kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар: "Проблема адаптации школьников в условиях реализации ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар для молодых педагогов. Разработка семинара о адаптации школьников. Проводился на базе стажировочной площадки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семинар: "Проблема адаптации школьников в условиях реализации ФГОС"»

Цель:

Расширить представления педагогов о психологических аспектах школьной готовности и проблемах адаптации школьников.

Задачи:

- раскрыть основные понятия темы семинара «готовность к школьному обучению», «школьная адаптация»;

- выявить и проанализировать особенности адаптации ребёнка к школьному обучению;

- роль и функции учителя в процессе адаптации школьника.









План – конспект семинара

  1. Вступление.

  2. Виды психологической готовности ребёнка к школьному обучению.

  3. Игра «Готовность ребенка к школе».

  4. Физкультминутка.

  5. Особенности и виды адаптации.

  6. Игра «Адаптация первоклассников».

  7. Создание психолого-педагогических условий для благоприятной адаптации.

  8. Упражнение «Безопасный уголок».

  9. Упражнение «Плюсы и минусы в себе и других».

  10. Рефлексия.

  11. Оценка эффективности: Тест оценки эффективности семинара.























Семинар:

«Проблемы адаптации школьников в условиях реализации ФГОС».

Вступление.

Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представиться и представить своих коллег, я Алтамирова Асет Сайдалиевна учитель высшей квалификационной категории, Малуева Тамара Мухадиевна - учитель высшей квалификационной категории, педагог-психолог школы – Хаджиханова Заира Дзияевна. Тема сегодняшнего семинара: «Проблемы адаптации школьников в условиях реализации ФГОС» . Слайд 1

1. Виды психологической готовности ребёнка к школьному обучению. Слайд 4

Неподготовленность ребенка к школьному обучению, вызывает множество проблем на всех его последующих этапах, поэтому эта проблема имеет большое значение для дальнейшей адаптации ребенка к школьно-урочной системе.

Определяя понятие «готовность ребенка к школьному обучению», отмечу: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

  • Что же поможет ребенку «всему этому научиться»? Прежде всего, необходима мотивационная готовность к школе, т.е. наличие у детей желания учиться. Информацию о мотивации ребенка, можно получить в ходе наблюдений за ним в процессе сюжетно-ролевых игр. Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки. Неготовые дети и более младшие по возрасту выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах перемены, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учителя.

Анализируя проблему готовности ребенка к школьному обучению, психологи выделяют следующие параметры готовности.

  • Личностная готовность ребенка к школе.

Личностная готовность ребенка к школе включает в себя формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определение уровня мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебник, тетрадь), а возможность получить новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе.

Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями.

Социально-психологическая готовность ребенка к школе.

Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении друг с другом, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

2. Игра «Готовность ребенка к школе».

3. Виды школьной адаптации. Признаки успешной адаптации и нарушений в процессе адаптации ребёнка к школе.

Мозговой штурм «Ассоциации»

Ведущий: «Поразмышляйте в течение одной минуты и ответьте на вопрос: «Какие у Вас возникают ассоциации, когда Вы слышите слово «адаптация»?»

Затем педагоги высказывают по кругу свои ассоциации, а психолог записывает их на доске. Психолог подводит итог и даёт определение слову «адаптация».

В словаре Сергея Ивановича Ожегова приводится такое лексическое значение термина адаптация - приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Слайд 5

«Школьная адаптация» - приспособление ребенка к первичному учебному коллективу (классу), нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе. В процессе школьной адаптации происходит включение ребенка в систему взаимоотношений класса с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. Слайды 6,7,8.

Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни.

Немаловажным фактором является и поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.

Виды школьной адаптации: Слайд 10

а) Физиологическая адаптация. Слайд 11,12

Процесс физиологической адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько периодов.

Первый период - когда на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом обучения, дети отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Эта "физиологическая буря" длится достаточно долго - 2-3 недели. В этом периоде ни о какой экономии ресурсов и говорить не приходится: тратится все, что есть, а иногда и в долг берется. Поэтому родителям важно помнить, какую высокую физиологическую цену платит каждый ребенок в это время.

Второй период наступает позже – это время неустойчивого приспособления, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия.

И наконец, третий этап - это период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения.

Мы знаем, что возможности детского организма не безграничны, и длительное напряжение, связанное с ним утомление и переутомление могут стоить ребенку здоровья. Чем же характерны первые недели обучения? По интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в это время, учебную нагрузку можно сравнить с воздействием на взрослый, хорошо тренированный организм экстремальных нагрузок. Например, нам пришлось изучать реакцию организма первоклассников на уроках по показателям сердечно-сосудистой системы. И объективная регистрация показала: напряжение в деятельности сердца можно сравнить с напряжением космонавта в состоянии невесомости! Нужен ли пример убедительнее?

б) Социально-психологическая адаптация. Слайд 13,14

Социально-психологическая адаптация (по-житейски - привыкание к школе) может проходить по-разному.

Большинство детей адаптируются в течение первых двух месяцев обучения. Они относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в классе, приобретают новых друзей; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют требования учителя. Конечно, им еще трудно выполнять все требования правил поведения; но к концу октября такие дети обычно осваиваются и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым распорядком дня.

Другим нужно больше времени; они и месяц, и другой, и третий могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируя на замечания учителя (или, наоборот, реагируя "как маленькие" - слезами и истерикой). И с освоением учебной программы у них дела складываются не просто. Лишь к концу первого полугодия их поведение становится "правильным".

У третьих, к значительным трудностям в учебных делах прибавляются трудности более серьезного характера. У них проявляются негативные формы поведения, резкие выбросы отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, товарищи, родители. Часто такие дети становятся отверженными в коллективе класса, а это рождает реакцию протеста - они задираются на переменах, кричат, плохо ведут себя на уроке. Если вовремя не разобраться в причинах такого поведения, это может привести к нервному срыву и нарушению психического здоровья. Поэтому, если поведение ребенка очень беспокоит учителя и родителей, стоит обратиться к детскому психологу и к врачу-психоневрологу.

Признаки адаптации ребенка к школе: Слайд 15

•Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.

•Второй признак - насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.

•Следующий признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно "помогают" ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.

•Но самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем. В этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес.

Как могут выглядеть трудности, которые сразу заметны родителям и учителям.

Приведем небольшой перечень основных проблем:

- потребность в постоянной опоре на подсказку или совместное выполнение уроков;

- сложность в понимании домашнего задания и алгоритме его выполнения;

- частая отвлекаемость внимания при выполнении домашнего задания;

- неспособность управлять своим поведением на уроках, переменах;

- трудности в общении с одноклассниками, учителями;

- сложность в запоминании материала, даваемого на уроках (ребенок его не помнит, не может рассказать часть содержания и т.д.);

- выполнение домашнего задания занимает полдня;

- самостоятельное чтение вызывает недовольство и нежелание;

- ребенок быстро утомляется в процессе выполнения домашнего задания (становится вялым, невнимательным, начинает зевать, жаловаться на головную боль и др.)

- ухудшается самочувствие, снижается активность, внимание, изменяется поведения с началом школьного обучения.

С подобными проявлениями, необходимо обращаться к психологу за рекомендациями и психологической помощью.

Физкультминутка "Дождь"

Упражнение состоит из восьми действий. Один из участников начинает каждое действие и, в то время как он продолжает делать его сам, также он передает его другому человеку, а тот, в свою очередь, продолжает его и передает следующему, и так по кругу. Причем, когда посланное членом команды действие возвращается, участник начинает следующее действие и затем передает его, продолжая движение. Так же передаются все действия, пока не закончатся. Действия выполняются в следующем порядке:

  1. Трение ладоней (шум деревьев).

  2. Щелканье пальцами (первые капельки).

  3. Хлопанье руками по бедрам (дождь по крьппе).

  4. Хлопанье по бедрам, топая ногами (гром и град).

  5. Хлопанье руками по бедрам

  6. Щелканье пальцами.

  7. Трение ладоней.

  8. Солнышко выглянуло (руки к голове).

Ведущий подчеркивает необходимость постоянной смены видов деятельности, важность проведения физкультминуток на уроках. Психолог предлагает учителям несколько психогимнастических этюдов, которые помимо функции физической разрядки, выполняют также функцию разрядки нервно-психического напряжения (Чистякова М.):

  • «Скульптура»: в парах один - «скульптор», другой - «глина». «Скульптор» лепит из «глины» заданный учителем сюжет или же придумывает сюжет сам.

  • «Мелки»: в парах один ребёнок рисует рукой на спине другого какую-то букву, фигуру; задача второго - отгадать, что нарисовано.

  • «Маска»: учитель называет какого-нибудь сказочного или литературного персонажа, а дети мимически показывают, какое у него обычно бывает выражение лица; то же может быть с движением, походкой и т.д.

5.Игра «Адаптация первоклассников».

6. Создание психолого-педагогических условий для благоприятной адаптации.

Приходя в школу, ребенок оказывается в совершенно новой среде. От него больше требуют, ему приходится общаться с большим количеством новых людей и брать на себя новые роли. Поэтому важно, чтобы, приходя в школу, он быстро начал воспринимать это пространство как безопасное для себя.

Стиль общения учителя с первоклассниками учитывает особенности поведения детей, связанные с их умением общаться с взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников есть дети, испытывающие разного рода трудности общения в коллективе: гиперобщительные дети; дети, боящиеся классно-урочной обстановки; стесняющиеся отвечать и поэтому производящие впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя..

Нежелателен авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Для первоклассника существенно важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка.

При проведении занятий учителю важно опираться на несколько правил, которые будут способствовать адаптации первоклассников к школьной жизни:

1.Важно поддерживать желание детей принимать участие в обсуждении, их попытки отвечать на вопросы учителя. Даже если ответ ученика не вполне соответствует содержанию вопроса, стоит поддержать его, сказав: «Какое интересное мнение», и спросить ребят: «А кто думает по-другому?».

2. Важно, чтобы каждый ребенок почувствовал, что его мнением интересуются, с тем, чтобы повысить его включенность в учебный процесс.

3. Очень важно не скупиться на поддержку детей, находить в каждом что-то, за что можно похвалить, о чем можно сказать: «Мне понравилось...».

7. Заполнение анкет для команды учителей и команды родителей. Психологи дают советы.

Работа в группах «Способы оказания поддержки и помощи детям в период адаптации».

Группы получают задания: l-ая группа отвечает на вопрос « Какую помощь и поддержку ребёнку для смягчения протекания адаптации могут оказать учителя?», 2-ая группа отвечает на вопрос «Какую помощь и поддержку могут оказать родители?», 3 группа психологов составляют «Портрет дезадаптированного ребёнка». Свои рекомендации группы оформляют на листах.

8. Упражнение «Безопасный уголок» (20 мин) Слайд 16

Скажите, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «детство»? (участники высказываются по желанию). Мы приглашаем вас, отправиться в путешествие по своему детству. У каждого из нас в детстве было место, в котором мы чувствовали себя защищёнными, их сооружали из подушек, одеял, стульев, кто - то находил укромные места на улице. Там мы искали укрытие, безопасность, своё личное пространство. Вспомните, было ли такое место в вашем детстве?

Сейчас мы предлагаем вам мысленно вернуться туда, вспомнить это место и попытаться отобразить его на листе бумаги.

Рефлексия:

1. Что Вы чувствовали во время работы над образом своего безопасного места?

2. Удалось ли Вам почувствовать себя защищенными в результате воссоздания вашего тайного детского укрытия?

8. Упражнение «Плюсы и минусы в себе и других» (20 мин.) Слайд 17

Давайте сейчас, каждый из вас постарается назвать 5 положительных качеств, в других людях, которые нам импонируют, и 5 отрицательных, которые вызывают негативные эмоции. Напишите их на листе бумаги.

Рефлексия:

1. Что Вы чувствовали во время выполнения задания?

2. Какое отношение имеют к вам названные вами качества?

9. Рефлексия. «ТРОЙКА» К доске вызываются 3 человека, по одному из каждой команды. На вопрос отвечает первый, второй добавляет или исправляет ответ, третий комментирует ответ.

«Корзина идей», «Синквейн». Слайд 18

  1. Тест

6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Семинар: "Проблема адаптации школьников в условиях реализации ФГОС"

Автор: Алтамирова Асет Сайдалиевна

Дата: 22.12.2016

Номер свидетельства: 372329

Похожие файлы

object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(63) "probliemy-riealizatsii-fgos-nachal-nogo-obshchiego-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "213485"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432060541"
  }
}
object(ArrayObject)#889 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Презентация педагогического проекта Профилактика суицидального поведения  подростков в школе"
    ["seo_title"] => string(109) "priezientatsiia-piedaghoghichieskogho-proiekta-profilaktika-suitsidal-nogho-poviedieniia-podrostkov-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "276478"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452746675"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства