Просмотр содержимого документа
«Система упражнений, способствующих развитию творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.»
Система упражнений, способствующих развитию творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.
Задания при работе над словом
Задание «Соединялки» учит составлять как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Например, линейка – книга, шляпа – мост, газета – верблюд, солома – телевизор, утюг – трамвай. Вопросы должны быть необычными или смешными.
Задание «Определение». Раздаются карточки со словами: автобус, яблоко, озеро, ромашка, одуванчик и т.д. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя называть свое слово и жестикулировать руками.
Задание «Парад домашних творческих достижений». Даны слова: телефон, цирк, детский сад, торт и др. Одна группа должна дать парадоксальное толкование каждого слова, а другая определяет лучшее толкование слов.
Прием «Мозаика»
Класс делится на группы и каждой группе предлагается задать вопросы по заданному отрывку текста.
Прием «Ассоциативные загадки»
На что похоже?
Чем отличается?
Виды творческих работ с пословицей:
Коллективное составление поучительного устного рассказа по пословице.
Выбрать сказку, к которой подходит пословица.
Определить, какая пословица выражает главную мысль сказки.
Конкурсы: «Знаток русских пословиц», «Знаток малых жанров русского фольклора».
Конкурсы и игры к творческим заданиям по сжатому и подробному пересказу:
- конкурс ораторов, при этом учить ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его. Необходимо представить себя на месте героя произведения и рассказать о себе;
- игра «Журналисты». Тех, кто хочет побывать в роли героев произведения, приглашаем сесть под дерево мудрости. Остальные дети журналисты. Их задача – задать интересный, необычный вопрос героям. Задача «героев» произведения – дать полный, хороший ответ.
- игра «Философский стол». Представить себя философами и поговорить о произведении и выразить свои мысли. (Доказывать и отстаивать свою точку зрения можно за круглым столом)
Упражнения «Рифмованные строчки».
Это такие упражнения:
- дополни слоги до слов (му-, про-);
- закончи фразу;
- придумай рифму к слову (лучик - … );
- соедини рифмующиеся слова;
- поймай рифму (придумать слово, рифмующееся с данным);
- игра «Слоговой аукцион» - выиграет тот, кто назовет слово последним (ла- игла, скала, дуга);
- придумай веселую фразу, каждое слово которой начинается с одной и той же буквы, с одного и того же слова: например, Петр Петрович Петухов поймал птицу-перепелицу, пошел продавать, просил полтину, получил половину;
- игра «Четвертый лишний» (ложка, кашка, мошка, лукошко);
- игра «Буриме» - дописать стихотворение по рифмующимся словам;
- восстанови рассыпанное стихотворение;
- допиши стихотворение по его началу:
«Покидают утки пруд,
Далеко летят на юг…
- игра «Кто больше подберет рифм»
Cинички – водички – птички
- игра «Добавлялки»
Где обедал воробей?
В зоопарке у…
- «Конкурс одной строки». Дана первая строка стихотворения, придумываем окончание и определяем самый удачный вариант.
5. Задания по интерпретации сказок
- опиши характер главного героя до встречи с… и после.
- расскажи сюжет известной сказки от имени персонажей или предметов – «участников событий».
«Что было дальше?» - закончить сюжет произведения.
- рассказать сказку так, чтобы герои стали антигероями (злой – добрым, жадный – щедрым и т.д.)
- сочинить сказку по заданным 1-2 предметам, обычно не характерным для персонажей сказок (например, капелька дождя, входная дверь, зернышко с колоска и т.д.).
- прогнозирование сюжета. Предлагается слушание с паузой. На определенном этапе развития сюжета прерываю чтение и задаю вопрос о том, как следует поступить герою в сложной ситуации. Пауза в чтении. Обращение к классу:
- придумайте историю, как еж перехитрил зайца. (Выслушать двух-трех человек);
- послушайте сказку до конца и сравните продолжение сказки со своей историей.
Рассказывание знакомых сказок с разными присказками.
Перестановка персонажей внутри одной сказки.
Включение в сюжет сказки дополнительных персонажей.
Перестановка персонажей.
Литература:
1. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. Литературное чтение: Учебник для 2 класса начальной школы. В 2-х частях.– М.: Просвещение, 2012 г.
2. М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс. – М.: Просвещение, 2012 г.
3. Л.Ф. Климанова. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2 класс. .– М.: Просвещение, 2012 г.