Просмотр содержимого документа
«Словарная работа на уроках русского языка как средство обогащения словарного запаса учащихся начальных классов»
Словарная работа на уроках русского языка как средство обогащения словарного запаса учащихся начальных классов
Словарный запас — это совокупность слов, как обозначение предметов, явлений и понятий, которыми владеет человек, образующие его словарный состав, или лексику.
Словарный запас учеников начальных классов отличается от лексикона старших школьников. Дети не сразу усваивают лексическое значение многих слов. Среди особенностей словаря учащихся начальной школы можно выделить: недостаточное знание синонимов, сравнительно небольшой словарный запас, неточность употребления слов в речи, проблемы в значения многозначных слов, несоответствие слова и понятия, трудности в усвоении абстрактной лексики.
Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника очень актуален на сегодняшний день. Все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), который, кроме личного становления обучающегося, подчеркивает, что выпускник начальной школы должен обладать такими качествами, как умение доказывать свою позицию, а также четко и ясно высказывать свое мнение. Это требует от школьника богатого словарного запаса, который должен формироваться у него на уроках русского языка со ступеней начальной школы.
В условиях современного научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых непонятны и трудны. Поэтому первостепенной задачей учителя начальных классов на уроках русского языка является работа по обогащению словарного запаса школьников: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме.
Лексическая, или словарная работа на уроках русского языка в начальных классах включает в себя разнообразные направления практической деятельности над словом. Она может проводиться и как количественное обогащение словаря детей, и как работа над значениями слов, над оттенками значений. Слово является основной единицей речи, от богатства и мобильности словаря зависит качество речи и успешность общения.
Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах является одним из основных факторов разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение лексическим составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики. На уроке русского языка целесообразно проверять не только то, насколько справился ученик с заданием, но и то, что из написанного он запомнит и сможет написать, произнести, правильно употребить в своей речи. Это имеет несомненное значение не только для выработки орфографически- грамотного письма, но и для формирования письменной речи учащихся.
На уроках русского языка дети получают представление о стилях речи (разговорный, научно-деловой, художественный), о типах речи (повествование, описание, рассуждение). Все эти сведения о речи должны помогать в работе над сочинениями, рассуждениями вслух и служить совершенствованию умений их написания При организации работы по обогащению словарного состава учеников учителя опираются на тексты учебников русского языка, литературные произведения, тексты для изложений и сочинений и, конечно, на словарики, представленные практически в каждом школьном учебнике (толковый словарик, словарик синонимов, обратный словарь и др.).
В плане организации работы по обогащению словарного состава учеников особого внимания заслуживают тематические и лексико-семантические группы слов. Отбор смысловых тем для работы по развитию речи желательно производить с учетом того, что школьникам интересно. В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным Языковым материалом для проведения словарно-орфографических упражнений могут быть пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, связные тексты-отрывки из художественных произведений.
Проверка выполнения может сопровождаться объяснением правильности написанных слов, а может осуществляться и с помощью сигнальных карточек.
Обязательный список словарных слов должен соответствовать содержанию учебного материала и основным требованиям к знаниям учащихся к концу каждого учебного года. B процессе словарно-орфографической работы учащиеся усваивают слова с непроверяемыми написаниями. Навык написания трудных слов во многом зависит и от активного словаря учащегося. Чем богаче словарь, тем выше уровень орфографической грамотности.
Чтобы эта работа была для детей интересна и давала нужный результат, необходимо использовать разные виды работ. Поэтому в работе по усвоению слов с непроверяемыми написаниями особую актуальность приобретает разнообразие методов и приёмов, способствующих прочному запоминанию правильного написания.
Работа со словарными словами, входящими в состав фразеологизмов, не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё. Предлагается списывание и толкование фразеологических сочетаний (поговорок), замена ими в тексте синонимичных слов или словосочетаний.
Работа над словом в учебном процессе является работой, направленной на развитие речи и развитие мышления.
При знакомстве с новым словом с непроверяемым написанием словарная работа проводится в такой последовательности: чтение слова с доски, таблицы, из индивидуального словарика (если это слово кто-то из учеников записал раньше), обозначение ударения, выделение корня, нахождение безударной гласной, не проверяемой ударением, проговариваем слово вслух, письмо слова в тетрадях, разбор слова по составу, подбор родственных слов, этимологический анализ (если возможно и необходимо), составление с данными словами словосочетания, предложения (устно и письменно).
Работа по учебнику должна связываться с изучением трудного слова. Сначала ученики под руководством учителя, а потом сами находят в текстах упражнений трудные слова, подбирают к ним родственные, составляют предложения. Например, встретилось слово «облака». Дети проговаривают его, записывают в тетради, рядом пишут родственные слова. Запись выглядит так: облака — облако, облачко, облачное (небо). Затем составляют предложения: «По небу плыли легкие облака. Облачное небо предвещает осадки. Тяжелое облако повисло над домом». Такая работа со словами, которых нет в «Словаре» учебника, создает возможность обогатить словарный запас ученика, способствует развитию его речи, вырабатывает умение самостоятельно находить трудное слово, воспитывает уважение к учебнику как главному источнику знаний и умений.
Можно использовать словарные диктанты, состоящие из отдельно взятых слов и словосочетаний, диктовать слова и словосочетания по темам, охватывающим многие стороны жизни людей, животных: птицы, овощи, город, магазин, почта, столовая, сад, библиотека, завод, одежда, огород, мебель, комната и т.д. Например, по теме «Магазин»: молоко, творог, масло, макароны, мясо, сахар, компот; по теме «Школьная жизнь»: девочка, дежурный, завтрак, карандаш, класс, календарь, коллектив, ребята, тетрадь, товарищ, ученик, экскурсия.
Целесообразно выпустить стенд по русскому языку под рубрикой, например, «Запомни эти слова». На нем помещать только те слова, которых нет в «Словаре» учебника, и которые ученики нашли в другом тексте, книге, статье. Вот примерный список этих слов: аквариум, аккуратно (аккуратный), апельсин, аппарат, аппетит, асфальт, велосипед, витрина, бетон, ворота, гардероб, гостиница, демонстрация, диван, еще, железо, женщина, забота, здание, здешний, здоровье и тому подобное.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что словарная работа организовывается по-разному. Например, чтение с доски, таблицы или из словарика. Работа над новым словом должна проводиться в обязательном порядке, для этого ученики обозначают орфограммы, ставят ударение и выделяют корень.