Просмотр содержимого документа
«Система оценивания в свете ФГОС»
Система оценивания в свете ФГОС
В своей публикации предлагаю вам познакомиться с «Основными требованиями к системе оценивания в рамках ФГОС».
Лейтмотивом этих требований является ответ на вопрос «КПСС» - «Как Помочь Самому Себе?». Как должен помочь себе и ученик, и учитель, чтобы учебный процесс доставлял удовольствие и тому, и другому, при этом повышая качество знаний.
Сразу скажу, что сегодня вопросов больше, чем ответов. И мы знаем, почему: время меняется быстро, ученики – еще быстрее. Признаемся, не успеваем в массе своей за ними мы, учителя, особенно моего поколения и старше. Сегодня быть только транслятором знаний недостаточно, необходимо осваивать новые роли: роль учителя-тьютора, который опирается на познавательные интересы обучающихся, роль учителя-модератора, побуждающего к деятельности, раскрывающего потенциальные возможности учеников, организующего процесс свободной коммуникации, и, наконец, роль учителя-консультанта-помощника. От нашего выбора будут зависеть формы и методы взаимодействия с учениками.
Во ФГОСах ООО прописана новая цель образования, новое содержание, технологии,новые средства обучения и, конечно же, новые требования к системе оценивания.
Почему появилась необходимость ввести новые требования к системе оценки и действительно ли они новые или хорошо забытые старые? Чем и кого не устраивала традиционная пятибалльная система оценивания? Отражает ли эта система всю полноту тех знаний и умений, которыми владеют ученики? Способствует ли традиционное оценивание положительной мотивации и личностному росту учеников?
Десятилетиями существующая традиционная система оценивания имеет ряд недостатков:
учитель выполняет контролирующую функцию;
отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;
отметки не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений и навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;
система не позволяет ребенку контролировать и оценивать себя;
традиционный подход оценивания не позволяет увидеть ученику динамику собственного развития, успеха;
такая система имеет часто травмирующий характер, не способствует положительной мотивации, точнее, носит карательно-поощрительную функцию.
Какова причина этих недостатков? Она одна, но существенна: в основе традиционной системы оценивания лежит нормативный подход – сравнение индивидуальных достиженийучащихся с нормой, то есть результатами большинства школьников. И это на всех уровнях: от урока до ЕГЭ. При такой системе трудно сохранить познавательный интерес ребенка, развить в нем желание учиться, трудиться и сделать его успешным.
ФГОС основного общего образования содержит чёткие требования к системе оценкидостижения планируемых результатов:
Оценивание должно быть постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используются диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
Оценивание может быть только критериальным, т.е. необходимо определение степени индивидуального приближения ученика к ожидаемым результатамобразования.Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
Оценивать можно только то, чему учат.
Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Какие пункты мы сегодня уже выполняем на уроках? Из своих наблюдений могу сказать, что это пункты 1(тестируем наших учеников по плану) , 3(не позволяем себе оценивать его личные качества), 4(стараемся оценивать только то, чему научили).
Трудно обстоит дело с критериальным оцениванием и планированием результатов оценивания (пункты 2. 5. 6.) Это ключевые моменты новых требований. На что ФГОС ООО обращает наше внимание? Планируемые результаты основного общего образования являются основой оценки достижения стандарта и своеобразным мостиком, соединяющим Требования стандарта и конкретный учебный процесс.
Необходимо понять, что объектом оценки личностных результатов служит сформированность внутренней позиции школьника, основ гражданской идентичности, самооценки, мотивации учебной деятельности, морально-этических суждений.(Наблюдаем и фиксируем в « Дневнике наблюдений») Эти результаты в полной мере с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.
Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность регулятивных УУД (целеполагание,планирование, прогнозирование, саморегуляция, самооценка) , коммуникативной учебной деятельности ( сотрудничество, взаимодействие) познавательныхдействий (общеучебных, логических, знаково-символических, постановка и решение проблем). Желающих познакомиться с характеристикой каждого УУД направляю к документу «Фундаментальное ядро содержания основного общего образования».
Метапредметные и личностные результаты не оцениваются, не тестируются и не персонифицируются. Оцениваются только предметные результаты. А точнее, на уроке мы планируем предметные результаты, метапредметные - подразумеваем, а личностные – проектируем в перспективе. Честный учитель никогда не скажет, что воспитал личность в результате коммуникативного упражнения. Сегодня создание измерителей личностных и метапредметных результатов находится в стадии разработки. Отсутствует инструментальное и методическое обеспечение, согласованное с итоговыми планируемыми результатами.
Введение новой системы оценивания – процесс долгий, кропотливый и важно понимать, что она будет развиваться. Поставлена благая цель:
сократить до минимума число « отчётных документов» и сроков их обязательного заполнения. Для этого необходимо использовать два средства:
1) обучение самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов самостоятельно и при выборочном контроле учителя
2) внедрять новые формы отчёта только одновременно с компьютеризацией этого процесса.
Предлагается 7 правил (шагов) технологии оценивания образовательных достижений в рамках требований ФГОС
1)Что оцениваем? Результаты: предметные, личностные и метапредметные
( неперсонифицированно);
2)Кто оценивает? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку по алгоритму самооценки после выполнения задания;
3)Сколько ставить отметок? По числу решенных задач;
4)Где накапливать оценки и отметки? В « Таблицах образовательных результатов» и в «Портфеле достижений»;
5) Когда ставить отметки? Текущие –по желанию, за тематические проверочные –обязательно;
За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится по желанию ученика.
За каждую контрольную работу по итогам отметка ставится всем ученикам, но ученик имеет право пересдать хотя бы один раз.
6) По каким критериям оценивать? По признакам трёх уровней успешности
-необходимый (базовый)-решение типовой задачи, «хорошо», но не «отлично».;
-повышенный - решение нестандартной задачи, «отлично», «почти отлично»;
- максимальный (необязательный) -решение не изучавшейся в классе сверхзадачи. Качественная оценка «превосходно»;
7)Как определять итоговые отметки? Предметные четвертные – по таблицам предметных результатов (средне арифметическое). Итоговые - по накопительной системе оценок
Что ещё нового можно найти в требованиях к системе оценивания?
Каждое образовательное учреждение может воспользоваться правом на определение порядка заполнения журналов: выставлять отметки только за контрольные работы и за четверть, но не текущие, которые фиксируются только в«Рабочем журнале учителя» и в « Дневнике ученика».
И наконец, у наших учеников есть право отказа от отметки и право её пересдачи согласно новым требованиям стандарта.
После выполнения задания рекомендуется беседовать с учеником, следуя
« Алгоритму самооценки»:
1.Какова была цель задания ( задачи)?
2.Удалось получить результаты (решить, ответить)?
3.Правильно или с ошибками?
4.Самостоятельно или с чей-то помощью?
5.Какую себе поставишь отметку?.
6.Почему?
7. Каков был уровень задания?
8. Какое умение развивалось?.и.т.д.(в зависимости от этапа обучения).
Цель этих новых требований к системе оценивания - снизить показатели уровня тревожности в ситуации «предъявления себя» и в отношениях с учителями, развить качества контрольно-оценочной самостоятельности, повысить сознательное отношение учеников к цели обучения: «от умения сотрудничать к умению учить себя».
Подведя итоги, перечислим документацию, необходимую для фиксации комплексной оценки.
Для учителя - это:
1.Рабочий журнал;
2.Дневник наблюдений;
3. Таблица образовательных результатов;
4.Тематический оценочный лист.
Для ученика-это:
1.Портфель достижений;
2.Карта достижений;
3.Дневник самооценки;
4. Тематический оценочный лист.
Итак, ответ на вопрос «КПСС» - Как Помочь Самому Себе следующий:
1.Начитывать литературу по ФГОС:
2.Проводить обучающие семинары в методических объединениях школы;
3.Посещать семинары разного уровня;
4.Записывать себя на курсы повышения квалификации;
5.Посещать уроки учителей начальных классов,уже работающих по ФГОС;
6.Следить за расписанием вебинаров издательства «Просвещения», «Всероссийского интернет-педсовета» и принимать в них участие, кстати, бесплатное.;
7.На методических неделях давать открытые уроки уже с компонентами ФГОС ( целеполагание, самоконтроль и самооценка и т.д.)
Желаю, чтобы наши ученики чаще говорили нам «Спасибо за урок». А это случается, когда, они чувствуют удовлетворение от достойной оценки своего труда.
Литература
1.ФГОС ООО (пункт №12) Система оценки достижений планируемых результатов.
2 «.Оценки достижения и технология оценивания планируемых результатов» (начальное общее образование) Д.Данилов.
3.Критерии оценки деятельности учителя, реализующего ФГОС НОО.
4.. «Планируемые результаты и оценка их достижений как структурообразующий элемент ФГОС».Вебинар( Webinar.ru) О.Б.Логинова,к.п.н. научный консультант НОЦ издательства «Просвещения».
5. « Что принесёт учителю новый профессиональный стандарт педагога?». Видеолекция ( «Всероссийский интернет- педсовет») Е.Ямбург,д.п.н. академик РАО, директор ЦОН.
6. «Новая эффективная дидактика» Н.Ф.Леонов « Самоконтроль и самооценка знаний учащимися-средство активизации их познавательной деятельности».