Система работы с одаренными детьми в условиях введения ФГОС
Система работы с одаренными детьми в условиях введения ФГОС
«Не мыслям надобно учить, а учить мыслить» Э. Кант
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых.
В настоящее время целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения. Уроки стали приобретать развивающий характер. На уроках дети обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогичные, так и в измененные условия. Проблема развития творческих способностей непростая. Сложность заключается, прежде всего, в самой сущности явления. У психологов складываются разные точки зрения, как о природе способностей, так и о самом понятии «творчество» применительно к интеллектуальному развитию ученика. В своей работе творческие способности я рассматриваю применительно к понятию общие интеллектуальные способности, под которыми понимают высокоразвитые умственные способности общего характера, образующие основу для достижения наилучших результатов в обучении. Иногда эти общие способности называют «генеральным фактором интеллекта», «базальным фактором одаренности». Необходимо также помнить, что под творческими способностями понимают то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретёние, закрепление и использование на практике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система работы с одаренными детьми в условиях введения ФГОС »
Система работы с одаренными с детьми в условиях введения ФГОС
Л. Н. Басынина
учитель МБОУ СОШ №1 г. Бугульма
«Не мыслям надобно учить, а учить мыслить» Э. Кант
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых.
В настоящее время целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения. Уроки стали приобретать развивающий характер. На уроках дети обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогичные, так и в измененные условия. Проблема развития творческих способностей непростая. Сложность заключается, прежде всего, в самой сущности явления. У психологов складываются разные точки зрения, как о природе способностей, так и о самом понятии «творчество» применительно к интеллектуальному развитию ученика. В своей работе творческие способности я рассматриваю применительно к понятию общие интеллектуальные способности, под которыми понимают высокоразвитые умственные способности общего характера, образующие основу для достижения наилучших результатов в обучении. Иногда эти общие способности называют «генеральным фактором интеллекта», «базальным фактором одаренности». Необходимо также помнить, что под творческими способностями понимают то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретёние, закрепление и использование на практике.
Известно, что можно выделить два уровня способностей: репродуктивный и творческий. На втором уровне ученик способен при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное. Творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед учеником. Приведу примеры из собственной практики?""
На уроке русского языка надо было выполнить логически-поисковое задание, назвав лишнее слово из следующего ряда: Москва, Украина, Армения, Узбекистан. Этот вопрос предполагает однозначный ответ: лишнее слово Москва, так как это город, а остальные - государства. Ученики же, уже приученные видеть много аспектов одной и той же однозначной задачи, увидели, что лишним может быть и Узбекистан (это существительное 2-го склонения, а остальные - первого), и Москва, т.к в этом слове два слога, а в остальных четыре.
На уроке математики учащимся предлагаю задания поискового характера, задачи с наращиванием условия. «К Новому году вырезали 102 снежинки. 10 мальчиков вырезали по 3 снежинки каждый». Предлагаю дополнить условие и поставить вопрос. Предлагаю дополнить условие и поставить вопрос.
1. «А остальные снежинки вырезали девочки. Сколько снежинок выреза ли девочки? На сколько больше снежинок вырезали девочки, чем мальчики?»
2. «Сколько снежинок вырезала каждая из девочек?» (Количество девочек может быть разным. Главное, дети должны найти второе число, на которое бы делилось 72. Это может быть и 8, и 9, и 2, и 12, и 6,иЗ).
3. «А 5 девочек вырезали по 12 снежинок каждая. Сколько снежинок вы резали взрослые?»
(Дополненная так задача уже будет решаться четырьмя действиями).
Таким образом, дети не только находятся в творческом поиске условия задачи, но усложняют эту задачу. Такая работа позволяет детям быстрее научиться решать любые задачи.
Анализируя свою работу по проблеме развития творческих способностей учащихся в начальный период обучения, выявила основные показатели сформированности творческих способностей младших школьников:
Наличие определенного фонда знаний и умений, их количество (верные или неверные, твердые или нетвердые) и степень обобщенности.
Уровень развития психических механизмов, лежащих в основе развития творческих способностей учащихся: внимания, памяти, воображения. Ведь именно эти качества являются основой продуктивного мышления. Начинаю эту работу с первых дней 1 класса. Специально для этого составила план работы по развитию творческих способностей учащихся 6-7 лет.
Уровень развития мышления ученика, который определяется главным образом степенью сложности умственных действий и операций (анализ, синтез, сравнения, обобщения, абстракция, классификация), которые он способен производить в процессе учебно-познавательной деятельности, и владение обобщенными приемами познавательной деятельности.
Владение приемами поисковой и творческой деятельности. Так, на уроках окружающего мира учащиеся выполняют творческие работы, включающие в себя задания также из области русского языка, чтения, математики. К литературным произведениям готовят свои вопросы, что активизирует стремление детей к творчеству. При изучении «Поучения Владимира Мономаха детям» учащиеся составляли свои поучения: это были поучения сестре, брату, одноклассникам и даже самому себе.
В составлении рассказов - загадок, задач выражается первое пробуждение мысли ученика. Это и есть исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса. При этом я обращаю большое внимание на содержание задач, характер и форму вопросов, их место в системе урока. Так, в понедельник ученикам делается сообщение о том, что на уроках в пятницу будем
говорить о воде и о том, что с ней связано. Дети в течение недели подбирают стихи, песни, загадки, другие сведения, связанные с водой. В четверг мы отбираем тот материал, который можно использовать на уроке русского языка, математики и окружающего мира. В пятницу почти каждый ученик на уроке активный. Дети ждут этих уроков с нетерпением: ведь какое-то задание придумано им самим. Это, конечно, для учащихся новая форма работы с материалом, в которой воплощается их активность, тяга к самостоятельности.
Большой интерес представляют для учащихся наметившиеся формы задавания вопросов на уроке. Вопросов, требующих однозначного ответа, не бывает. Так, при работе над предложением («Зеленеют все опушки, зеленеет старый пруд, а зелёные весёлые лягушки песенки поют».) можно задать такой вопрос: «Что вы можете сказать об этом предложении?» Ответы могут быть различными; «Это предложение сложное. Оно состоит из трех частей. В нем есть однородные члены. Есть однокоренные слова. Оно повествовательное и невосклицательное. Каждая часть распространена. В нем три глагола и четыре имени существительных». Именно, о падежах имен существительных будет говорится на данном уроке. Дети указывают падеж, но кроме этого получили более полную характеристику этого предложения.
Урок, направленный на развитие творческих способностей может включать три этапа. 1 этап «Разминка». На этом этапе преобладают репродуктивные задачи, хотя доля репродукции снижается за счет ограничения времени на ответ, применения «обманных» заданий. Это придает дух соревновательности, контролирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Все эти умения в совокупности войдут в структуру заданий творческого характера. Приведу пример простой репродуктивной задачи интенсивного характера. «Прочитать числа, обращая внимание на знаки препинания: 21, 22, 23 ... 24? 25! 26?! 27, 28, 29. Сосчитать их сумму рациональным способом, уменьшить ее на 25 и разделить на 2. Сколько у вас получилось? (100) Как это звучит по-английски? С какими постоянными величинами в математике оно у вас ассоциируется? В названии каких литературных произведений входит это число?»
Общая разминка для учеников 1-2 класса.
Сколько концов у двух палок? А у двух с половиной?
Стоят два барана. Один смотрит на юг, а другой - на север. Видят ли они друг друга?
- Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорей.
Кто становится выше, когда садится?
Сколько всего ушей и лап у трех мышей и двух медвежат?
Какие два месяца в году, идущие один за другим, имеют по 3 1 дню?
Что легче - килограмм ваты или железа?
Хоть на птицу и похож я, с вышиною незнаком, крылья есть, но только все же я всю жизнь хожу пешком. Кто я?
Большинство учащихся на этом этапе стараются работать, используя все свои возможности и способности.
2 этап «Развитие психических механизмов как основы РТС (памяти, воображения, внимания).
Следует отметить, что тренировка памяти не заменяет обучения, а способствует повышению его эффективности. Целенаправленная работа по развитию творческих способностей показывает, что существует прямая связь между ними и уровнем развития памяти и внимания. Те ученики, которые быстрее решали задачи творческого характера, успешнее выполняли и зада-ния, определяющие степень развития названных познавательных процессов. Это говорит о том, что специальные задания, формирующие приемы рационального запоминания, тренирующие внимание, особенно произвольное, необходимо постоянно включать в уроки, приучая детей всегда быть собранными, готовыми в любой момент к неожиданному повороту событий, что дает им уверенность в собственных силах и ведет к повышению эффективности обучения в целом.
«Посмотрите: эти же слова расположены в другом порядке. Под каким номером они записаны были раньше? (тетрадь, сосна, пирог, окно, стол, парта, облако, ребенок)».
«Найдите существительные 1 склонения и поставьте их в винительный, родительный, предложный падежи».
Примерное задание на развитие внимания.
1.Даны ряды чисел. Как можно быстрее в каждом ряду подчеркните все числа, которые делятся на то, которое обведено в рамку.
10 18 11 15 12 14 48 21 6 23 9 36 40 30 42 6
32 10 14 16 18 20 40 42 24 34 8 45 56 8
14 65 42 3 63 7 21 37 35 25 28 44 49 7
Какое слово скрыто за полоской?
Для этого задания материал можно брать, используя словарные слова.
3 этап «Решение частично-поисковых задач разного уровня».
Интеллектуальное творчество проявляется в умении человека в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения. Задачи этого этапа являются выражением именно такого подхода к проблеме развития творческих способностей. К конкретным частично-поисковым задачам можно отнести, например, такие: «В какие группы можно объединить слова: шкаф, конфеты, астра, ромашка, пряник, стол, шоколад, тюльпан, диван, роза, варенье? Найти из них слова с парными согласными, требующими проверки». «По какому принципу объединены следующие слова: духи, орган, хлопок, замок?» (это двухсложные слова, ударение может падать на гласную и в первом слоге, и во втором).
Решая творческие, нестандартные задачи, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивать следует только успех. Особенно важное значение приобретают творческие задания на уроках закрепления и совершенствования знаний. Это необходимо делать потому, что воспроизведение без дальнейшего развития того, что уже усвоено, не имеет смысла.
Постоянное, целенаправленное внимание к проблеме развития творческих способностей учеников повышает успеваемость и качество знаний. Так, за 2008 - 2009 учебный год качество знаний в моем классе составило 92%. Система познавательных задач должна вести к формированию таких важных характеристик творческих способностей как беглость мысли (количество идей, возникающих за единицу времени); гибкость ума (способность переключаться с одной мысли на другую), оригинальность (способность находить решения, отличающиеся от общепринятых); любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире); умение выдвигать и развивать гипотезы.
Мой опыт работы подтвердил известное положение о том, что не всегда люди с высокими показателями умственного развития обладают хорошими творческими способностями, но обратная зависимость прослеживается более четко: человек с развитыми творческими способностями более способен к обучению.
Приложение 1
Задания на развитие памяти.
7 3 2 4 25 40 9
Вопросы:
Сколько всего чисел увидели?
Назовите предпоследнее число.
Какое из увиденных чисел может приказывать?
Правда ли, что третье с начала число соответствует номеру склонения существительного РЕЧЬ?
Чему равна сумма первого и последнего числа?
Как называется месяц, номер которого в году соответствует второму числу ряда?
Произведением каких чисел является предпоследнее число'?
Правда ли, что пятое число четное?
Правда ли, что последнее число делится на 3 без остатка?