Просмотр содержимого документа
«Сборник заданий и фрагментов уроков с использованием современных образовательных технологий в образовательном процессе начальной школе»
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Сборник заданий и фрагментов уроков с использованием современных образовательных технологий в образовательном процессе начальной школе
Камышлов, 2017 г.
Сборник заданий и фрагментов уроков с использованием современных образовательных технологий в образовательном процессе начальной школы по ПМ. 01 «Преподавание по программам начального общего образования» МДК 01.09 «Современные образовательные технологии в образовательном процессе начальной школы» для студентов педагогического колледжа и учителей образовательных организаций/ сост. Пешкова В.В., руководитель – Болотова Е.Ю. – Камышлов. ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»,2017г.
Целью данного сборника является обобщение и систематизация заданий и фрагментов уроков с использованием современных образовательных технологий в образовательном процессе начальной школы.
Сборник адресован студентам педагогического колледжа и учителям образовательных организаций.
технология коллективно – творческого дела И.П. Иванова;
интерактивная технология;
технология саморазвивающего обучения Г.К, Селевко;
технология саморазвития Марии Монтессори;
коллективный способ обучения КСО (А, Г. Ривин, В.К. Дьяченко);
технология портфолио;
технология «Дебаты»;
технология «Диалог культур»;
здоровьесберегающая технология обучения;
информационно – коммуникационные технологии;
кейс – технологии;
теория поэтапного формирования умственных действий;
технология модульного обучения;
технология адаптивного обучения;
технология артикуляционной гимнастики;
технология интенсификации обучения;
технология мастерских;
технология системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности;
технология сотрудничества;
технология работы с проблемными детьми в массовой школе;
технология проблемного обучения.
Пояснительная записка
В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения. Овладение современными образовательными технологиями, их применение учителем – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.
С этой целью был создан сборник: «Задания и фрагменты уроков с использованием современных образовательных технологий в образовательном процессе начальной школе».
В данном сборнике представлены задания и фрагменты уроков по следующим современным образовательным технологиям:
групповая технология;
игровая технология;
технология уровневой дифференциации;
гуманно – личностная технология Ш. Амонашвили;
технология коллективно-творческого дела И.П. Иванова;
интерактивная технология;
технология саморазвивающего обучения Г.К. Селевко;
технология саморазвития Марии Монтессори;
коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко);
технология портфолио;
технология «Дебаты»;
технология «Диалог культур»;
здоровьесберегающая технология обучения;
информационно – коммуникационные технологии;
кейс – технологии;
теория поэтапного формирования умственных действий;
технология модульного обучения;
технология адаптивного обучения;
технология артикуляционной гимнастики;
технология интенсификации обучения;
технология мастерских;
технология системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности;
технология сотрудничества;
технология работы с проблемными детьми в массовой школе;
технология проблемного обучения.
Нормативной основой данного сборника является Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. В данном документе указан результат по итогам освоения курса обучения, например, личностные: «развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций» или, например, метапредметные: «использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач». Для достижения поставленного учителем результата необходимо использовать разнообразные современные образовательные технологии, например, технология коллективного творческого дела Иванова И.П., групповая, игровая технология и т.д.
Групповая технология
Фрагмент конспекта урока по литературному чтению, 2 класс «Носов Н.Н. «Живая шляпа»»
«- Сейчас, я предлагаю вам объединиться в группы по 3-4 человека и выполнить задание, представленное на карточке.
Первой группе нужно восстановить сюжетный план по картинкам, затем представить его.
Второй группе нужно подготовить чтение по ролям, обращая внимание на речь главных героев.
Третье группе нужно дать характеристику главным героям произведения Н.Н. Носова «Живая шляпа».
Четвёртой и пятой группе нужно подобрать пословицы и поговорки, которые подходили по содержанию произведения.
- Ребята, обращаю ваше внимание, что по завершению работы вам нужно будет представить свои результаты».
Игровая технология
Фрагмент конспекта урока по изобразительному искусству, 1 класс «Узоры на крыльях».
«- Отгадайте, загадку. И вы сразу догадаетесь, о чем сегодня мы поведем речь, и кого будем изображать:
«Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
А он вспорхнул и улетел».
О ком говорится в загадке? ( - о бабочке)
– Правильно, это бабочка.
– Сегодня мы с вами поговорим о том, как много разных бабочек существует в нашей природе, увидим, какие у всех разные и красивые крылья и сами попробуем нарисовать бабочку с красивыми узорами на крыльях. В конце урока у нас получатся красивые панно, которым нужно будет придумать название».
Фрагмент конспекта урока по литературному чтению, 2 класс «Носов Н.Н. «Живая шляпа»»
«-Ребята, пока, я к вам шла, у меня порвалась моя любимая книга и всё листочки перепутались.
-Вы поможете мне восстановить сюжет? (поможем)
-Для того чтобы восстановить сюжет вам нужно прочитать сам рассказ. Вы согласны со мной? (согласны)».
На этапе закрепления:
«- Ребята, вот и пришла пора восстанавливать сюжет сказки.
- Что же произошло сначала? Докажи фрагментом из текста. (- Сначала шляпа упала на пол. « Они только услышали, как позади что – то плюхнулось – упало на пол. Володя обернулся и увидел на полу возле комода шляпу и вдруг как закричит…»). - Что же произошло дальше? Докажи фрагментом из текста. (- Шляпа начала двигаться. «Вадик подошёл поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит….»). - Как развивались события потом? Докажи фрагментом из текста. (- Мальчики убежали из комнаты. « Соскочили с дивана – и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли»). - Что же потом? Докажи фрагментом из текста. (- Мальчики взяли кочергу и лыжную палку и стали бить по ней, но шляпа не двигалась.« Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату…. Сейчас я её как тресну кочергой! Пусть только подлезет ближе. Но шляпа лежала возле стола и не двигалась»). - И что же тогда стали делать мальчики? Докажи фрагментом из текста. ( - Мальчики набрали картошки и стали швырять её в шляпу. Швыряли, швыряли картошку и наконец шляпа подскочила кверху! «Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять её в шляпу. Швыряли, швыряли, наконец Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!»). - И чем же заканчивается произведение? Докажи фрагментом из текста. (- Под шляпой оказался котёнок.« Мяу!- закричала что – то. Глядь, из - под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котёнок выскочил»). - Молодцы!
Фрагмент конспекта урока по литературному чтению, 2 класс «Носов Н.Н. «Живая шляпа»»
« Собери пословицу, подумай, какая из них подходит к рассказу. Аргументируйте свой ответ.
Стоит трусость, храбрость бежит;
Глаза, у, страха, велики;
И, пенёк, трусливому, зайке, волк.
(храбрость стоит, трусость бежит; у страха глаза велики; трусливому зайке и пенёк волк. Храбрость стоит, трусость бежит, я думаю, что данная пословица подходит к рассказу, так как храбрость осталась, то есть мальчики остались, они показали, что они храбрые)».
Технология уровневой дифференциации
Фрагмент конспекта урока по литературному чтению, 4 класс «Цветаева М. И «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»
Этап: информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
«- Ребята, внимательно послушайте домашнее задание, пока ничего не пишите.
- Дома вам нужно будет подготовить чтение любого из стихотворений М.И. Цветаевой («Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства») наизусть, ЛИБО подготовить выразительное чтение одного из стихотворений, то есть вам нужно будет подготовить стихотворение наизусть ИЛИ приготовить выразительное чтение стихотворения.
Послушайте внимательно, оценку 5 получат те ученики, которые к следующему уроку приготовят любое («Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка» ) из стихотворений Цветаевой наизусть, соответственно те обучающиеся, которые хорошо подготовят выразительное чтение стихотворения получат отметку 4.
- Сейчас, каждый определится, что он будет выполнять и на какую отметку, после чего откроем свои дневники и запишем домашнее задание».
- Всем понятно домашнее задание? Кто может повторить его ещё раз? ( - Можно я)
- Пожалуйста (- дома необходимо подготовить чтение любого стихотворения Цветаевой («Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка» ) наизусть ИЛИ выразительное чтение).
- Спасибо!
Гуманно – личностная технология
Учитель предлагает ученикам выслушать следующую историю:
«В древние времена в Греции был парк, который назывался «Парк Академус» - это потому, что там был похоронен любимый герой Греко Изанимул Академус, в силу этого героя, парк назывался Академус. В этом парке собирались удальцы, греки и вообразите вот идёт группа мудрецов , их, наверное, пять, шесть, может быть, чуть больше, а за ним толпа учеников, ученики записывают изречения своих учителей, они философствуют, открывают миры, выдвигают свои версии и тому подобное. Мы входим в парк Академус, как будто мы сегодня будем в парке Академус заниматься и вот встречают нас у входа Ледне – мастер, который высекает на камнях мудрые изречения и просит нас: «Мудрецы помогите, пожалуйста, вот видите на камнях слова (приложение 1), их надо восстанавливать, а какие слова надо восстанавливать я не знаю, помогите мне, пожалуйста». – Давайте поможем им. Вот видите камень один: богатство как вода:…и…Можно взять любое из изречений и выдвигать свою версию. Платон, Диверген, Сократ, Аристотель и др. говорили, что «Богатство как вода: есть и нет и т.д». (учитель слушает версии учащихся и предлагает учащимся послушать мнения мудрецов)
Технология коллективного – творческого дела И.П.Иванова
Этап планирование (второй день):
«-Изготавливать открытки мы с вами будем 30 сентября
- Для этого вы должны заранее подготовить цветную бумагу, цветной картон, простой карандаш, клей, ножницы, салфетку. Дома вам нужно подготовить небольшие пожелания или стихотворения, которые вы запишите в свою открытку.
-Сейчас нам нужно решить какой формы будут наши открытки (круглые, квадратные, треугольные…).
-А, может быть, придумаем что-то оригинальное? Давайте изготовим открытки в форме вазочки или кружки, а внутри поместим цветочки и пожелания, согласны? (да!)
-А каким цветом могут быть наши открытки? (красные, жёлтые, оранжевые…).
-Сколько вариантов! Давайте тогда мы поделимся на подгруппы? (да)
-Всего будет 3 подгруппы! Что будет делать 1 - я подгруппа? (кружку, красного цвета!)
-А 2 - я? (вазу, оранжевого цвета!)
-что изготовит 3 - я подгруппа? (кружку, жёлтого цвета!)
- Отлично! Договорились!
- Все поняли домашнее задание? (да)
- Давайте повторим его ещё раз, что нам нужно сделать? (подготовить цветную бумагу, цветной картон, простой карандаш, клей, ножницы, салфетку. Дома подготовить небольшие пожелания или стихотворения для открытки).
- Тогда до встречи!» (До свидания)
Интерактивная технология
Метод карусели
Учитель предлагает всем учащимся (группе учащихся) встать в круг, а одному ученику (це) остаться вне круге. Как только музыка заиграла все начинают двигаться (и группа учащихся и ученик, стоявший за кругом). Как только музыка остановилась, все тоже остановились. К ученику, стоявшему вне круга поворачивается ученик, стоявший напротив него в круге и рассказывает о том, что нового он узнал на сегодняшнем уроке, чему новому научился, с какими трудностями пришлось столкнуться и т.д. После этого играет музыка и снова начинается движение, только тот ученик, который отвечал встаёт на место того ученика, который задавал вопросы рефлексии и так продолжается пока все ученики не ответят на вопросы рефлексии.
Технология саморазвивающего обучения Г.К. Селевко
Фрагмент конспекта занятия по Лего - конструированию, 3, 4 класс «Самолёт»
«- Ребята, скажите, пожалуйста, из каких частей состоит самолёт? (кабина, дверь, крылья, хвост, корпус, иллюминаторы, шасси)
-Верно! Сейчас, обратите внимание на слайд. Вам даны два изображения, скажите, пожалуйста, что это за изображения? (на слайде представлено изображение просто самолёта и изображение его модели из конструктора). - Скажите, пожалуйста, что общего у этих изображений? (- на обоих изображениях изображены самолёты, которые имеют хвост, крылья, кабину, дверь, корпус, иллюминаторы, шасси) - Верно! А в чём различие? (- в том, что представлена просто модель и модель из конструктора / самолёты разного цвета, формы и т.д.) - Спасибо. Может быть кто – то думает по другому? Поднимите, пожалуйста, руки, кто думает по другому (-нет). -Хорошо. Ребята, после того, как мы узнали из каких частей состоит самолёт, и посмотрели просто модель самолёта и модель, созданную из конструктора, мы можем приступить к работе, к созданию данной модели? (-да)
- Хорошо, обращаю ваше внимание на то, что сегодня вы будете создать модель самолёта самостоятельно, без инструкции, из маленьких деталей LEGO - конструктора.
- Перед тем как приступить к работе мы немного разомнёмся! (ФИЗМИНУТКА)».
Технология саморазвития Марии Монтессори
- Ребята, скоро праздник «8 марта», поэтому я предлагаю вам, сегодня, самостоятельно сделать подарки для нашим мам, бабушек. Цвет, форму открытки вы выбираете каждый индивидуально, какой (ая) вам больше нравится.
Упражнения, предлагаемые Марей Монтессори.
«Угадай-ка»
Материал: любой фрукт или овощ, лучше две штуки: один целый, а другой порезанный на кусочки.
Дети закрывают глаза. Учитель по кругу около каждого ребенка проносит фрукт, просит отгадать по запаху. Обсуждают запах. Затем снова все закрывают глаза, педагог каждому по очереди кладет в руки фрукт. Открыв глаза, дети продолжают обсуждать и выдвигать предположения какой это фрукт. Дети снова закрывают глаза, учитель дает каждому попробовать кусочек фрукта. Открывают глаза, узнают фрукт.
«Поймай колокольчик»
Материал: колокольчик.
Каждому ребенку по очереди предлагают закрыть глаза. Педагог звонит около ребенка в колокольчик. Задача ребенка поймать колокольчик закрытыми глазами.
«Тихая вода в центре круга»
Материал: чаша с водой, полотенце.
Дети садятся в круг. Педагог ставит в центре круга чашу с водой, которая не колышется. Дети смотрят на поверхность воды и стараются не шелохнуться. Педагог предлагает одному из детей выйти в круг и опустить руку в чашу с водой, нарушив её спокойствие. Дети тоже начинают двигаться, как только вода затихает, дети тоже стараются не двигаться. Игра повторяется несколько раз.
Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К. Дьяченко)
Фрагмент урока по русскому языку, 3 класс, УМК «Школа России», «Имя существительное как часть речи»
Этап: «открытие новых знаний»
«- Ребята, сегодня у нас необычный урок! Каждый из вас побывает в роли учителя. Сейчас вам нужно разделится на команды по 5 человек (учащиеся делятся на команды по 3 человека). – Хорошо, теперь послушайте внимательно задание. Я вам раздам карточки, на которых написана вся информация об имени существительном как части речи.
Сначала, вы, в команде внимательно изучаете представленную информацию, а затем делитесь этой информацией со своими одноклассниками. Задание понятно? (да). Тогда вы можете начинать изучать материал, представленный на карточке, по моему сигналу каждая команда выходит к доске и самостоятельно представляет то, что они запомнили больше всего».
Технология портфолио
Технология дебаты
Как вести себя на дебатах?
Цель: продолжить развивать критическое мышление, исследовательские навыки, умение отстаивать свои взгляды, вести цивилизованный спор.
Необходимо найти и сформулировать аргументы «за» и «против» какого-либо тезиса.
Выполняется это задание по схеме:
Я согласен с этой точкой зрения, так как
Аргумент 1______
Аргумент 2_________
Я не согласен с этой точкой зрения, так как
Аргумент 1________
Аргумент 2_________
Диалог культур
Урок окружающего мира, 1 класс
А следующий, о ком я хочу рассказать, это лебедь. С чем вы его ассоциируете? (ответы детей: с красотой, грациозность, плавность).
Лебедь символ чистоты, мудрости, благородства, гордости. В Древнем Китае лебедь - солнечная птица. Как вы думаете почему? (ответы детей: высоко летает). Еще лебедь символизирует вдох и выдох, Почему? (ответы детей: он белый и легкий как воздух).
В северной Руси лебедь ставился выше других птиц, и даже в одной из сказок его называли царь – птица.
Очень много легенд существовало и о следующем животном. Кто это? (достаем иллюстрацию, ответы детей: черепаха) Что вы знаете о ней? (ответы детей: медленно ходит, носит панцирь). Но черепаха не только медленное существо. Она наиболее древний вид животных и обладает уникальной способностью: она может жить на суши и в воде. Во многих странах черепаха олицетворяла силу. Многие народы верили, что символ черепахи наделит своего обладателя мудростью и подарит энергию. А Древние китайцы считали, что образ животного способен привлечь удачу. Вы наверно слышали легенду о том, что нашу планету держат три слона, которые стоят на панцире большой черепахи и которая плавает в мировом океане. Эта легенда пришла к нам и Индии.
У большинства государств национальными символами часто становятся животные или птицы, которые там живут.
Здоровьесберегающая технология
Упражнение «Весы»
Цель: снятие физического напряжения, а также закрепление знаний по теме «Килограмм».
Встаньте из-за парт и представьте себя чашечными весами. Левая рука – левая чашка весов, правая рука – правая чашка. Изображайте работу весов по моим командам.
– весы находятся в равновесии;
– левая чаша весов опустилась;
– правая чаша весов опустилась;
– весы находятся в равновесии;
– масса предмета на правой чаше тяжелее, чем на левой;
– весы находятся в равновесии;
– груз на левой чаше легче;
– весы находятся в равновесии.
ИКТ технология
«Задача о трех поросятах и метро».
Цель: развитие умения работать в текстовом редакторе WORD.
...В Санкт-Петербурге в разных районах, но на одной ветке метро жили-были три поросенка Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф. Ниф-ниф не любил работать, часто приезжал в гости к братьям. Но, он еще и не любил думать, в связи с чем, спустившись в метро, садился в первый пришедший поезд и ехал к брату, который жил в этом направлении. Из разговоров между собой братья выяснили, что в течение года у одного из них Ниф-ниф был в два раза чаще, чем у другого.
Помогите братьям понять, почему это происходит, при условии, что поезда с любой платформы метро идут через одинаковые интервалы длительностью 2 минуты, а также составить график прихода поездов на платформы в текстовом редакторе WORD.
Кейс технология
Ситуационная задача: «Какое дерево является символом России?»
Цель: развитие умения анализировать информацию.
Ознакомление:
Прочитайте самостоятельно текст;
Понимание:
Объясните причины того, что берёзу считают символом России.
Приведите примеры того как человек использует берёзу.
Применение:
Сделайте эскиз рисунка, который призывает людей к бережному отношению к берёзам.
Анализ:
Раскройте особенности берёзы, которые помогают ей быть пионером среди деревьев.
Синтез:
Найдите необычный способ, позволяющий добыть берёзовый сок не погубив дерево.
Оценка:
Оцените значимость берёзы для человека.
Технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий
Тема: « Порядок действий. Скобки. 2 класс»
Цель: развитие интеллектуальных способностей, посредством работы по плану.
- Свойство вычитания числа из суммы, свойство прибавления разности к числу; прибавление числа к сумме, вычитание суммы из числа
- Упражнения с внешней речью:
Решение с комментированием в парах;
Решение у доски с последующим объяснением;
Использование карточек-помощниц с алгоритмом проговаривания решения
а) 4 + (6 – 3) = 4 + 3 = 7
б) 8 – (4 + 2) = 8 – 6 =
в) 5 + (4 – 1 ) = 5 + … = 8
г) 9 – (6 – 3) = 9 - … =
Использование детей-консультантов.
Сравнение с эталоном
Контроль: решение и проговаривание 4-го примера.
Технология модульного обучения
Модульное чтение
Цель: развитие умения самостоятельно достигать цели учебно-познавательной деятельности, в процессе работы с модулем.
Модуль 1:
Подготовка к проверке домашнего задания
Открой учебник на странице... (если это стихотворение, повтори его).
Прочитай 1/3, страницы (стихотворение расскажи соседу по парте).
Расскажи, о чем говорится в отрывке, что особенно запомнилось и почему.
2. Звуковая разминка: артикуляция звуков, скороговорки, мини-стихотворения, их чтение: тихо, громко, медленно, быстро, про себя, с ударением на каждом слове, хором (орфографическое чтение), с поучительной интонацией, на память (по желанию).
Модуль 3:
Чтение-спринт. Начни по команде учителя «Начали»
Плотно сожми губы.
Читай только глазами.
Читай как можно быстрее, подчеркивай непонятные слова.
Ответь на вопросы к тексту.
Обсуди свой ответ с товарищем, посоветуйся.
Прими участие в общем обсуждении.
Технология адаптивного обучения
Цель: развитие умений ориентироваться в пространстве, выполнять указания учителя.
"Посмотрите на доску" (Учитель чертит на доске треугольник).
"Я начертил треугольник" (Отмечает точку внутри треугольника).
"Я отметил точку внутри треугольника" (Отмечает точку вне треугольника).
"Я отметил точку вне треугольника."
"Теперь посмотрите на этот чертеж (указывается чертеж к заданию 4).
На своих листках найдите круг, найдите квадрат."
Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата.
Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга.
Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга и внутри квадрата.
Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга и вне квадрата.
Технология артикуляционной гимнастики
Статические упражнения для языка
Птенчики.
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
Лопаточка.
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Динамические упражнения для языка.
Часики (Маятник). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
Змейка.
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
Упражнения для губ и щек
1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
2.Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. 3.Голодный хомячок.
Втянуть щеки.
Технология индивидуализации обучения
Тема: «Из сокровищницы книжной Руси». 4 класс.
Цель: выявление уровня усвоения темы урока.
- Сейчас мы проверим, как вы были внимательны на уроке. У вас на партах лежат листочки с тестами. Выполните работу, выбрав букву того ответа, который считаете правильным.
1. Кто создал славянскую азбуку?
м) Кирилл и Мефодий;
ф) Нестор;
2. Памятник Кириллу и Мефодию открыт, потому что:
о) они создатели славянской азбуки;
м) они являются первопечатниками;
3. Кириллица – это:
а) азбука азиатских народов;
л) славянская азбука;
4. Летописец – это:
о) человек, который записывал историю страны;
г) человек, который писал летние пейзажи;
5. Кем велись летописи?
с) князьями;
д) монахами;
6. Чем писали в Древней Руси?
ж) ручками;
ц) гусиными перьями и писалами;
7. Пергамен – это:
ы) Особым образом выделанная кожа для письма;
ш) оберточная бумага.
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала
Тема: «Воздушный змей». 4 класс.
Цель: развитие умений работать со схемой.
Перед вами чертёж воздушного змея, но его элементы не подписаны. Ваша задача прочитать названия элементов и их определения и написать возле каждого элемента на чертеже, его правильное название.
- На работу вам даётся 5 минут.
- Проверим. Как называется элемент под номером 1?
И т.д.
Текст раздаточного материала:
• Каркас – две, три или несколько реек, формирующих змея. Каркас служит для поддержки полотна в натянутом положении, для прочности и жёсткости конструкции.
• Полотно (парус) натягивается на каркас, создаёт препятствие потоку воздуха.
• Уздечка (привязка) – место крепления воздушного змея.
• Леер (нить) должен соответствовать размеру змея, быть крепким и лёгким. Желательно, чтобы он легко отцеплялся от воздушного змея и прицеплялся к нему.
• Хвост – не только украшение воздушного змея, но и зачастую его стабилизатор, устраняющий недостатки полёта.
• Катушка для намотки нити. Если запускать змея легко, то несколько по-другому обстоит дело с его возвращением, поскольку случается, что леер запутывается. Так катушка облегчает это.
Технология мастерских
Тема: «Сказки народов мира. Жизнь человека». 4 класс.
Этап: самоконструкция.
Цель: развитие умения индивидуально ставить гипотезу.
Подчеркните на листах бумаги качества людей, которые вам нравятся
Система развивающего обучения с направлением на развитие творческих качеств личности
«Составление предложений»
Цель: развитие способности быстро находить многообразные, иногда совсем новые связи и отношения между привычными понятиями, творчески создавать новые целостные комбинации из отдельных разрозненных элементов.
Наугад берут три слова, мало связанные по содержанию, например "озеро", "карандаш" и "медведь". Нужно составить больше всего предложений, которые обязательно включают в себя все эти слова. Творческим ответом можно считать установление нестандартных связей между этими словами (мальчик, тонкий, как карандаш, стоял у озера, которое ревело, как медведь).
Технология сотрудничества
Тема: «Части речи». 2 класс.
Этап: деление на группы и выполнение задания.
Цель: развития умения работать друг с другом.
Перед нами большой широкий двор, а в нем дома высокие, красивые, с резными ставнями. Давайте постучимся в крайний дом.
-Тук, тук, кто в домике живет?
Двое подготовленных учеников встречают «гостей» и отвечают:
-Мы-то предметы!
- А вы кто? А вы что?
- Ребята, какие из ваших слов могли бы ответить на вопросы хозяев этого дома?
Дети отвечают: «дом», «ведро», «петух», «отец».
-Заходите, будем жить вместе! (Дети-«существительные» усаживаются за стол вместе с «хозяевами»)
- Пойдемте, слова, дальше. Может в этот дом вас пустят?
Тук, тук, кто в домике живет? Чем хозяева занимаются?
-Мы-то работаем! Пилим, рубим, шьем, стираем… нам лентяи не нужны!
-А вы что- нибудь делать умеете?
- Ребята, посмотрите на свои слова, какие из них обозначают действие?
Дети отвечают: «ужинать», «мыть», «говорить», «готовить».
-Заходите, будем жить вместе! (Дети-«глаголы» усаживаются за стол вместе с «хозяевами»)
Ну а мы дальше пойдем! Вот и последний домик!
-Тук, тук, кто в домике живет?
- Мы ребята удалые, сильные и боевые!
-Дружные, веселые, умные и скромные! А вы какие?
- Ребята, кто из вас может ответить хозяевам на их вопрос?
Дети отвечают: «острая», «короткий», «слабый», «местная».
-Заходите, будем жить вместе! (Дети- «прилагательные» усаживаются за стол вместе с «хозяевами»)
- Ну вот и хорошо, ребята, всем места хватило? Устраивайтесь поудобнее, да познакомьтесь поближе. Каждая команда должна быстро составить маленький рассказ о том, что объединяет все ваши слова. Помните правила работы в команде.
Технология работы с проблемными детьми в массовой школе
Этапы работы с проблемными детьми в начальной школе
I этап проекта – подготовительный.
Цель: выявление групп проблемных детей с использованием разных методов: изучение личных и медицинских карт, психологическая, логопедическая диагностика, предметные мониторинги.
На этом этапе были сформированы следующие группы:
Дети, имеющие физиологические проблемы
Дети, имеющие психологические проблемы (нарушение внимание, памяти, координации движений, т.д)
Дети из асоциальных семей
Дети, имеющие низкую школьную мотивацию
Дети с педагогической запущенностью
II этап проекта – основной.
Цель: составление плана работы по каждой проблемной группе. Реализация плана.
Главные роли в работе с проблемными детьми и непосредственно с проблемными семьями отводятся психологу и социальному педагогу, которые должны работать в тандеме: один консультирует по проблеме, другой помогает ее решить. Но и учитель не может остаться без участия: ежедневные наблюдения и фиксирование результатов, анализ мониторинговых работ, беседы с родителями также играют немаловажную роль в решении проблем.
Формы и приемы работы, которые может использовать учитель при работе с проблемными детьми каждой группы.
Дети, имеющие физиологические проблемы. Это дети, имеющие отклонения в здоровье. Одноклассники часто не понимают, почему кому-либо из школьников нельзя бегать, прыгать, почему кому-то часто необходимо пить воду и т.д. Над такими детьми начинают смеяться, что приводит к конфликтной ситуации в классе. В следствии чего, снижается мотивация, у больного ребенка исчезает желание ходить в школу, а следовательно, падает и успеваемость.
Эти проблемы можно скрыть, привлекая подобных ребят в те виды деятельности, где они будут успешными, при этом необходимо показать, что ребенок может быть лучшим. Одним из вариантов помощи подобным детям является школьная киностудия. Возникла идея снятия фильма «Такая разная победа», в котором в главных ролях снимались именно дети данной группы. Фильм стал победителем в номинации «Оригинальное воплощение идеи», а ребята – герои этого фильма навсегда забыли издевки и смешки, которые были в их адрес.
Дети, имеющие психологические проблемы. Дисциплинарные нарушения, расторможенность на уроке, отсутствие концентрации внимания, очень маленький объем памяти… Все это оказывает отрицательное воздействие на участие в образовательном процессе. Такие дети требуют серьезных индивидуальных занятий с психологом, а также индивидуальный подход в плане преподавания учебного материала. Организация работы с этой группой в общеобразовательном учебном заведении является достаточно сложной.
Одним из приемов является создание вместе с ребенком карты «Мои успехи». Это не портфолио. Это альбом, в котором фиксируются все, даже незначительные, успехи ребенка по его проблеме. Например, проблема дисциплины на уроках. Отмечаем каждый урок вместе с ребенком его поведение, анализируем каждый день, сравнивая его с предыдущим, тем самым формируем самооценку. Кроме этого, ребенок сам заполняет отдельные страницы альбома, подбирая материал по своей проблеме. Это могут быть пословицы, поговорки, стихи, рассказы, правила этикета, рисунки… Каждый материал, который ребенок размещает в альбоме обязательно обсуждается. Материалы, подобранные учеником можно использовать во время классного часа, что также повышает самооценку.
Дети из асоциальных семей. Этих детей характеризует неумение вести себя в обществе, неумение общаться со взрослыми. Они не знают никаких правил и норм. Наравне с критикой к этим детям возникает и чувство жалости. Они не знают ласки, добрых слов, они не имеют возможности получить удовольствие от прикосновения к матери, которая обнимет и приласкает…
Большую возможность на работу с данными детьми дает внеурочная деятельность. В нашем случае это был семейный театр, в составе которого были и взрослые и дети. Школьники данной группы получали возможность длительное время общаться со взрослыми, им подбирались роли, в которых они играют детей, имеющих здоровую семью, или роли только положительного плана. Дети, посещающие студию, становились другими: исчезал негатив по отношению ко взрослым, а значит, и к учителю, возникла доверительная атмосфера, которая способствовала лучшему усвоению учебного материала.
Дети, имеющие низкую школьную мотивацию. Непонимание, зачем я в школе, желание остаться ребенком и поиграть, а также постоянные фразы родителей: «Он у меня еще маленький» складываются в единую неблагоприятную картину, которая мешает ребенку становиться школьником.
Одним из приемов повышения мотивации является игра «Гонка за лидером» (с 2007 года). Учитель договаривается с детьми о балловой системе (за что и сколько баллов ставится): это баллы за работу на уроке, за письменные работы, творческие работы. Необходимо дать возможность более слабым детям заработать свои баллы, поэтому варианты должны быть разные. В конце недели баллы суммируются для каждого ребенка, и вывешивается сводная таблица, в которой обязательно будет лидер. Теперь задача – догнать и обогнать лидера. Дети с интересом и азартом участвуют в такой игре, просят дополнительные задания, чтобы заработать как можно больше баллов, тем самым повышают мотивацию.
Дети с педагогической запущенностью. Последнее время очень часто приходится работать с детьми, которые не имеют даже базового уровня дошкольной программы: спрашивают названия цветов, времен года, не знают своего домашнего адреса, имена и отчества своих родителей… Соответственно и усвоение базовой школьной программы им дается нелегко.
Одним из принципов программы «Школа 2100» является принцип «мини-макса». Кроме этого, новый образовательный стандарт также предполагает включение в работу заданий трех уровней. Первый уровень – это и есть та планка, которую должны достигнуть дети данной группы. Обучение на начальном этапе у них должно работать на расширение кругозора. Например, тема «Хозяйство» (1 класс). В контрольной работе детям было предложено выбрать определение, соответствующее понятию «профессия», детям данной группы задание было сформулировано в другой форме: Врач, учитель, плотник … Что это? Приведи примеры, какие профессии знаешь ты. Такой облегченный вариант подачи задания придает ребенку уверенности и повышает мотивацию.
III этап – подведение итогов, рефлексия.
Работа по данной проблеме является очень длительной, это может быть и не год, и не два. В моей практике были случаи, когда результат наблюдался лишь спустя 5 лет. Поэтому, в завершении года, мы можем говорить лишь о промежуточных результатах, которые выявляются благодаря диагностикам, специфичным для каждой обозначенной группы. На основе результатов планируется (корректируется) дальнейшая работа.
Технология проблемного обучения
Урок окружающего мира для 2 класса
по разделу «Здоровье и безопасность»
-Давайте вспомним, чем мы занимались на прошлых уроках? (-мы говорили о частях тела и органах человека, про правила пожарной безопасности, о гигиене, о правильном питании и т.д.)
-Правильно, а как называется раздел, в котором мы изучали эти темы? (-здоровье и безопасность)
-Сережа и Надя поспорили на тему: Хорошо ли вы знаете раздел «Здоровье и безопасность» по окружающему миру?
-Сережа сказал, что да! А Надя сказала, что не согласна…
-А вы как считаете? (-хорошо знаем!)
-Можно это доказать? (да)
-А как мы можем это сделать? (-выполнить тест, задания, ответить на вопросы и т.д.)
-Совершенно верно, сегодня вы докажите Сереже и Наде, что вы знаете и умение.
Список литературы:
Образовательная технология «Портфолио» и её возможность применения в учебном процессе №32-2, 27.03.2015, URL: http://novainfo.ru/article/3367 (дата обращения: 12.04.17);
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии // Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов) URL: http://moi-rang.ru/publ/metodicheskie_materialy/pedagogicheskie_tekhnologii/tekhnologi (дата обращения: 10.04.17);
Психологический взгляд // Групповая и игровая технология в учебной деятельности URL: http://psyvision.ru/help/pedagogika/43-ped-tech20/489-ped-tech12 (дата обращения:13.05.17);
Социальная сеть работников образования // Кейс-технологии как один из инновационных методов образовательной среды URL: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/01/22/keys-tekhnologii-kak-odin-iz-innovatsionnykh-metodov (дата обращения: 14.05.17);
Открытый урок. Первое сентября // Технология сотрудничества как эффективный метод активизации творческой деятельности учащихся и учителей URL: http://festival.1september.ru/articles/638920 (дата обращения: 15.05.17).