Картофель и картон, платок и косынка, иней и корабль … Что общего в этих словах? Все они – словарные слова из школьного словаря для начальных классов.
Начиная свой путь учителя начальных классов, на уроках русского языка я столкнулась с проблемой - дети в этом возрасте упорно не желают запоминать так называемые словарные слова стандартным методом проговаривания и зазубривания. Очень небольшое количество ребят, имея хорошую слуховую память, а чаще – просто «врождённую» грамотность, пишут словарные диктанты или употребляют данные слова в творческих и др. письменных работах без ошибок. Но что же делать с основной массой учеников?
Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая. «Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка", - писал известный ученый-методист А.В. Текучев. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.
Приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе тесно связаны с изучением безударных гласных, непроверяемых безударных гласных корня.
Вопрос о безударных гласных, как одной из важнейших проблем словарной работы, по всеобщему призванию, является основным в русском правописании. На изучение безударных гласных в корнях слов, в приставках, суффиксах и окончаниях, в соединительных гласных и т.д. затрачивается наибольшее количество времени в школьном курсе русского языка. При усвоении написания слов с безударными гласными учащиеся испытывают наибольшие трудности.
У большинства школьников, допускающих такие ошибки, просьба учителя сформулировать орфограмму не вызывает особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях, требующих не механического повторения привычного алгоритма, а осознанного подхода, оказывается для многих почти неразрешимой задачей. Поэтому перед учителем начальных классов стоит очень серьезная задача - добиться, чтобы учащиеся овладели навыками правописания безударных гласных в корнях слов.
Работа со словарными слова – это одна из серьёзных проблем начальной школы.Нерешенная своевременно проблема превращается в тяжёлый груз, тащить который потом приходится и в среднем звене, и далее. В своей работе стараюсь применять различные методики запоминания трудных слов с непроверяемыми буквами. Один из действенных методов, дающий прекрасные результаты, – это метод ассоциативного запоминаниясловарныхслов, который успешно используется в методике УМК «Перспективная начальная школа».
Сутьэтогометода заключается в том, что труднаяорфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного слова, помогая правильно написать орфограмму. Таким образом, это – метод ярких ассоциаций.
Данный метод дает возможность запоминания слов по первому предъявлению, без многократного повторения. Удачно подобранное слово - ассоциация становится "проверочным" для трудного и непроверяемого ранее словарного слова. С этой целью удобно поставить рядом со словарным словом сходное по звучанию и написанию, но не родственное слово, в котором «трудный» элемент из словарного слова находится в сильной позиции и его написание затруднений не вызывает. И чтобы по звучанию это слово было похоже на наше словарное. Обыграем ассоциативную связь в стихотворении, сказке, загадке или шараде, и у словарного слова появится «приемный родственник», который поможет выделить и прочно запомнить орфограмму. И не нужно забывать, что для успешной работы эмоционально-образной памяти наш ассоциативный информационный блок должен вызывать интерес, любопытство, а еще лучше — кроме того, улыбку и смех. При этом, чем неожиданней, комичней, абсурдней связь между словами в ассоциативной паре, тем выше эффективность запоминания. Детей очень смешат нелепые ситуации, поэтому целесообразно как можно активнее использовать их в информационных блоках.
Особенно эффективно работает пара из двух словарных слов, в которой каждое становится как бы «проверочным словом» для другого: например, «топор» и «тополь», «город» и «огород».
Еще один прием, влияющий на качество запоминания, — это использование ассонанса (повторение гласных звуков ):
«Как-то в бар зашёл баран,
барабаня в барабан».
Или использование аллитерации (повторение одинаковых или однородных согласных):
«Га-га-га!» — она гогочет".
Этот прием активизирует слуховую память: некоторая часть текста насыщается звуком, который соответствует запоминаемой букве.
Давайте обратимся к примерам из словарика, чтобы увидеть эти приемы в действии.
Возьмем, например, слово «комната». Как запомнить, что оно пишется через «а», а не через «о»? Подберем для него «приемного родственника» - слово «Ната». В этом слове звук «а» - ударный и написать здесь букву «о» просто невозможно. А само слово совпадает с частью слова «комната». Осталось только связать их между собой: комНата – комнАта.
Раз Ната в комнату вошла, И букву «А» она нашла. Там буква «А» попала в плен, Меж буквой «Т» и буквой «Н».
Сюжет стихотворения развивается в рисунке: буквы "Т" и "Н" на этом рисунке уже не просто буквы, а персонажи - разбойники, к которым и попала в плен буква "А".
Другой прием — нелепая ситуация:для примера выбираем слово «лопата». Без «приемного родственника» не обошлось и здесь — слово «лопнула».
Шёл на дачу в выходной Я с лопатой надувной - Хоть до дачи далеко, С ней шагается легко.
Но копать ей трудновато: Раз! — и лопнула лопата!
«Приемный родственник" необязательно должен быть похожим на исходное слово. Запоминание словарного слова достигается за счет сюжета. Этот прием очень удобно использовать в сказке. Прочтите, например, вот эту сказку про баку.
Жила-была когда-то давно бака. Она умела лаять, вилять хвостом, сторожить дом и любила выть на круглую луну, которая немножко похожа на букву "О". И грызть бублик, похожий на букву "О".
А ещё она любила смотреть на круглое облако и на круглое солнце, похожие на букву "О", любила осень, которая начинается с буквы "О". В общем, вы, конечно, догадались, что она полюбила и саму букву "О". А когда полюбила, то захотела писаться с этой буквой.
- Нет, я так не хочу! С какого ещё бока?! - обиделась бака. - Я не хочу так называться! Я просто хочу писаться с "О".
И стали её писать с "О". Вот так: с "О" бака. А потом и просто: собака.
Так до сих пор и пишут.
Выражение информации в легкой и интересной ассоциативной форме дает ребенку понять, что он и сам способен создавать ассоциативные информационные блоки, сам способен превратить трудный материал в доступный для себя и других. Я была очень рада, что в дальнейшем мои дети, подхватив эстафету, начали предлагать свои ассоциации, идеи, образы, придумывать сказки и даже сочинять стихи.
Помимо этого в своей практике активно использую игровые методики.
«ТОЛКОВЫЙ» СЛОВАРЬ.
Ведущий (учитель или ученик), не называя словарного слова, объясняет всем лексическое значение слова. Дети угадывают и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений…
«ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК.
Ведущий рассказывает происхождение загаданного слова. Дети угадывают (могут и дополнить рассказ ведущего), а затем записывают слово с проговариванием.
«КАРТИННЫЙ» СЛОВАРЬ.
Это могут быть отдельные предметные картинки к определённому словарному слову. А можно этот вид работы усложнить. Для этого необходимо либо подбирать, либо рисовать сюжетную картинку (что легче сделать, если слова изучаются группами по определённой тематике). Необходимо найти как можно больше словарных слов. Затем можно подбирать к этим словам признаки, действия… В итоге можно написать небольшое сочинение по данной картинке, используя отработанные заготовки.
ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ.
Ведущий читает предложение или текст. Остальные дети на слух определяют словарное слово, записывают его с проговариванием. Это может быть и зрительный выборочный диктант. В этом случае необходимо определять временные границы выполнения работы и затем выявлять, кто из детей нашёл больше слов. Причём, в этой работе важно не просто списывание словарных слов, но и работа со словом (выделение орфограмм).
СХЕМЫ - УГАДАЙКИ.
На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами. Хотя возможен и более сложный вариант для детей сильной категории – орфограммы не только непроверяемые, но и проверяемые. Но этот вариант требует определённых обозначений каждой орфограммы. Например, проверяемые орфограммы можно обозначать точкой, а непроверяемые – подчёркивать (знак минус – слабая позиция):
___О___О___ (воробей, молоко…)
А___КК_____ (аккуратный )
_______СС__ ( касса, масса…)
___Е_____ДЬ (медведь, тетрадь…)
КОПИЛКА - МИНУТКА.
На доске записана группа словарных слов. Не обязательно тематическая. Это может быть подбор слов на определённую орфограмму к конкретной теме урока. Например, изучая парные согласные – берётся группа словарных слов с парными согласными, аналогично – удвоенные согласные, непроизносимые согласные и т. д.
Этих слов должно быть не менее 10. Даю 1 минуту для запоминания слов. Прошу молча проговаривать слова. Затем слова убираю (стираю). Снова даю 1 минуту для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Обязательно проверяем (самопроверка, взаимопроверка…), подчеркиваем орфограммы.
«ЛИШНЕЕ СЛОВО».
Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или как подводку к новому материалу. Например: тема урока: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». На доске даны слова:
СОРОКА ВОРОНА ПЕТУХ КОРОВА ДОРОГА
Заранее тщательно подбираю слова так, чтобы можно было выделить не единственное слово. Самое главное – аргументировать выбор «лишнего» слова (это превосходно развивает креативное мышление!). Далее идут рассуждения:
1.Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. для написания всех слов потребовалось 6 слов, а для слова петух – всего 5.
2.Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. во всех словах 3 слога, а этом слове 2.
3….слово петух, т.к. все слова заканчиваются на гласную, а данное слово – на согласную.
4…..слово дорога, т.к. все слова отвечают на вопрос КТО?, а слово дорога – на вопрос ЧТО? И т. д.
Аргументов может быть много, и «лишних» слов тоже!
БУКВЫ – ЛИПУЧКИ (МАГНИТЫ).
Дана определённая буква (орфограмма). За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова. Например:
М ШИНА КЛА
М ЛИНА МА А
М ГАЗИН КА А
… … … …
Эту работу хорошо проводить, когда в словарике достаточно много слов на определённую орфограмму. Можно использовать этот приём, как вариант домашней работы, например, при изучении темы «Удвоенные согласные …».
«МНЕМОНИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК.
Это тоже очень интересный и необычный вид работы со словарными словами.
Дети с помощью учителя или родителей, или сами (по аналогии) методом фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом, которое созвучно с частью другого слова в предложении или фразе. Например:
УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых ЛИЦ.
МЕБЕЛЬ из ЕЛИ.
ПАЛЬТО. ПАЛЬТО носит ПАпа.
Эта фраза безумно нравится моим детям. Ибо, если пальто носит папа, то тогда же кто, а вернее, что носит пОльто?...Удивительная вещь – никто в классе не делает в этом слове ошибку.
«МУДРЫЙ СЛОВАРИК».
Люблю использовать в своей работе пословицы, поговорки, фразеологизмы. Это не только интересно. На данном виде работ воспитывается любовь к русскому языку. Дети с самого раннего возраста учатся говорить грамотно, красиво, интересно. Обогащается активный словарный состав слов.
Например, надо дописать словарные слова:
Как об стенку _____________(ГОРОХ).
Береги нос в большой ______________(МОРОЗ).
Корми _______________(КОРОВУ) сытнее,
_____________(МОЛОКО) будет вкуснее.
МЕТОД ФОНЕТИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ, ИЛИ «МАЛЕНЬКИХ КРОССВОРДИКОВ».
Это ещё один удобный способ запоминания трудных орфограмм. Чаще всего он подходит для слов с яркими характеристиками. Например:
К Б Г
Л И М О Н Б Е Р Ё З А В О Р О Т А
С Л Л
Л А
Ы Я
Й
Х П Р
Л О П А Т А М О Р О З А Р О М А Т
П Л Х З
А О Н А
С Д Е
Т Т
Ь
МЕТОД ГРАФИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ.
Этот метод особенно хорош для тех детей, у которых преобладает зрительная память. Для запоминания особенно трудных слов не жалею на уроке 2-3 минуты для того, чтобы обсудить, на что похожа буква, которую необходимо запомнить. Хочется отметить, что 1-2 вариантами дети не ограничиваются. Например, в слове «шофёр» вместо непроверяемой гласной «о» дети предлагали нарисовать руль, колесо, дорожный знак, которые по очертанию похожи на букву «о». А бывало и так, что, поработав таким методом над словом на уроке, кто-то подходил после урока и предлагал ещё и другие варианты графического изображения непроверяемой буквы. Так один ученик предложил нарисовать вместо буквы «о» солнце . О чём это говорит? Да о том, что этот ребёнок обязательно запомнит данную орфограмму, т.к. весь урок думал о ней!
Итак, проговорив 1-2 минуты, как графически можно изобразить букву в «опасном» месте, даю детям творческое задание – зарисовать словарное слово в словариках ( в конце индивидуальных словариков можно оставить несколько страниц для творческой работы). Желающие могут зарисовать слово на альбомных листах – опорах. Вот несколько примеров:
ЯГ ДА В РОТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАГАДКИ В СЛОВАРНОЙ РАБОТА
1. С людьми дружит, дом сторожит. (Собака).
2. Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз).
3. Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко).
4. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц).
5. Мал, невелик, чик-чирик. (Воробей).
6. Кто в сарае стоит, жвачку жует, молоко даёт. (Корова).
7. Чёрный Ивашка, деревянная рубашка. Где носом поведет, там след оставит. (Карандаш).
Проведение таких видов словарной работы позволит заинтересовать детей значением изучаемых слов, обогатить словарный запас учащихся и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.
В своей работе я поделилась с вами приёмами работы с так называемыми словарными словами. Это мой накопленный опыт. Но я не собираюсь ставить точку в этой теме. Поставлю многоточие. Ведь уже сейчас я знаю, что ещё могу предложить моим ученикам. Можно организовать в рамках проектной деятельности следующие виды работ со словарными словами (групповые или индивидуальные): к определённой тематической группе слов подбирать стихи, загадки, этимологическое происхождение слов, фразеологизмы, картинки. Составлять кроссворды, ребусы. Сочинять мини – рассказы и т.д. Если задуманное удастся, то за 4 года можно издать коллективную работу «Справочник – игралочник всех словарных слов для начальной школы»…
Приложение 1
Карточка № 1
Что изображено на картинках?
В один столбик запишите слова, которые отвечают на вопрос что?, в другой – на вопрос кто?
Поставьте в словах ударение, подчеркните непроверяемую безударную гласную в корне.
Приложение 2
Фрагмент урока по ознакомлению со словарным словом.
Тема: Знакомство с написанием слова «береза».
- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Угадайте, о чем идет речь:
В белом сарафане
Встала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.
(Береза.)
Учитель вывешивает картинку с изображением березы.
- Назовите признак, который отличает березу от других деревьев. (Береза – дерево с белым стволом.)
- Нам нужно выяснить правописание слова «береза». Произнесите его по слогам.
- Сколько слогов в этом слове?
- Назовите первый слог, второй.
- Какой из них ударный?
- Назовите безударный слог.
- Запишите в тетрадь это слово самостоятельно, пропустив орфограмму.
Б . РЕЗА
- Прежде чем вставим пропущенную букву, выясним, почему это дерево так назвали.
Учитель зачитывает этимологическую справку.
Береза получила свое название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово «бер», что значит «светлый», «ясный», «белый», от которого и образовалось сначала слово «берза», а впоследствии – «береза».
- Итак, слово «береза» образовано от того же корня, что и слово «белый», и дерево названо так по белому цвету коры. Какую же букву нужно вписать в слово?
- Проверьте написание этого слова по словарику учебника.
- Проговорите, как будем писать это слово.
Затем каждый учащийся записывает слово «береза» в тетрадь под самодиктовку, делит его на слоги и для переноса.
- Подберите однокоренные слова.
- Составьте словосочетания с этими словами.
- Замените выражение одним словом. Вставьте пропущенные буквы.
Сделанный из б..резы - … (березовый).
Б . резовый лес - … (березняк).
Гриб, который растет под б..резой - … (подберезовик).
- Составьте словосочетания со словами, предложенными на доске.
За березу – (спрятаться).
За березой – (ухаживать).
На березу – (залезть).
На березе – (распустились).
Под березу – (сесть).
Под березой – (упасть).
- Прочитайте на доске устойчивое высквзывание (фразеологизм) со словом «береза».
Когда так говорят: «Дать березовой каши»? (Когда хотят наказать, высечь, выпороть березовыми розгами.)
- Составьте словосочетания и предложения с этим словом.