Просмотр содержимого документа
«Система упражнений по речевому развитию младших школьников на основе восприятия картин.»
Система упражнений по речевому развитию
младших школьников
на основе восприятия картин.
(из опыта работы Челноковой Н.С.)
Развитие речи – актуальная задача обучения в начальной школе, так как наша речь является основой всякой умственной деятельности и средством человеческого общения.
Проблема развития речи занимает важное место в начальном образовании. Проанализировав учебник «Литературное чтение» Н.А. Чураковой 1-4, выявила, что он содержит богатый материал для выполнения заданий по речевому развитию младших школьников, в частности, на основе восприятия произведений изобразительного искусства. В учебнике есть богатая картинная галерея.
Система упражнений по развитию младших школьников на основе восприятия произведений изобразительного искусства предопределяется структурой и содержанием учебной деятельности младших школьников. Упражнения объединены общей целью, соотносящейся с коммуникативно-деятельностным подходом к речевому развитию
учащихся.
В их основу положены речевые умения, основным из которых является умение создавать речевое высказывание.
По характеру учебных действий учащихся, используемые нами при работе с картинами, упражнения можно разделить на следующие виды:
- рассматривание картины с заданиями обнаружить то или иное явление, изобразительное средство, в том числе тесно связанное с содержанием и композицией картины;
- сопоставление тематически сходных произведений, сравнение эмоционально-однородных или контрастных картин, соотнесение литературных, музыкальных и живописных произведений;
- беседа по картине и ее анализ;
- работа по обогащению словарного запаса учащихся;
- восприятие, воспроизведение и переконструирование учащимися текста образца, связанного с содержанием картины, историей ее создания, жизнью и творчеством художника;
- создание сочинений, связанных с восприятием картины, на основе образца, моделей, опорных компонентов, по заданному началу, середине или концу;
- написание сочинений по заданной теме в соответствии со стилем, типом речи, жанром речевого высказывания;
- упражнения комплексного характера.
Рассмотрим более подробно, какие виды упражнений могут быть включены в каждую из групп.
Первая группа предполагает формирование таких коммуникативно-речевых умений как умение определять тему, основную мысль, яркие изобразительные средства, умение различать картины разных жанров. Сюда входят следующие упражнения:
Рассматривание картины без установки учителя.
Рассматривание картины под музыкальное сопровождение.
Мысленное воспроизведение картины.
Вхождение в картину картины.
Определение жанра картины. (пейзаж, портрет, сюжетная картина)
Определение темы картины.
- Послушайте отрывок из произведения П.И.Чайковского «Времена года». Подумайте, как, каким образом композитор передает свое отношение к зиме? (музыка радует, она нежная, лирическая). Что общего между впечатлениями от картины и музыки?
- Хотелось бы вам очутиться там? Что вы бы стали делать?
Представьте, что вы оказались там: что чувствуете, видите, слышите?
А если это лес, то детям хочется побегать, искать грибы, покричать «Ау», подышать лесным воздухом.
Словесные зарисовки: глаза слезятся, в ушах гудит ветер, нам так хорошо, что хочется петь и кричать от радости.
Вторая группа имеет целью развитие эмоционального отношения к произведениям различных видов искусства, формирование умений сравнения и обобщения художественных явлений. Эта группа включает следующие упражнения:
Сравнение темы, основной мысли литературных произведении ( стихи, сказки, рассказы ) и картины.
Сопоставление основной мысли картины с пословицами.
Сравнение картин близких по теме.
Сравнение картин, сходных по настроению.
После прочтения рассказа В.Драгунского «Девочка на шаре», обязательно работаем и с репродукцией с картоны П.Пикассо «Девочка на шаре», сравниваем тему картины и рассказа, основную мысль.
Неужели Пикассо читал В.Драгунского? Пабло Пикассо написал эту картину в начале 20 века, когда В.Драгунский еще не родился, а вот Драгунский видел эту картину да еще и в подлиннике. Сколько лет этой девочке на шаре? Она ровесница той, которая понравилась Денису Кораблеву? Она такая же ловкая или только учится? А легко это научится стоять на шаре?
Красота «Девочки на шаре» Пикассо – в той гармонии цирка, которую нам представляет художник, гармонии, которая держится на двух таких разных фигурах – хрупкой гимнастке и сильного атлета. Эта гармония и является смыслом картины, конкретным выражением красоты. Если бы Денис увидел эту девочку в качестве зрителя рядом с собой в цирке, произвела бы она на него точно такое же впечатление?
Денис из рассказа восхищается не только внешностью девочки, но и ее необыкновенным искусством – «девочка на шаре».
Сочинение. Отрывок.
Перед нами картина Пабло Пикассо «Девочка на шаре»
Девочка на шаре очень худенькая и бледненькая. Она одета в простую тренировочную одежду. Руки у нее вверху потому, что она хочет удержать равновесие. Девочка стоит на шаре неуверенно и кажется вот-вот упадет. Это, наверное, ее первая репетиция.
Она будет долго тренироваться и все у нее получится. Художник использует темные краски, чтобы показать нам, как трудна работа артиста.
Какие пословицы можно соотнести с основной мыслью картины?
Красота спасет мир. Каковы труды, таковы и плоды. Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
В третью группу входят упражнения направленные на формирование умения выполнять доступный целостный анализ произведения изобразительного искусства в единстве его содержания, структуры и изобразительных средств:
1 Объяснение названия картины учащимися.
2. Придумывание названия (озаглавливание) картины.
3. Выбор названия картины из нескольких заголовков, предложенных учителем.
4. Опознавание (выделение) отдельных элементов картины.
5. Определение основной мысли картины.
6. Определение изобразительных средств языка, помогающих создать определенное настроение.
7. Выявление характера персонажа на основе его облика (позы, выражения лица, одежды) и взаимодействия с другими персонажами.
8. Отнесение картины к жанру.
9. Анализ текста, созданного на основе картины.
10. Анализ структуры текста, созданного на основе картины.
Детям предлагается несколько вариантов названия картины: «Моя бабушка», «Бабушка у ковра», «Бабушка и ее ковер». Ребята выбирают название и объясняют свой выбор.
Рассмотрим на примере работы с картиной
.В.Попков «Моя бабушка и ковер» Почему бабушка художника изображена не в центре картины, а чуть с краю? На какую черту ее характера, таким образом, намекает автор картины? (На скромность – бабушка стесняется оказаться в центре событий, привлечь к себе внимание.
Как одета старушка? Это нарядная или будничная одежда? (Бабушка одета очень опрятно и аккуратно. На ней синее платье и белый платок, что делает ее нарядной.
В какой позе сидит старушка, что выражает эта поза?
(Она устало сложила натруженные руки на коленях, она прожила трудную жизнь).
Из чего сделан ковер? Много ли времени потребовалось ей? О чем это говорит?
Лоскутки какого цвета окружают бабушку? (алого и розового)
Какой характер придает это портрету бабушки художника? (парадно-торжественно-драматический)
Какими чувствами хотел художник поделиться с нами? (Чувством любви и привязанности к своей бабушке, чувством уважения к ней, к ее нелегкой жизни и ее характеру – она скромная труженица, которая умеет творить добро и праздник, несмотря на все жизненные тяготы).
В четвертую группу упражнений предполагает обогащение словаря учащихся, с помощью которого можно создавать собственные речевые высказывания на основе восприятия картины. Сюда входят упражнения:
Работа с карточками контекстуальных синонимов.
Подбор синонимов, выражающих определенные оттенки значения или различающихся по эмоциональной окраске.
Подбор слов по микротемам.
Работа со словарем настроений.
Работа с карточками, обозначающие черты характера.
Работа со словарем терминов и понятий изобразительного искусства.
Словарь настроений. Для работы по обогащению словаря учитель готовит карточки с названиями чувств и настроений. Дети могут пользоваться словарем настроений, сделанным в виде блокнота.
Радость. Настроение и состояние: хорошее, веселое, приподнятое, восторженное, бодрое, счастливое.
Грусть. Настроение и состояние: плохое, грустное, слезливое, тягостное, пессимистическое.
Злость. Настроение и состояние: тяжелое, злобное, ужасное, грозное, сердитое,.
Удивление. Настроение и состояние: чудесное, необыкновенное, чудное, поразительное, изумительное, восхитительное.
Работа со словарем терминов и понятий изобразительного искусства
Устные словарные диктанты способствуют развитию речи и мышления учащихся. Учитель читает развернутое определение, учащиеся показывают карточку с соответствующим словом.
Произведение живописи (картина)
Изображение человека на картине (портрет)
Человек, который пишет картины (художник)
Картина с изображением предметов: цветов, фруктов (натюрморт)
Картина с изображением природы (пейзаж)
Размеры(длина и высота) произведения (формат)
В пятую группу включены упражнения по восприятию и воссозданию текстов, тематически связанных с содержанием картин или посвященных жизни художника:
1. Творческие диктанты, предполагающие дополнение речевого высказывания с помощью отсутствующих в тексте глаголов или прилагательных.
2. Творческие диктанты с определенным изменением текста-образца (замена времени глаголов).
3. Различные виды пересказа.
4.Переконструирование текста-образца.
Творческий диктант. Учитель сообщает учащимся, что они не просто должны написать под диктовку текст, но и вставить там, где будут паузы, подходящие прилагательные. Чтобы выполнить задание, дети внимательно рассматривают картину, выделяют основные микротемы и коллективно подбирают прилагательные к существительным – названиям предметов, изображенных на картине.
Солнце – яркое, жгучее, высокое.
Дворик – московский, тихий, уютный.
Трава – зеленая, свежая, весенняя.
Кусты – густые, высокие.
Дома – деревянные, низенькие.
Церковь – старая, маленькая.
Ребята – маленькие.
Лошадь – худая, тощая, неказистая.
Перед нами картина В.Д.Поленова «Московский дворик»
Начало лета. … солнце освещает …дворик. …трава кажется изумрудной. За … кустами сирени скрыт барский дом. Вдали видны крыши … домов. Горят на солнце купола … церквей. На траве играют … ребятишки. Ждет своего хозяина … лошаденка.
Шестая группа упражнений направлена на создание сочинений по картине на основе образца. Сюда входят упражнения:
Написание высказывания по опорным словам или словосочетаниям.
Определение основных микротем картины.
Работа над началом сочинения.
Написание сочинения на основе модели определенного типа (повествования…)
Работа над деформированными предложениями и текстами.
Составление плана сочинения.
Словесное рисование (словесное иллюстрирование).
Создание детьми рисунков.
Работа над началом сочинения.
Учащимся предлагаются карточки, на которых записано несколько предложений.
Наступило утро в сосновом бору.
Утром медвежата выбежали на поляну.
Раннее солнечное утро.
Передо мной картина Шишкина.
На поваленную сосну вскарабкался медвежонок.
На картине Шишкина я вижу утро в сосновом бору.
Учитель спрашивает, с какого бы предложения дети начали свое сочинение, а какие предложения нельзя брать в начало и почему.
Учащиеся выбирают предложения и доказывают свой выбор.
Седьмая группа упражнений – упражнения творческого характера, направленные на формирование у младших школьников всего комплекса коммуникативно-речевых умений на основе восприятия и осмысления картины:
Сочинения по сюжетным картинкам.
Сочинения по одной картине.
Описание героя картины на основе внешних данных.
Описание места действия.
Сочинение от имени героев картины.
Письмо от своего имени герою картины.
Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег» (От лица мальчика)
Я проснулся рано. В комнате было очень светло. Я удивился и выглянул в окно. Чудо! Все покрыто снегом, даже глазам больно смотреть.
Я разбудил сестру. Она быстро встала, накинула платок и выбежала на улицу. Я пошел вслед за сестрой. Моя стояла на крыльце и любовалась первым снегом. Красавица береза покрылась, как белой щубкой, снегом. Кое-где еще проглядывала травка. Даже ворона радовалась первому снегу. Как хорошо, что пришла зима! (Платов Валера )
Сочинение от имени вороны.
Я была так рада, когда выпал первый снег. Я стояла под березкой и было видно, что она тоже радуется первому снегу. Она расставила свои ветки, и на них падал снег. Вдалеке шел человек с санями, он тоже хотел испробовать первый снег.
Вдруг я увидела, что из избушки, что стояла рядом с березой, выбежал мальчик. Он огляделся, и, увидев, что всю деревушку завалило снегом, позвал свою сестру. Долго они радовались первому снегу.
Я была так рада, что снег наконец-то выпал. Поэтому я все время клевала его. Первому снегу и ворона всегда рада. (Айрапетян Лиана)
Сочинение от имени березы.
В эту ночь я очень замерзла. Ночью был сильный ветер. Небо покрылось тучами, сверху посыпались маленькие звездочки. Я поняла, что это снег. Легкие пушинки покрыли мои ветви и ствол. Мне стало тепло, спокойно и радостно. Прилетела ворона порадоваться вместе со мной. Вот и ребятишки выбежали. Они тоже радовались вместе со мной первому снегу. Я поняла, что они будут зимой лепить снежную бабу, играть в снежки. Нам будет весело.
Но самое главное, что зимой снег будет согревать меня. Я спокойно перезимую и дождусь весны. А пока пусть летит первый снег. (Чупина Наташа)
Сочинение от лица девочки.
Наступило утро. В комнате было необыкновенно светло. Яркий свет шел из окон. Брат уже оделся, а я накинула на плечи платок. Мы выбежали на крыльцо. Во дворе все было светло. Ночью выпал снег. Он покрыл дома, заборы, землю. Береза стояла в снегу. И лишь у забора осталась проталина, рядом с которой ходила ворона.
Мы смотрели на все с удивлением и радостью. Как волшебно изменилась природа от первого снега! (Касьянова Катя )
Восьмая группа упражнений – упражнения, которые носят комплексный характер. К ним относится, прежде всего работа с «корреспондентским блокнотом», с помощью которого могут объединяться различные виды упражнений и который в зависимости от основной цели и этапа работы над картиной может быть использован для:
Накапливание материала о художнике и картине до урока.
2. Накапливание материала во время урока.
Использование собранного материала во время написания сочинений.
Начиная со 2 класса, дети ведут отдельные тетради «Корреспонденский блокнот». Постепенно раскрываю детям способы подготовки к сочинению, структуру текста сочинения, значения плана и заголовка, различия в стилевом оформлении. В этих же тетрадях идет речевая подготовка, записывается примерный план, источники материала (где и в какой книге можно прочитать необходимую для сочинения информацию).
Предлагаемая система упражнений способствует развитию речи младших школьников на основе восприятия произведений изобразительного искусства, позволяет выделить определенные этапы в овладении учащимися речевыми умениями.