Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Система оценки предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.Система оценки предполагает вовлеченность в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся. Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Оценка –это словесная характеристика результатов действий ученика. Отметка - это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые другие цветовые, знаковые шкалы).Система оценки предполагает вовлеченность в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся. Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Оценка –это словесная характеристика результатов действий ученика. Отметка - это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые другие цветовые, знаковые шкалы)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования »
Пояснительная записка
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в ОУ разработана система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее - система оценки), ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования, для оценивания метапредметных, предметных и личностных результатов, для стимулирования дальнейшего формирования основных компетенций, для контроля учебной деятельности и для мониторинга готовности перехода обучающихся с первой ступени на вторую ступень обучения.
Система оценки предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты
готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Предметные результаты
освоенный обучающимися опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Метапредметные результаты
освоенные обучающимися УУД, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия:
Пакет работ
Отдельные виды работ
Ответственные
Оценивание метапредметных результатов
Входной мониторинг:
разработка карты; проведение мониторинга; анализ; построение плана работы.
Учитель
Педагог-психолог
Оценивание предметных результатов
Итоговые комплексные контрольные работы
Учитель-предметник
Оценивание личностных результатов
Входной мониторинг:
разработка карты;
проведение мониторинга;
анализ;
построение плана работы.
Учитель
Педагог-психолог
Система оценки предполагает вовлеченность в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся. Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Оценка –это словесная характеристика результатов действий ученика. Отметка - это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые другие цветовые, знаковые шкалы)
Ученик сам оценивает свой результат через самооценку (портфолио, карта успеха, выполнения задания по «Алгоритму самооценки»)
Учитель оценивает результат по следующим критериям:
по уровням;
по этапам достижения результатов;
интегрировано или дифференцировано;
в зависимости от поставленных целей и задач.
Виды контроля: стартовый, промежуточный, текущий, итоговый.
Периодичность контроля.
Результаты
Стартовый
Текущий
Промежуточный
Итоговой
Метапредметные
1-4 класс
Сентябрь
1-4 класс
Декабрь
1-4 класс
Май
Предметные
1-4 класс
сентябрь
1 класс – II полугодие
2-4 класс – по четвертям
1-4 класс
Май
Личностные
1-4 класс
Сентябрь
1-4 класс
Декабрь
1-4 класс
Май
Формы контроля и учета достижений обучающихся
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга. Перечень процедур, регламентированных внутришкольной системой оценки качества начального образования, существенно расширяется за счет нестандартизированных процедур (наблюдения, экспертной оценки, анализа продуктов деятельности: проект, портфолио и т.д.).
Значительная часть этих процедур (например, оценка сформированности компонентов учебной деятельности) должна выполняться самим учителем и учеником как субъектом оценочной деятельности (самооценка и взаимоценка), а также родителями учащегося.
Результаты этих оцениваний фиксируются и накапливаются наряду с фиксацией внеучебных достижений (накопительная оценка)
формы и методы контроля достижений
текущая аттестация
(обязательная)
Итоговая
(четверть, год) аттестация
(обязательная)
урочная деятельность
внеурочная деятельность
- устный опрос
-письменная самостоятельная работа
- диктанты
-контрольное списывание
- тестовые задания
- графическая работа
- изложение
- доклад
- творческая работа
- посещение уроков по программам наблюдения
- диагностическая - контрольная работа
- диктанты
- изложение
- контроль техники чтения
Письменный и устный опрос, тестовые задания, самостоятельные, практические и лабораторные работы, экскурсии.
- участие в выставках, конкурсах, соревнованиях, фестивалях, конференциях;
-активность в проектах и программах внеурочной деятельности
- творческий отчет
- портфолио, карта успеха
- анализ психолого-педагогических исследований
Границы применения системы оценивания
1) Постепенное внедрение всех нововведений по этапам, от простого к сложному.
2) Понимание, что система оценки результатов не даётся в законченном и неизменном виде, она будет развиваться, по ходу её внедрения будут ставиться новые вопросы, проблемы, которые потребуют поиска ответов и решений.
3) Обучение самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов;
4) Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика. Запрет на любые формы и способы, которые превращали бы систему оценки в «кнут».
5) Обеспечение личной психологической безопасности ученика. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса.
3.1. Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижений.
Оценка личностных результатов
Оценка личностных результатов осуществляется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований.
Методы контроля: наблюдение, тестирование, проектирование, метод «Потфолио», методики: карта успеха, страницы творчества, профиль умений.
Формы контроля: устный и письменный опрос; индивидуальный, групповой, фронтальный
Инструментарий контроля: тест, карта наблюдений или карта мониторинга, лист самооценки или дневник самооценки.
Личностные результаты
Уровни
1 уровень
2 уровень
3 уровень
самоопределение
Формирование внутренней позиции
Становление гражданской позиции
Формирование внутренней позиции
Становление гражданской позиции
Способность адекватно оценивать себя, свои результаты, выделять сильные и слабые стороны своей личности
Смыслообразование
Поиск и установление смысла учения
Установление границ между «что я знаю» и «что я не знаю»
Преодоление разрыва между «что я знаю» и «что я не знаю»
Морально-этическая ориентация
Знание моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости.
Понимание и принятие основ моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации.
Развитие этических чувств; способность к оценке своих поступков и действий других людей людей с точки зрения соблюдения моральной нормы
Достижения личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьей и школой.
Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.
Формы оценки личностных результатов не должны представлять угрозы личности, не должны нарушать психологическую безопасность и эмоциональный статус обучающегося.
Оценка метапредметных результатов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий ( далее - УУД).
Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование
Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос; персонифицированный и неперсонифицированный
Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок
Приобретения навыка саморегуляции
Познавательные
Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи
Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников
Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении
Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Коммуникативные
Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем
Умение слушать и вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстникамии взрослыми;
владение монологической и диалогической формами речи;
Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую
Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных учебных действий. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов. Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться.
Оценка метопредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур (в ходе итоговых проверочных или комплексных работ по предметам; текущей, тематической или промежуточной оценки и т.д.)
Оценка предметных результатов
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам. Для изучения результативности освоения учебных программ и разработанных на их основе учебников учителю предлагаются материалы по диагностике школьной зрелости, результативности формирования универсальных и предметных учебных действий, в том числе и комплексные проверочные работы. Отметками оцениваются только результаты выполнения письменных работ со второго года обучения. Поурочный балл не выставляется.
Методы контроля: метод «Портфолио»
Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос; персонифицированный.
Изучение результативности в системе Л.В. Занкова осуще ствляется на двух уровнях:
уровень непосредственного наблюдения за участниками педагогического процесса без применения каких-либо специ альных методик;
уровень более глубокого, детального изучения результа тивности с применением специальных методик, приемов, за даний.
Изучение результативности образовательного процесса путем непосредственного наблюдения за его участниками
Такого рода наблюдения необходимы для того, чтобы иметь самое общее представление о поведении, самочувствии детей в школе. Они позволяют увидеть характер взаимоотно шений в классе, почувствовать эмоционально-нравственную атмосферу, прежде чем обращаться к более детальному их изучению, - в этом смысл первого непосредственного уровня их изучения. Учитель наб людает за школьниками на уроке, перемене, собирает факты, которые говорят о поведении детей во внешкольных ситуациях.
Изучение результативности образовательного процесса с помощью специальных способов и приемов
Изучение общего развития школьника:
Изучение развития наблюдательности
Изучение развития мыслительной деятельности
Изучение развития практических действий
Изучение уровня знаний, умений, навыков и развития школьников в ходе усвоения учебных предметов
Данные, полученные на старте, сравниваются с результата ми продвижения детей в обучении и развитии в течение всей начальной школы.
В рамках системы Л.В. Занкова по отношению к каждому учебному предмету и каждому этапу обучения определены требования, раскрывающие уровень знаний и умений учащих ся по данному предмету.
Оценка достижений детей осуществляется по четырем уровням, так же, как и при изучении общего развития школь ников. Уровни устанавливаются тремя способами.
Подсчет количественных показателей, например сниже ние или увеличение количества ошибок в диктанте, при спи сывании, в вычислительных навыках. Содержательность этим показателям придает их сочетание с заданиями на самоконт роль и самооценку выполненной работы. Внимание ребенка направляется на поиск, исправление оши бок и сравнение своих достижений во времени (прежде и те перь).
Описание качественных показателей - критериев оцен ки, которые раскрывают структуру деятельности, ее содержа ние (критериальный контроль по результату).
Описание использованной ребенком помощи со стороны учителя или класса (уровень самостоятельности): от стиму лирующей и направляющей помощи до конкретной, прямой
Проведение проверочных и итоговых (рубежных) контрольных работ
Контрольные и проверочные работы в занковских классах предлагают в основном со II полугодия 1 класса (за исключе нием диагностических работ по обучению грамоте, математи ке, окружающему миру и технологии).
Требования к содержанию, форме и проведению прове рочных и контрольных работ, которые всегда предъявляли «занковцы», сейчас нашли отражение в методических матери алах по проведению итоговых комплексных контрольных ра бот.
Наряду с рубежными контрольными работами проводятся комплексные контрольные работы. Комплексная письменная работа позволяет выявить и оце нить уровень сформированное как разнообразных важней ших предметных результатов обучения, так и компетентностей ребенка в решении различных проблем.
Содержательный контроль и оценка предметных компетентностей (грамотности) учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Таблица 1
№/п
Вид КОД
Время проведения
Содержание
Формы и виды оценки
1
Стартовая работа
Начало сентября
Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний
Фиксируется учителем в электронном журнале и автоматически в электронном дневнике учащегося отдельно задания актуального уровня и уровня ближайшего развития в многобалльной шкале оценивания. Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку младшего школьника.
2.
Диагностическая работа
Проводится на входе и выходе темы при освоении способов действия/средств в учебном предмете. Количество работ зависит от количества учебных задач
Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках решения учебной задачи
Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции (0-1 балл) и также не влияют на дальнейшую итоговую оценку младшего школьника.
3.
Самостоятельная работа
Не более одного месяца (5-6 работ в год)
Направлена, с одной стороны, на возможную коррекцию результатов предыдущей темы обучения, с другой стороны, на параллельную отработку и углубление текущей изучаемой учебной темы. Задания составляются на двух уровнях: 1 (базовый) и 2 (расширенный) по основным предметным содержательным линиям.
Учащийся сам оценивает все задания, которые он выполнил, проводит рефлексивную оценку своей работы: описывает объем выполненной работы; указывает достижения и трудности в данной работе; количественно в 100-балльной шкале оценивает уровень выполненной работы.
Учитель проверяет и оценивает выполненные школьником задания отдельно по уровням, определяет процент выполненных заданий и качество их выполнения. Далее ученик соотносит свою оценку с оценкой учителя и определяется дальнейший шаг в самостоятельной работе учащихся.
4.
Проверочная работа по итогам выполнения самостоятельной работы
Проводится после выполнения самостоятельной работы (5-6 работ в год)
Предъявляет результаты (достижения) учителю и служит механизмом управления и коррекции следующего этапа самостоятельной работы школьников. Учащийся сам определяет объем проверочной работы для своего выполнения. Работа задается на двух уровнях: 1 (базовый) и 2 (расширенный).
Учитель проверяет и оценивает только те задания, которые решил ученик и предъявил на оценку. Оценивание происходит по многобалльной шкале отдельно по каждому уровню.
5.
Проверочная работа
Проводится после решения учебной задачи
Проверяется уровень освоения учащимися предметных культурных способов/средств действия. Уровни:
Представляет собой трехуровневую задачу, состоящую из трех заданий, соответствующих трем уровням
Все задания обязательны для выполнения. Учитель оценивает все задания по уровням (0-1 балл) и строит персональный «профиль» ученика по освоению предметного способа/средства действия
8.
Посещение консультаций
Проводится 1 раз в неделю
Ставит задачу обучения учащихся задавать (инициировать) «умные» вопросы.
Фиксируется учителем в электронном журнале следующим образом: 1 балл – ученик присутствовал на консультации, но вопросов не задавал; 2 балла – задавал вопросы, но не содержательные; 3 балла – завал «умные» (содержательные) вопросы.
9.
Итоговая проверочная работа
Конец апреля-май
Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Задания разного уровня, как по сложности (базовый, расширенный), так и по уровню опосредствования (формальный, рефлексивный, ресурсный)
Оценивание многобалльное, отдельно по уровням. Сравнение результатов стартовой и итоговой работы.
10.
Предъявление (демонстрация) достижений ученика за год.
Май месяц
Каждый учащийся в конце года должен продемонстрировать (показать) все, на что он способен.
Философия этой формы оценки в смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку
3.2. Итоговое оценивание и формы сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности учащегося
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися ООП НОО являются достижения в предметных грамотностях (компетентностях) и ключевых компетентностях при освоении основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования, а также внеучебные достижения младших школьников как в рамках ООП, так и за ее пределами.
В итоговой оценке реализации ООП выделяются отдельно (независимо друг от друга) три составляющие:
результаты текущего (формативного, промежуточного) оценивания, отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, продвижение в достижении планируемых результатов освоения ООП НОО;
результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых культурных предметных способов действий/средств, необходимых для продолжения образования на следующем шаге;
внеучебные достижения младших школьников.
Для сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности учащихся (в строгом терминологическом смысле этого слова) используются:
1) общеклассные справочники, сборники правил по каждой предметной линии, плакаты (цифровые учебные объекты, распечатываются в своем окончательном виде при переходе из класса в класс или в среднюю школу) — как форма сохранения результатов учебной деятельности класса; 2) презентации (цифровые учебные объекты или в виде распечатанных материалов) — как форма сохранения результатов пробно-поисковой работы группы. Для сохранения результатов практических работ учащихся используются: 1) творческие работы (графические, живописные, литературные, научные описания собственных наблюдений и экспериментов) как в форме портфолио (накопительных папок), так и в форме выставок, научных журналов, литературных сборников (возможны как цифровые, так и печатные формы); 2) презентация, фиксация результатов преобразования модели (схема, чертеж и др. знаковые формы, полученные ребенком в ходе индивидуального решения задачи (в виде цифрового объекта или распечатки); 3) выполненные работы в компьютерных средах, таблицы и графики, отражающие состояние навыков ребенка — соревнование с самим собой (в виде цифрового объекта или распечатки).
Все материалы младшего школьника по итогам образования в начальной школе оформляются в форме «портфолио» (см.приложение).
«Портфолио» ученика представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов: всех контрольно-проверочных и диагностических работ (стартовая, итоговая, диагностическая, тематическая проверочная работы) и их оценочных листов; продуктов учебно-познавательной деятельности школьника (докладов, презентаций и т.п.); «карт знаний», а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (одноклассников, учителей, родителей и т.п.), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности учащихся и дальнейшей коррекции процесса обучения.
Оценка содержимого «портфеля» осуществляется одноклассниками и учителем в форме содержательной качественной оценки с использованием информационной среды образовательного учреждения.