Сохранение физического и психического здоровья младшего школьника
Сохранение физического и психического здоровья младшего школьника
здоровье учащихся одна из важных проблем 21 века. Учитель, проводя уроки может помогать ученикам не испытывать переутомления, может научить ихх контролировать свою работоспособность. В своей работе я рассмотрела комфортное начало урока, предлагаю использовать психологические паузы, учитывать темперамент ребенка и его психологические способности, Объяснять материал с учетом жизненного опыта своего ученика, разнообразить домашнее задание, давать возможность ученику сделать свой выбор, чтобы он хотел сделать дома, закрепляя новый материал. в своей работе я рассказала о приемах, которыми пользуюсь на ра уроках. материал можно использовать как выступление на МО учителей, или как обмен опытом среди коллег.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сохранение физического и психического здоровья младшего школьника»
« СОХРАНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ КАЖДОГО ШКОЛЬНИКА»
Астрелина Т.Ю.
ГУ СШ №4 с углубленным изучением математики
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов
(по определению Всемирной организации здравоохранение)
Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни. Работая в школе более 10 лет я вижу, что заболеваемость среди детей только увеличивается.
Здоровье зависит от следующих факторов:
50%-образа жизни,
20%-наследственности,
20%- экологической обстановки,
10%-здравоохранения.
Учебный день ребенка насыщен умственными и змоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и продолжительное нахождение в статистическом положении приводит к переутомлению.
По статистике за последние 10 лет:
нервно-психические расстройства увеличились на 68%,
психосоматические заболевания – на 89%,
депрессии – на 83,3%.
35% детей не достигают к шести годам школьной зрелости.
В итоге - неврозы за последнее десятилетие выросли на 31%
Неврозы обычно проявляются в снижении работоспособности, раздражительности, плаксивости, частых заболеваниях. Ведь говорят врачи, что все болезни от нервов. Устранить их можно, если учитывать динамику учебной недели: Понедельник – врабатывание Вторник, среда- оптимум четверг,пятница – спад
Динамику урока:
1 - 4-я мин – усваивается 60% материала
5 – 23-я мин – 80%
24 – 34-я мин – 45-50%
35 – 45-я мин – 6%
Учитывать особенность детской памяти. Учащиеся удерживают в памяти:
10% - того, что читают
26% - того, что слышат
30% - того, что видят
50% - того, что видят и слышат
70% - того, что обсуждают с другими
80% - того, что основано на личном опыте
90% - того, что проговаривают, как делают
95% - того, чему они обучают САМИ
Устранить невроз, можно, если оптимизировать физическую, умственную активность. Для этого необходимо использовать здоровьсберегающий урок.
Сущность здоровьсберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.
Далее определим принципы здоровьесберегающего урока, направленные на укрепление физиологической и психологической стрессоустойчивости. Это:
Слайд№8
принцип двигательной активности;
принцип оздоровительного режима;
принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания;
принцип реализации эффективного закаливания;
принцип психологической комфортности;
принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка (учёт ведущей модальности, темперамента, билатеральности);
Для реализации данных принципов мной были выбраны и систематизированы педагогические методы и приёмы обучения способам саморазвития к стрессоустойчивости. Это:
1. Комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Этот метод помогает детям освоить следующие способы самооздоровления: а) использование положительных установок на успех в деятельности “У меня всё получится! Я справлюсь! Мне всё по силам!”
б) умение настроить себя на положительную волну “Улыбнись самому себе”
в) рисование на полях тетради различных рисунков или символов, которые символизируют предстоящий день и т.д.
2. Проведение на уроке разнообразных валеологических пауз, кинезиологических упражнений, самомассажа, дыхательной гимнастики, направленных на поддержание у учащихся высокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости, а значит сохранение, укрепления и развития своего здоровья.
3. Учёт ведущей модальности, темперамента;
4. Объяснение нового материала с опорой на субъективный опыт учащихся, как это предлагается в технологии личностно-ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности.
5. Упорядочение системы домашних заданий, их дозировка, выбор, творческий характер;
6. Опрос только тех учащихся, которые желают отвечать. Отметку ставить ученику только тогда, когда он хочет и действительно знает. Эти методы помогают ребёнку понять и осознать, что у него, как у любого человека, всегда есть право выбора.
7. Идти от реальных индивидуальных способностей ребёнка;
8. Каждый здоровьесберегающий урок должен обязательно включать работу с телом, с душой и разумом детей и учителя;
Введение в структуру урока физминуток является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей. При этом не следует пренебрегать проведением утренней гимнастики до занятий и организацией подвижных перемен. И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей. Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе не только врачей, но и педагогов.
Для создания здоровьесберегающей среды на уроке я использую следующие приёмы :
Работа с наглядным материалом, максимально удаленным от глаз ребенка.
Карточки с заданиями и ответами, разнообразные по форме, цвету и размеру располагаю в любой точке класса. Дети всматриваются в удаленные наглядные материалы и таким образом снимают напряжение с глазных мышц.
В четырех углах кабинета размещаем картинки, схемы, слова, числа, фигуры, правила. Предлагаю ученикам выбрать нужную карточку, составить пары, найти «лишнее», восстановить последовательность.
Это упражнение развивает зрительно-моторную реакцию, скорость ориентации в пространстве. Самое главное здесь то, что в ответ на каждый вопрос дети совершают десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем.
Методика зрительно-координационных упражнений
Схема-тренажер находится на стене: наружный овал – красный, внутренний – зеленый, крест коричнево-золотистый, восьмерка - ярко-голубым цветом. Глаза учеников отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям. Одновременно дети делают непроизвольно движения головой, шеей, туловищем, разминают затекшие от статического напряжения мышцы. По мнению В.Ф. Базарного, регулярное использование этого тренажера восстанавливает зрение ребенка за 1 учебный год.
Так же использую разнообразные тренажеры для глаз, зарядки.
Для гармонизации нервной системы, профилактики заболеваний органов дыхания и развития голосового аппарата у детей использую дыхательную гимнастику, а также успокаивающее и мобилизующее дыхание.
успокаивающее дыхание:
Вдох
-
выдох
-
пауза
4 с
-
4 с
-
2 с
4 с
-
5 с
-
2 с
4 с
-
6 с
-
2 с
мобилизующее дыхание:
Вдох
-
пауза
-
выдох
4 с
-
2 с
-
4 с
5 с
-
2 с
-
4 с
6 с
-
2 с
-
4 с
Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке. Все упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке, окне, фрамуге.
Самомассаж, в том числе, точечный - улучшает кровообращение, снимает мышечное напряжение, способствует профилактике простудных заболеваний. Мы проводим массаж рук, ушей, головы, крыльев носа.
Использую элементы цветотерапии и музыкотерапии.
Таблицы, схемы оформляю в разных цветах, на доске работаю мелом разного цвета.
Красный цвет усиливает мышечную деятельность, укрепляет память, придает бодрость и энергию.
Прослушивание музыки также благоприятно действует на организм, человек меньше устаёт и выполняет больший объем нагрузки, чем без музыкального сопровождения. Классическую музыку используем на уроках наиболее часто. Она повышает иммунитет, избавляет от тревожных состояний. Самой полезной считается музыка Моцарта. Его произведения рекомендуются при стрессе, головной боли, для эффективного усвоения какого-либо материала, причем эффективны все произведения этого композитора.
Определенная музыка может быть фоном для работы, требующей повышенной концентрации, только она должна звучать негромко, еле слышно.
Слайд № 28, 29, 30, 31,32, 33, 34, 35(прощелкать друг за другом 8 раз)
Кинизиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия
Интерпретация и адаптированный вариант работы докторов Пола И.Деннисона и Гейл Деннисон “Гимнастика мозга”.
Открытия этих авторов основаны на понимании взаимосвязи физического развития, языкового становления и учебных достижений личности.
Гимнастика мозга представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, они помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Несколько минут (5-7 минут) занятий дают высокую умственную энергию.
Дети ненавидят читать, писать, учиться и любят целыми днями смотреть телевизор? С помощью гимнастики мозга у них появится энергия к учебе.
Упражнения могут быть использованы целенаправленно для развития и тренинга определенных навыков и способностей.
Систему использования упражнений для развития следующих навыков (смотрите в сборнике):
— активное слушание, т. е. слушание, включающее внутреннюю и внешнюю обратную связь (упражнения: 1.5; 3.2; 3.4);
— понимающее чтение, т.е. чтение сосредоточенное, требующее восприятия и переработки языковой информации (упражнения: 1.2; 1.4; 2.3; 2.4; 2.5; 2.6; 3.4);
— математика, т. е. способность работать с многомерными и многонаправленными системами (упражнения: 1.3; 1.5; 1.6; 2.1; 2.4; 2.5; 3.1);
— навыки выполнения домашних заданий, т. е. интерпретация внутренней речи, образов, относящихся к мышлению (упражнения: 1.1; 1.5; 1.6; 2.1; 2.2; 3.2; 3.3);
— творческое мышление, т.е. способность интегрировать знания и мысли других людей в собственный опыт (упражнения: 1.1; 1.3; 1.7; 1.10; 2.2; 3.1; 3.2);
— выполнение контрольных работ, т. е. способность выпустить из себя творчество в ответственный момент (упражнения: 1.3; 1.1; 1.8; 2.3; 3.3; 3.4);
— быстрое чтение, т. е. способность быстро просматривать и бегло читать (упражнения: 1.1; 1.2; 1.4; 2.1; 2.2; 2.3; 2,4; 2.5; 2.6; 3.4);
— навыки самосознания. Образ “Я”. Способность сохранить самонаправленность в любых ситуациях (упражнения: 1.6; 1.9; 3.1; 3.3; 3.5; 4.1);
—координация целостного движения тела для спорта и игры. Связь мозга и тела в принятии решений относительно движения (упражнения: 1.1; 1.7; 1.8; 1,10; 3.3; 3.4; 3,5).
В этом году я начала использовать уровневую дифференциацию на уроках.
Дифференцированный подход к учащимся должен представлять последовательность действий:
я изучаю психологические и психофизические особенности учащихся при помощи наблюдения и тестирования. Такие индивидуальные особенности школьников, как тип мышления, канал восприятия, темперамент, уровень понимания, мотивы, ценностные ориентации, мировосприятие, могут быть основаниями для дифференциации;
мысленно объединяет учащихся в микрогруппы по определенным основаниям;
излагает информацию и организует работу с ней на уроке с учетом выявленных оснований дифференциации.
Почему возникла необходимость использования технологий уровневой дифференциации?
сама структура коллектива требует применение дифференциации в процессе обучения
ученик получает право выбора доступного для него пути обучения
Дифференцированное обучение способствует повышению учебной мотивации и развивает интерес к предмету
Успевающие ученики развивают свои способности
Обеспечивает каждому ученику базовый уровень подготовки
Способствует повышению качества знаний
Как показывает практика, в настоящее время применяются две основные организационные формы дифференциации:
1. Дифференциация внешняя, основными показателями которой является разделение учащихся по возрасту, интересам, успеваемости и т.д. Формами внешней дифференциации могут быть специальные школы и классы с определенным уклоном, факультативы по интересам, классы выравнивания.
2. Дифференциация внутренняя, или внутрикласссная: внутри каждого класса происходит деление учащихся на более мелкие группы по различным признакам, например, по степени продвижения в обучении или по признакам сочетания сходных индивидуально-психологических качеств.
Е. А. Юнина предлагает следующие основания для внутренней дифференциации учащихся:
неодинаковость усвоения информации - это естественное явление, поскольку все дети разные;
дифференциация осуществляется не по отставанию (сильные - слабые дети), а по причинам отставания в усвоении (тип мышления, уровень понимания, канал восприятия и т.д.)
деление на группы - это следствие дифференциации по причинам отставания.
Одним из важных условий эффективной организации работы является правильное, продуманное комплектование групп. При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. Школьников можно объединить в группы или по однородности или по разнородности учебных успехов.
Поэтому при комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений учащихся. Я по этому поводу думаю, что в группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае в группе возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх. Важной особенностью таких групп является их подвижность, мобильность.
Для того, чтобы дифференциация процесса обучения носила положительный характер, необходимо помнить также и то, что учитель должен хорошо знать индивидуальные различия, учебные возможности каждого ученика, уметь «спрограммировать» его учение на всех этапах учебной деятельности, предвидеть его движение. Нужно уметь обеспечивать на каждом этапе урока разумное сочетание учебной работы всего коллектива класса с дифференцированным подходом к каждому из учащихся или их групп и тем самым дополнять, обогащать и активизировать общеклассные занятия.
Разноуровневая дифференциация обучения применяется мной на разных этапах учебного процесса:
изучение нового материала;
дифференцированная домашняя работа;
учет знаний на уроке;
текущая проверка усвоения пройденного материала;
самостоятельные и контрольные работы;
организация работы над ошибками;
уроки закрепления
Какие виды помощи я могу оказать?
Образец выполнения задания: показ способа решения, образец рассуждения и оформления
Справочные материалы: правила, формулы, таблицы,
Наглядные опоры, иллюстрации,
Наводящие вопросы
Частичное решение задания
Для разноуровневого обучения я использую:
Карточки – информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи
Альтернативные задания для добровольного выполнения
Задания, содержание, которых найдено учеником
Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности.
Конечно, уровневая дифференциация имеет свои плюсы и минусы, но эта форма работы снимает стресс у учеников, помогает раскрыться личности ребенка и ученик получает удовольствие от работы. Следовательно, тоже сохраняет здоровье ученика.
Положительные аспекты
Отрицательные аспекты
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному
Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства
Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания
Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними
Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимся к общественным нормам
В слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости
Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании
Понижается уровень мотивации учения в слабых группах
Повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности
Перекомплектование разрушает классные коллективы
Повышается уровень мотивации учения в сильных группах
В группе, где собраны одинаковые дети, ребёнку легче учиться
Эпилог
Все эти методы и приемы помогают мне в работе с учениками, в общении с ними, а ребятам помогают раскрепоститься, отдохнуть эмоционально и физически, настроиться на работу. А также общаться со мной, друг с другом и с родителями.
Мне и детям помогают все эти упражнения повысить работоспособность, поправить свой энергетический баланс, осуществить гармонизацию организма. Я очень надеюсь, я уверена, что эти увлекательные упражнения понравятся и помогут и детям, и взрослым.