Просмотр содержимого документа
«Сообщение на тему: "Трудовое воспитание младших школьников"»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Проверил
______________
Сообщение на тему: «Трудовое воспитание младших школьников»
Разработала:
студентка Ш-22 группы
Ключева Милена
Ейск,2019
Трудовое воспитание - формирование у воспитанников положительного отношения к труду, желания и умения трудиться.
Данное направление воспитания имеет важное значение в развитии человека: физическом, умственном, нравственном, эстетическом и др.
В педагогике определены задачи трудового воспитания для учащихся начальных классов.
1. Моральная подготовка к труду (необходимо психологически подготовить детей к труду):
выработка у учащихся готовности, стремления и желания трудиться;
воспитание честного, ответственного отношения к любому труду;
формирование у детей уважения к людям труда и к его результатам;
воспитание творческого отношения к труду.
2. Практическая подготовка к труду (педагоги должны сформировать у воспитанников нужные трудовые знания, практические умения и навыки):
овладение детьми знаниями, которые понадобятся для выполнения трудовых действий;
выработка у них необходимых практических умений и навыков;
воспитание культуры труда (содержание рабочего места в порядке, уборка инструментов и т. д.).
3. Первоначальная профессиональная ориентация школьников. В содержание трудового воспитания входят:
учебный труд (умственный, физический);
общественно полезный труд, включая труд по самообслуживанию;
производительный труд.
Существуют педагогически обусловленные требования к организации детского труда: полезность, продуктивность, общественная значимость, посильность, учет возрастных и индивидуальных особенностей, личных интересов детей, систематичность, четкая организация и др.
Педагогами и учеными определены основные пути воспитания младших школьников:
1) в учебном процессе:
уроки трудового обучения (технологии);
новаторские системы по трудовому обучению, например: система И. П. Волкова, направленная на развитие творческой личности;
влияние всех учебных предметов на трудовое воспитание и воспитанников через организацию урока, личностные качества учителя, методы обучения, содержание учебного материала;
2) во внеучебной воспитательной работе:
массовые формы (праздники, КТД, утренники, экскурсии на производство, встречи с представителями разных профессий, выставки поделок, викторины, КВН, трудовые мастерские);
групповые формы (клубы, кружки по интересам);
индивидуальные формы (индивидуальная работа в комнатах творчества по желанию воспитанников);
3) семейное трудовое воспитание.
Важным аспектом трудового воспитания подрастающих поколений является профессиональная ориентация школьников.
Профессиональная ориентация — научно-практическая система подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, учитывающая индивидуальные особенности, потребности личности и рынка труда.
Профессиональная ориентация школьников — обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении (В.А. Сластенин).
Цель профориентационной работы — профессиональное самоопределение учащихся.
Задачи профориентационной работы:
помощь школьникам в изучении мира профессий, производства;
руководство учащимися в изучении и развитии ими своих способностей, склонностей, осуществлении профессионального самоопределения;
изучение и консультирование учащихся с выдачей рекомендаций по саморазвитию и выбору профессии.
Система профессиональной ориентации включает в себя следующие составляющие:
профессиональное просвещение;
профессиональную диагностику;
профессиональную Консультацию;
профессиональный отбор;
профессиональную адаптацию.
Существуют определенные критерии трудовой воспитанности школьников: высокая личная заинтересованность в труде, производительность труда, трудовая активность, творческое отношение к процессу труда, трудовая дисциплинированность, трудолюбие.
Труд становится по-настоящему воспитывающим фактором при следующих условиях:
труд учащихся должен быть общественно полезным трудом;
результатом труда обязательно должен быть полезный продукт, имеющий определенную общественную ценность;
труд школьника должен быть коллективным. Коллективный труд – это совместное выполнение общих трудовых задач, это труд, объединенный общей целью;
труд школьника должен быть инициативным;
в труде должны применяться различные формы самоуправления, самоорганизации и самодеятельности;
труд школьников должен быть посильным для них;
при возможности труд школьников должен быть увязан с их учебной деятельностью;
совершенно недопустимо наказание школьников трудом;
необходимо требовать от школьника не просто выполнения работы, а тщательного, аккуратного, добросовестного выполнения, бережного отношения к оборудованию, материалам, орудиям труда.
В качестве критериев трудовой воспитанности школьников выступают такие показатели как:
высокая личная заинтересованность и производительность труда, и отличное качество продукции;
В процессе трудового воспитания младших школьников выделяют три группы методов воспитания сознательной дисциплины:
Методы формирования сознания личности;
Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
Методы стимулирования поведения и деятельности.
Труд – главный воспитатель. Необходимо помочь школьникам увидеть в нем источник развития своих способностей и нравственных качеств, подготовить молодое поколение к активной трудовой и общественной жизни, к сознательному выбору профессии
Учащиеся познают в труде окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, ученик закрепляет свой кругозор. Он становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул для получения новых знаний.