапе развития общения сохраняется содержание предыдущего, а новое для данного возрастного этапа содержание надстраивается над сформировавшимся на предыдущем. При этом изменяющиеся составляющие содержания общения объективно направлены на то, что взрослые все больше общаются с ребенком не как с предметом, а как с субъектом, личностью. Ведущим содержанием общения становятся сотрудничество, уважение, стремление к сопереживанию и взаимопониманию.
Именно такие отношения благоприятствуют познавательному развитию ребенка: общение в ходе совместной со взрослыми предметной деятельности, совместное со взрослыми и самостоятельное ознакомление с живой и неживой природой, практическое и теоретическое познание ребенком мира.
Правильная организация эмоциональной жизни детей с задержкой психического развития в условиях образовательного учреждения и семьи позволяет им успешно пройти социальную адаптацию.