kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система интегрированных уроков как средство формирования уважительного отношения к природе у обучающихся 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Согласно ФГОСу одним из результатов образования по окружающему миру является формирование целостной картины мира и осознания места в нём человека  в основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой: бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически нравственно обобснованного поведения в природной и социальной среде.

Несомненно, уроки окружающего мира должны быть направлены на указанный результат. Достижение его возможно посредством интеграции, необходимость которой возникает с целью формирования у детей системы представления о мире природы, "обеспечив" их набором необходимых навыков и умений взаимодействия с окружающей действительностью, системы ценностных ориентаций, позитивного поведния и деятельности в природе.

интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система интегрированных уроков как средство формирования уважительного отношения к природе у обучающихся 4 класса »

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»


















Выпускная квалификационная работа


Система интегрированных уроков как средство формирования уважительного отношения к природе у обучающихся 4 класса


050146 Преподавание в начальных классах








Исполнитель:

Рябцева А. Е.,

студентка 4 А группы

Руководитель:

Семёнова А. В.,

преподаватель валеологических дисциплин












Камышлов, 2015

Пояснительная записка

1 раздел. Теоретико-методологическое обоснование формирования уважительного отношения к природе у обучающихся 4 А класса

Развитие и взаимодействие общества и природы может быть гармоничным лишь в том случае, если наука, образование и культура в целом будут содействовать формированию новых нравственных критериев, направленных на осознание единства человека и природы, понимание природы как наивысшей ценности.

Федеральный государ­ственный образовательный стандарт начального общего обра­зования, Концепция духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, Планируемые результаты начального общего образования ставят перед учителями следующие цели:

- формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

В Концепции модернизации российского образования одно из центральных положений занимает новое социальное требование формирования экологически грамотной личности, относящейся к природе как ценности.

В программе «Школа 2100», по которой работает 4 А класс МКБОУ СОШ №3 КГО, нет тем по окружающему миру, которые бы позволяли формировать уважительное отношение к природе у младших школьников. Вследствие этого нами выделены противоречия между:

- необходимостью формирования уважительного отношения человека к природе и недостаточной ориентацией современного начального школьного образования на присвоение личностью данной ценности;

- потенциалом начального школьного образования по формированию у школьников уважительного отношения к природе и отсутствием механизма его формирования;

- требованиями Концепции духовно-нравственного развития и становления и личности гражданина России о формировании уважительного отношения к природе у младших школьников и отсутствием тем по окружающему миру по программе «Школа 2100» в 3, 4 классах, позволяющим формировать и развивать ценность природы.

Исходя из противоречий, следует проблема: недостаточное внимание и время уделяется формированию уважительного отношения к природе у младших школьников.

На основании проблемы сформулирована тема проекта: «Система интегрированных уроков как средство формирования уважительного отношения к природе у обучающихся 4 класса».

Цель проекта – разработать, обосновать и пробировать систему интегрированных уроков как средство формирования уважительного отношения к природе младшего школьника.

Задачи:

  1. рассмотреть специфику формирования уважительного отношения у младших школьников;

  2. рассмотреть особенности разработки и проведения интегрированных уроков в начальной школе;

  3. разработать систему интегрированных уроков, формирующих уважительное отношение к природе;

  4. пробировать разработанные конспекты интегрированных уроков на практике, формирующих уважительное отношение к природе у обучающихся 4 класса;

  5. выявить педагогические условии реализации системы интегрированных уроков, формирующих уважительное отношение к природе у обучающихся 4 класса.

Объект исследования: процесс формирования уважительного отношения к природе у обучающихся 4 класса.

Форма проектирования: система интегрированных уроков, направленных на формирование уважительного отношения к природе у обучающихся 4 класса.

Методы исследования: анализ нормативных документов, методических материалов, синтез (логическое соединение выдержек из разных источников), обобщение, конкретизация, проектирование конструктов интегрированных уроков.

Практическая значимость работы: разработанная система уроков может быть использована педагогами младших классов на уроках и внеурочных занятиях.

Сложившаяся в современном мире экологическая ситуация побуждает к переоценке и новому осознанию всех возможных форм взаимодействия людей между собой, взаимодействия с тем миром вещей, в котором мы живем, и, конечно же, - с окружающей природой. Ведь именно природа по праву является неисчерпаемой кладовой развития человека - интеллектуального, физического, духовного.

Пагубное воздействие на природу - результат разрушения личности, внутреннего мира человека, его мировоззрения и сознания. Природа - это не только естественная среда обитания человека, не только фактор удовлетворения его физиологических и материальных потребностей. Великие педагоги прошлого (Я. А. Коменский, М. Монтессори,  И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо и др.) особо подчеркивали необходимость воспитания гуманных чувств детей средствами природы.

Наиболее благоприятным этапом для решения этих задач является младший школьный возраст. В этом возрасте закладываются основы, фундамент личности, его ценностные ориентации. Именно поэтому так важно уже на этапе раннего школьного детства воспитать правильное восприятие природы, ценностное, бережное, заботливое отношение  к ее объектам, развить потребность в познавательном общении с природным окружением.

В качестве психологического условия формирования нового сознания в отношении к экологии рассматриваются ответственность человека за сохранение окружающей природной среды и субъект-субъектный характер отношения к природным объектам (растениям и животным), а также уважительное отношение к миру природы. Эти идеи прослеживаются в работах А. В. Гагарина, С. Д. Дерябо, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Д. Н. Кавтарадзе, А. Н. Камнева, И. Т. Суравегиной, А. Е. Тихоновой, В. А. Левина и др.

Как показывают исследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, для того чтобы ребенок не только понял объективное значение усваиваемых норм и требований, но и проникся к ним соответствующим эмоциональным отношением, для того чтобы они стали критериями его эмоциональных оценок своих и чужих поступков, должен быть наработан собственный практический опыт ребенка. На этом основании можно сделать заключение о том, что эмоции ребенка развиваются в процессе деятельности и зависят от ее содержания и структуры.

Воспитание уважительного отношения к окружающему миру тесно связано с проблемой эстетического развития личности. Необходимо с детства научить человека жить в ладу с природой, как жили наши предки, которые умели живо воспринимать красоту окружающей среды и переносить ее в свой быт, обычаи, мысли, ритм жизни и труд. Данной точки зрения придерживается С. Л. Рубинштейн, считая, что эстетическое чувство природы важно формировать в том возрасте, когда складывается духовный мир детей, когда они особенно чутки и восприимчивы к красоте.

Установлена связь между уровнем знаний об окружающей действительности и характером отношения к ней. Отмечается, что накопление представлений, расширение личного поведенческого и оценочного опыта способствуют углублению нравственных представлений. У детей младшего школьного возраста постепенно, по мере овладения этим опытом, формируются «понятийные правила поведения», что ведет к более высокой степени их осознания. Постепенно эти правила становятся одним из важнейших регуляторов поведения.

Исследования A.A. Люблинской показали, что у младших школьников встречаются некоторые противоречия между тем, что они знают о правилах поведения, что признают необходимым и важным, и тем, как они действуют самостоятельно в условиях повседневной жизни. Данная проблема заключается в специфике возраста и в организации учителем процесса формирования у младшего школьника отношений с окружающим миром.

Как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, в младшем школьном возрасте можно сформировать у детей систему представлений о мире природы, «обеспечив» их набором необходимых навыков и умений взаимодействия с окружающей действительностью, систему ценностных ориентации, позитивного поведения и деятельности в природе. Однако, как показывает практика,  реализовать эти задачи непросто.

Одним из механизмов решения этой проблемы является интегрированные уроки.

Интеграция оживляет образовательный процесс, экономит учебное время, избавляет от утомляемости, ориентирует мышление на будущее. Интеграция способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей явлений и процессов.

Проблема интеграции содержания образования рассматривалась в педагогике еще во времена Я.А. Коменского, но систематическое исследование ее началось только во второй половине ХХ века.

Самая эффективная в настоящее время форма реализации интегративных связей при изучении комплексной проблемы в школе – интегрированные уроки, на которых осуществляется синтез знаний различных учебных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким и углубленным взаимопроникновением этих знаний.

Идеи интегрированного обучения сегодня особенно актуальны, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач, определенных государственными документами. Интеграция обучения предусматривает создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебного материала , учебно-методическим обеспечением, новыми технологиями .

Историей  данного вопроса занимались следующие ученные, В.И. Загвязинский, Г.Н. Сериков, Л.Д. Федотова, И.Я Курамшин, Т.Л.Рамзаева,  Г.Н.Аквилева, Н.Я. Виленкин, Г.В.Бельтюкова и другие.

Понятие интеграции в современном мире употребляется  очень широко и рассматривается  в различных аспектах. Дословно латинское "integrafio" - восстановление, восполнение; "integer" - полный, цельный. Следовательно, интеграция-"объединение в целое, в единство каких-либо элементов, восстановление какого-либо единства".

Что же такое интегрированный урок?

По мнению Н. В. Васильевой, интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дис­циплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, спо­собствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дис­циплины.

В. И. Загвязинский считает интегрированный урок специально организованным уроком, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленным на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющим добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающим в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.

Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.

Во-первых, мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

Во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

В-третьих, форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет повысить эффективность уроков.

В-четвёртых, за счет усиления интеграции в образовании высвобождаются учебные часы, которые можно использовать для изучения иностранного языка, для углубленного изучения изобразительного искусства, музыки, для развития исследовательской деятельности учащихся, а также дополнительных уроков практической направленности.

В-пяттых, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей. [9]

Что дает данная работа учителю?

  • Рождение нового уровня мышления – глобального, интегрированного, а не замкнутого в своей узкой специализации.

  • Освобождает учебное время для изучения другого явления.

  • Исключает дублирование учебного материала.

  • Усиление межпредметных связей.

Что дает данная работа ученику?

  • Активизация мыслительной деятельности.

  • Интенсификация учебного материала.

  • Расширение сферы получаемой информации.

  • Умение сопоставлять и анализировать отдельные явления с различных точек зрения, рассматривать их в единстве взглядов.

  • Снижение перегрузок.

На интегрированном уроке обучающиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На таком уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одного предмета в другой. Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной, компетентной.

Целями интегрированного обучения являются:

  1. Создание оптимальных условий для развития мышления учащихся на основе интеграции предметов.

  2. Повышение и развитие интереса учащихся к предметам.

  3. Формирование ценностных установок к окружающему миру.

  4. Формирование представления о гармоническом единстве мира и месте человека в нём.

Такие цели обучения приводят к формированию у детей критического мышления, не в смысле критиковать, а в смысле среди множества решений выбрать наиболее оптимальное.

Задачи интегрированных уроков:

  • создание у ребенка достаточно широкого, яркого представления о мире, в котором он живет, приобщение его к разговору с человеком и обществом, природой и наукой, культурой и искусством;

  • возможность использовать в ходе обучения современные интерактивные методики и объективно оценивать достижения учащихся;

  • развитие творческих качеств, способности самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность;

  • формирование у школьников коммуникативных качеств, нравственных ценностей;

  • развитие личностных качеств: доброты, чуткости, умения сопереживать, самоуважения;

  • формирование бережного отношения к природе и ко всему живому.

Наиболее общая характеристика интегрированных уроков:

  • Конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин.

  • Конструирование и проведение интегрированных уроков одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам.

  • Создание на этой основе интегрированных тем, разделов и, наконец, курсов.

Интегрированные уроки имеют определенные преимущества:

  • Повышают мотивацию, формируют познавательный интерес.

  • Способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной.

  • Обладая большой информативной емкостью, способствуют увеличению темпа выполняемости учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте уроке и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания

  • Формирует в большей степени общеучебные умения и навыки, рациональные навыки учебного труда.

 Интегрированный урок обеспечивает возможность формирования уважительного отношения к природе, так как мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

Разработанные конспекты интегрированных уроков, направленных на формирование уважительного отношения к природе у обучающихся 4 класса построены на основе следующих принципов:

1. Личностно-ориентированный принцип - система влияний на ученика: учет особенностей развития личности каждого, уровня сформированности интересов, этических норм и ценностных ориентаций.

2. Принцип соответствия требованиям современного общества и общественно значимым ценностям .- раскрытие перед обучающимися роли природы в жизни человека, необходимости в уважительном отношении к ней.

3. Нравственная ценность отбора содержания является также важнейшим принципом воспитательной. Так, тематика уроков окружающего мира должна касаться проблем формирования уважительного отношения к природе.

4. Принцип разнообразия и альтруистичности деятельности реализуется посредством организации разнообразной деятельности детей во время урока: участие в организации труда, общения, которые направлены на помощь, содействие, сопереживание объектам окружающего мира, проявление альтруистических чувств и бескорыстных поступков.

5. Принцип учета потребности учащихся. Разработанные конспекты уроков позволяют учесть уровень познавательных интересов младших школьников.

При разработке конспектов была осуществлена интеграция следующих предметных областей: окружающего мира и русского языка, окружающего мира и литературного чтения, окружающего мира и математики, окружающего мира и изобразительного искусства, окружающего мира и технологии.

Формирование уважительного отношения к природе проходит в три этапа:

1этап – формирование у обучающихся выделять нравственное явление из других, определять его существенные признаки, принимать нравственную норму как необходимую; приобретение социальных знаний.

2 этап - обоснование необходимости следования нравственному правилу на основе расширения круга этих правил и усложнения ситуаций; получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

3 этап - переход к самосознанию, самоизучению и самовоспитанию. Создание представлений о нравственных особенностях своей личности; получение начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения.

В ходе планирования уроков были выбраны такие формы организации работы, как индивидуальная работа, работа в парах, группах, а также фронтальная работа. Это обусловлено тем, что сочетание всех видов организации работы позволяет добиться большей эффективности деятельности на уроке.

Также были отобраны разные методы обучения:

  • словесные методы (позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения): рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой;

  • наглядные методы (методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств): метод иллюстраций и метод демонстраций;

  • практические методы (основаны на практической деятельности обучающихся): упражнения, практические работы;

  • репродуктивный метод обучения (повторение (многократное) способа деятельности по заданию учителя);

  • метод проблемного изложения (учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия).

Такой выбор обусловлен тем, что использование методов в системе позволяет эффективнее и точнее достичь поставленных целей.



2 раздел. Обоснование структуры и содержания системы интегрированных уроков

Педагогическое проектирование – обязательный этап деятельности любого педагога, который предполагает предварительную разработку основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.

Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная.

Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создавать предположительные результаты предстоящей деятельности и прогнозировать её результат. Главное внимание педагога при этом приковывается к механизму рождение и протекания тех или иных действий, процессов, систем.

Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций – сложная многоступенчатая деятельность. В.С. Безрукова выделяет 3 этапа проектирования: моделирование, проектирование, конструирование.

Первый этап – педагогическое моделирование (создание модели) – разработка целей создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.

Второй этап - педагогическое проектирование (создание проекта) – дальнейшая разработка созданной модели и доведение её до уровня практического использования.

Третий этап - педагогическое конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных мероприятий. Данный этап предполагает пробацию сборника интегрированных уроков, формирующих уважительное отношение к природе (дипломный проект).

Требования к планированию, организации и проведению интегрированных уроков:

  • Определение системы таких уроков на целый год и включение их в календарно-тематическое планирование.

  • Тщательное планирование каждого урока, выделение главной и сопутствующей целей.

  • Моделирование (то есть анализ, отбор, многократная перепроверка) содержания уроков, наполнение их тем содержанием, которое поддерживает главную цель.

  • Тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения.

  • Оптимальная нагрузка детей впечатлениями.

  • Привлечение к проведению интегрированных уроков педагогов различных учебных предметов и специалистов. Разрабатывая такой урок, необходимо учитывать:

1.Цель урока – это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся, перераспределение приоритетов и т.п.).

2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям урока.

3. Определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации (это - идея, явление, понятие или предмет).

4. Создание новой структуры курса, т.е. изменение функционального назначения знаний.

5. Переработку содержания – разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы). [16]

Интегрированный урок требует тщательного планирования, так как обучающимся предстоит создать обобщённую картину по отдельно взятой теме, что требует определённых интеллектуальных усилий.

Технология подготовки интегрированных уроков состоит из нескольких этапов.

Первый этап работы подготовительный. Он включает в себя следующие элементы: планирование, организация творческой группы, конструирование содержания урока, репетиции. Рассмотрим каждый элемент подробно.

Планирование урока. Во время работы над календарно-тематическим планированием необходимо определить количество интегрированных уроков, их тематику и сроки проведения, что позволит четко определить их роль и место в проведении интегрированных уроков, поможет планомерно вести работу по подготовке к интегрированному уроку. На этом этапе необходимо определить оптимальное количество интегрированных уроков. Критерием оптимальности являются их необходимость и достаточность для достижения поставленных образовательных целей. Цель интегрированного урока – достичь целостного представления об изучаемом (явлении, событии, процессе, которые отображаются в теме, разделе программы). Если стоит цель сформировать целостные пропедевтические знания в начале изучения темы или раздела, программы, то интегрированный урок проводится как вводный в тему или раздел. Если урок проводится в конце изучения раздела, то он проводится как обобщающий.

В процессе календарно-тематического планирования необходимо определить оптимальное количество интегрированных предметов. Слишком большое их число может привести к следующим проблемам:

  • Перегруженности материала урока, излишней детализации и отсутствию целостности подаваемого материала.

  • Переутомлению учащихся вследствие перегруженности информацией, отсюда к потере внимания учащихся на уроке.

  • Отсутствию взаимопонимания и взаимосогласованности действий учителей в ходе урока.

На этапе планирования необходимо согласовать и скоординировать тематику уроков с учителями-партнерами по интегрированным урокам. Наиболее удачный вариант – совместное планирование предстоящих уроков.

На первый взгляд создается впечатление, что проблем с планированием интегрированных уроков нет. Однако анализ показывает, что существующие программы имеют слабые интегрированные связи, что не способствует интеграции знаний.

В процессе планирования уроков необходимо определить основания интеграции.

Следующая задача состоит в том, чтобы определить близкие темы по литературе, изобразительному искусству и музыки для их интеграции с историей. Для этого и необходимо проанализировать программы этих предметов.

Конструирование содержания урока. На первом этапе урок моделируется в общих чертах, без конкретизации материала. Необходимо разработать композицию урока, определить ее основные части. Для этого педагог, методом «брейнсторминга» (мозговой атаки) предлагает различные варианты урока, методы и формы работы. Из всего многообразия идей и вариантов необходимо выбрать оптимальное решение, соответствующее поставленной цели.

Следующий этап работы над содержанием урока – этап самостоятельного творчества. Каждый учитель самостоятельно подбирает материал по своему направлению. Затем он приступает к созданию плана-конспекта урока. Рассмотрев весь собранный материал, учитель производит отбор лишь самого необходимого из всего массива информации, отказавшись от всего малосущественного. Главная задача этого этапа заключается в том, чтобы создать целостную ткань урока без четких границ между интегрированными частями.

Репетиционный этап. На этом этапе определяются «роли» учителей на уроке. Опыт педагогов-стажистов показывает, что импровизированный текст лучше воспринимаются, чем заученный. Однако, мастерское исполнение заученного текста всегда лучше плохой импровизации. Все зависит от профессионализма учителя, его актерского мастерства.

Во время репетиций необходимо проводить хронометраж урока, который поможет четко определить ход урока и уложиться во временные рамки.

Второй этап подготовки и проведения урока – исполнительный. Начало урока, по нашему мнению, должно оказать на учащихся сильное эмоциональное воздействие, чтобы настроить их на его восприятие. Цель этого этапа – вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию. Способы вызова интереса учащихся могут быть различные, например описание проблемной ситуации или интересного случая.

Начало интегрированного урока предметов гуманитарного и художественно–эстетических циклов должно представлять своего рода увертюру – торжественное приглашение к уроку как художественно-педагогическому произведению. Поэтому необходимо проработать режиссуру этого вступления.

В заключительной части урока необходимо обобщить все сказанное на уроке, подготовить итог рассуждениям учеников, сформулировать четкие выводы. Как и начало урока, концовка должна произвести на учащихся сильное эмоциональное воздействие.

Третий этап – рефлексивный. На этом этапе проводится анализ урока. Без хорошего анализа не может быть развития и совершенствования профессиональной компетентности учителя. Поэтому творческая группа тщательно должна проанализировать проведенный урок. Необходимо учесть все его достоинства и недостатки.

Таким образом, процесс подготовки и проведения интегрированного урока представляет собой структурированную систему, состоящую из следующих элементов-этапов: подготовительный, исполнительский, рефлексивный.

При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.

При проектировании интегрированного урока необходимо учитывать следующие особенности его структуры:

  1. предельная чёткость, компактность, сжатость учебного материала;

  2. логическая взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;

  3. большая информативная ёмкость учебного материала, используемого на уроке;

  4. в интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трёх различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для её реализации;

  5. интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомлённости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. 

  6. При проектировке системы интегрированных уроков мы соблюдали ряд этапов:

  • Подготовительная работа, которая включает анализ объекта проектирования, выбор формы проектирования, теоретическое обеспечение проектирования, методическое обеспечение проектирования, пространственно-временное обеспечение проектирования, материально-техническое обеспечение проектирования, правовое обеспечение проектирования;

  • Разработка проекта, то есть выбор системообразующего фактора, установление связей и зависимостей компонентов, написание работы;

  • Проверка качества проекта, в которую входит мысленное экспериментирование применения проекта, экспертная оценка проекта, корректировка проекта, принятие решения об использовании проекта.

При разработке системы интегрированных уроков, направленных на формирование уважительного отношения к природе, мы руководствовались принципами педагогического проектирования:

а) принцип целостности и системности педагогического процесса;

б) целенаправленности педагогического процесса;

в) гуманистической направленности педагогического процесса;

г) сознательности и активности личности в педагогическом процессе;

д) принцип человеческих приоритетов как принцип ориентации на человека;

е) принципы природосообразности и гуманизации;

ж) принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций означает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.

При разработке системы были учтены основные этапы проектирования, предложенные М.В. Шакуровой. Выбранный подход не противоречит подходу к этапам педагогического проектирования В.С. Безруковой, а лишь конкретизирует и дополняет его.

  1. Подготовительная работа

  • Анализ объекта проектирования.

  • Выбор формы проектирования.

  • Теоретическое обеспечение проектирования.

  • Методическое обеспечение проектирования.

  • Пространственно-временное обеспечение проектирования.

  • Материально-техническое обеспечение проектирования.

  • Правовое обеспечение проектирования.

  1. Разработка проекта

    • Выбор системообразующего фактора.

    • Установление связи и зависимости компонентов.

  2. Написание проекта

  3. Проверка качества проекта (экспертная оценка проекта)

  4. Корректировка проекта

  5. Принятие решения об использовании проекта

  6. Оценка результатов, подведение итогов.

При проектировании целесообразной является следующая форма проектирования - система интегрированных уроков, направленных на формирование уважительного отношения к природе у младших школьников.

Согласно толковому словарю С. Ожегова, система – это нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.

Система уроков включает в себя набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое.

Система интегрированных уроков, направленных на формирование уважительного отношения к природе у младших школьников – это методическое пособие, предназначенное для учителей начальных классов, с целью облегчить организацию процесса обучения детей по формированию уважительного отношения к природе.

Систематичность данных уроков заключается в наличии множества элементов (конспектов интегрированных уроков), единой цели для всех элементов, наличии связей между ними, целостности, определенной структуре и иерархичности, относительной самостоятельности элементов

Разработанная система интегрированных уроков состоит из следующих частей:

  1. Титульный лист

  2. Аннотация

  3. Содержание

  4. Пояснительная записка

  5. Основная часть

  6. Список литературы

Охарактеризуем данные части:

  1. На титульном листе указывается название системы, год издания, место.

  2. Аннотация содержит краткое описание предназначения данной системы, указывается адресат, составитель, рецензент, место издания.

  3. В пояснительной записке указывается актуальность, перечень частей, цель, рекомендации по использованию.

  4. Основная часть системы содержит непосредственно сами конспекты интегрированные уроки, направленные на формирование уважительного отношения к природе у младших школьников

  5. Список литературы содержит источники, с помощью которых составлялся данный сборник, указывается номер, автор, название книг, место и год издания.

Система конспектов интегрированных уроков, направленных на формирование уважительного отношения к природе у обучающихся 4 класса, построена на основе принципа от простого к сложному, постепенно переходя от первого этапа формирования уважительного отношения к природе к третьему.



3 раздел. Педагогические условия реализации сборника интегрированных уроков

Пробация системы интегрированных уроков, направленных на формирование уважительного отношения к природе у младших школьников может осуществляться при организации процесса обучения и воспитания.

Идея пробации заключается в том, что мы провели интеграцию содержания учебного материала по всем предметным областям начальной школы с экологическим содержанием, позволяющим формировать уважительное отношение к природе, разработали и будем реализовывать получившуюся систему интегрированных уроков.

Замысел пробации данного проекта заключается в том, чтобы способствовать формированию уважительного отношения к природе у младших школьников через систему интегрированных уроков.

Педагогическая цель: формирование уважительного отношения к природе через реализацию системы интегрированных уроков.

Цель пробации: оценка действенности разработанной системы интегрированных уроков, определение рекомендаций по её совершенствованию, доказательство действенности данных уроков как средства формирования уважительного отношения к природе у младших школьников.

Для реализации цели необходимо достижение задач:

  1. подбор диагностических методик, направленных на определение уровня уважительного отношения к природе, планирование интегрированных уроков, представленных в системе (отношение родителей, детей к природе, их представление об уважительном отношении к природе);

  2. организация первичной диагностики, позволяющей оценить отношение младших школьников к природе;

  3. осуществление пробации системы интегрированных уроков, направленных на формирование уважительного отношения к природе у обучающихся 4 класса;

  4. проведение повторной диагностики отношения младших школьников к природе, анализ полученных результатов, выявление недостатков системы и формирования рекомендаций по ее совершенствованию.

Гипотеза, выдвигаемая и проверяемая нами в ходе пробации, будет заключаться в том, что интегрированные уроки будут способствовать формированию уважительного отношения к природе, если:

  1. интегрированные уроки будут строиться с учётом деятедьностного подхода;

  2. будут учитываться возрастные особенности (степень утомляемости и т.д.);

  3. будет обеспечено систематическое проведение интегрированных уроков, направленных на формирование уважительного отношения к природе у младших школьников;

  4. у детей будет большой эмоциональный отклик, т. е. младшие школьники будут сами заинтересованы в формировании у них уважительного отношения к природе, будут занимать активную позицию в этом.

Пробация системы интегрированных уроков будет осуществляться на протяжении преддипломной практики на базе МКБОУ СОШ №3 КГО в 4 А классе.

Новизна продукта заключается в том, что увидев слабое место в низком потенциале по формированию уважительного отношения к природе у обучающихся 3,4 классов по УМК «Школа 2100», мы разработали, систематизировали и создали продукт – систему интегрированных уроков, направленных на формирование уважительного отношения к природе у обучающихся 4 класса.

Пробация предполагает последовательную реализацию трех основных этапов:

  1. подготовительный, включающий в себя отбор диагностического инструментария, разработку необходимых интегрированных уроков;

  2. практический – проведение первичной диагностики, реализация проекта;

  3. итоговый, предполагающий проведение вторичной диагностики, анализ и сравнение результатов 2 замеров, формулировку выводов о действенности интегрированных уроков на формирование уважительного отношения к природе у младших школьников, корректировку сборника, если она необходима.

В пробации будут задействованы следующие субъекты: автор проекта (учитель начальных классов), учащиеся начальных классов.

Учитель начальных классов (автор проекта) несет ответственность за:

  • подбор диагностических методик адекватных возрасту участников эксперимента;

  • соблюдение всех гигиенических и эргономических требований к проведению оздоровительных мероприятий;

  • системное и систематичное планирование и проведение оздоровительных мероприятий.

Участники эксперимента несут ответственность за:

  • соблюдение всех требований, предъявляемых педагогом;

  • участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

Педагогические условия, которые могут оказать влияние на результат пробации:

  1. Стиль общения педагога, его отношение к детям.

  2. Педагогические принципы, определяющие особенности организации оздоровительных мероприятий.

  3. Учёт индивидуальных и возрастных особенностей детей.

  4. Создание специфических условий, необходимых для проведения интегрированных уроков.

  5. Планомерное и целесообразное проведение интегрированных уроков.

В качестве критериев оценки ожидаемых результатов будет выступать уважительное отношение к природе у учащихся. Показателем действенности интегрированных уроков и разработанного сборника является отсутствие отрицательной динамики по такому показателю, как уважительное отношение к природе.

Обоснование выбора диагностических методик:

Нами был подобран набор диагностических методик, направленный на изучение уровня сформированности уважительного отношения к природе у младших школьников.

В ходе пробации системы и оценки её действенности возможно применение диагностического инструментария:

  • наблюдение;

  • анкетирование.

Набор диагностических методик включает:

  • «Систему оценки уважительного отношения к природе» Моисеевой Л. В., целью которой является выявление уважительного отношения младшего школьника к природе, показатели: соотнесение уровня экологических знаний и характера поведения в природе, практическая природоохранительная деятельность с учетом мотивов, интерес к природе, желание реализовать свои позиции в поступках, эмоциональное отношение к природе, природоохранная пропаганда, оценка состояния среды. По данным показателям проставляются баллы от 1 до 5. Подсчитывается сумма баллов по каждому показателю. Выделено 5 уровней сформированности уважительного отношения к природе у младших школьников: до 10б. - низкий уровень, 10-15б. – уровень ниже среднего, 16-20б. – средний уровень, 21-25 б. - уровень выше среднего, 26-30 б. - высокий уровень.

  • Анкету В. И. Воронова «Сформированность у учеников системы знаний и осознанного уважительного отношения школьников к природе», целью которой является выявление уровня знаний и осознанности уважительного отношения к природе. Обучающимся необходимо 9 высказываний, указав вариант ответа ( (да «+»; нет «-»; не знаю «□»). За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, неправильный – 0 баллов. Степень сформированности экологической культуры определяется по шкале.

  • Личностный тест по выявлению уровня экологической культуры. Его целью является выявление собственного отношения к природе. обучающимся нужно прочесть вопрос в таблице, выбрать один из трех ответов и обвести соответствующее число напротив каждого вопроса. Получившиеся баллы сложить.

Таким образом, выбранные методики соответствуют предъявляемым требованиям и позволят исследовать особенности ценностных ориентаций младших школьников, а также сопоставление двух результатов двух контрольных замеров, с использованием подобранных методик, позволит сделать вывод о действенности разработанной системы..

Данные методики соответствуют всем психометрическим основам:

- методики предполагают перевод сырого балла в стеновой и содержат соответствующие шкалы, поэтому считают данные методики стандартизированными;

- содержание методик соответствует поставленной цели, следовательно, они являются валидными;

- полученные при помощи данных методик результаты относительно стабильны и постоянны, следовательно, им свойственно такое качество как надежность.

Для успешной организации экспериментальной деятельности необходимо соблюдение ряда педагогических условий. Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность взаимосвязанных условий необходимых для воздания целенаправленного воспитательно-образовательного процесса с использованием технологий, обеспечивающих формирование личности с заданными качествами. Эти условия включают в себя социально-педагогические и психолого-дидактические.

Социально-педагогические условия:

  1. необходимые для проведения интегрированных уроков средства обучения (ТСО);

  2. наличие в классе самих детей;

  3. творчески работающий учитель, использующий разнообразные методы работы, умеющий заинтересовать, привлечь внимание учащихся;

  4. доверительность отношений между учащимися и учителем, основанных на взаимном уважении, обеспечивающая благоприятную обстановку в классе, что особенно важно при реализации данного проекта.

Психолого-дидактические условия:

  1. мотивация учащихся для проявления ими активности, включения их в оздоровительную деятельность;

  2. соблюдение дидактических принципов и правил организации образовательного процесса для повышения его эффективности в области формирования уважительного отношения

Реализация условий может осуществиться через ниже указанные принципы:

  • принцип сознательности (через осмысление учащимися значимости собственной деятельности);

  • принцип активности (включение детей в активную деятельность на уроке);

  • принцип прочности (повторение и закрепление полученных знаний и умений);

  • принцип систематичности и последовательности (организация интегрированных уроков в системе, с четкой последовательностью);

  • принцип доступности и посильности (учет возрастных и индивидуальных особенностей).

Учёт данных принципов и реализация их на практике будут способствовать достижению цели нашего проекта.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рябцева Анна Евгеньевна

Дата: 20.05.2015

Номер свидетельства: 213634

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "программа факультатива для 4 класса "Я и моя Россия" "
    ["seo_title"] => string(55) "proghramma-fakul-tativa-dlia-4-klassa-ia-i-moia-rossiia"
    ["file_id"] => string(6) "223536"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437814307"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Курсовая работа по теме "Модель деятельности учителя начальных классов, направленная на формирование гражданской идентичности обучающихся". "
    ["seo_title"] => string(160) "kursovaia-rabota-po-tiemie-modiel-dieiatiel-nosti-uchitielia-nachal-nykh-klassov-napravliennaia-na-formirovaniie-ghrazhdanskoi-idientichnosti-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "167135"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423053856"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства