Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — система оценки) представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.
В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают:
• предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);
• метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);
• личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся ).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Требования к экспертам внутри коллектива, проводящим оценочные действия в рамках реализации школьной системы оценки качества знаний.
16-19
5.
Показатели для распределения стимулирующей части ФОТ, основанные на результатах оценочных действий, произведённых в рамках реализации ШСОКО в образовательной организации.
19-21
6.
Приложения
Оценка личностных результатов
22
Мониторинг сформированности основных учебных умений;
Диагностика сформированности контроля у учащихся и уровни развития контроля
24
Диагностика сформированности оценки у учащихся и уровня развития оценки
25
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — система оценки) представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.
В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают:
• предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);
• метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);
• личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся ).
1. Оценка личностных результатов
1.1 Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:
самоопределение – сформированность внутренней позиции обучающегося – принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
смыслообразование – поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
морально-этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Формой оценки личностных результатов учащихся является оценка индивидуального прогресса личностного развития обучающихся, которым необходима специальная поддержка. Эта задача может быть решена в процессе систематического наблюдения за ходом психического развития ребёнка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации развития — в форме возрастно-психологического консультирования.
Процедура оценки
Внешняя оценка
Предмет оценки эффективность воспитательно-образовательной деятельности учреждения
Форма проведения процедуры:
неперсонифицированные мониторинговые исследования
Субъекты оценочной деятельности: специалисты, не работающие в образовательном учреждении,владеющие компетенциями в сфере психологической диагностики личности в детском и подростковом возрасте.
Инструментарий: стандартизированные типовые задачи оценки личностных результатов, разработанные на федеральном, региональном уровне
Внутренняя оценка
Предмет оценки сформированность отдельных личностных результатов (мотивация, внутренняя позиция школьника, основы гражданской идентичности, самооценка, знание моральных норм и суждений)
Задача оценки данных результатов: оптимизация личностного развития обучающихся
Неперсонифицированные мониторинговые исследования проводит администрация школы:
1. Заместитель директора по воспитательной работе в рамках изучения уровня воспитанности обучающихся школы, анализа воспитательной работы.
2. Заместитель директора по УВР в рамках внутришкольного контроля по изучению состояния преподавания предметов.
3 Психолог в рамках преемственности с ДОУ и при переходе обучающихся в школу второй ступени.
Персонифицированные мониториноговые исследования проводит:
1. Учительв рамках изучения индивидуального развития личности в ходе учебно-воспитательного процесса.
2. Психолог в рамках работы с детьми « группы риска» по запросу педагогов ( при согласовании родителей), родителей (законных представителей) на основании решения ПМПк .
Методы оценки: фронтальный письменный, индивидуальная беседа, анкетирование, возрастно-психологическое консультирование
Результаты продвижения в формировании личностных результатов в ходе внутренней оценки фиксируются в виде оценочных листов учителя, психолога.
Осуществление обратной связи через:
1. Информированность:
-педагогов, об эффективности педагогической деятельности (педсоветах, совещаниях посвященных анализу учебно-воспитательного процесса);
-обучающихся об их личных достижениях (индивидуальные беседы, демонстрацию материалов портфолио).
Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:
сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,
ориентации на содержательные моменты образовательного процесса – уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками – и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
сформированности основ гражданской идентичности – чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения или нарушения моральной нормы.
Методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе являются диагностики:
Диагностика духовно-нравственного самоопределения школьников со стороны учителя проводится на основе диагностической карты, предложенной Н.И.Шиловой «Учитель о воспитании школьников», адаптированной Н.В.Кулешовой.
ППоказатель
Критерии
Признаки проявляются
Ярко (3 балла)
Средне (2 балла)
Слабо (1 балл) присутствуют или отсутствуют
Социальная
культура
Долг, товарищество, ответственность.
Охотно выполняет общественные поручения и побуждает к этому других.
Без особого желания выполняет поручения, необходим контроль учителя.
Уклоняется от выполнения поручений, безответственный.
Трудолюбие.
Понимает общественную значимость труда, имеет навык
самообслуживания, умеет организовать груд других.
Трудится при наличии соревнования или конкуренции.
Уклоняется даже при наличии требований.
Дисциплинированность, отношение к учебе.
Примерно ведет себя в школе, дома, в общественных местах, призывает к этому других.
Соблюдает правила поведения при контроле со стороны старших.
Нарушает дисциплину, слабо реагирует на внешнее воздействие.
Семейная
культура
Следование семейным ценностям.
Знает и следует ценностям семьи, отстаивает их в споре.
Знает и частично следует ценностям семьи.
Ценности семьи не интересуют.
Уважение, забота о родителях.
Почитает родителей, проявляет о них заботу.
Проявляет уважение к родителям, иногда проявляет забо гу о них.
Считает, что родители должны заботиться о нем.
Авторитет семьи.
Воспринимает семейную иерархию, уважает старших. Побуждает других поступать так же.
Ситуативно воспринимает семейную иерархию, не всегда проявляет уважение к старшим.
Не признает авторитета старших членов семьи.
Личностная культура
Доброта, отзывчивость.
Добрый, заботливый, охотно помогает всем, кто нуждается в его помощи.
Помогает другим, если поручит учитель.
Недоброжелателен, груб со сверстниками и старшими.
Честность.
Верен слову, правдив. Добровольно признается в своих проступках.
Не требует честности от других, не всегда выполняет поручения, в проступках признается лишь после замечаний старших.
Часто не искренен, обманывает старших и сверстников.
Милосердие.
Внимателен к проблемам других, имеет высокий уровень эмпатии, готов прийти на помощь и других призывает к действию.
Может иногда помогать другим, инициативу не проявляет.
Держится высокомерно, безразличен к чужому горю.
Диагностика личностных УУД
УУД
Вид УУД
Форма оценивания
Критерии оценивания
Личностные УУД
мотивация учения
«Оценка школьной мотивации»
(опросник Н. Лускановой) для 1-2 классов
25 – 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация
15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация
Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация
«Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению» (модификация А.Д.
Андреева) для 3- 5 классов.
I уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;
II уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;
III уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;
IV уровень – сниженная мотивация, переживание “школьной скуки”, отрицательное эмоциональное отношение к учению;
V уровень – резко отрицательное отношение к учению.
3.Называет более двух сфер школьной жизни; дает адекватное определение отличий «Я» от «хорошего ученика»
внутренняя позиция школьника
«Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера)
1.Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения.
2.Проявление интереса к школьному содержанию занятий.
3.Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома.
нравственно–этическая ориентация
Анкета «Что такое хорошо и что такое плохо?» (1-2 класс)
Высокий уровень (12-16 баллов):
Средний уровень (6-11 баллов):
Низкий уровень (0-5 баллов):
Анкета «Незаконченные предложения» (3- 4 класс)
Высокий уровень – 13 – 18 баллов
Средний уровень -7 -12 баллов
Низкий уровень – 0 – 6 баллов
1.2 Оценка динамики личностного прогресса ученика осуществляется с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать, позволяющего оценить динамику индивидуальных достижений обучающихся;
Портфолио учащихся оценивается классным руководителем не реже 1 раза в полугодие по следующим критериям:
Раздел
Индикатор
Баллы
Титульный лист, раздел «Мой мир», «Отзывы и пожелания», «Работы, которыми я горжусь»
красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, разнообразие и полнота материалов, наличие листов самооценки.
От 1-го до 5-ти баллов
Разделы «Моя учеба», «Данные самооценки»
Разнообразие работ, наличие творческих работ, проектов, самостоятельных отзывов.
Систематичность пополнения раздела.
Листы самооценки.
- 5 баллов - от 5 и больше работ по каждому предмету;
- 3 балла – 3-4 работы по каждому предмету;
- 1 балл – менее 3 работ по каждому предмету
Раздел «Я в коллективе»
Наличие отзывов о событиях в классе.
Отзывы о внеурочной деятельности, продукты внеурочной деятельности.
Анкета «Мои друзья», «Мое поручение»
От 1-го до 5-ти баллов в зависимости от полноты сведений и разнообразия материала.
Раздел «Мое творчество»
наличие рисунков, творческих работ, проектов, сочинений фото изделий, фото выступлений.
От 1-го до 5-ти баллов в зависимости от полноты сведений и разнообразия материала.
Раздел «Мои впечатления»
наличие творческих работ по итогам посещения музеев, выставок, спектаклей, экскурсий, встреч, праздников
От 1-го до 5-ти баллов в зависимости от полноты сведений и разнообразия материала.
Раздел «Мои достижения»
Количество грамот, сертификатов, дипломов
1 балл за каждую грамоту школьного уровня;
2 балла – городского уровня;
2 балла – за сертификаты дистанционных олимпиад;
3 балла – за призовые места на дистанционных конкурсах на уровне РФ
Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образованияв полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.
2. Оценка метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов персонифицирована. Её осуществляет учитель.
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
2.1. Формы, методы, инструменты контроля метапредметных результатов
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий ( далее – УУД).
Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование
Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос; персонифицированный и неперсонифицированный
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:
решение задач творческого и поискового характера.
комплексные работы на межпредметной основе.
Комплексная письменная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность ребенка в решении разнообразных проблем.
Комплексная работа состоит из двух частей – основной и дополнительной. Задания основной части направлены на оценку сформированности таких способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. Выполнение заданий основной части обязательно для всех учащихся, а полученные результаты можно рассматривать как показатель успешности достижения учеником базового уровня требований.
Задания дополнительной части имеют более высокую сложность, поэтому их выполнение для учащегося необязательно – они выполняются только на добровольной основе. Соответственно и негативные результаты по заданиям дополнительной части интерпретации не подлежат. Успешное выполнение этих заданий рассматривается как показатель достижения учеником повышенного уровня требований и служит поводом исключительно для дополнительного поощрения ребенка.
Количественные характеристики отметки
Перевод в балльную шкалу осуществляется по соответствующей схеме.
Качество освоения программы
Уровень достижений
Отметка в
балльной шкале
90-100%
высокий
«5»
66 -89%
повышенный
«4»
50 -65 %
средний
«3»
меньше 50%
низкий
«2»
Диагностика комплексной работы
№
заданий
Оценивается
Критерии оценивания
Уровень:
базовый (Б);
повышенный(П)
Задание 1
Скорость чтения теста «про себя»
1 балл
Темп чтения составляет 15-20 слов в минуту
Б
2 балла
21-30 слов в минуту
Б/П
3 балла
31 -40 слов в минуту
П
4 балла
Более 41 слова в минуту
П
Задание 2
Умение строить не
большое самостоятельное высказывание как ответ на за
данный вопрос
1 балл
Высказывание не
полностью соответствует содержанию заданного вопроса
Б
2 балла
В высказывании содержится ответ на поставленный вопрос (орфографические и пунктуационные ошибки не учитываются)
П
Задание 3
Оценивается умение
держать «в уме» содержание рассказа
1 балл
Верно отмечена
1 картинка
Б
2 балла
Верно отмечены 2 картинки
Б
Задание 4
Умение вычленять
содержащиеся в тексте основные события
и устанавливать их последовательность
1 балл
2 ошибки
Б
2 балла
1 ошибка
Б
3 балла
Без ошибок
П
Задание 5
1. Умение правильно,
без ошибок, пропус
ков и искажения списывать предложение
2. Сформированность
действия
самоконтроля
1 балл
Допущены 2 ошибки
Б
2 балла
Допущена 1 ошибка
Б
3 балла
Списано без ошибок
Б
1 балл
Допущенные при
списывании ошибки
были обнаружены и исправлены
П
Задание 6
1. Оценивается уме
ние найти в тексте нужные слова, списать их правильно,
без ошибок, пропусков и искажения букв
2. Умение находить ответ на вопрос, используя свой жизненный опыт
3. Знание способов обозначения мягкости согласных при письме
1 балл
Найдено 1 слово
Б
2 балла
Найдены 2 слова
Б
1 балл
Правильно найдено слово
П
1 балл
Подчёркнуты не все буквы
Б
2 балла
Подчёркнуты все буквы
П
Задание 7
1. Умение определять количество реальных предметов и сравнивать числа
1 балл
Правильно подчёркнуто 1 число
Б
2 балла
Правильно подчёркнуты 2 числа
Б
2. Умение упорядочивать числа по заданному условию
1 балл
Допущена 1 ошибка
Б
2 балла
Все числа упорядочены правильно
Б
Задание 8
Умение находить закономерность расположения предметов, размещённых в одном ряду
1 балл
Правильно найдена закономерность и определено последующее число
Б
Задание 9
Умение упорядочивать предметы по определённому признаку
2 балл
Последовательность определена правильно
П
Задание 10
1 .Умение соотносить признаки со временем года
1 балл
Правильно определено время г ода
Б
2. Умение извлекать из текста необходимую информацию
1 балл
Найдены 1 -2 признака
Б
2 балла
Найдены 3 признака
Б
3 балла
Найдены 4 признака
П
Шкала оценивания
Менее 15 баллов низкий уровень (группа риска).
15-19 баллов - средний уровень (дети, достигшие уровня базовой подготовки).
20-25 баллов - выше среднего (дети выполняют задания базового и некоторые задания повышенного уровня).
26 баллов и выше - высокий уровень (дети, достигшие повышенного уровня).
Мониторинг сформированности основных учебных умений
Метапредметные результаты
Уровни
1 уровень
2 уровень
3 уровень
Регулятивные
Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок
Приобретения навыка саморегуляции
Познавательные
Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи
Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск , сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников
Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении
Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Коммуникативные
Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем
Умение слушать и вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками взрослыми;владение монологической и диалогической формами речи;
Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую
Итоговые проверочные работы
Класс
Уровни сформированности умения.
Содержание работы.
Критерии оценки
1 класс
Находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Прочитать текст. Ответить на вопрос: «Почему глухаря зовут глухарем?»
За что люди обидели глухаря, назвав его так? Может быть, он и вправду глухой? Когда он поет, или, как говорят, токует, то действительно не слышит постороннего шума. В это время и подкрадываются к нему охотники. Но как только смолкнет песня глухаря, стой, замри: птица чутко прислушивается. Все тихо. Снова токует глухарь, снова спешит к нему охотник.
(Из книги В.Волиной «Русский язык в рассказах, сказках, стихах.)
2 балла – находит информацию по предъявлении задания;
1 балл – уточняет задание, обращаясь к учителю;
0 баллов – не находит ответа на вопрос
2 класс
Находит необходимую
информацию как в учебнике, так и в предложенных
учителем словарях и энциклопедиях.
Рассказать о том, как образовались слова «апельсин», «помидор», используя этимологический словарь или книгу Л.Успенского «Почему не иначе?»
2 балла – находит информацию по предъявлении задания;
1 балл – уточняет задание, обращаясь к учителю;
0 баллов – не находит ответа на вопрос
3 – 4 класс
Извлекает информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Подготовьте по таблице рассказ о видах словарей русского языка.
3 балла – рассказывает о видах словарей, используя всю извлеченную из таблицы информацию;
2 балла – рассказывает о видах словарей, используя не всю информацию таблицы или
рассказывает о видах словарей, используя всю извлеченную из таблицы информацию, но
уточняет задание, обращаясь к учителю;
1 балл - рассказывает о видах словарей, используя не всю извлеченную из таблицы информацию или
рассказывает о видах словарей, используя не всю информацию таблицы и
уточняет задание, обращаясь к учителю;
0 баллов – не смог подготовить рассказа
3. Оценка предметных результатов
Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Содержательный контроль и оценка предметных достижений обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ,фиксируется в классном журнале в виде отметок, за исключением учащихся первых классов, для которых введено безотметочное обучение – обучение, в котором отсутствует пятибальная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности (см. Положение «Об оценке результатов обучения и развития учащихся первых классов»)
Планируемые результаты освоения образовательной программы:
базовый уровень,
повышенный уровень.
Задания базового уровня, используемые для оценки предметных результатов, и учебные ситуации, в которых учащиеся могут действовать успешно и полностью самостоятельно, соответствуют планируемым результатам, достижение которых ожидается от большинства учащихся.
Задания повышенного уровня - это такие учебные ситуации и задания, действия в которых в ходе обучения целенаправленно формируются, однако необязательно отрабатываются со всеми учащимися. Успешное выполнение такого рода учебных заданий характеризует повышенный уровень освоения программы. Данный уровень описания планируемых результатов и соответствующие ему задания используются как при итоговой оценке для обоснования повышенных оценок, так и в неперсонифицированных (анонимных) обследованиях качества образования.
Критерии и показатели оценки:
учебные достижения по предметам в динамике;
уровень мотивации к обучению;
удовлетворённость образовательным процессом;
степень участия в образовательном процессе (активная работа на уроке, участие во внеурочной работе по учебным предметам и др.);
Используемые инструменты оценивания:
текущее, промежуточное и итоговое оценивание;
рейтинговая система по учебным предметам в отдельности и в целом;
конкурс «Ученик года» на школьном и муниципальном уровнях;
олимпиады различных уровней (школьный, муниципальный, региональный, Всероссийский, международный);
предметные недели;
портфолио.
№
Вид контрольно-оценочной деятельности
Время проведения
Содержание
Формы и виды оценки
1
Стартовая работа
Начало сентября
Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний
Фиксируются учителем в журнале отдельно задания актуального уровня и уровня ближайшего развития Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку .
2.
Диагностическая работа
Проводится на входе и выходе темы при освоении способов действия/средств в учебном предмете. Количество работ зависит от количества учебных задач
Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть обучающимся в рамках решения учебной задачи
Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции (0-5 баллов ) и также не влияют на дальнейшую итоговую оценку .
3.
Самостоятельная работа
Не более одной в месяц (5-6 работ в год)
Направлена, с одной стороны, на возможную коррекцию результатов предыдущей темы обучения, с другой стороны, на параллельную отработку и углубление текущей изучаемой учебной темы. Задания составляются на двух уровнях: 1 (базовый) и 2 (повышенный) по основным предметным содержательным линиям.
Обучающийся сам оценивает все задания, которые он выполнил, проводит рефлексивную оценку своей работы: описывает объем выполненной работы; указывает достижения и трудности в данной работе; количественно в 5-балльной шкале оценивает уровень выполненной работы.
Учитель проверяет и оценивает выполненные школьником задания отдельно по уровням, определяет процент выполненных заданий и качество их выполнения. Далее ученик соотносит свою оценку с оценкой учителя и определяется дальнейший шаг в самостоятельной работе.
4.
Проверочная работа по итогам выполнения самостоятельной работы
Проводится после выполнения самостоятельной работы (5-6 работ в год)
Предъявляет результаты (достижения) учителю и служит механизмом управления и коррекции следующего этапа самостоятельной работы школьников. Обучающийся сам определяет объем проверочной работы для своего выполнения. Работа задается на двух уровнях: базовый и повышенный.
Учитель проверяет и оценивает только те задания, которые решил ученик и предъявил на оценку. Оценивание происходит по пятибалльной шкале отдельно по каждому уровню.
5.
Проверочная работа
Проводится после решения учебной задачи
Проверяется уровень освоения обучающимися предметных культурных способов/средств действия.
Уровни:
1 формальный; 2 –рефлексивный ; 3 – ресурсный .
Представляет собой трехуровневую задачу, состоящую из трех заданий, соответствующих трем уровням
Все задания обязательны для выполнения. Учитель оценивает все задания по уровням (0-5 баллов) и строит персональный «профиль» ученика по освоению предметного способа/средства действия
6.
Итоговая проверочная работа
Конец апреля-май
Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Задания разного уровня, как по сложности (базовый, повышенный), так и по уровню опосредствования (формальный, рефлексивный, ресурсный)
Оценивание отдельно по уровням. Сравнение результатов стартовой и итоговой работы.
7.
Предъявление (демонстрация) достижений ученика за год.
Май месяц
Каждый обучающийся в конце года должен продемонстрировать (показать) все, на что он способен.
Философия этой формы оценки в смещение акцента с того, что обучающийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку
Формы контроля и учета достижений обучающихся
Обязательные формы и методы контроля
Иные формы учета достижений
текущая аттестация
итоговая (четверть, год) аттестация
урочная деятельность
внеурочная деятельность
- устный опрос
- письменная
- самостоятельная работа
- диктанты
- контрольное списывание
- тестовые задания
- графическая работа
- изложение
- доклад
- творческая работа
- посещение уроков по программам наблюдения
- диагностическая
-контрольная работа
- диктанты
- изложение
- анализ динамики текущей успеваемости
- участие в выставках, конкурсах, соревнованиях
- активность в проектах и программах внеурочной деятельности
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного:
наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 4 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше хорошего: отсутствие ошибок как по текущему, так и по пройденному учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
.Критерии оценивания по признакам двух уровней успешности.
Базовый уровень – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания.Оценки: «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно»( решение с недочётами)
Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось, либо действие в новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний. Оценка «отлично».
Уровни успешности
5-балльная шкала
100% - я шкала
Не достигнут базовый уровень
Не решена типовая, много раз отработанная задача
«2» (или 0) ниже нормы,
неудовлетворительно
0-49%
Базовый уровень
Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания
«3» норма, зачёт, удовлетворительно.
Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью)
50-65%
«4» хорошо.
Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)
66 – 89%
«5» близко к отлично.
Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)
90-100%
.
Повышенный уровень
Решение нестандартной задачи, где потребовалось
либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме,
либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации
«5» отлично.
Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)
100%
Или
70-100% п.у.
4. Требования к экспертам внутри коллектива, проводящим оценочные действия в рамках реализации школьной системы оценки качества знаний.
Эксперты
Функционал
(извлечения)
Требования к компетенциям эксперта (извлечения)
Характеристика компетенций
Заместитель директора по учебно-воспитатель-
ной работе
1ступени
Основные направления деятельности:
- организация образовательного процесса в 1 ступени школы в соответствии с требованиями ФГОС
- организация контрольно-инспекционной деятельности на 1 ступени
- мониторинг качества образования в 1-4 классах
- обеспечение режима в соответствии с нормами СаНПиН, правил ПБ и ТБ в образовательном процессе
1.Организует процесс разработки и реализации ООП в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
2.Анализирует соответствие содержания предметных образовательных программ, используемых образовательных технологий, имеющихся условий реализации ООП ФГОС НОО.
3.Распределяет обязанности между членами рабочей группы по реализации ФГОС НОО.
5.Координирует реализацию школьной системы оценки качества знаний на 1 ступени.
6.Обеспечивает подготовку и проведение итоговой аттестации учащихся начальной школы.
1.Предметно-методологическая компетент-
ность.
2.Компетент-
ность в сфере медиа-технологий и умения проектировать дидактическое оснащение образователь-
ного процесса.
3.Коммуника-
тивная компетент-
ность.
1.Ориентация в общих вопросах методологии обучения.
2.Умение давать экспертную оценку технологиям формирования и оценки предметных, метапредметных и личностных УУД.
3.Владение приёмами и методиками оценочной деятельности
1.Навыки использования информационных технологий в ежедневной работе для анализа больших объёмов информации.
2.Владение стратегией равнополушарного мышления, позволяющего проводить многофакторные системные анализы.
3. Умение организовывать условия для инициации и реализации потребностей учителя в расширении арсенала методик и приёмов для организации оценочной деятельности.
Способность анализировать и корректировать различные виды педагогического взаимодействия между участниками образовательного процесса, задействованными в оценочной деятельности.
Заместитель директора по научно-методической работе
1.Анализирует выполнение программы развития, ООП в части, касающейся инновационной деятельности школы.
2.Прогнозирует эффективность и результативность внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий
3.Координирует деятельность ШМО, НМС.
4.Планирует и организует оценочные действия в рамках ШСОКО и РСОКО
1.Исследовательская компетент-
ность
2.Акмеологи-
ческая компетент-
ность.
Умение управлять проведением микроисследований, педагогическими экспериментами.
Навык управления научно-методической работой в школе как ресурсом повышения образовательных результатов и как ресурсом самосовершенствования учителя
Руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов
3.Разрабатывает и реализует оценочные действия предметных результатов.
1.Дидактичес-кая компетент-ность.
2.Методиче-ская компетент-ность.
3.Коммуника-
тивная компетент-ность
Умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы в соответствии с ФГОС НОО.
Умение разработать инструментарий для проведения оценочных действий предметных результатов.
Практическое владение приёмами общения, позволяющими осуществлять результативное неразрушающее взаимодействие в системах «учитель-ученик», «учитель-учитель»
Экспертный общественный совет (представители социокультурных организаций города, родительской общественности)
1.Участвует в разработке ООП, программы развития, в частях, касающихся общественной экспертизы.
3.Разрабатывает и реализует оценочные действия личностных результатов.
1.Профессио- нальная компетент-ность.
2.Коммуника-тивная компетент-ность
Демонстрирует осведомлённость в основных направлениях ООП в части формирования и оценивания метапредметных и личностных результатов, способов их оценки.
1.Эффективность в общении.
2.Имеет навыки межличностного общения.
3.Ориентированность на работу в команде.
Педагог-психолог
1.Участвует в разработке ООП, в части, касающейся психолого- педагогического сопровождения реализации ФГОС НООО
2.Применяет надёжные, валидные, научно обоснованные методы диагностической, развивающей, психопрофилактической и психокоррекционной работы.
1.Профессио- нальная компетент-ность.
2.Методиче-ская компетент-ность
3.Коммуника-тивная компетент-ность
1.Теоретические знания в области направлений психолого-педагогического сопровождения ФГОС.
2.Умение использовать эти знания в конструировании реального образовательного процесса.
Умения разрабатывать и реализовывать методы и приёмы по оценке личностных результатов.
Навыки управления «горизонтальными связями»: учитель-психолог, учитель-социолог, учитель-врач
5.Показатели для распределения стимулирующей части ФОТ, основанные на результатах оценочных действий, произведённых в рамках реализации ШСОКО в образовательной организации.
Критерии
Показатели
Шкала
Успешность учебной работы
(предметные результаты)
1.Качество освоения учебных программ
- количество учащихся, получивших «4» и «5» по итогам учебного периода, административных контрольных работ, муниципальных, региональных мониторингов\ численность учащихся,
- количество учащихся, получивших «2» по итогам учебного периода, административных контрольных работ, муниципальных, региональных мониторингов\ численность учащихся,
Предъявляемое требование осознается лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично. Может принимать лишь простейшие цели (не предполагающие промежуточные цели-требования)
Плохо различает учебные задачи разного типа; отсутствует реакция на новизну задачи, не может выделить промежуточные цели, нуждается в пооперационном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или сделал
Принятие практической задачи
Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется
Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий
Переопределение познавательной задачи в практическую
Принимает и выполняет только практические задачи, в теоретических задачах не ориентируется
Осознает, что надо делать и что сделал в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий
Принятие познавательной цели
Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи
Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее (не подменяя практической задачей и не выходя за ее требования), четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения
Переопределение практической задачи в теоретическую
Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней
Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов; четко осознает свою цель и структуру найденного способа
Самостоятельная постановка учебных целей
Самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы
Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия
Диагностика сформированности контроля у учащихся и уровни развития контроля
Уровень
Показатель сформированности
Дополнительный диагностический признак
Отсутствие контроля
Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок
Ученик не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников
Контроль на уровне непроизвольного внимания
Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий
Действуя неосознанно, предугадывает правильное направление действия; сделанные ошибки исправляет неуверенно, в малознакомых действиях ошибки допускает чаще, чем в знакомых
Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания
Ученик осознает правило контроля, но одновременное выполнение учебных действий и контроля затруднено; ошибки ученик исправляет и объясняет
В процессе решения задачи контроль затруднен, после решения ученик может найти и исправить ошибки, в многократно повторенных действиях ошибок не допускает
Актуальный контроль на уровне произвольного внимания
В процессе выполнения действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок
Ошибки исправляет самостоятельно, контролирует процесс решения задачи другими учениками, при решении новой задачи не может скорректировать правило контроля новым условиям
Потенциальный рефлексивный контроль
Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы
Задачи, соответствующие усвоенному способу, выполняются безошибочно. Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям
Актуальный рефлексивный контроль
Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы
Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения
Диагностика сформированности оценки у учащихся и уровня развития оценки
Уровень
Показатель
Поведенческий индикатор
Отсутствие оценки
Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя
Всецело полагается на отметку учителя, воспринимает ее некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи
Адекватная ретроспективная оценка
Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия
Критически относится к отметкам учителя; не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается этого делать; может оценить действия других учеников
Неадекватная прогностическая оценка
Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь факт того, знает ли он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия
Свободно и аргументированно оценивает уже решенные им задачи, пытается оценивать свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не ее структуру, не может этого сделать до решения задачи
Потенциально адекватная прогностическая оценка
Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных ему способов действий
Может с помощью учителя обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую перед ним задачу, опираясь на анализ известных ему способов действия; делает это неуверенно, с трудом
Актуально адекватная прогностическая оценка
Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных способов действия
Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения