Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах
Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах
Важнейшим направлением в работе учителя начальных классов является формирование навыков грамотного письма. Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Запоминание их требует обязательной целенаправленной тренировки. Работа со словарными словами помогает учащимся хорошо запомнить орфографию слова, узнать лексическое значение, научиться использовать слово в речи.
Словарная работа предполагает систему работы с орфографическим словарём учебника: 1 урок – знакомство со словами; 2 – 15 уроки – проговаривание выученных слов в начале урока; 16 урок – словарный диктант.
Первый урок является основным и самым значимым. Для работы берутся первые 15 слов орфографического словаря учебника (количество слов зависит от возрастных особенностей учащихся). Урок начинается с орфографического проговаривания. Учитель произносит слово орфографически, учащиеся хором повторяют. Целесообразно провести такое проговаривание дважды. Затем идёт работа, которая называется «Эхо»: учитель произносит слово орфоэпически (так, как говорим), учащиеся отвечают орфографически (так, как пишем).
Второй этап урока – работа над лексическим значением слов. Сначала учащиеся пробуют дать толкование слова сами, затем сверяют значение с «Толковым словарём русского языка». Результат учащиеся записывают в специальных тетрадях-словарях. После того, как определено лексическое значение, слово сопровождается определённым заданием или какой-либо познавательной информацией. Такую работу можно проводить, используя рисунки учащихся, на которых изображено значение слова, мини-рассказы о толковании слов, приготовленные заранее и т.д.
На третьем этапе учащиеся снова дважды вместе с учителем проговаривают слова: сначала орфографически, затем учитель говорит слово орфоэпически, учащиеся отвечают орфографически. В качестве закрепления можно использовать кроссворд, написание мини-рассказов, распределение слов на
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах »
Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах
Бондаренко Татьяна Николаевна
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
КГУ ОШ №57 города Алматы, Казахстан
Важнейшим направлением в работе учителя начальных классов является формирование навыков грамотного письма. Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Запоминание их требует обязательной целенаправленной тренировки. Работа со словарными словами помогает учащимся хорошо запомнить орфографию слова, узнать лексическое значение, научиться использовать слово в речи.
Словарная работа предполагает систему работы с орфографическим словарём учебника: 1 урок – знакомство со словами; 2 – 15 уроки – проговаривание выученных слов в начале урока; 16 урок – словарный диктант. Первый урок является основным и самым значимым. Для работы берутся первые 15 слов орфографического словаря учебника (количество слов зависит от возрастных особенностей учащихся). Урок начинается с орфографического проговаривания. Учитель произносит слово орфографически, учащиеся хором повторяют. Целесообразно провести такое проговаривание дважды. Затем идёт работа, которая называется «Эхо»: учитель произносит слово орфоэпически (так, как говорим), учащиеся отвечают орфографически (так, как пишем). Второй этап урока – работа над лексическим значением слов. Сначала учащиеся пробуют дать толкование слова сами, затем сверяют значение с «Толковым словарём русского языка». Результат учащиеся записывают в специальных тетрадях-словарях. После того, как определено лексическое значение, слово сопровождается определённым заданием или какой-либо познавательной информацией. Такую работу можно проводить, используя рисунки учащихся, на которых изображено значение слова, мини-рассказы о толковании слов, приготовленные заранее и т.д. На третьем этапе учащиеся снова дважды вместе с учителем проговаривают слова: сначала орфографически, затем учитель говорит слово орфоэпически, учащиеся отвечают орфографически. В качестве закрепления можно использовать кроссворд, написание мини-рассказов, распределение слов на определённые группы по каким-либо признакам (если это возможно) и т.д. Домашнее задание: выучить лексическое значение словарных слов. Работа с данными словами продолжается на последующих уроках русского языка, каждый из которых начинается с проговаривания. Сначала оно орфографическое (учитель проговаривает - ученики хором повторяют) ; затем учитель произносит слово орфоэпически, а ученики отвечают орфографически; повторяется лексическое значение слов. Такая работа занимает 4-5 минут начала урока, после чего идет обычная работа по изучению программного материала. После нескольких проговариваний можно писать словарный диктант, который включает в себя не только слова, которые проговаривались, но и обозначение лексического значения слов, указанных учителем. Вся дальнейшая работа с орфографическим словарём учебника проходит по рассказанной схеме (то есть, после написания словарного диктанта, начинается работа над следующими 10 – 15 словами орфографического словаря ). Такую систему работы со словом можно порекомендовать и учителям-предметникам при изучении специальной лексики. Учащиеся не только будут знать значение термина, но и напишут его грамотно. В работа над словом может несколько этапов. 1-й этап – знакомство со словами 2-й этап – знакомство со словами при обращении к этимологическому, орфографическому, толковому, др. словарям 3-й этап – самостоятельная работа творческого характера 4-й этап – диагностический словарный диктант, который позволяет выявить слова, трудные для запоминания 5-й этап – использование творческих учащихся для проведения словарной работы 6-й этап – промежуточный контроль, индивидуальная работа над ошибками 7-й этап – итоговый контроль в форме словарного диктанта.
Методические приемы и упражнения, позволяющие реализовать поставленные цели и задачи: 1.Орфоэпический диктант (правильное произношение записанных слов). 2.Диктант «Угадай словечко!» (учитель дает толкование – ученики записывают само слово). 3.Лексический диктант (учащиеся должны дать толкование диктуемых слов).
4.Задание «Объясни разницу» (работа с парами слов, сходных по звучанию, но различных по значению (паронимы).
5.Зрительные диктанты (полезны при работе с непроверяемыми написаниями, т.к. на помощь слуху учащихся и их знаниям по грамматике приходит серьезный фактор - зрение, что способствует запоминанию нужных орфограмм и выработке навыка правописания).
6.Работа со словарями. К. Д. Ушинский писал, что « дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета». Именно поэтому так много внимания уделяется формированию потребности в использовании справочной литературы.
7.Лексический разбор слова.
8.Орфографический футбол. Класс делится на 2 команды, у каждой – свои ворота. Учитель бросает каждому игроку мяч и называет слово; учащийся в ответном броске должен дать ответ. Если он неправильный, то команде – гол. Слов должно быть столько, сколько игроков в командах.
8.Работа по нахождению и определению ключевых слов, которые помогают определить проблему текста, выявить тему и микротемы, сопутствующие ей, отношение автора к данной проблеме и побудить к самостоятельному исследованию этой тематики.
Хорошо поставленная словарная работа обеспечивает умственное и речевое развитие детей, способствует усвоению программного материала, служит средством идейного и нравственного воспитания учащихся.
Литература:
Грушников П.А. Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах. М., Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. М., Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М., Левушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах. М. Рождественский Н.С. Методика грамматики и орфографии в начальных классах. М. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. М.