Школьный музей и его роль в патриотическом воспитании младших школьников.
Школьный музей и его роль в патриотическом воспитании младших школьников.
Школьный музей – это особая образовательная среда, одна из форм работы по развитию творческой активности и общественной активности учащихся. Музей выполняет просветительскую, научную и просветительскую функции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Школьный музей и его роль в патриотическом воспитании младших школьников.»
Школьный музей и его роль в патриотическом воспитании младших школьников.
Автор Кузьмин Н.И.
Студент группы 4555
Школьный музей – это особая образовательная среда, одна из форм работы по развитию творческой активности и общественной активности учащихся. Музей выполняет просветительскую, научную и просветительскую функции. В залах музея собрана обширная информация о далеком прошлом и современной жизни общества.
Школьный музей выполняет одну из важнейших функций в воспитательном элементе образования. Он вовлекает детей в жизнь малой Родины, раскрывает особенности, интересные места и события, которые происходили в родном для детей крае. Школьный краеведческий музей обладает эффективной формой организацией и подачей учебного материала, благодаря чему и является одним из самых важных элементов для воспитания в детях чувства патриотизма и чувства любви к своей Родине. Дети углубляются в историю, с большим интересом участвуют в жизни школы, города, вовлечение в научно-исследовательскую деятельность и т.д.
Школьный музей идеально подходит для такого проблемного элемента в наше время – патриотизм. Для детей – это слово мало о чём говорит, поэтому в первую очередь нам надо не раскрыть значение этого слова, а воспитать в детях тот самый патриотизм, чтобы в дальнейшем у детей не возникало проблем с пониманием так такового слова «патриотизм».
Патриотизм начинается с «малой Родины», школьный музей идеально подходит для развития первоначального патриотизма и любви к родине через любовь к своему дому, деревни, посёлку или городу. Зная его историю, как она вплетена во всеобщую историю России и поможет прийти ребёнку к патриотизму.
Формирование патриотизма в настоящее время является ключом к созданию осознанного, сильного народа у которого есть фундамент, на котором он стоит крепко и стойко, что поможет пережить любые колыхания в мире.
В этом смысле перед государством стоит задача подготовки гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить собственную деятельность в соответствии с интересами окружающих. Решение этой проблемы связано с формированием устойчивых гражданских качеств личности ребенка. Проблема патриотического воспитания детей постоянно находится в центре внимания государства. То, что происходит в нашей стране на данный момент подтвердили, что социальное разделение и упадок духовных ценностей негативно сказались на обществе, на его сознании. Большинство социальных и возрастных групп нашей страны снизили образовательное влияние культуры, образования и искусства, как важнейшее в формировании патриотизма.
Всё больше ощущается утрата традиционного русского патриотического сознания. Истинный смысл и понимание интернационализма утерян. Дружба и сотрудничество между группами людей разных вероисповеданий и народностей переросло в равнодушие, агрессивность, неуважительное отношение людей друг к другу и многому другому.
Патриотическое воспитание должно внедряться на приоритетном уровне, в первую очередь, системно. Нужно выработать плановый подход для решения данного вопроса, который стоит перед государством и нами, как представителями нашего государства.
Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений государственной политики России в области образования. Система патриотического воспитания призвана обеспечить целенаправленное формирование активной позиции у граждан, способствовать их всестороннему включению в решение национальных проблем, создать условия для развития их государственного мышления и привычки действовать в соответствии с национальными интересами. России. Однако, на наш взгляд, в педагогической литературе патриотическому воспитанию через музей уделяется мало внимания.
Одной из форм работы по патриотическому воспитанию школьников является школьный музей. Музей является большим помощником в обучении и воспитании студентов. Он учит детей любить школу, показывает, кем стали выпускники нашей школы. Школьный музей способствует развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся. Школьный музей призван способствовать расширению кругозора и развитию интересов и познавательных способностей детей, освоению практических навыков исследовательской и исследовательской работы, а также служить целям совершенствования образовательного процесса.
Основная функция школьного музея – просветительская. Школьный музей – это не просто пылящийся кабинет, куда скидывают всё, что не вмещают в себя другие уголки школы, это не только создание выставок один раз в учебную четверть. У музея есть широкий спектр возможностей, в котором можно реализовывать разные уровни деятельности, направленные на повышение качества образования и укрепления исторического самосознания.
Школьный музей имеет под собой всё для формирования у учащихся качеств как гражданина Российской Федерации, так и настоящего патриота нашей Родины. Также музей способствует расширению их кругозора и развитию интересов и познавательных способностей, освоению учащимися практических исследовательских навыков и исследовательской деятельности, а также служить целям совершенствования образовательного процесса путем повышения квалификации. Музей – многофункциональный институт социальной памяти, благодаря которому развивается социальная потребность в выборе, сохранении и репрезентации определенной группы культурных и природных объектов, признанных обществом как ценность, подлежащая изъятию из окружающей среды и передаче из поколения в поколение. музейных предметов. В этом определении достаточно четко синтезируются культурный (ценностно-охранительный) и педагогический (научно-методические основы деятельности, направленной на внедрение и организацию передачи знаний) аспекты:
образовательная и воспитательная деятельность;
просветительская деятельность;
музейная среда.
Музей должен служить школой для развития человеческого глаза и руки для нового творчества. В настоящее время разработаны единые подходы к музейной деятельности в школе:
накопление и сохранение социальной информации;
познание и передача знаний, традиций, представлений, эмоций.
Речь идет о единстве следующих аспектов музейной и просветительской (обучающей) деятельности:
- когнитивный аспект, в основе которого лежит информация о сущности и самой реальной сущности. Познавательный аспект в музейном пространстве можно разделить на два компонента: информационный (получение информации о музее, его коллекциях или через музей и его коллекции) и образовательный (приобретение знаний в процессе музейного общения на основе знаний или изучения музейной деятельности). объекты);
творческий аспект, направленный на создание качественно нового и более высокого интеллектуального уровня субъекта (деятельности), заключающийся в наблюдении за прошлым, познании сути проблемы, создании и проверке идеи «интуиции» и ее реализации это идея;
- коммуникативный аспект, который реализуется через диалог личности с идеалами и вечными ценностями культуры.
В школьных музеях проводят встречи с ветеранами, ведут уроки мужества, выставки, вечера, дебаты, организуют тематические экскурсии и т.д. В школьном музее также организуют детские кружки, клубы, секции. Внутри таких кружков по интересам появляются дети-активисты, создают музейные советы, организуется помощь школе или музею, развивается самоуправление внутри детского коллектива. Школьные музеи развиваются сотрудничество с государственными архивами, библиотеками и музеями, и другими гос. Организациями способствующие развитию музея и школы.
Благодаря профильным специалистам содержание исследовательских и коллекционных работ музея, фонд музея пополняются новыми материалами работ, которые ранее были неизученными или малоизвестными. Это наполняет музей новыми сведенями, обновляют картинку региона новыми фактами, тем самым развивая региональный компонент в образовании детей.
На данный момент многие музеи имеют серьезные проблемы с организацией работы, материальном обеспечении и т.д. Эффективно использовать ресурс школьного музея не получается по многим причинам, но главная это то, что в образовательном процессе в образовательных учреждениях не находится отклик от преподавательского состава школ. Музей обладает разнообразными и эффективными возможностями для патриотического, профессионального и нравственного воспитания учащихся, развития их художественных вкусов и приобретения навыков эстетической деятельности.
Дальнейшее развитие сотрудничества между школой и музеем в образовательном процессе и формировании личности, а также в образовательном процессе, может быть весьма результативным через научно обоснованную программу “Музей-школа”. Если школа и музей будут работать совместно и относиться с большим требованием к работе, друг к другу, тогда и будет достигнут наивысший уровень эффективности данной системы работы.
Формирование такой программы, как «Музей-школа» имеет значительные перспективы в настоящем и будущем. Это поднимет на новую ступень учреждения, которые будут развивать и принимать участие в данном программе. Тесное сотрудничество между ними, а также образовательными и общественными учреждениями, обслуживаемыми научными коллективами - это лишь часть того, что потребуется. Развитие других, по большей части новых, областей деятельности станет неизбежным. Важно ввести занятия для учителей, работающих на базе школьного музея, проф. занятия, которые повысят уровень владения методикой музейной работы.
В данной области уже имеется позитивный опыт, в частности от организации базовых школ, где музейные специалисты совместно с учителями школы тестируют различные формы совместной работы, нестандартные программы, а после рекомендовать эти наработки для применения в совместной практике.
Также полезными могут быть мероприятия для школ и музеев различных профилей. В работу музея обязательно нужно включить детей всех возрастов, начиная с младшего школьного. Специалисты считают, что именно в детстве активно формируются потребности и культура человека, включая любовь к музею. Чем раньше дети будут посещать музей, тем больше эффекта достигнет школа и музей в развитии ребёнка.
На практике мы видим, что выставки и комнаты с оборудованием для детей в музеях эффективны с разными возрастами детей. Также важно, чтобы работники музея сотрудничали с воспитателями и учителями в этом вопросе, находили общий язык и способы взаимодействия.
Важно учитывать в каких условиях проводятся мероприятия, занятия или экскурсии. С родителями или самостоятельно, с друзьями или же он совместно с классом и учителем посещают экскурсию. Важно разработать дифференцированный подход к каждой из ситуаций, в которых может оказаться ребенок.
Нужно учитывать эти ситуации и находить наиболее эффективные способы оптимизации ознакомления детей с выставкой, экскурсией и т.д. Правильно определять в каких моментах давать тот или иной ответ на вопрос, комментировать происходящее.
Важно уделить особое внимание соблюдению принципа последовательности в научно-образовательной работе музея. Главное требование этого принципа - все методы воздействия на учеников должны быть взаимосвязаны. Соблюдение этого принципа поможет усваивать информацию, получаемую из музея, с каждым разом на более высоком уровне.
Принцип последовательности делает систему «музей-школа» наиболее эффективной в среде образовательного процесса, повышая уровень знаний школьника о своем месте проживания, о «малой Родине». Необходимо и дальше работать над комплексными планами работа для всех учебных групп начиная с начальной школы и до выпускного класса. Наибольший упор в работе надо ставить на конференции, клубы и кружки музея – это наиболее результативные формы работы при школьных музеях.