Просмотр содержимого документа
«Сообщение "Нарушение звукопроизношения у младших школьников"»
Балейскийфилиал
государственногоавтономногопрофессионального образовательного учреждения
«Читинскийпедагогическийколледж»
Нарушение звукопроизношения у младших школьников
(Сообщение по МДК 04.01)
Выполнила(а):
студентка 413 группы
Шмакотина Марина
Проверил(а):
преподаватель
психолого-педагогических наук
Юсова Валентина Ивановна
Балей, 2023
Хорошее развитие устной речи ребенка – одна из необходимейших предпосылок овладения умением читать и писать. Письменная речь возможна только на основе хорошо развитой устной речи. К моменту поступления в школу ребенок должен хорошо понимать обиходную речь, правильно произносить звуки, правильно строить фразы.
Многие дети приходят в 1 класс с дефектами речи. Невнимание к ребенку в раннем возрасте, в период активного овладения речью, неправильности в речи родителей или воспитателей, подражание сверстникам – все это может привести к тому, что ребенок будет говорить неправильно.
Недостатки произношения чаще всего отражаются, как в зеркале, в письме и чтении. Борьба с этими недостатками ложится на ребенка дополнительной нагрузкой. Без помощи он может не справиться сам с возникающими трудностями – начнет отставать от класса, получать за свою работу низкие оценки, терять интерес к учению. Поэтому помощь необходима немедленная. Букварный период наиболее благоприятное время для работы над речью: наши усилия идут в одном направлении с тем, чем ребенок занимается в школе на уроках. А там он учится произносить звуки и читать их буквенные обозначения. Это помогает совмещать исправление дефектов звуков с освоением грамоты.
Одним из аспектов нарушения звукопроизношения у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи является его негативное влияние на личность ребенка.
Тенденции современного образования вносят существенные коррективы в работу логопеда общеобразовательной школы. В настоящее время учителю наряду с основной задачей - предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной недостатками речи, необходимо решать и второстепенную - устранять негативное влияние неправильного звукопроизношения на личность ребёнка.
В основе всего вербального развития ребенка лежит коммуникативная функция речи. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности поведения.
Овладение речью как средством общения проходит три основных этапа.
На довербальном этапе ребенок не понимает речи окружающих взрослых, но здесь складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. На втором этапе - этапе возникновения речи - ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые слова. Овладение разными способами общения с окружающими осуществляется на этапе развития речевого общения.
В качестве второй функции речь выступает как средство мышления. Слово, таким образом, как психологическая единица речи служит не только средством общения, но и обобщения. Обобщая предметы, оно является орудием абстракции.
Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи ребенок не только получает новую информацию, но и усваивает ее.
Речь, возникнув, развивает, совершенствует многие неречевые психические процессы. Развитие речи качественно перестраивает всю психическую деятельность, оказывает существенное влияние на формирование мышления, восприятия, памяти. В ходе психического развития ребёнка происходит качественное изменение структуры и организации высших психических функций. Большая роль в их перестройке принадлежит речи. С появлением речи возникает качественно новый тип мышления - вербально-логическое мышление, значение слова становится средством мыслительной деятельности ребёнка. При этом происходит совершенствование и наглядно-образного, и наглядно-действенного мышления. Речь совершенствует не только процессы мышления. Речь качественно изменяет восприятие ребенка. Оно становится более точным, дифференцированным, обобщенным, вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания.
Для детей с нарушенным звукопроизношением может быть характерна эмоциональная возбудимость, частая смена настроений, стеснительность при первичном общении со сверстниками и взрослыми. Негативизм, боязнь, агрессивность не способствуют благоприятному развитию личности ребенка.
У детей может проявляться потребность в эмоциональном сопереживании со стороны близкого, у них чрезмерно развита потребность в положительной оценке: «хорошо, делаешь как надо, поступаешь правильно». Если подобное подкрепление отсутствует, то у ребенка снижается активность, он становится тревожным, ошибается в оценке собственных возможностей.
Все перечисленные качества могут усугубиться при попадании такого ребенка в неблагоприятную социальную среду, где его будут передразнивать, смеяться над неправильным звукопроизношением.
Проблемы с речью обязательно отразятся и на успеваемости, потому что ребенок обычно стесняется своего недостатка и весьма неохотно поднимает руку, стараясь оставаться незамеченным.
Из всего выше сказанного понятно, что речь не только тесным образом связана с развитием высших психических функций, но и оказывает значительное влияние на личностные и поведенческие особенности ребенка. Следовательно, важна своевременная коррекция речевых недостатков. Только привлекательно оформленные упражнения и игровые задания, удерживающие внимание ребенка, будут эффективны.
Игровые упражнения представляют для педагогов дополнительные возможности для своевременного и полноценного формирования звукопроизношения у младших школьников. Разнообразные игровые ситуации побуждают ребенка к своеобразному речевому общению, отвлекают его внимание от речевых дефектов, предоставляют богатые возможности для осуществления целенаправленной деятельности.
Вот несколько примеров таких игр:
Тема: «Звук [У]»
Игра «Листопад»
Цель: Координация речи с движением, развитие мелкой моторики, автоматизация звука [У].
Описание: Всем детям раздаются листья из осеннего букета.
Листочки едва шевелятся. Подул сильный ветер: «У-у-у-у-у-у-у-у!» (громко). Заблудились мы в лесу, закричали мы: «АУ!» (Сначала громко, потом тихо). Осенние листочки на веточках сидят, осенние листочки с нами говорят:
«А-о-и-у». (Под музыку они кружатся с листочками в руках.)
Налетел ветер, и листочки стали опадать.
Тема: «Звук [Э]»
Упражнение «Чистоговорки»
Цель: Развитие словотворчества, автоматизация звука [Э].
Описание: Сначала дети разучивают чистоговорку. Затем дети проговаривают чистоговорку, хлопая каждый раз, когда слышат звук [Э].
Эльфы и эхо в прятки играли:
Пряталось эхо, а эльфы искали.
Эх, ну и трудно найти его было!
Разве что эльфам такое под силу.
Тема: «Звук [М]».
Игра «Кто больше запомнит»
Цель: Развитие внимания и памяти, автоматизация звука [М]
Описание: Педагог читает небольшой рассказ. Детям нужно запомнить слова, в которых есть звук [М]. Кто больше запомнил, тот и выиграл.
Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит:
– Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:
Каждый день и каждый час
Мы твердим упрямо:
Нет на свете никого
Лучше нашей…
– Малины! – заорал Миша.
– Да при чем здесь «малина»! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы».
– Это тоже здорово! А теперь я сочиню… А про что?
– Ну, хотя бы про этот мухомор.
– Не ешьте белые макароны,
А ешьте красные мухоморы!
– Что ты, что ты! – испугался мышонок. – Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что правильное звукопроизношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нарушение звукопроизношения у младших школьников – URL: https://infourok.ru/narushenie_zvukoproiznosheniya_u_mladshih_shkolnikov__s_fonetiko-fonematicheskim_nedorazvitiem-486160.htm (Дата обращения: 01.12.2023). – Текст: электронный.
Сборник «Игровые упражнения по формированию звуковой речи младших школьников» – URL: https://infourok.ru/sbornik-igrovye-uprazhneniya-po-formirovaniyu-zvukovoj-storony-rechi-mladshih-shkolnikov-4095593.html (Дата обращения: 01.12.2023). – Текст: электронный.
Значение правильного звукопроизношения в жизни ребёнка – URL: https://www.maam.ru/detskijsad/znachenie-pravilnogo-zvukoproiznoshenija-v-zhizni-rebenka.html (Дата обращения: 01.12.2023). – Текст: электронный.