kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сообщение "Нарушение звукопроизношения у младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение. Для младших школьников.рорррщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщ.лллллллллллллллл.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сообщение "Нарушение звукопроизношения у младших школьников"»

Балейский филиал

государственного автономного профессионального образовательного учреждения

«Читинский педагогический колледж»












Нарушение звукопроизношения у младших школьников

(Сообщение по МДК 04.01)











Выполнила(а):

студентка 413 группы

Шмакотина Марина

Проверил(а):

преподаватель

психолого-педагогических наук

Юсова Валентина Ивановна














Балей, 2023

 Хорошее развитие устной речи ребенка – одна из необходимейших предпосылок овладения умением читать и писать. Письменная речь возможна только на основе хорошо развитой устной речи. К моменту поступления в школу ребенок должен хорошо понимать обиходную речь, правильно произносить звуки, правильно строить фразы.

Многие дети приходят в 1 класс с дефектами речи. Невнимание к ребенку в раннем возрасте, в период активного овладения речью, неправильности в речи родителей или воспитателей, подражание сверстникам – все это может привести к тому, что ребенок будет говорить неправильно.

Недостатки произношения чаще всего отражаются, как в зеркале, в письме и чтении. Борьба с этими недостатками ложится на ребенка дополнительной нагрузкой. Без помощи он может не справиться сам с возникающими трудностями – начнет отставать от класса, получать за свою работу низкие оценки, терять интерес к учению. Поэтому помощь необходима немедленная. Букварный период наиболее благоприятное время для работы над речью: наши усилия идут в одном направлении с тем, чем ребенок занимается в школе на уроках. А там он учится произносить звуки и читать их буквенные обозначения. Это помогает совмещать исправление дефектов звуков с освоением грамоты.

Одним из аспектов нарушения звукопроизношения у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи является его негативное влияние на личность ребенка.

Тенденции современного образования вносят существенные коррективы в работу логопеда общеобразовательной школы. В настоящее время учителю наряду с основной задачей - предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной недостатками речи, необходимо решать и второстепенную - устранять негативное влияние неправильного звукопроизношения на личность ребёнка.

 В основе всего вербального развития ребенка лежит коммуникативная функция речи. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности поведения.

Овладение речью как средством общения проходит три основных этапа.

На довербальном этапе ребенок не понимает речи окружающих взрослых, но здесь складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. На втором этапе - этапе возникновения речи - ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые слова. Овладение разными способами общения с окружающими осуществляется на этапе развития речевого общения.

В качестве второй функции речь выступает как средство мышления. Слово, таким образом, как психологическая единица речи служит не только средством общения, но и обобщения. Обобщая предметы, оно является орудием абстракции.

Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи ребенок не только получает новую информацию, но и усваивает ее.

Речь, возникнув, развивает, совершенствует многие неречевые психические процессы. Развитие речи качественно перестраивает всю психическую деятельность, оказывает существенное влияние на формирование мышления, восприятия, памяти. В ходе психического развития ребёнка происходит качественное изменение структуры и организации высших психических функций. Большая роль в их перестройке принадлежит речи. С появлением речи возникает качественно новый тип мышления - вербально-логическое мышление, значение слова становится средством мыслительной деятельности ребёнка. При этом происходит совершенствование и наглядно-образного, и наглядно-действенного мышления. Речь совершенствует не только процессы мышления. Речь качественно изменяет восприятие ребенка. Оно становится более точным, дифференцированным, обобщенным, вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания.

Для детей с нарушенным звукопроизношением может быть характерна эмоциональная возбудимость, частая смена настроений, стеснительность при первичном общении со сверстниками и взрослыми. Негативизм, боязнь, агрессивность не способствуют благоприятному развитию личности ребенка.

У детей может проявляться потребность в эмоциональном сопереживании со стороны близкого, у них чрезмерно развита потребность в положительной оценке: «хорошо,  делаешь как надо, поступаешь правильно». Если подобное подкрепление отсутствует, то у ребенка снижается активность, он становится тревожным, ошибается в оценке собственных возможностей.

Все перечисленные качества могут усугубиться при попадании такого ребенка в неблагоприятную социальную среду, где его будут передразнивать, смеяться над неправильным звукопроизношением.

Проблемы с речью обязательно отразятся и на успеваемости, потому что ребенок обычно стесняется своего недостатка и весьма неохотно поднимает руку, стараясь оставаться незамеченным.

Из всего выше сказанного понятно, что речь не только тесным образом связана с развитием высших психических функций, но и оказывает значительное влияние на личностные и поведенческие особенности ребенка. Следовательно, важна своевременная коррекция речевых недостатков. Только привлекательно оформленные упражнения и игровые задания, удерживающие внимание ребенка, будут эффективны. 


Игровые упражнения представляют для педагогов дополнительные возможности для своевременного и полноценного формирования звукопроизношения у младших школьников. Разнообразные игровые ситуации побуждают ребенка к своеобразному речевому общению, отвлекают его внимание от речевых дефектов, предоставляют богатые возможности для осуществления целенаправленной деятельности.

Вот несколько примеров таких игр:

Тема: «Звук [У]»

Игра «Листопад»

Цель: Координация речи с движением, развитие мелкой моторики, автоматизация звука [У].

Описание: Всем детям раздаются листья из осеннего букета.

Дует легкий осенний ветерок: «У-у-у-у-у-у-у-у» (тихо).

Листочки едва шевелятся. Подул сильный ветер: «У-у-у-у-у-у-у-у!» (громко). Заблудились мы в лесу, закричали мы: «АУ!» (Сначала громко, потом тихо). Осенние листочки на веточках сидят, осенние листочки с нами говорят:

«А-о-и-у». (Под музыку они кружатся с листочками в руках.) 

Налетел ветер, и листочки стали опадать.

Тема: «Звук [Э]»

Упражнение «Чистоговорки»

Цель: Развитие словотворчества,  автоматизация звука [Э].

Описание: Сначала дети разучивают чистоговорку. Затем дети проговаривают чистоговорку, хлопая каждый раз, когда слышат звук [Э].

Эльфы и эхо в прятки играли:

Пряталось эхо, а эльфы искали.

Эх, ну и трудно найти его было!

Разве что эльфам такое под силу.

Тема: «Звук [М]».

Игра «Кто больше запомнит»

Цель: Развитие внимания и памяти, автоматизация звука [М]

Описание: Педагог читает небольшой рассказ. Детям нужно запомнить слова, в которых есть звук [М]. Кто больше запомнил, тот и выиграл.


Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит:

Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:

Каждый день и каждый час

Мы твердим упрямо:

Нет на свете никого

Лучше нашей…

Малины! – заорал Миша.

Да при чем здесь «малина»! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы».

Это тоже здорово! А теперь я сочиню… А про что?

Ну, хотя бы про этот мухомор.

Не ешьте белые макароны,

А ешьте красные мухоморы!

Что ты, что ты! – испугался мышонок. – Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что правильное звукопроизношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Нарушение звукопроизношения у младших школьников – URL: https://infourok.ru/narushenie_zvukoproiznosheniya_u_mladshih_shkolnikov__s_fonetiko-fonematicheskim_nedorazvitiem-486160.htm (Дата обращения: 01.12.2023). – Текст: электронный.

  2. Сборник «Игровые упражнения по формированию звуковой речи младших школьников» – URL: https://infourok.ru/sbornik-igrovye-uprazhneniya-po-formirovaniyu-zvukovoj-storony-rechi-mladshih-shkolnikov-4095593.html (Дата обращения: 01.12.2023). – Текст: электронный.

  3. Значение правильного звукопроизношения в жизни ребёнка – URL: https://www.maam.ru/detskijsad/znachenie-pravilnogo-zvukoproiznoshenija-v-zhizni-rebenka.html (Дата обращения: 01.12.2023). – Текст: электронный.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сообщение "Нарушение звукопроизношения у младших школьников"

Автор: Шмакотина Марина Андреевна

Дата: 07.12.2023

Номер свидетельства: 641552

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Организация логопедической работы с детьми-билингвами "
    ["seo_title"] => string(62) "orghanizatsiia-loghopiedichieskoi-raboty-s-diet-mi-bilinghvami"
    ["file_id"] => string(6) "193263"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427619171"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Сообщение "Нарушение звукопроизношения у младших школьников""
    ["seo_title"] => string(68) "soobshchenie_narushenie_zvukoproiznosheniia_u_mladshikh_shkolnikov_1"
    ["file_id"] => string(6) "641553"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1701948387"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства