СЛАЙД - пустой
Добрый день, уважаемые коллеги! Мне приятно видеть вас на нашем методическом объединении. Я надеюсь на ваше сотрудничество и активную деятельность.
СЛАЙД - тема
Сегодня мы проанализируем влияние успеха на различные аспекты деятельности учащихся, рассмотрим типы и приемы создания на уроке ситуации успеха, а также спроектируем действия педагога в данном направлении.
СЛАЙД
- Что же такое успех? Подберите слова – ассоциации, которые начинаются с каждой буквы данного слова.
Я согласна с вашими ответами. А еще можно добавить такие слова ….
СЛАЙД
У – учеба, удача, удовлетворение
С – сотрудничество
П – признание, позитив
Е – единство
Х – хороший результат
Успех – это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому человек стремился, совпал с его ожиданием.
Успех связан с эмоциональным подъемом, которые испытывает человек в процессе выполненной работы. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.
Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
СЛАЙД
Поэтому главный смысл деятельности учителя сводится к созданию ситуаций успеха, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
СЛАЙД
Выделяют три основных типа ситуации успеха:
Неожиданная радость.
Общая радость.
Радость познания.
Неожиданная радость – это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания.
Следующий тип - общая радость.
Это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.
Последним типом является радость познания.
Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Познание опирается на самообразование, на самопознание.
Рассмотрим этапы психолого-педагогических приемов создания ситуации успеха.
СЛАЙД
I этап – мотивационный
Цель учителя: сделать так, чтобы ученик ЗАХОТЕЛ достичь успеха.
Здесь используются следующие приемы:
Установление психологического контакта.
Снятие страха перед возможной ошибкой.
«Ничего страшного, если не получится»
Ожидание лучших результатов.
«Да с такими способностями ты мог бы!..»
Усиление социальной значимости изучаемого материала.
«Это нам пригодится, это нам необходимо».
Активизация познавательного интереса.
«Вот это да!»
СЛАЙД
I I этап - организационный этап
Целью учителя на данном этапе является: сделать так, чтобы ученик СУМЕЛ достичь успеха.
Для него характерно:
Доступное изложение нового материала (Разложим все по полочкам).
Учет всех модальностей (Чтоб и глаз видел, и ухо слышало, и зуб пробовал).
Четкое инструктирование (Лучше сделать вот так…)
Нарастающая сложность заданий. Дифференцированные задания
Помощь учителя и консультантов (Понял сам – помоги другому).
СЛАЙД
III этап - Результативный этап
Его цель: сделать так, чтобы ученик ЗАХОТЕЛ достичь успеха СНОВА.
Для этого обучающийся должен осознать и проанализировать результат, полученный им на предыдущих этапах деятельности. Ребенок ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности.
Для создания ситуации успеха учитель знает множество приемов и нам необходимо умело ими воспользоваться.
СЛАЙД
Закончите фразу или предложение. Какие, по вашему мнению действия не должен и должен выполнять учитель, чтобы обеспечить ситуацию успеха?
Так не стоит делать! | А вот так надо! |
Заострять внимание на негативном. | Атмосфера доброжелательности |
Сравнивать ребенка с другими. | Психологический настрой |
Наказывать отрицательной отметкой. | Подбадривать за малейший успех. |
Высказывать недовольство ученику при всем классе. | Публично отметить успехи и достижения ученика. |
Давать учащимся прозвища или навешивать ярлык. | Оказание помощи, поддержки, внушения в продвижении к успеху. |
СЛАЙД
Опираясь на необходимые действия, рассмотрим в группах педагогические ситуации. Как должен поступить учитель?
Ситуация № 1.
Учитель просит ученика начать чтение текста. Мальчик волнуется, заикается, сбивается. Учитель ждет некоторое время, наблюдая за попытками мальчика преодолеть первое слово, а затем начинает кричать, что он наверняка опять не сделал домашнее задание, что ей, учительнице, такое разгильдяйство надоело и она, скорее всего,
вызовет родителей.
В классе кто-то начинает посмеиваться, кто-то опускает глаза. Мальчик испуганно «прожевывает» трудное слово и пытается читать дальше.
Как должен был поступить учитель?
Если первое слово вызывает такие трудности, то учителю лучше было самому прочитать его, не заостряя на этом внимания. Если спокоен учитель, успокоится и ученик, и чтение пойдет лучше. Обратить внимание на поведение учащихся.
Ситуация № 2.
В классе есть слабый ребенок, и дети не упускают случая поиздеваться над этим мальчиком. Когда учитель вызывает его к доске, он только мнется и запинается, боясь, что все будут лишь смеяться над его ответом. Учитель только вздыхает, упрекает «Ай-ай-ай, Петя. Ты даже пример не можешь правильно из учебника переписать». Ученики начинают смеяться, а учитель ставит 2.
Как должен был поступить учитель?
Поддержка и поощрение со стороны учителя. Попросить его успокоиться, сосредоточиться, найти ошибку и решить пример.
Ситуация № 3.
Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: «Как Вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?»
Что должен на это ему ответить учитель?
Учитель должен выяснить, почему ученик сомневается в себе. Если потребуется провести дополнительную беседу с родителями.
Мы рассмотрели положительное влияние успеха на различные аспекты образовательной деятельности.
СЛАЙД
Но есть еще и другая сторона. В чем заключаются негативные моменты ситуации успеха? (Рассуждения учителей).
СЛАЙД
ученик может переоценить свои возможности и поставить перед собой такие задачи, которые будут ему непосильны, невыполнимы;
может привести к завышенной оценке своих возможностей;
постоянное ожидание положительного результата чревато развитием неспособности к преодолению трудностей, отказом от действий в сложных учебных и жизненных ситуациях.
СЛАЙД
Умение создавать ситуации успеха в учебно-познавательном процессе основано на сотрудничестве учащегося и учителя.
В процессе взаимодействия учитель формирует у школьника положительную «Я-Концепцию», которая способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности.
Для этого необходимо:
видеть в каждом уникальную личность, уважать её, понимать, верить в неё («Все дети талантливы»);
создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносила ребенку радость;
понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству («Ребенок хорош, плох его поступок»);
помогать детям реализовать себя в деятельности («В каждом ребенке - чудо, ожидай его»).
СЛАЙД
А каким, по вашему мнению, должен быть учитель? Составим синквейн к этому слову.
Учителя предлагают свои варианты ответов.
СЛАЙД
Учитель может быть такой:
Учитель
Суетливый, крикливый
Объясняет, объясняет, ждет
Когда окончится эта пытка?
Бедолага!
А может быть и такой (появляется другая запись):
Учитель
Душевный, открытый
Учит, воспитывает, помогает
Настоящий друг.
Призвание!
Каким быть учителем выбирать только нам. Но мы должны помнить, что учитель не научит искренности, если сам далеко не искренен, добру – если сам далеко не добр, и не раскроется перед ним сердце ребенка, если сердце самого учителя для учеников заперто. Педагог не воспитает успешную личность, если и сам не верит в успех своей деятельности.
СЛАЙД
Успех школьнику создает учитель, который сам переживает радость успеха.
СЛАЙД - Спасибо за внимание!