kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система работы по совершенствованию видов речевой деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлены этапы работы по совершенствованию речевой деятельности: исправление недостатков речевого развития у детей, приемы работы над словом и предложением, развитие речи на занятиях во внеурочной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система работы по совершенствованию видов речевой деятельности»

Система работы по совершенствованию видов речевой деятельности

Введение

1 Актуальность темы

2 Понятие речи и речевой деятельности

3 Система работы по совершенствованию видов речевой деятельности

1) Исправление недостатков речевого развития у детей:

- звуковая культура речи;

- словарный запас;

- уровень сформированности фразовой речи;

- совершенствование речевого общения.

2) Использование возможностей урока для развития речевой деятельности:

- четкое представление целостности урока;

- нестандартное начало урока;

- продуманность отбора материала.

3) Приемы работы над словом, предложением:

- слова с переносным значением, слова – сравнения;

- речевые разминки;

- эффективные формы работы с пословицами, загадками.

4) Приемы работы над связностью текста:

- процесс восприятия художественного текста;

- ведущая роль вопроса.

5) Развитие речи на основе восприятия произведений изобразительного

искусства:

- словарный диктант;

- дидактическая игра;

- словарь настроений;

- упражнения, направленные на восприятие произведений.

6) Развитие течи на занятиях по внеурочной деятельности.

Заключение

1





Русский язык – это клад, которым можно овладеть, если изучить его средства и законы их использования. К этому кладу, ребёнок идет несколькими дорогами: его ведут семья, детский сад, улица, школа. Овладев русским языком, ребёнок способен осуществлять четыре вида деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Совершенствованию этих умений нет предела.

Речь учащихся бывает, бессвязна, непоследовательна, невыразительна, так как реалии нашей жизни – телевизор, компьютер. Они оставляют ребёнка одного. Общения нет, диалога с окружающими людьми нет. Способность мыслить, рассуждать, думать теряется. Одна из главных задач учителя – научить правильно, выражать свои мысли, чувства. Ведь размышлять может тот, кто умеет говорить.

Психолог – лингвист Н.И. Жинкин писал: «Речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания».

« Заговори, чтобы я тебя увидел» - так говорил Сократ, обращаясь к своим ученикам, и, определяя, на что он способен.

Речь – форма общения, опосредованная языком. Речевая деятельность представляет собой процесс активный, целенаправленный. Почему активный? Потому что сущность процесса состоит для одного в выдачи сообщения, для другого – в его восприятии. Почему целенаправленный? Потому что между партнёрами возникает потребность что – то сообщить, чем – то поделиться с одной стороны, получить информацию, запомнить, понять - с другой стороны.

Начать эту работу нужно с исправления недостатков речевого развития у детей, пришедших в школу. Учителю необходимо изучить уровень речевого опыта первоклассника в период изучения грамоты.

Ушинский писал: «Метода, предлагаемая мною, в сущности, очень проста…2) приучить слух дитяти к отысканию отдельного звука в слове; 3) приучить язык дитяти к отчетливому произношению звуков; 4) приучить внимание дитяти останавливаться на словах и звуках, их составляющих; и 5) приучить и глаз, и руку, и слух, и язык, и внимание дитяти разлагать и складывать слова, представляемые в уме, произносимые, писаные и печатные».

1) При воспитании звуковой культуры речи надо уделять большое внимание:

- развитию правильного произношения (внятности речи), этому способствуют чистоговорки, артикуляционные зарядки, подражание «коровушка му-му, барашек бее-е»;

- корректировке темпа речи, где используются скороговорки и паузы; 2

- увеличению силы и высоты голоса;

- развитию фонематического слуха, которое достигается дидактическими играми. «Узнай и назови букву», « Подбери слово со звуком», « Переставь буквы»;

- развитию речевого дыхания.

2) Уточнение словарного запаса тесно связано с формированием грамматических навыков правильной речи.

- договаривание слов с соответствующими окончаниями во фразах, рифмовках (Лучше нас лесных ежей нет на свете сторожей);

- согласование существительного и местоимения (мой портфель, моя комната);

- употребление прилагательных - «Из чего предмет?»- пластиковое окно, металлическая линейка;

3) Выявить уровень сформированности фразовой речи:

- предложить детям пересказать небольшой текст, рассказать о каком- то событие.

4) Совершенствование речевого общения, коммуникативная адаптация.

- хоровое повторение вывода, послоговое прохлопывание, чередование индивидуальных ответов с хоровыми;

- учебное общение в паре;

- подбор точных формулировок, выделение голосом главного, проговаривание хором запоминаемого, построение ответа на основе вопроса.

Использование возможностей урока для развития речевой деятельности:

- четкое представление целостности урока;

- нестандартное начало урока - найди лишнее слово, объясни значение, отгадай

загадку, дай развернутое объяснение, назови слово, поменяв порядок букв);

- продуманность отбора материаласодержание всех упражнений подчинено

одной теме, введение новых слов, пословиц, поговорок, фразеологизмов.

Приемы работы над словом, предложением

Слова – сравнения. Сравнение – это уподобление одного предмета другому. Уподобить – значит сделать похожим, подобным.

3

1. Вставьте слова вместо точек так, чтобы получилось сравнение, которое мы употребляем в речи.

Трещит, как … (сорока, ворона, воробей).

Упрямый, как … (лошадь, осёл, сова, баран).

Колючий, как … (ёлка, ёрш, ёж, заяц).

Трудиться, как … (муравей, пчёлка, лиса).

2. Творческая работа.

На что похожи:

облака –

ромашка –

лёд –

луна –

змея –

3. Работа может строиться в виде беседы с детьми.

- Почему про облака говорят, что они точно вата? (Потому что похожи на вату.)

- Почему о воде говорят, что она словно зеркало? ( Потому что в ней отражаются

деревья, кустарники, солнце, луна.)

- Как вы думаете, с какой целью так говорят? (Чтобы было интересно, чтобы ярче мы

могли представить этот предмет.)

Для первичного знакомства с переносными значениями лучше использовать загадки, в которых метафорический перенос осуществляется по сходству и переносными значениями обладает одно слово или словосочетание. Например: «Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик». Стрекоза – голубой аэропланчик. «Зубастый зверёк грызёт со свистом дубок». Пила – зубастый зверёк. «Рассыпала Лукерья серебряные перья, закружила, замела, стала улица бела». Метель – Лукерья. Слова: рассыпала, закружила, замела - выступают в переносном значении.

Это нужно для того, чтобы понимать смысл читаемых книг, содержание стихов и песен, рассказов, поэтому, надо усвоить не только прямые значения слов и выражений, но и переносные и уметь их употреблять в своей речи.

Речевые разминки.

1. «Подбери синоним (близкое по смыслу слово)» 4

Зябнуть (мёрзнуть, замерзать), сиять (блестеть, сверкать), помогать (оказывать помощь, поддерживать, выручать); аккуратный ( чистый, опрятный), храбрый (смелый, отважный), бедный (нищий), жёлтый (золотистый), здоровый (крепкий); жилище (дом, квартира, жильё), беда (горе, несчастье), азбука (алфавит, букварь), дети (ребята, детвора).

2. Устаревшая лексика, фразеологизмы. « Скажи по-другому»

Объяснить, что означает выражение.

Пичужка (птичка), потчевать (угощать), глаз не смыкать (не спать, охранять), насилу ушел (спасся), сундук (ящик), не дает мне покоя (мешает).

3. «Доскажи пословицу» Чему учат нас пословицы?

Без труда не вытащишь и… ( рыбку из пруда). Скучен день до вечера, коли … (делать нечего). Не спеши языком - торопись … (делом). У лентяя Федорки всегда … (отговорки).

Работа с пословицами и поговорками помогает ребёнку корректировать произношение отдельных звуков, расширяет его словарный запас.

1. Составить пословицы из набора слов.

- утаишь, в мешке, шила, не;

- человека, лень, труд, портит, а, кормит;

- под елками, лежит, под соснами, с иголками, мешок;

- говорит, кто, мало, много, тот, делает.

2. В пословице одно слово заменено другим, найти, какое это слово.

Испортишь, перцем, не кашу (Кашу маслом не испортишь)

Чужое взять - свое найти (Чужое взять – своё потерять)

Сперва подумай, а потом помолчи (Сперва подумай, а потом скажи)

3. Составить рассказ по картинке с использованием пословиц. Составить рассказ – разъяснение о любой пословице с примерами.

Приемы работы над связностью текста. Развитие речевых умений.

- учить слышать друг друга;

- высказывать своё мнение по поводу ответа одноклассника;

- соглашаться или не соглашаться с мнением других. 5

Школьникам предлагается ответить на вопрос: «В чём сходство и различие басен Эзопа «Ворона и лисица» и «Ворона и лисица» И.А. Крылова?» Построить доказательные ответы, обращаясь к текстам, внимательно выслушивать выступления одноклассников, не повторяться. Что же выясняется? Сюжет басни один и тот же, но одна басня написана прозой, а другая стихами. Разное композиционное построение: мораль в басне Крылова не в конце, а в начале. Крылов создает более разнообразные образы животных, чем Эзоп.

Важно в этой работе формировать способность самостоятельно ставить вопросы и искать ответы на них.

После чтения первого отрывка рассказа «Стальное колечко» К. Паустовского детям предлагается ответить на вопросы: «Тебе нравится Варюша?», «Что ты можешь сказать о её характере?»

Учитель говорит: « Сформулируйте такие вопросы, с помощью которых вы сможете выяснить у одноклассников, как они относятся к Варюше.

1) Как ты думаешь, как Варюша относится к деду?

2) Как ты думаешь, как Варюша разговаривает с незнакомыми людьми?

3) На твой взгляд, что девочка чувствует?

4) По какой причине Варюша беспокоится?

Проведение такой групповой работы помогает учащимся лучше понять данное произведение, и меняется характер взаимоотношений между детьми. Они становятся более тактичными по отношению друг к другу, строят своё поведение с учётом позиции других людей.

Развитие речи на основе восприятия произведений изобразительного искусства.

Словарный диктант представляет собой запись учащимися слов по развёрнутому определению учителя.

- Художник, занимающийся живописью. (Живописец.)

- Изображение природы. (Пейзаж.)

- Изображение человека на картине. (Портрет.)

- Набросок к будущей картине, неоконченный рисунок. ( Эскиз.)

Этот вид упражнений формирует и орфографический навык, и способствует развитию речи, мышления.



6

Дидактические игры способствуют обогащению словарного запаса, развивают умение составлять описание героев картины. Например: игра «Цепочка», игра «Я знаю», игра « Времена года»

Словарь настроений и чувств.

Упражнения, направленные на восприятие произведений:

Первая группа упражнений предполагает формирование умений определять тему и основную мысль картины.

- рассматривание репродукции картины;

- попробуйте представить себе картину;

- какие звуки можно услышать при рассматривании картины;

- чтобы вам хотелось сделать, если бы вы попали в картину;

- определить, что это за картина: пейзаж, портрет, сюжетная картина.

Вторая группа упражнений способствует эмонациональному настрою учащихся.

- сопоставление основной мысли картины с пословицами;

- сравнение основного настроения картины и музыкального произведения

с использованием словаря настроений;

- нарисовать красками музыку, которую вы слышите или изобразить цветовую гамму

стихотворения.

Третья группа упражнений направлена на формирование умения выполнять целостный анализ произведения.

- объяснение названия картины;

- придумать другое название;

- анализ цветовой гаммы картины;

- определение изобразительных средств;

- выявление характера персонажа.

Четвертая группа упражнений направлена на создание собственных речевых высказываний и обогащение словаря учащихся.

- избегайте повтора слов;

- подбор синонимов к данному слову; 7

- подберите прилагательные и глаголы, которые помогают описать персонаж

- работа со словарём.

- составление предложений, посвященных жизни и творчеству художника.

Совершенствование речевой деятельности школьников - процесс долгий и кропотливый, требующий от учителя серьёзного подхода, глубокой проработки каждого этапа обучения. Все этапы этого процесса, рассмотренные мною, это ещё не само обучение речевой деятельности, а лишь необходимая база для того, чтобы подлинное совершенствование речевой деятельности учащихся стало возможным.







































8



Лист индивидуальных достижений

Газета Начальная школа: Приложение к газете «Первое сентября» . – 2001. - №28

Ученик _______ школа _______ класс ________ учитель ___________

Формируемые умения и навыки

Даты

старт

окт.

нояб.

дек.

янв.

февр.

итог


1.Навыки чтения








1.1

Техника чтения

Чтение слогов










Чтение слов










Ударение










Чтение предложений










Чтение текстов










Безошибочность чтения










Выразительность чтения








1.2

Понимание прочитанного

Ответ на прямой вопрос по прочитанному










Словесное рисование картин к прочитанному










Построение плана текста с помощью иллюстраций к нему










Восстановление пропущенного слова в предложении или пропущенного предложения в тексте








1.3

Пересказ

С опорой на помощь учителя










Без опоры на помощь








1.4

Чтение наизусть









1.5

Составление собственного рассказа









2. Навыки письма








Соответствующие навыки отмечаются аналогично








3. Вычислительные навыки








Соответствующие навыки отмечаются аналогично





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Система работы по совершенствованию видов речевой деятельности

Автор: Полторацкая Елена Николаевна

Дата: 25.11.2016

Номер свидетельства: 362598

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Речевая деятельность на уроках казахского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(64) "rechevaia_deiatelnost_na_urokakh_kazakhskogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "592823"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1638082879"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Система работы по развитию речи"
    ["seo_title"] => string(35) "sistiema-raboty-po-razvitiiu-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "314757"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459766261"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "*Организация внеурочной деятельности по английскому языку как способ развития творческого мышления  младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(136) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-anghliiskomu-iazyku-kak-sposob-razvitiia-tvorchieskogho-myshlieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "137001"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417252193"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Программа по внеурочной деятельности "Риторика" для 2 класса. "
    ["seo_title"] => string(65) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-ritorika-dlia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "244957"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446037268"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(260) "ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА по английскому языку для 10 и/или 11 класса  «Successful Writing».  Совершенствование умений письменной речи на уровне ЕГЭ». "
    ["seo_title"] => string(159) "programma-eliektivnogo-kursa-po-anghliiskomu-iazyku-dlia-10-i-ili-11-klassa-successful-writing-soviershienstvovaniie-umienii-pis-miennoi-riechi-na-urovnie-iege"
    ["file_id"] => string(6) "113625"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1410634178"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства