2.6. III этап – развить! Внеурочная деятельность как средство
развития одарённости обучающихся. С.
2.7.Методы и формы работы с одарёнными детьми. С.
III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. С.
3.1.Практические результаты работы. С.
3.2.Перспективы работы с одаренными детьми. С. IV.ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ. С.
V. ПРИЛОЖЕНИЯ. С.
Введение.
1.1.Актуальность проблемы.
«Если дети – национальное достояние любой страны,
то одарённые дети – её интеллектуальный
и творческий потенциал».
Р. Н. Бунеев.
Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования человека XXI века – личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвующей в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях. Работа с одаренными детьми является приоритетной в современных условиях развития образования в нашей стране. «Необходимо завершить создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей. Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей»,- сказал Д.А.Медведев.
Успех обучения сегодня во многом зависит от внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, от степени самостоятельности и творчества, от того, насколько у них развиты умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед каждым учителем задачу развития личности в её индивидуальности, самобытности и неповторимости, а это значит, что он должен уметь выявить одаренного ребенка, развить его задатки и способности, поддержать на трудном пути самореализации. ФГОС через систему требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения общеобразовательной программы расширяет возможности организации работы с одаренными детьми. Делая акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, стандарт предполагает, что ученик должен стать творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. «Школа должна дать учащимся не только определенную сумму знаний, но и привить умение самостоятельно пополнять свой запас знаний, чтобы ориентироваться в стремительном потоке современной научно–технической информации».1 Перед школой и мной как учителем-предметником встала проблема: как создать условия для развития одаренности, направить одарённого ребёнка не столько на получение определённого объёма знаний, сколько на творческую его переработку, воспитать способность мыслить и работать самостоятельно, готового постоянно пополнять свой запас знаний и умений. Одаренный ребенок сформировавшаяся личность, будущее которого ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития. Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. В современной школе, при использовании традиционных форм и методов преподавания возникли определенные противоречия: между содержанием, формами и методами учебно-воспитательного процесса и стремлением многих одаренных учащихся (особенно старших классов) творчески развивать себя. Традиционное образование, основной целью которого является формирование "систематизированных знаний, умений и навыков" не способно создать условий для гармоничного развития личности. Методы традиционного обучения оказались недостаточными для формирования внутренней мотивации, направленности личности на интеллектуальное развитие. Актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики, поскольку школа должна выпускать людей, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях современной действительности.
Обучение одарённых детей по обычным школьным программам, не даёт им возможности продвигаться в развитии в той мере, которая соответствует их индивидуальным способностям. Преодоление этого противоречия невозможно без поиска новых форм и методов работы с одарёнными детьми. Данное обстоятельство приводит к осознанию необходимости выстраивания особой системы по работе с одарёнными детьми.
1.2.Анализ использованной литературы.
Изучая педагогический аспект данной проблемы, мы обратились к источникам и выяснили, что предложение отбирать и интенсивно обучать одаренных детей, впервые было высказано еще Конфуцием более 2,5 тысяч лет тому назад. Эта идея была реализована в Древнем Китае, где для отбора особо одаренных детей использовались различные испытания (тесты) на логическое мышление, творческую фантазию, память, умение красиво писать, сочинять стихи и романы. Все исследуемые источники условно можно разделить на 3 группы:
Нормативные документы.
Теоретическая литература общепедагогического и психологического характера.
Литература практического характера.
Федеральная целевая программа «Дети России», ее подпрограмма «Одаренные дети», предусматривают реализацию системы мер по созданию благоприятных условий в стране для развития и обучения одаренных детей. Это, по мнению авторов программ, позволит им самореализоваться, а государству и обществу своевременно использовать творческие возможности и уникальные результаты их деятельности. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» отмечает, что «одним из основных направлений общего образования является, развитие системы поддержки талантливых детей». Федеральная целевая программа развития образования приоритетным направлением считает «внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста». Созданные условия должны формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.2 Анализ педагогической и психологической литературы показал, что единой общепринятой концепции одаренности нет. Исследования Н.К. Винокуровой, Ю.Д.Бабаевой, А.И.Савенкова, Г.К.Селевко, А.В.Хуторского, Н.Б. Шумаковой дают ответ на вопрос «что такое одарённость» и рассматривают одаренность не как раз и навсегда заданную характеристику ребенка, предопределяющую его развитие. Часть из них утверждает, что одарённые дети встречаются крайне редко, потому что одарённость – это уникальное явление, синоним гениальности. По мнению А. И. Савенкова одаренность– генетически обусловленный компонент способностей, которые определяют конечный результат и темп развития. Другие склонны предполагать, что все дети от природы одарены. Согласно теории Дж. Рензулли одаренность есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей, креативности и настойчивости, плюс знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда. Дж. Рензулли, безусловно, прав, но нам ближе понятие «ребёнок с признаками одарённости», или потенциально одарённый ребёнок. Сторонники этого понятия утверждают, что потенциальная одарённость присуща всем здоровым детям.
В практической литературе отмечается, что создавая систему работы с одаренными детьми, учителям фактически приходится работать со всеми детьми. Одаренные дети есть везде. Проблема в том, что не всегда одаренность адекватно оценивается учителем. Исходя из всего вышесказанного, мы решили обобщить наш опыт и поделиться им.
1.3.Новизна работы.
Новизна работы заключается в создании системного подхода в развитии способностей одаренных детей на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности. Нами описана система работы, которая предусматривает сочетание организации деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности - подготовка учеников к участию в научно-практических конференциях, олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах и проектах.
II. Система работы с одарёнными детьми в условиях введения ФГОС.
2.1.Структура опыта.
Мы строим свою деятельность на основе программы развития нашей школы, которая включает в себя подпрограмму: «Работа с учащимися, имеющими высокий уровень развития учебно-познавательной деятельности». Работу с одаренными детьми проводим в три этапа: I этап - увлечь! На этом этапе стараемся заинтересовать учащихся своими предметами. II этап – раскрыть! Этап урочной и внеурочной деятельности, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои способности и таланты. III этап – развить! На этом этапе организуем и проводим работу с узким кругом учащихся, которые проявили способности и заинтересованность в предметах. Для работы с одаренными детьми составляем план работы. 3
2.2.Что такое одарённость?
Педагогический словарь толкует термин одарённость как системное, развивающее в течение жизни человека качество, которое определяет возможность достижения им по сравнению с другими людьми более высоких результатов в различных видах деятельности.
Одаренных детей отличает высокая скорость переработки и усвоения информации. Работать с такими детьми интересно и трудно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании. Способность одаренного ребенка к самостоятельному обучению необычайно высока. Ученик, обладающий внутренним стимулом к обучению, получает от своей работы удовольствие. Изученное остается у них в памяти надолго. Поэтому, в своей работе мы стремимся к тому, чтобымотивировать учащихся – значит дать им шанс реализоваться в процессе деятельности. Мы привлекаем учащихся к внеурочной деятельности, поддерживаем в них состояние успеха. Опыт показывает, что это очень важно, если мы хотим раскрыть «потенциальную» одаренность ребенка.
В психологии одаренность определяется через понятие способности. Под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. Принято различать общую и специальную одаренность. Общая (интеллектуальная) – умственная, интеллектуальная одаренность проявляется во многих видах и областях деятельности, в том числе и в учении. Специальная (академическая, художественная, творческая) – это одаренность в отдельных видах деятельности, например, к языкам, математике. В самом общем представлении одаренность может быть определена как обладание большими способностями.
2.3.Цели и задачи работы с одаренными детьми.
Цель опыта:нашпедагогический опыт учителя истории и обществознания направлен на выявление одарённых детей и создание условий развития этой одарённости.
Задачи: система нашей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
выявление одаренных детей;
развитие творческих способностей на уроках;
развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
Принципы нашей педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для самостоятельной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора, помощи и сотрудничества.
2.4.I этап - увлечь!Выявление одаренных детей.
В условиях стандартизации образования, ориентации на «среднего» ученика, одной из первоочередных задач является создание эффективной системы выявления и развития одаренных детей. В педагогической практике сложилась традиция определять одаренность школьников по их достижениям в усвоении определенных знаний, умений, навыков. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, умение ставить вопросы, всё это, чаще всего, привлекает внимание окружающих к ребенку, и позволяет сделать вывод о его одарённости. Самый первый шаг в работе с такой категорией детей – это диагностика, выявление одаренных, мотивированных, творческих детей. Стараемся заинтересовать учащихся своими предметами. Найти «одарённого» по своему предмету очень сложно. Само желание сделать что-либо сверхурочной деятельности, заниматься исследовательской или проектной деятельностью, участвовать в конкурсе или олимпиаде свидетельствует об одарённости. Работу по выявлению одаренных детей начинаем на уроках с наблюдения за деятельностью учащихся. Учащиеся с большим интересом относятся к преподаваемым нами предметам, поэтому необходимо поддержать их интерес и выявить одаренных детей. Для этого мы используем творческие домашние задания, в ходе выполнения которых проявляются способности учащихся. Например, сочинить загадки по изученной теме, составить кроссворд с ключевым словом, ребус. Тем, кто любит и умеет хорошо рисовать, предлагаем выполнить рисунки, комиксы по изученной теме.Таким образом, становится видно, кто из учащихся потенциально «одарён» по нашим предметам, с кем в будущем предстоит работать.
2.5. II этап – раскрыть! Направления работы с одаренными детьми на уроке.
Индивидуально-дифференцированный подход на уроках истории и обществознания на основе технологий индивидуализации обучения (авторы Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д.Шадриков) и технологии уровневой дифференциации.4
Работа с одаренными детьми в условиях классно-урочной системы складывается на основе «внутренней» дифференциации, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке. Основной прием – индивидуализация заданий. Для эффективной организации работы на этом этапе важно не только иметь богатый инструментарий для формирования у детей базовых предметных знаний. Важно иметь широкий арсенал индивидуальных, нестандартных, творческих заданий или заданий повышенной сложности. Создание ситуации успеха при помощи викторин, кроссвордов, конкурсов, ребусов помогает одаренным детям не только проверить свои знания, но и «блеснуть» быстротой реакции, дополнительной информацией. Большую помощь оказывают пособия для самостоятельной работы учащихся (тетрадь-тренажёр)5 и для проверки знаний (тетрадь-экзаменатор) учащихся УМК «Сферы» по истории для 5 и 6 классов, а также рабочие тетради по обществознанию к учебнику «Обществознание» для 5 и 6 класса под редакцией Л.Н.Боголюбова. УМК «Сферы» - это продукт нового поколения, ориентированный на усвоение учащимися базовых исторических знаний и в большей степени на формирование и отработку навыков самостоятельного получения новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. УМК «Сферы» разработаны с целью формирования универсальных учебных действий и достижения учащимися такой ключевой компетенции, как умение учиться. УМК обеспечивают создание единого информационного пространства на основе взаимодействия всех его составных частей, позволяя индивидуализировать процесс обучения. УМК содержит вопросы и задания для:
отработки и закрепления материала;
углубления и обобщения материала;
формирования навыка работы с информацией;
организации деятельности практического характера;
организации самостоятельной работы;
самоконтроля, самооценки.
Педагогическая ценность методического аппарата данного УМК состоит в том, что он нацелен на формирование навыков самостоятельной, дискуссионной работы, исторического и аналитического мышления. Вопросы и задания носят проблемный характер и нацелены на работу со всеми компонентами УМК – текстами, тестами, заданиями, документами, картами, иллюстрациями.6 УМК по обществознанию под редакцией Л.Н.Боголюбова создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Во все параграфы включены рубрики, предназначенные для активизации познавательной деятельности учащихся и для усиления воспитательной функции курса. Каждый параграф начинается с рубрики «Вспомним». Она помогает установить связь новой темы с имеющимся у школьника познавательным опытом. Рубрика в начале параграфа «Обсудим вместе» позволяет актуализировать новую тему, выявить различные точки зрения учащихся, стимулировать мотивацию к изучению нового материала. Вопросы и задания предлагаются по ходу изложения текста учебника, а также к текстам и иллюстрациям. Особенно интересен учащимся и учителям раздел «Практикум», где содержатся задания, которые помогут индивидуализировать процесс обучения.7 На разных этапах урока учащиеся выполняют письменные задания индивидуального характера: решают тесты повышенной трудности, тесты из сборника ГИА по теме, решают кроссворды, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение по той или иной теме, анализируют ситуацию, работают с историческими документами, картами, выделяют причинно-следственные связи событий, делают выводы.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности.
С целью развития информационно коммуникативных компетенций у учащихся, активно работаем с компьютером, тем самым формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Предлагаем учащимся выполнение презентации на уроке: учебно-тренировочные и дома: для сопровождения сообщений, докладов, подготовки к конкурсам. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует коммуникативные компетенции. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, что позволяет им повысить свою самооценку, закрепить уверенность в собственных силах. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании истории и обществознания основываются на повышенной (по сравнению с традиционным обучением) мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.В учебном процессе практикуем следующие виды работы: одаренные дети на уроке самостоятельно за индивидуальным компьютером изучают новую тему, проходя ее в собственном темпе и получая оценку за работу (например, при работе с диском8 тестирование по изучаемой теме). Проводим различные варианты опроса и контроля знаний учеников с использованием компьютера: тематическое тестирование, экзаменационное тестирование, работа с виртуальной картой, Часто на уроке и при подготовке конкурсных и олимпиадных заданий обращаемся к виртуальным словарям и энциклопедиям, сайтам с онлайн тестами. Используем средства Интернет и материалы мультимедийной продукции для творческой работы учащихся: написание исследовательских работ для конкурса «Ученик года», научно-практических конференций «Открытие» и «Первые шаги», краеведческих чтений, выполнения конкурсных заданий интернет-проектов: «Живая история», «Подросток и закон», «Диалог культур», «Мосты дружбы». Оптимальное использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания позволяет формировать метапредметные УУД учащихся: умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); овладевать различными видами публичных выступлений; выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности. Стимулирует мотивацию учения, познавательный интерес учащихся, способствует росту их самостоятельности и индивидуализации подхода к обучению, раскрепощает в общении, способствует преодолению стереотипов авторитарного стиля взаимодействия педагога и ученика. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
2.6.III этап – развить! Внеурочная деятельность как средство развития одарённости обучающихся.
Когда способности ребенка становятся очевидными, возникает необходимость их максимального развития. Учитель должен создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно. В рамках введения ФГОС второго поколения такая задача решается на внеурочных занятиях. Обязательным условием развития одарённости является формирование у ребенка чувства успешности. Активно практикуем участие обучающихся в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, интернет-проектах. Учащиеся имеют возможность реализовать свои умения и навыки, получить объективную оценку от других специалистов, приобрести диплом или сертификат в портфолио своих достижений. Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Подготовку к решению олимпиадных заданий проводим индивидуально. Для этого разработана программа подготовки к олимпиадам9. Предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. В рамках поддержки одаренных детей предлагаем ученикам принять участие во Всероссийских молодежных предметных чемпионатах (ЦРО г. Пермь), в олимпиадах: «Эрудиты Планеты», «Три «Д», «Патриоты России», «Путь к Олимпу», по избирательному праву. Участие в олимпиадах стимулирует развитие личности обучающегося, способствует формированию познавательных и личностных УУД учащегося: самостоятельность суждений, инициативность, мобильность, мотивацию к обучению и познавательной деятельности, умение отстаивать свою точку зрения; повышает самооценку. Работа с одаренными детьми – это не только предметные олимпиады, но и подготовка и участие в конференциях. Реализовать себя мотивированные и одаренные учащиеся могут, участвуя в школьной научно-практической конференции «Старт в науку», районной учебно-исследовательской конференции «Первые шаги», областном этапе Российской научной конференции школьников «Открытие». Для участия в конференциях учащиеся выполняют исследовательскую работу.10 Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых выводов. При организации исследовательской деятельности учащихся необходимо так организовывать работу, чтобы они усваивали процедуру исследования, последовательно проходя все его основные этапы:
- мотивация исследовательской деятельности;
- постановка проблемы;
- сбор фактического материала;
- систематизация и анализ полученного материала;
- выдвижение гипотез;
- проверка гипотез;
- доказательство или опровержение гипотез;
-обобщение, выводы.
Учащиеся с большим интересом выполняют исследования по истории своей семьи, села, материалам школьного музея братьев Королёвых, на исторические и другие актуальные темы.11 И с каждой работой приобретают опыт исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность учащихся способствует формированию регулятивных, логических, познавательных, метапредметных УУД. Целеполагание, планирование, умение составлять план и совершать последовательные действия необходимы при написании исследовательской работы. Прогнозирование, саморегуляция, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей,
построение логической цепи рассуждений – необходимые умения, формируемые посредством исследовательской деятельности у учащихся. У них формируется культура мышления, появляется способность выделять из потока информации главные события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды. У обучающихся формируется культура письменной и устной речи, нестандартное мышление.
Школьники должны иметь возможность не только получить знания по истории и обществознанию, но и проявить себя, попробовать в различных видах деятельности. Проектная деятельность обладает огромным образовательным потенциалом. Повышается мотивация учащихся в получении дополнительных знаний, изучаются важнейшие методы научного познания, развиваются исследовательские и творческие способности, умение ориентироваться в информационном пространстве, умение работать с различными типами документов, анализироватьфакты, рассматривая их с разных точек зрения. Развивается важнейшее умение интегрировать знания из различных областей для решения проблем. Участие в проектной деятельности развивает коммуникативные умения и навыки, способствуют формированию гражданских навыков: обогащению социального опыта учащихся путем активного включения в реальную жизнь, уважению мнения другого человека, открытости к диалогу. Благодаря этому фактический материалусваивается на более высоком уровне. Проектная деятельность способствует формированию сознания, самосознания и индивидуальности человека, а также формированию мотивации к получению новых знаний. Нами разработаны программы внеурочной деятельности, предусматривающие выполнение проектов обучающимися.12 Чтобы организовывать эту деятельность, нами было пройдено дистанционно обучение на курсе «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся» на базе Педагогического университета «Первое сентября», факультет педагогического образования МГУ им. М.В.Ломоносова.
2.7.Методы и формы работы с одарёнными детьми.
Творчески одарённые дети отличаются высокой потребностью в исследовательской и поисковой деятельности. Именно обеспечение условий для такой деятельности является условием их погружения в творческий процесс обучения и воспитания в них стремления к активному самопознанию и саморазвитию. Перед формами и методами работы с одаренными детьми ставится задача решать именно эти вопросы. Сегодня мы используем самые различные методы работы с одаренными детьми. Прежде всего, это организация их участия в предметных олимпиадах, конкурсах, викторинах, конференциях, интернет – проектах.
Очень важной является индивидуальная работа с одарёнными детьми, которая наиболее может помочь выявить внутренний потенциал ребенка, способность быть творцом, умение ставить цель и достигать ее, способность к свободному выбору и несению ответственности за него, а также способность максимально использовать свои возможности. В обучении интеллектуально одаренных учащихся ведущими являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Проблемно-диалогический метод обучения мы используем на уроках истории и обществознания, т.к. он предполагает искусство ведения проблемного диалога, в ходе которого учащиеся самостоятельно открывают общую идею. Этот метод обучения обеспечивает высокую познавательную мотивацию учащихся на основе индивидуального подхода.
Все методы и формы работы с одарёнными детьми должны в полной мере учитывать возрастные и индивидные особенности ребёнка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем, так как они являются важным фактором его успешности в формировании учебных компетенций, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств. Формы работы с одарёнными детьми: классно-урочная (работа в парах, в малых группах), внеурочная, разноуровневые задания, творческие задания, консультирование по возникшей проблеме, дискуссии, игры – кроссворды, загадки, ребусы.
Все вышесказанное – это всего лишь краткое описание методов и приемов работы с одаренными детьми. Безусловно, работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога и родителей. Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно – исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.
III. Заключение.
Работа с одаренными детьми развивает учеников и обогащает учителя, ради ярких, неординарно мыслящих вундеркиндов, которых мы придумываем, сочиняем, выискиваем разнообразные задания. Работа с одаренными и мотивированными детьми имеет определенные результаты. Залог успеха при подготовке к олимпиадам и конкурсам – это правильное выявление одарённого и заинтересованного в данной предметной области ребёнка, индивидуальные занятия с ним, направленные не только на изучение материала, намного опережающего школьную программу, но и на умение применять свои знания в нестандартной ситуации, умение мыслить при выполнении заданий олимпиадного характера. В случае наличия перечисленных условий и совпадения желания и возможностей ребёнка к самосовершенствованию в предмете с желаниями и возможностями учителя – высокий результат не заставит себя долго ждать. В любой работе главную роль играет мотивация. Если все мы будем искренне заинтересованы в успехах ребенка, то мы будем работать на результат-повышение качества образования.
3.1.Практические результаты работы.
Создан информационный банк данных «Одаренные дети».
Увеличилось число участников школьного тура олимпиад по истории и обществознанию.
Вырос интерес учащихся к занятиям творческой и исследовательской деятельности.
Расширился диапазон мероприятий по предмету (урочная и внеурочная деятельность) для расширения творческих способностей учащихся.
Отмечается удовлетворенность детей своей деятельностью.
Повысилась профессиональная компетентность учителя по актуальным вопросам педагогики одаренности.
Все дети из числа одаренных используют ИКТ для самостоятельной творческой работы.
Перед современным учителем общество ставит большие задачи, поэтому он должен стремиться стать мастером, довести свою деятельность до совершенства, как в преподавании своего предмета, как и в познании личности ученика. Проведенная нами работа с высокомотивированными и одаренными учащимися дала положительные результаты. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности мы занимаемся развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, наши учащиеся являются победителями районных олимпиад, успешно поступают и учатся в других учебных заведениях.
3.2.Перспективы работы с одаренными детьми.
В сотрудничестве с администрацией школы планируется разработка индивидуальной образовательной траектории для одарённых детей. В перспективе создание специальной авторской программы для работы с одаренными детьми.
За период работы с одаренными и высокомотивированными учащимися нами были сделаны следующие выводы:
• работа должна носить систематический характер на протяжении всего процесса обучения,
• целесообразно проводить занятия, как с группой учащихся, так и индивидуально;
• работа с одаренными учащимися должна проводиться как на уроке, так и во внеурочное время.
Информационные ресурсы.
Список использованной литературы:
1. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом// Интернет-журнал Эйдос. 2007. 2. Амосова И.В. Работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиаде по истории// Преподавание истории в школе. 2007. №9.
3. Баранов П.А., Воронцов А.В. Подготовка учащихся к Всероссийской олимпиаде по обществознанию: из опыта петербургской школы// Преподавание истории и обществознания в школе. 2008. №1.
4. Беляева О.Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование,1999,№9. 5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как преподавать историю в современной школе: теория и методика. М., «Первое сентября», 2010. 6.Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М, 1991. 7.Киселева Н.В. Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2007. 8.Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности: учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, Трикста,2004.
9.Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М., 1993. / б-ка журнала «Вопросы психологии»/
10.Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя. М., 2003.
11.Одаренный ребенок: как его воспитывать и обучать?//Народное образование, 2010.№8.
12.Опыт работы с одаренными детьми в современной России. //Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции // Науч. ред. Синягина Н.Ю., Зайцева Н.В., М., 2010.
13.Попова Л.В. Психология одаренности. Дифференциация работы с одаренными. Одаренные школьницы: особенности развития и содействие самореализации. Выпуск 4. М.: МИОО,2006.
14.Савенков А.И. Одаренные дети в школе и дома. М., 2000. 15.Савченко Н.В. Влияние "эффекта олимпиады" на проявление интеллекта и креативности у одарённых старшеклассников. // Одарённый ребёнок.2004.
16.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
17.Степанов В. Р. Психология одаренности детей и подростков // Вопросы психологии,2000.№3. 18.Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М., 2000.
19.Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.
20.Шумякова Н. И., Авдеева Л. Е., и др.; под ред. Шумяковой Н.Б., М.; Просвещение, 2006.
Интернет - ресурсы:
http://www.klass.by/odaren.html
http://zavuch.by/rab_odar.html
http://www.menobr.ru/materials/727/43758
http://www.odardeti.ru/static.php?mode=forma
V. Приложения.
1.План работы с одаренными детьми
№
Содержание работы
Сроки
1.
Выявление одаренных детей.
Постоянно.
4.
Создание нормативной и методической базы для работы с одаренными детьми.
В течение года.
5.
Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся.
В течение года.
6.
Подготовка учащихся к предметным олимпиадам, конкурсам, конференциям.
В течение года.
7.
Составление плана мероприятий с одаренными детьми.
Сентябрь.
Создание банка творческих работ учащихся.
В течение года.
8.
Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми.
Постоянно.
Самообразование педагога
1.
Изучение методической и научно-популярной литературы.
Постоянно.
2.
Изучение литературы по выбранным проблемам учащихся.
Постоянно.
3.
Участие в работе методических объединений (РМО). Обмен мнениями по вопросам работы с одаренными детьми.
В течение года.
4.
Участие в профессиональных конкурсах, семинарах.
В течение года.
5.
Обмен опытом работы с одаренными детьми на РМО.
Май.
Работа с родителями одаренных детей
1.
Тестирование «Способности ребенка. Как их распознать?»
Сентябрь
3.
Родительское собрание «Роль семьи для развития потенциальных возможностей ребенка».
Ноябрь.
5.
Индивидуальная работа с родителями (по запросам).
В течение года.
6.
Участие родителей в конкурсах, научно-практических конференциях вместе с детьми и педагогами.
В течение года.
2.Формы работы с одарёнными детьми.
3. УМК история и обществознание.
УМК история «Сферы»
УМК обществознание
п/р Л.Н.Боголюбова
5 класс
Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников. Сферы. 5–9 классы / авт. В.И. Уколова, В А. Ведюшкин, Д.Ю. Бовыкин и др.
Учебник: История. Древний мир. 5 класс. Автор В.И.Уколова
Электронное приложение к учебнику История. Древний мир. 5 класс. Автор В.И.Уколова
Тетрадь-тренажер. История. Древний мир. 5 класс. Автор И.Е.Уколова.
Тетрадь-экзаменатор. История. Древний мир. 5 класс. Автор И.Е.Уколова
Поурочное тематическое планирование. История. Древний мир. 5 класс. Автор В.И.Уколова
История. Древний мир. Поурочные методические рекомендации. 5 класс / Под ред. В. И. Уколовой.
6 класс
Ведюшкин В.А., Уколова В.И. История. Средние века. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
Электронное приложение к учебнику «История. Средние века. 6 класс».
Ведюшкин В.А., Ведюшкина И.В. История. Средние века. Тетрадь-тренажёр. 6 класс.
Уколова И.Е. История. Средние века. Тетрадь-экзаменатор. 6 класс.
История. Средние века. 6 класс. Поурочное тематическое планирование. 6 класс. Под ред. В.И. Уколовой.
Данилов А. А. История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс.
Электронное приложение к учебнику «История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс»
Данилов А. А., Лукутин А. В., Артасов И. А. История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. Тетрадь-тренажер. 6 класс
Артасов И. А. История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. Тетрадь-экзаменатор. 6 класс.
Мерзликин А. Ю., Старкова И. Г. История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. Атлас. 6 класс / Под ред. Данилова А. А.
Данилов А. А. История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. Рассказы по истории. 6 класс.
Лукутин А. В., Тороп В. В. История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. Поурочные методические рекомендации. 6 класс.
Лукутин А.В. История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. Поурочное тематическое планирование. 6 класс./ Под ред. Данилова А.А.
5 класс
Учебник. Обществознание. 5 класс. Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.
Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 5 класс. (CD)
Рабочая тетрадь. Обществознание. 5 класс. Иванова Л. Ф., Хотенкова Я. В.
Поурочные разработки. Обществознание. 5 класс. Иванова Л. Ф.
Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др.
6 класс
Учебник. Обществознание. 6 класс. Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.
Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 6 класс. (CD)
Рабочая тетрадь. Обществознание. 6 класс. Иванова Л. Ф., Хотенкова Я. В.
Поурочные разработки. Обществознание. 6 класс. Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др.
Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др.
Приложение №8.
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К УЧАСТИЮ В ПРЕДМЕТНОЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Пояснительная записка
Олимпиады учащихся по истории и обществознанию являются составной частью школьного исторического и обществоведческого образования. Историческое и обществоведческое образование способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, развитии общества, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое и обществоведческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества.
Цель курса: отбор и подготовка учащихся к участию в олимпиаде по истории и обществознанию на всех уровнях её проведения.
Задачи курса:
стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;
выявление школьников, проявляющих интерес и особые способности к изучению истории и обществознания;
анализ уровня подготовленности, широты социально-гуманитарного кругозора и мышления этих учащихся.
Курс состоит из 8 часов, содержание которых знакомит учащихся с историей проведения предметных олимпиад, принципами формирования олимпиадных заданий, различными типами заданий, применяемых на разных уровнях их проведения.
Темы занятий.
История Всероссийских олимпиад школьников. Примеры решения олимпиадных заданий разных лет.
Характер заданий олимпиады. Примеры решения заданий разного характера.
Историческое образование в школе и предметная олимпиада.
Принципы формирования олимпиадных заданий. Знакомство с тематическими олимпиадными заданиями.
О сочинениях-эссе в заданиях олимпиады. Пример написания эссе по заданной теме.
Решение различных типов заданий, применяемых на школьном этапе олимпиады.
Решение различных типов заданий, применяемых на муниципальном этапе олимпиады.
Решение различных типов заданий, применяемых на региональном этапе олимпиады.
По окончании изучения курса учащиеся смогут на практике применить полученные знания, приняв участие в олимпиаде по истории.
Ресурсы для учителя.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ЗАДАНИЙ ШКОЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПОВ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ 2008-09 УЧ. ГОДА.
Сайт ФИПИ.
1 Александров А. Организация индивидуального образования в школе. М., 2005.