Школа - естественная лаборатория для экологического воспитания детей.
Школа - естественная лаборатория для экологического воспитания детей.
Экологическое воспитание учащихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание и формирование активной жизненной позиции по вопросам охраны природы. Поэтому учителя начальных классов для решения данной проблемы должны не только сообщать учащимся знания в области экологии, но и формировать бережное отношение к природе в целом
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Школа - естественная лаборатория для экологического воспитания детей. »
Экологическое воспитание младших школьников
Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпири как-то заметил : «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдётся сил, средств и разума. Чтобы поладить с природой, то на умершей покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту с такой надписью: «Каждый хотел лучшего только для себя!»
Наша школа находится в сельской местности. В непосредственной близости к природе. Являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Флора и фауна помогают развернуть с детьми краеведческую и экологическую работу. Провести наблюдения. Мы, взрослые , в большинстве своём поняли, что уничтожать природу –это всё равно что рубить собственные корни. Задача учителя донести до ума и сердца детей. Что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья природы и человека. Именно сейчас. Когда появилось какое-то безразличие к земле. Остро встаёт вопрос об эколизации воспитания. Но эта тема безгранична. Необходимо донести до сознания детей не только гордость за нашу богатую природу. Но и боль за каждую речку, берега, которых превращены в свалку.
Дети должны сердцем почувствовать: не сохраним природу- не будет и России!
Определились образовательные и воспитательные задачи . которые сводятся к следующему:
Углубление и расширение эколого-краеведческих знаний
Привитие первоначальных эколого-туристических навыков и умений
Привитие навыков исследовательской работы
Формирование чувства бережного отношения к природе родного края
На первом этапе работы с ними проводится ознакомительные занятия .на которых даются элементарные знания по краеведению, экологии, туризму и валеологии.
Практическая работа
Родник- маленькое чудо природы. Вода быстрая, живая, искристая, вкусная.
Определи расход воды родника.(1 л. Набирается за (сек., мин.))
Температура, цвет, запах ,жёсткость.
Самый близкий зелёный друг для младшего школьника – это горшочек с комнатным растением. Каждое растение это живой организм, который как ребёнок растёт, развивается, приносит огорчения и радость, радуя нас своими красивыми и сочными листьями, разной формой цветов.
Правильно организованная работа с комнатными растениями прививает детям навыки по выращиванию и уходу за растениями. Развивает наблюдательность и способствует эстетическому воспитанию учащихся. Комнатные растения- благотворный материал для познания живой природы в любое время года. А особенно в зимнее. Работа с комнатными растениями расширяет и кругозор ребенка.
Социально-экономические преобразования и сложная экологическая обстановка в России вызвали большой интерес к изучению и возрождению творческого наследия народа. Освоению его векового опыта в разных областях жизни, в особенности в области народной экологии. Многовековый опыт народа- сокровищница народной культуры. У народов, населяющих Россию и живущих в разных природных условиях, исторически сложились свои традиции взаимоотношений с природой.
Марийское этнопедагогическое наследие содержит богатый материал, который можно использовать для экологического воспитания школьников. Он включает в себя разнообразные сведения о лесе, растительном и животном мире, земле, воде, пашне, хлебе, и разнообразных явлениях природы.
Марийцы в древние времена поклонялись силам природы, но вместе с тем ощущали себя частицей природы, осознавали неразрывную связь с ней. Особое внимание уделяли предки мари священным деревьям. Культовыми деревьями считались берёза, дуб и липа. Моления, обряды совершались в берёзовой роще. Деревья увешивались дарами и амулетами. Категорически запрещалось пасти скот, вытаптывать траву, губить деревья, иначе, по народному поверью, такой человек мог быть наказан высшим божеством.
В марийских народных пословицах говориться: Лес – мать воды, лес страж воды. Хлеба нет – на будущий год уродится, срубишь лес- на будущий год не вырастет .
Велика воспитательная роль и народных праздников, связанных с природными изменениями. Воспитательные возможности народной педагогики целесообразно использовать для работы со школьниками, в связи с тем, что экологические знания, содержащихся в фольклоре, доводятся до детей в доступной форме, в форме повествования, музыкально-песенной, игровой.
Таким образом, все виды экологической работы имеют чётко выраженную экологическую направленность, что определяет их чрезвычайную актуальность при перестройке современного образования.