Просмотр содержимого документа
«Сборник упражнений для развития речи»
МБОУ ПГО «Пышминская СОШ»
Сборник упражнений
по развитию речи
на уроках русского языка
в 4 классе
Составитель: Белоногова О.В.,
учитель начальных классов
2017 г.
Содержание
УПРАЖНЕНИЯ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ.
СИНОНИМЫ. АНТОНИМЫ. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ.
Однородные члены предложения
Сложные предложения с союзами И, А, НО
Прямая речь
4.ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Падеж
Склонение существительных
Правописание мягкого знака после шипящих в конце существительных
Безударные падежные окончания существительных
5.ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Безударные падежные окончания прилагательных
6. ГЛАГОЛ
Спряжение
Безударные личные окончания глаголов
Глаголы с -тся, -ться
Состав слова
УПРАЖНЕНИЯ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ.
Упражнение 1.
Выписать 4-5 слов и с одним из них составить предложение из 6 слов.
а) выписать слова на тему «Школа» (учитель, ученик, тетрадь, карандаш, пенал, перо); названия птиц или животных ( сорока, ворона, воробей, собака, заяц, медведь);
б) выписать 4 – 5 слов, начинающихся с буквы п, например: пенал, петух, пальто или с буквы в : воробей, валенки;
в) выписать 3 – 5 слов с безударной гласной о или а (город, лопата, молоко, платок, работа, сахар, стакан, запад ).
Упражнение 2.
Ответить на вопросы используя слова из словаря. К любому из подобранных слов записать как можно больше прилагательных.
Кто учит детей? (учитель) 2. Кто готовит уроки? (ученик) 3.Кто живет в лесу? (медведь) 4. Кто верный друг человека? (собака).
Упражнение 3.
С любым из слов составить предложение с однородными подлежащими.
а) «Первый слог потерялся».
…радь
…нал
…бака
…хар
б) «Собери слоги» :
бе, за, рё
де, ный, жур
воч, ка, де
ки, ва, лен
в) «Из каких слов выпали гласные?»:
м…ш…н…
з…в…д
к…стр…ля
д…р…г…
Упражнение 4.
Выписать слова. Выбрать одно слово и объяснить его лексическое значение.
а) выписать слова, отвечающие на вопрос кто? или что?
Примечание: Слова и их лексические значения может подбирать как сам учитель, так и учащиеся. Если задание готовит школьник, то необходимо продумать форму, в которой он будет представлять свою работу (презентация, чтение вслух или карточки).
Например:
1. С помощью этого чертят окружность.
2. Дом для машины.
3. Этот овощ используется для изготовления носа у снежной бабы.
Данные слова объединить в пары так, чтобы в каждой паре оказались слова с противоположным значением. Определить род имён существительных с шипящими на конце.
Заменить имена существительные в данных словосочетаниях синонимами, согласуя прилагательные с существительными. Записать по образцу, используя слова для справок.
Слова для справок: жара, буря, облако, укрепление, известие, тревога.
Упражнение 10.
К каждому существительному подобрать синоним, написать его. К выделенному слову подобрать антоним.
Пилот – л___________ лентяй – б____________
метель – в_____________ приятель – т__________
воин – с_____________ ученик – ш____________
флаг – з__________________ роща –з_______________
Упражнение 11.
Спиши и подчеркни синонимы к слову дорога.
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне.
(В. Остен)
Упражнение 12.
Списать. Вставить подходящие по смыслу существительные.
1. Завтра молодые воины будут принимать . . . . Молодогвардейцы дали . . . сражаться до конца жизни. (присяга, обещание).
2. Землетрясение – стихийное . . . . Семью постигло большое . . . . (бедствие, несчастье).
3. Настоящее счастье в . . . для народа. В каждом . . . сноровка нужна. (дело, труд).
Упражнение 13.
Рассмотреть картинки. Заменить картинку словом, подобрать к нему синоним, записать по образцу.
Образец: врач - доктор
Упражнение 14.
Сравни между собой слова в каждой строчке. Чем они сходны по смыслу, чем отличаются? К выделенным прилагательным подбери подходящие по смыслу существительные.
Слова в правом столбике соединить с нужными выражениями с помощью стрелок.
В час по чайной ложке. Мало
Рукой подать. Медленно
Повесить нос. Много
Раз, два и обчелся. Близко
Куры не клюют. Худой
Кожа да кости. Грустить
Упражнение 16.
Заменить описание кратким образным фразеологизмом.
1. Вадим немногословен, неболтлив, но замечания его всегда точны. Как говорит Вадим? ________________________________________________
2. Дядя Коля умеет всё: и на баяне играть, и рисовать, и телевизор починить умеет, и в квартире ремонт сделает. Как можно назвать дядю Колю? ______________________________________________________________
3. Только что мы вспомнили о Серёже, а он тут как тут. Что говорят в таком случае? _______________________________________________________
4. Мой старший брат говорит всегда обдуманно, напрасно никогда ничего не скажет, и если он что-то пообещает, то обязательно сдержит слово. Как об этом сказать? ___________________________________________________
5. Костя напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. Как говорят в таких случаях?
6. Но мы этого так не оставим, мы раскроем его проделки, чтобы впредь неповадно было. ________________________________________________
Слова для справок: слов на ветер не бросает; лёгок на помине; редко, да метко; мастер на все руки; вышел сухим из воды; выведем на чистую воду
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
«Реклама»
Составить рекламный текст.
Примечание: Важно, чтобы предметы или явления, о которых нужно рассказать, отличались от тех, которые можно увидеть в реальной рекламе. Тогда детям придется использовать не стандартный набор фраз, а придумывать свои.
«Ассоциации»
Назовать возможные слова, способные притягиваться к исходному.
Списать. К именам прилагательным подобрать близкое по значению имя прилагательное и написать его с тем же существительным. С одним из словосочетаний составить предложение с однородными членами.
Свежий хлеб - . . .
Свежий ветер - . . .
Мягкая зима - . . .
Мягкий человек - . . .
Дорогой подарок - . . .
Дорогой человек - . . .
Упражнение 2.
Найти границы предложений. Вставь пропущенные буквы. Любое предложение изменить так, чтобы в нем появились однородные члены предложения. Списать получившийся текст.
Стояло раннее утро солнце осв…щало в…рхушки высоких сосен длинные тени л…жали на песке лё…кая в…лна наб…гала на берег на берегу сидела белая ч…йка
Упражнение 3.
Составить из слов предложения и запиши получившийся текст. При списывании расставить нужные знаки препинания и пропущенные буквы.
Расставить номера предложений так, чтобы получился связный текст.Допиши 1-2 предложения с однородными членами, продолжив текст.
О коло берёзы растёт подберёзовик
В солнечный день дети пошли за грибами.
Ребята вышли на поляну.
О ни взяли с собой плетёные корзины.
А это сыроежка прячет свою красную шляпку под опавшим листом осины.
Упражнение 5.
Найти предложения с неверным порядком слов. Исправить ошибки и записать исправленные предложения. К первому предложению составить схему.
На деревьях и кустарниках весной листочки появляются зеленые.
Один за другим смолкают соловьи.
Вдоль дорожки тополей ряды ровные выстроились.
Солнечный свет изредка сквозь кроны пробивался деревьев тонкими лучами.
Упражнение 6.
Прочитайте текст. Выделите однородные члены предложения, расставьте запятые. Отметьте значком «х» слова, к которым относятся однородные члены предложения.
На траве на былинках на соломинках блестели бесчисленные нити осенней паутины. На берёзках осинах липах и клёнах блестят золотисто – жёлтые листья. Ветерок поиграл с клёном и дальше полетел.
.
Упражнение 7.
Составить связный текст из деформированных предложений. Списать. Найти предложения с однородными членами и обозначить их.
Еж и волк
еж, ягод, набрал
серый, повстречался, ему, волк
с, вежливо, ежик, ним, поздоровался
бросился, ежа, на, волк
отнять, ягоды, хотел, он
еж, в, быстро, нос, свернулся, волка, и, уколол
от, волк, и, взвыл, землю, на, упал, боли
убежал, а, ежик
Упражнение 8.
Дополнить предложения подходящими по смыслу словами так, чтобы получился связный рассказ. Подобрать к тексту название.
№ 1
Ели надели белые _________ ,
Спрятали в ________ колкие ________ .
Скачет под елками белый зайчишка,
Белый зайчишка в _________ пальтишке.
Ни рукавиц у косого, ни _________ ,
Греют его только быстрые __________ .
(И. Пивоварова)
Слова для справок: ша...ки, варе...ки, ла...ки, ле...кое, ша...ка, ла...ки.
Сложные предложения с союзами И, А, НО
Упражнение 1.
Дописать рассказ несколькими предложениями. Одно из них должно быть сложным предложением с союзами а, но или и.
№ 1
Спас друга
Алеша и Саша шли домой из школы. Они спустились к реке. Саша побежал вперед. И вдруг хрупкий лед треснул...
№ 2
В лесу
Дети идут по тропинке. Вот с дерева спрыгнула белка. Дятел стучит по коре сосны. В дупле дуба гнездо совы...
№ 3
После грозы
Ночью бушевала гроза. Неслись бурные потоки. Вода вырывала с корнем могучие деревья, сдвигала тяжелые камни...
Упражнение 2.
Написать, кто, как подаёт голос. Используя данные слова составить сложное предложение с союзами а, но или и.
Прямая речь может стоять ______________________________________ _____________. После прямой речи перед словами автора ставится __________ __________________________________________________________________________________________________, а после любого из этих знаков ставится ___________________________. Слова автора в этом случае пишутся _________ ________________________________________________.
2. Поставить недостающие знаки препинания.
Старый дуб уронил жёлудь под куст орешника. Орешник сказал дубу Разве мало простора под твоими сучьями? Ты бы ронял свои жёлуди на чистое место. Здесь мне самому тесно для моих отпрысков, и я сам не бросаю наземь своих орехов, а отдаю их людям. На это дуб ответил Я живу двести лет, и дубок из этого жёлудя проживёт столько же. Тогда орешник рассердился и сказал Так я заглушу твой дубок, и он не проживёт и трёх дней. Дуб ничего не ответил, а велел расти своему сыну из жёлудя. Прошло сто лет. Орешник давно засох, а дуб поднялся до неба и раскинул шатёр на все стороны.
Упражнение 2.
1. Поставить недостающие знаки препинания.
1) А П… 2) П а. 3) П… а.
2. Вставить пропущенные знаки препинания. Объяснить значение выделенного слова.
1) И сказала скалка Мне Федору жалко. 2) И заплакали блюдца Не лучше ль вернуться? 3) И зарыдало корыто Увы, я разбито, разбито! 4) А ты что ж, кумушка, в дорогу? ей с возу Курица кричит. 5) Помилуй, мне ещё и отроду нет году Ягнёнок говорит. 6) И чайник шепнул утюгу Я дальше идти не могу. 7) Стой, братцы, стой! кричит Мартышка. 8) Ах ты, обжора! Ах, злодей! тут Ваську Повар укоряет. 9) Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето? говорит ей Муравей.
Упражнение 3.
1. Вставить пропущенные буквы. Поставить недостающие знаки препинания.
1) Мы п_пр_сили л_сн_ка Пр_води нас, деду_ка. 2) Он пригласил Ступайте, р_бята, за мной! 3) Мы г_товы, Иван Петрович, ответили р_бята. 4) Ешьте, р_бята, ябл_ки предл_жил л_сник. 5) Дети п_бл_год_рили Сп_сибо, деду_ка, с удовольствием. 6) Возьмите ябл_ки с собой в д_рогу ск_зал л_сник. 7) Сч_с_ливого пути, прих_дите ещё н_слось нам вслед.
2. К выделенному слову подбрать как можно больше однокоренных слов. Корень выделить
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Падеж
Упражнение 1.
Составить и написать словосочетания. Определить падеж существительных.
Спустились (лестница) – ____________________, подошли (лестница) – _______________________, увидел (улица) – _______________, побежали к (речка) – ____________________, добежали до (речка) – ___________________, сад при (школа) – _______________, сад около (школа) – __________________.
Упражнение 2.
Дополнить словосочетания, используя слова для справок. Любое существительное изменить по падежам. Перочинный … Разбитое … Лечащий … Ненастный … Грецкий … Кожаная … Карие … Подводный … Кромешная … Звездное …
Слова для справок: сердце, нож, врач, день, тьма, небо, мир, глаза, орех, куртка.
Упражнение 3.
Прочитать. Выписать выделенные существительные, определить их падеж и подобрать к ним синонимы, записать парами.
1. Буря мглою небо кроет. 2. Выхожу один я на дорогу. 3. Человеку на работе воздается честь. 4. И грянул бой, Полтавский бой. 5. Не считай неприятеля овцою, считай его волком. 6. Лучше умереть, чем неправду терпеть. 7. Друг познается в беде. 8. Вдоль по улице метелица метет. В любую погоду с утра до утра по городу ходят к больным доктора. Бойцы вспоминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они.
Упражнение 4.
Списать. Поставить ударение, произнести слова правильно. Одно из существительных изменить по падежам.
Определить и надписать склонение существительных. С одним из словосочетаний составить и записать сложное предложение с союзами а, но или и.
Смастерил для голубя, обиделся на сестру, прочитал книгу, спрятался под столом, влетел в окно, на больную мозоль, к маленькой дочери, под высокой крышей, в тёплом пальто, о маленьком шимпанзе, до деревенского родника, в весенней капели, к хорошему человеку.
Упражнение 5
По фрагментам пословиц нужно догадаться, о каком предмете, качестве или явлении идет речь. Ответы записать и определить склонение.
• Города берет. (Смелость.)
• Благородное дело. (Риск.)
• Рождает победу. (Храбрость.)
• Всем городам мать. (Москва.)
• Всему голова. (Хлеб.)
• Путеводитель до Киева. {Язык.)
• На войне помогает вдвойне. (Смекалка.)
• Смелее языка. (Перо.)
• В счастье украшает, а в несчастье утешает. (Книга.)
• Залог здоровья. (Чистота.)
• Зеркало души. (Глаза.)
• Девичья краса. (Коса.)
• К месту говорится. (Слово.)
Правописание мягкого знака после шипящих в конце существительных
Упражнение 1.
Подобрать к данным именам существительным синонимы с шипящими на конце слова, обозначить их род.
Составь предложения из данных слов. Написать предложения. Где нужно, поставить мягкий знак (ь).
1) по, малыш(?), берегу, бегал, реки
2) холодный, овраге, ключ(?), в, шумит
3) на, веселилась, площадке, молодёж(?)
4) плащ(?), от, защитил, дождя, меня
5) отец, багаж(?), вещи, в, сдал
Упражнение 6.
Заменить выражения одним словом и записать. Указать род имен существительных.
1) Человек, который играет на трубе. 2) Человек, который выступает в цирке. 3) Очень сильный человек. 4) Человек, который играет на скрипке. 5) Житель Москвы. 6) Помещение, где стоят автомашины. 7) Колючее животное. 8) Место, где купаются и загорают. 9) Известный музей картин в Санкт-Петербурге. 10) Крупное морское северное животное с усатой мордой.
Упражнение 7.
Написать ответы в строчку через запятую.Указать род имён существительных.
1) Суп со свёклой и другими овощами.
2) Дикие птицы и животные как предмет охоты.
3) Мягкая часть печёного хлеба.
4) Женское украшение, прикалываемое на грудь, на воротник.
5) Человек с большими усами.
6) Сооружение для отопления помещения и приготовления пищи.
7) Способность говорить.
8) Пролом в стене, в корпусе корабля, пробоина.
9) Брусок из обожженной глины, используется для построек.
10) Беспорядок, путаница.
Упражнение 8.
Списать, вставив пропущенные буквы и раскрыв скобки. К выделенному слову подобрать как можно больше однокоренных слов разных частей речи..
На рыбной ловле
Д..рога шла через рож.. . Вот (про) б..жала мыш.. . (В) роще послышался плач.. – это сыч.. зат..нул песню. Вот и р..ка. Наступила ноч.., и ловля нач..лась. Кругом ст..яла тиш.. . Камыш.. ш..птался (с) р..кою.
Скоро мне (по) пался ёрш.. , а (у) дяди (на) леске бился лещ.. . Вот и полноч.. . Мы сделали шалаш.. . Утром, тол..ко бл..снул луч.. солнца, мы были на н..гах.
а) Пусто зимой в степ….. Дети играют в снежки на школьной площадк….. Снег л…жит на в…рхушк…. ел….
б) Пчелы и зимой живут в уль….. Узкая тропинка вела из рощ…. к железнодорожной насып….
в) Путники остановились на отдых недалеко от рек…. По расчищенной дорожк…. сада ребята дошли до опушк….. леса. Лесной сторож шел от сторожк… по лесной опушк….
Упражнение 2.
Вставить пропущенное окончание. В скобках написать род, склонение и падеж. С одним из слов составить предложение, подходящее к схеме
а) б)
а) На автомобил… (----------------) б) На лужайк… (-------------------)
у болтушк… (-----------------------) в мисочк…. (-------------------)
на скатерт… (--------------------------- ) в мебел… (------------------------)
в поезд… (---------------------------) у тётушк… (----------------------)
у сорок… (--------------------------) на балкон… (-----------------------)
об отважност… (-------------------------) из глазур… (--------------------------)
Упражнение 3.
Списать, ставя существительные из скобок в нужном падеже, обозначить склонение и падеж.
Мне приходилось ездить на ( автомобиль)______________________, на (трамвай)_____________________, на ( лошадь)__________________. В ( портфель)______________________ лежат книги и тетради.
В ( сумка) ________________, на ( диван)__________________ лежат игрушки. Мы вспоминаем о летнем (отдых)_______________. Была глубокая ночь, когда мы добрались до ( деревня) _________________. В (деревня) _________________ было уже темно. Из (деревня) _____________________ доносился лай
(собака)_________________. На новогодней ( елка) _______________ висело много игрушек.
Рассказать на тему, о которой говорится в выделенном предложении.
Упражнение 4.
Вставить на месте пропусков нужное окончание, определить падеж и склонение этого существительного.
В глубокойдревност… у людей не было часов. Они не умели делить сутки на часы, минуты.Сегодня часы повсюду с нами. Они висят на улиц…, в школ…, в метро, на вокзал….Часы у нас на рук…, в карман… на длинной цепочк… .По своей форм… часы бывают круглые, квадратные. Вы видали часы размером с горошину? А вот огромные башенные часы с бо…м называются куранты. Куранты на Кремлёвской башн… бьют двенадцать раз в полдень, в полночь.
Найти и подчеркнуть предложение, содержание которого соответствует картинке. Рассказать, что вы ещё об этом предмете знаете.
От берёзк ___ ____________ к осинк__ _____________.
К выделенным словам подбери антонимы.
Упражнение 6.
Составьте и запишите словосочетания с существительными. Укажите тип склонения и падеж существительных. Выделите окончания.
Сидеть на берёза ___________________________________________.
Расти у речка ______________________________________________.
Распуститься на сирень _____________________________________.
Приблизиться к мышь _______________________________________.
Салат из морковь ___________________________________________.
Проснуться на рассвет ______________________________________.
К выделенным словам подобрать как можно больше прилагательных.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Безударные падежные окончания прилагательных
Упражнение 1.
Вставить пропущенные окончания прилагательных. Назвать пословицу, к которой дано толкование.
Век - жизнь человека. Учиться можно в течение всей жизни, каждый день приносит нов… знания; познание бесконечно. Так говорят в качестве добр… совета постоянно учиться или в шутку, когда узнают что-либо нов…, интересн… чего до сих пор не знали.
(Век живи, век учись.)
Упражнение 2.
Списать предложения, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных. Выделить их. Указать падеж прилагательных.
1.На строительство дачн... домика привезли доски. 2. Зимой в лесу можно повстречать голодн... и зл... серо... волка. 3. Вокруг древн... рыцарск... замка был выкопан глубокий ров. 4. В зоопарке мы видели толст... неуклюж... носорога. 5. Ведро воды вытащили из глубок... колодца. 6. На крышке старинн... сундука висел замок. 7. Мама сшила платье из льнян... полотна. 8. С мягк... удобн... кресла не хотелось вставать.
Описать выделенное существительное не называя его.
Упражнение 3.
Списать пословицы, ставя слова из скобок в нужный падеж. Указать падеж. Выделить окончания. Рассказать жизненную ситуацию, когда одна из пословиц будет уместна.
1. В (согласное стадо) волк не страшен. 2. (Ласковое слово) и камень растопишь. 3. (Доброе семя) поле засевать — никогда нужды не знать. 4. При (летнее ясное солнышко) и ягодка краснеет.
Упражнение 4.
Вставить пропущенные окончания прилагательных. Любые три словосочетания дополнить до вопросительного предложения и записать.
В сплошн... осенн... тумане,
ранн... зимн... утром,
в зимн... утренн… уборе,
в тонк... кружеве,
на светл... фоне,
в хвойн... лесу,
смолист... дымом,
над лев... берегом,
ГЛАГОЛ
Спряжение
Упражнение 1.
От данных глаголов образовать и записать форму 2-го лица в настоящем времени в единственном и множественном числе. Указать спряжение глаголов. С одним из слов составить предложение с однородными членами.
ед. ч. мн. ч.
Работать - ____________________________________________,
От данных глаголов образовать и записать форму 2-го лица в настоящем времени в единственном и множественном числе. Указать спряжение глаголов. Подобрать синоним к выделенному слову.
Птицы уничт_жают н_с_комых и с_хр_няют ог_роды п_ля.
Сам п_г_бай а т_вар_ща выруч_й.
Глаголы с -тся, -ться
Упражнение 1.
Вставь подходящие по смыслу глаголы с возвратным значением.
В жару хочется _________________. В воде приятно _____________ . Зимой на пруду весело ________________ на коньках. Мне ___________________ чудесный сон. Наш класс _________________ на экскурсию. По утрам полезно _________________ холодной водой.
Упражнение 3.
1. Вставь, где нужно, мягкий знак (ь). С одним из глаголов составь предложение с однородными сказуемыми.
Образовать новые глаголы с помощью приставок и объяснить значение новых слов. Составить словосочетания.
.
В Ы –
Д О –
З А –
Н А –
О (ОБ) –
О Т – ГОВОРИТЬ
П ЕРЕ –
Упражнение 2.
1.Списать. Указать спряжение и время выделенных глаголов. Остальные глаголы разобрать по составу.
Широко раскинулись колхозные поля. Их недавно вспахали. Прошел теплый дождь. Вылезли на свет зеленые травинки. Милые цветы мать-и-мачехи раньше всех появляются на голой земле. Журчат, звенят веселые ручейки. Скоро прилетят пернатые друзья.
2.Рассказать, какие ещё цветы появляются ранней весной, какие птицы прилетают.
Упражнение 3.
С помощью приставок образовать глаголы будущего времени. Записать, выделить окончания. С одним из глаголов составить предложение из 5 слов.
Разобрать по составу слова. Найти лишнее слово и образовать от него глагол.
Варила, мастерская, положить, летаю, задумался.
Упражнение 9.
Исправить ошибки. Списать. Глаголы разобрать по составу.
Месность пакозалась мне угрюмее, чем из акна. Туман рассеялся. Виршыны гор ресовались отчётливо и сурово на пасвитлевшем небе. На тёмном фони гор пранасились клочя тумана, но внезу стаяли халодные сумерки.