Сборник упражнений для формирования орфографических навыков обучающихся 2 класса на уроках русского языка.
Сборник упражнений для формирования орфографических навыков обучающихся 2 класса на уроках русского языка.
Методический материал разработан для учителей начальных классов и родиетей второклассников с целью расширить уровень сформированности орфографических навыков у обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сборник упражнений для формирования орфографических навыков обучающихся 2 класса на уроках русского языка.»
Сборник заданий для формирования орфографических навыков обучающихся 2 класса на уроках русского языка
Екатеринбург
2018
Сборник заданий для формирования орфографических
навыков обучающихся 2 класса на уроках русского языка
Автор-составитель: Прудей Анна Александровна
учитель начальных классов МАОУ СОШ № 131
Настоящее пособие создано для родителей и преподавателей начальных классов. В сборнике представлены задания, предназначенные для повышения уровня формирования орфографических навыков у обучающихся 2 класса по русскому языку.
Раздел 2. Заглавная буква в именах собственных……………………….……………..17
Раздел 3. Проверяемые безударные гласные в корне слова…………………………..22
Раздел 4. Правописание парных согласных в корне слова……………………………32
Раздел 5. Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩН, НЩ……………………...40
Раздел 6. Правописание частицы НЕ с глаголами……………………………………...45
Приложение……………………………………………………………………………….49
Пояснительная записка
Сборник заданий разработан с применением интеграции учебных предметов, через предметные связи, проходящие по содержанию учебно-методического комплекса, что в свою очередь будет положительно влиять на формирование орфографических навыков обучающихся. Задания разработаны по теме «Мы живем в России. Природа родного края» на следующие виды орфограмм:
1. Правописание слов с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧУ, ЩУ
2. Заглавная буква в именах собственных.
3. Проверяемые безударные гласные в корне слова.
4. Правописание парных согласных в корне слова.
5. Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩН, ЩН.
6. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Цель данного сборника – создание содержательных условий по формированию орфографических навыков обучающихся 2 класса, через выполнение заданий сборника.
Задачи сборника:
1. Формирование орфографических навыков обучающихся 2 класса.
2. Повышение познавательной мотивации у обучающихся в процессе работы с орфограммами.
3. Формирование у обучающихся интереса к развитию и совершенствованию орфографических навыков;
4. Развитие воображения, логического и творческого мышления на основе собственных рассуждений.
5. Повышение интеллектуального уровня обучающихся.
Данный сборник составлен в соответствии с принципами наглядности, доступности, природосбережения, связи теории с практикой. Может быть применен на уроках русского языка как словарная работа, как отработка автоматизма, как закрепление изученного материала. Также возможно применение на уроках изобразительно искусства, при рисовании, использовать опорные слова, и на уроках окружающего мира для описания природы родного края и жизни животных, т.к. тематика заданий сборника по русскому языку интегрирована с тематикой изобразительного искусства и окружающего мира «Мы живем в России. Природа родного края». Может быть использован учителем начальных классов во внеклассной работе.
Предполагает совместную деятельность учителя и обучающихся всего класса как в целом, так и индивидуально, тем самым охватывает всю аудиторию и позволяет осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.
Содержание понятно и удобно для восприятия, что позволяет более широко раскрыть значимость формирования орфографических навыков обучающихся. За счет того, что сборник разработан в дополнение к действующему учебнику будет интересен в методическом плане учителю, а также обучающимся, как дополнительная мотивация и развитие творческих способностей на уроках русского языка в процессе формирования орфографических навыков..
Сборник призван помочь преподавателю русского языка во втором классе и родителям формировать у обучающихся предметные и метапредметные УУД, через формирование орфографических навыков, что, безусловно, является неотъемлемой частью учебного процесса.
В комплексе упражнений на ряду с разнообразными тренировочными заданиями представлены и нестандартные упражнения, вызывающие интерес у детей и способствующие развитию у них наблюдательности, памяти, воображения, логического мышления, творческих способностей. На ряду с тем, что в последнее время работа по перфокартам стала не популярной, мы включили в сборник именно эти задания, т.к. с ними любят работать обучающиеся и легко может работать по ним не только преподаватель, как и родители.
Каждое упражнение обеспечивает связь с упражнениями УМК «Школа России», задания являются дополнением к урокам русского языка во 2 классе. Они разнообразят деятельность обучающихся, создадут атмосферы активной деятельности. В сборник включены задания, способствующие повышению мотивации, которые спроектированы со знаком *, что означает творческие задания.
Сборник составлен согласно требованиям ФГОС НОО к результатам деятельности обучающихся.
При подготовке к уроку учителю по своему усмотрению предстоит выбирать, какие упражнения лучше взять из учебника, а какие из сборника упражнений.
Совместное использование методики УМК и спроектированного сборника будет способствовать рационализации учебного процесса.
Сборник составлен таким образом, что упражнения можно использовать при работе с любым учебно-методическим комплектом.
Желаем Вам успешной работы!
Раздел 1.
Правописание сочетаний
жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Правило: жи-ши пиши с буквой «и», ча-ща пиши с буквой «а», чу –щу пиши с буквой «у».
Задание 1
Вспомни что такое живая и неживая природа. Распредели слова по двум группа, 1 группа – живая природа, 2 группа – неживая природа, запиши. Подчеркни гласные после шипящих ж, ш, ч, щ.
Составь предложение из любых слов, выдели орфограмму, подчеркни члены предложения, обозначь части речи.
Задание 2
Прочитай, отгадай загадки.
Запиши отгадку, разделяя слова для переноса, подчеркни сочетания жи - ши.
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках целый год (ежиха)
Колючий клубочек
Под ёлкой лежит.
Взять пожелаешь –
Вмиг убежит (ёжик)
Если дождик, мы не тужим
Бойко шлёпаем по лужам.
Станет солнышко сиять –
Нам под вешалкой стоять (калоши)
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые (снежинки)
Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала (туча)
Каждый год я к вам лечу –
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко – красный галстук мой. (снегирь)
Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф.
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он … (жираф)
В чистом поле, у берёзки,
На снегу видны полоски.
Подошла лиса поближе:
Здесь бежали чьи – то … (лыжи)
Сами – крошки,
Боятся кошки:
Под полом живут,
Туда всё несут (мыши)
Я антоним слова шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна,
Называюсь… (тишина)
Собрались мы у крыльца,
Ждём весёлого жильца.
Прилетел он наконец –
С песней звонкою … (скворец).
Стоит Антошка
На одной ножке,
Руки из палки,
В руках мочалки (чучело)
Задание 3
Прочитай, спиши предложения, вставляя в слова слог жи или ши, ча или ща, чу или щу.
Проснулись е... .
Выползают у... .
Строят ...лища чи... и стри... .
Чуть колыша камы… ,
Дремлет озеро в ти… .
Отраженья в нём …вут:
Тучи в озере плывут.
Бор сосновый, как …вой,
Дремлет книзу головой.
Подогрела …йка …йник,
пригласила восемь …ек;
- приходите все на …й!-
Сколько …ек, отве…й!
Миша, Миша: не спе...,
Повнимательней пи...!
Да потише на...май,
Карандаш свой не сломай!
В нашей школе ...вут е..., мы... и заяц. Ребята уха...вают за ...вотными. После уроков мы бе… м в ...вой уголок и уго...ем своих друзей чем-нибудь вкусным.
…ка в речке …ла,
Щёткой воду мела,
… варила для гостей,
Уго…ла пескарей.
Подчерки сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Задание 4
Прочитай пословицы. Запиши любые 10 пословиц, вставляя необходимые словосочетания.
ЖИ-ШИ
Век …ви - век учись.
Хочешь есть калачи, не ле… на печи.
…ла в мешке не утаишь.
У мудрого человека длинные у… и короткий язык.
Поспе…шь - людей насме…шь.
Чуж..ми руками жар не загребай!
Не спеш... языком - торопись делом.
Лучше богатство потерять, чем слово нару...ть.
ЧА-ЩА
Делу - время, потехе - …с.
Не было бы с…стья, да нес…стье помогло.
По одёжке встре…ют - по уму провожают.
ЧУ-ЩУ
Родимая сторона - мать, …жая - мачеха.
…жим умом богат не будешь.
Грибов и…т - по лесу ры…т.
Объясни смысл пословиц.
Задание 5
Расставь слоги в словах правильно, запиши получившиеся слова.
Жойчу - _____________,
кащу - ______________,
гучунок - ___________,
щууго - _____________,
ощуты - _____________,
чечуло - _____________,
щуи - _______________,
чувыру - ____________.
Выдели орфограммы.
Задание 6
Запиши, вставив пропущенные буквы. Выдели грамматическую основу предложений любого текста.
В природе есть прекрасный, ч..десный цветок. Этот цветок имеет ощ..тимое отличие от всех других цветов. Ч..до цветок – роза. У розы колючие ш..пы.
Мы ж..вем в деревне. У нас ж..вет собака Рыж..к. Наш пес очень сч..стливый. Он любит ч..сто гулять и играть.
Утром на реке тиш..на. Мы плывём на лодке по ш..рокой протоке. По воде плавают ч..десные белые кувш..нки. Над ними круж..т стрекоза. Стрекозы похож.. на маленькие вертолётики.
За рекой дубовая рощ.. . Мы с товарищ..ми ч..сто ходили туда гулять. Однажды зашли глубоко в ч..щ.. и заблудились.
Задание 7
Запиши предложения под диктовку, выдели орфограмму жи-ши.
НА РЕКЕ
Утром на реке тишина. Мы плывём на лодке по широкой протоке. По воде плавают чудесные белые кувшинки. Над ними кружит стрекоза. Стрекозы похожи на маленькие вертолётики.
В реке живет много разной рыбы. Рыбы живые, когда они попадаются на крючок, нам становится их жалко, и мы отпускаем их живыми.
НА РЫБАЛКЕ
Мой папа любит рыбалку. Он часто берёт меня с собой. Вчера мы ездили на машине на озеро. Папа поймал большого леща и щуку. Он положил их в садок, но потом, сжалившись, отпустил жить дальше.
Подчеркни грамматическую основу предложений.
Задание 8*
Измени слова так, чтобы они отвечали на вопрос
что делаю?
Искать грибы, учить уроки, крутить ручку, тащить санки, любить природу, ходить в лес, составлять компанию, собирать ягоды.
Составь текст – повествование, используя изученные буквосочетания
Прочитай. В тексте перепутаны предложения о разных животных. О каких животных идет речь? Спиши, вставь пропущенные орфограммы, напиши название животного. Подчеркни орфограмму.
Они мало похож_ на лесных зверей. У них стройные ноги, длинная шея и узкие уш_. Вместо лап у них ш_рокие ласты. Голова увенчана небольш_ми рожками. Вместо шерсти – толстая кожа. Под ней слой ж_ра. Это защита от стуж_. Шерсть короткая, на ней – тёмные пятна прич_дливой формы. Эти красивые ж_вотные – ж_тели равнин.
_______________ - ж_вут в холодных морях.
________________ - самые высокие из ж_вущих на Земле ж_вотных.
Раздел 2.
Заглавная буква в именах собственных.
Правило: все собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы.
Задание 1
Прочитай. Подчеркни заглавную букву в собственных именах существительных.
Николай остался в избе один. Мальчику было скучно. Он взял старую шапку и пошёл в школу. Школа была за лесом. Николай вышел к чужим дворам. Выбежали две собаки - Жучка и Снежок. Николай испугался. Он пустился бежать в школу со всех ног.
Прибежав в школу, Коля рассказал все произошедшее Ване, Оле и Марии Петровне. Мария Петровна сказала Коле, что ходить можно только по знакомым улицам.
Подчеркни грамматическую основу в 7 предложении первого абзаца. Обозначь части речи в пятом предложении первого абзаца.
Задание 2
Вставьте имена собственные.
Котёнок _____________,_____________,___________ ;
город _____________________,___________________;
мой друг _____________,_____________,___________;
моя фамилия ________________;
река_____________,_____________,_______________ ;
страна _____________,_____________,_____________;
пёс _____________,_____________,_______________ ;
рассказ_____________,_____________,_____________.
Образуй от каждого слова фамилию.
Кузнец - ___________________________ ,
чайка - _____________________________,
зверь - _____________________________,
петух - _____________________________,
сахар - _____________________________,
заяц - ______________________________,
медведь - ___________________________,
волк - ______________________________,
лисица - ____________________________.
Задание 3
Вспомни, какие типы текста ты знаешь.
Составь текст – рассуждение на тему «Мой родной город Екатеринбург». Используй как можно больше собственных имен существительных.
Придумай имена существительные по теме «Природа Урала», запиши их в две группы: в первую – собственные имена существительные, во вторую – нарицательные. Проведи с соседом взаимопроверку.
Собственные имена существительные
Нарицательные имена существительные
Задание 5
Прочитай текст. Запиши тему каждого текста и основную мысль, составь два вопроса по каждому тексту для одноклассников.
Метро
Метро. Быстро мчатся поезда метро. Они перевозят много пассажиров. Самое большое и красивое метро в Москве. Алиса живет в Екатеринбурге, там девять станций метро.
Самая глубокая станция Екатеринбургского метрополитена – станция Уральская.
Метро есть в Харькове, Ленинграде, Киеве, Новосибирске. Станции метро находятся очень глубоко под землей.
Карта
Эта карта нашей Родины. Наша Родина — Россия. Большой кружок на карте – столица нашей страны – город Москва.
В северо-восточном направлении от Москвы находится город, в котором мы живем – Екатеринбург.
Много в Екатеринбурге рек, гор, озёр, поселков, деревень. Екатеринбург расположился сразу на двух частях света – Европа и Азия.
Раздел 3
Проверяемые безударные гласные
в корне слова.
Правило:чтобы проверить безударную гласную в корне слова, необходимо подобрать такое проверочное слово, чтобы на эту гласную падало ударение.
Задание 1
Спиши текст, в скобках напиши проверочные слова.
Лес.
В л...су (.............) живёт рыжая л...са ( ...............). Лисий дом - н...ра ( ....................). У н....ры ( .............) играют весёлые л...сята (........). Л....сица (.................) учит их лисьим повадкам.
Подчеркни грамматическую основу во всех предложениях. Нарисуй иллюстрацию к данному тексту.
Задание 2
Спиши, распределяя слова в две группы: 1 группа – то, что относится к природе, 2 группа – то, что относится к рукотворному миру. Вставь пропущенные буквы.
В д…ждливую погоду д..твора с..дит дома. Св..тлячок св..тился з..лёным светом. З..мой л..сники раскладывают в к..рмушки корм для диких зв..рей. На дв..ре ст..яли з..л..тистые сн..пы пш..ницы.
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Определи тип текста.
Проверь себя по схеме:
Текст
Что произошло?
Какой? Какая? Какое?
Почему?
повествование
описание
рассуждение
Задание 4
Найди и подчеркни безударную гласную в корне слова, выдели корень.
Запиши слова, которые относятся к живой природе, подбери к ним однокоренные слова.
Задание 5
Выпишите из текста слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением, подчеркните их.
После тёплых летних дней наступает золотая осень. На опушке леса можно найти подосиновики, розовые сыроежки, скользкие грузди, душистые рыжики. На лесных полянах краснеют гроздья рябины, а в моховых болотах на кочках появляются ягоды клюквы. На дне лесного ручья видна каждая травинка.
Лёгкий ветерок подгоняет облачка по прозрачному небу. В тихие дни над землёй летает липкая паутина.
Птицы начинают готовиться к отлёту на юг. В дальний путь отправляются дикие гуси. Покидают родные болота журавли. Далеко разносятся их голоса.
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Запиши основную мысль текста.
Мур…вьи - уд…вительные нас…комые. У них есть даже свой «м…лочный скот». Это тля. Она выд…ляет сла…кий сок, и мур…вьи по…хватывают его прямо с её брюшка.
Если тли слишком распл…дились, муравьи распол…гают их на новой ветк… на друг…м р…стении. Поз…ботятся они и об охран… , которая защ…тит тлю от вр…гов: кл…ща, божьей к…ровки.
В забот… о к…рмилице мур…вьи стро…т даж… «к…ровники». Их можно увид…ть на многих р…стениях: на подорожнике, на с…сне и б…рёз…, в зар…слях кустов. Если «коровники» кто-то руш…т, мур…вьи (не)сп...саются бегством, а бр…саются на пом…щь тлям. Они по…хватывают их и уб…гают с ними вмест… .
Основная мысль___________________________________________
Мысленно очутись в этом березовом лесу. Что ты видишь? Что тебя привлекает больше всего. Пофантазируй, что может произойти дальше? Запиши текст, отвечающий на вопрос: Что произошло?».
Задание 9
Запиши текст под диктовку, озаглавь его.
Заяц ночью бегает по полям и лесам без страха. Его следы прямые. Но утром он мечется от страха и путает следы. Охотники сами путаются по двойным следам и далёким прыжкам. Они удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он всего боится.
Основная мысль:__________________________________________
Старик Степан Петрович сторожит сад. В саду на ветвях висят груши. Есть несколько больших яблонь и много слив. Ночной порой сторож сидит у окна. От ветра скрипят стволы груш. Во дворе у стены видна будка собаки Стрелки.
Основная мысль:__________________________________________
В одной стране, в чудной стране появился злой волшебник. В саду гуляли прекрасные гласные. Их-то волшебник и заколдовал. Да так сильно, что они стали друг на друга похожи. Буква «о» стала копией буквой « а», «е» на «и» и т.д.
Колдун захохотал и исчез, а у жителей страны началась путаница. Все от неё так устали! И тут на помощь всем пришло доброе Ударение, хотя ударять оно никого не собиралось, так, пошлёпать только… Достаточно было ему только ударить над гласной буквой в ладоши, как с неё слетала маска и она становилась сама собой. Буква под ударением ясна и понятна. И стала она называться Ударная Гласная.
Но не всех удалось ещё расколдовать, поэтому мы можем помочь им. Они ждут нашей помощи, ждут своего часа!
Подумай, как ты можешь помочь гласным спастись от чар волшебника? Обозначь партитуру чтения в тексте сказки.
Раздел 4
Парные по глухости – звонкости согласные звуки.
Правило:чтобы проверить парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова надо: изменить слово так, чтобы после проверяемого согласного стоял гласный звук или непарный звонкий согласный звук [н].
Правило:парные согласные в корне слова надо проверять, для этого надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после парной согласной стояла гласная буква.
Задание 1
Найдите в орфографическом словаре учебника слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком, которые являются рукотворным миром.
Запишите слова.
Алфавит, город, завод, карандаш, класс, молоток, народ, обед, платок, рисунок, язык.
Составь из этих слов рассказ, можешь добавить другие слова. Чтобы правильно писать слова, можешь воспользоваться помощью карандаша:
Задание 3
Определи границы предложений. Вставь пропущенные буквы. Озаглавь. Запиши правильно текст.
Наступила ранняя зима выпал пушистый сне... занесло им тро…ки и доро…ки в лесу медве…ь готовился к зиме он натаскал в свое жильё мя …кой душистой хвои медведю не страшна зима.
Что помогло тебе определить границы предложения?
Сформулируй правила для выполнения этого задания, расскажи его своим одноклассникам.
Задай соседу по парте вопрос, чтобы определить, знает ли он как определять границы предложения.
Задание 4
Озаглавь текст. Вставь пропущенные буквы. Укажи корни в словах с парными по глухости-звонкости согласными звуками.
Серенькая шу…ка, острая мордочка, зоркие хитрые гла…ки, острые зу…ки, длинный хвостик, тонен…кие ла…ки. Быстро и неслышно бегает на них мален…кая зв…рюшка, здесь подъест кро…ку, там сгрызёт корочку, в хле…це дырочку проест. Ло…ко проберётся в чулан, полакомится свечами и старыми газетами.
Составьте предложение со словами каждой строчки.
Мышка, кошка, глазки, лапки.
Дружба, книжки и тетрадки,
Шубка, шапка и сапожки,
И берёзка, и серёжки.
Задание 5
Прослушай текст.
Отечество
Мать и отец – самые близкие тебе люди. Это твоя семья.
Недаром место, где родился человек, называют красивым словом «Отечество». Это слово произошло от слов «отче», «отец».
Чуть позже появилось слово «Родина». Оно произошло от слов «родная», «родимая». У Родины, как и у каждого из нас, есть имя. Имя нашей Родины – Россия.
Ответь на вопросы:
1.Кто для тебя самые близкие люди?
2.Как называют место, где родился человек?
3.От каких слов оно произошло?
4.Какое слово появилось чуть позже?
5.От каких слов оно произошло?
6.У нашей Родины какое имя?
Прослушай текст еще раз, с помощью ответов на вопросы, перескажи текст.
Задание 6
Распредели слова в две группы: 1 группа – природа, 2 группа – рукотворный мир.
Выпал пушистый _________ . Весь __________ белый. Ударил сильный __________ . У дома намело большой ____________ . Наш __________ застыл. Береги _____________ в большой __________ .
Слова для справок: но с/з, сне г/к, сугро б/п, моро з/с, са д/т, пру д/т, моро з/с.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
1 вариант
Заяц залез в огород за морковкой. Потом он сел под куст и стал грызть кочерыжку. Вдруг из утреннего тумана появился пёс Пушок. Заяц прошмыгнул сквозь гибкие ветки. Ему удалось проползти под низкой решёткой и добежать до близкого леска. Пёс побежал за ним по скользкой тропке через овраг. На опушке у дубка зверёк встал. Пёс потерял след на дне овражка.
2 вариант
Ночью был дождь. Дорожки и тропки стали вязкими. Их покрывает жидкая грязь и охапки скользких листьев. Редкие пташки собирают крошки во дворе. Исчезают уже мошки и букашки. Из низкой беседки вышла кошка с узкими глазками и чуткими ушками. Она хочет аккуратно подползти к пичужкам. Робкие пичужки взмахнули крылышками и перелетели на низкие ветки.
Раздел 5
Правописание сочетаний
ЧК, ЧН, ЩН, НЩ.
Правило: буквосочетания ЧК, ЧН, ЩН, НЩ пишутся без мягкого знака.
Задание 4 Отгадай загадки. Запиши ответы на них, выдели орфограмму.
Над цветком цветок тот пляшет,
Веерками крыльев машет.
Так прекрасен он, хорош,
Но на клумбе не найдешь (бабочка)
Стали буквы резче, ярче,
Стали четкими совсем.
Если зрение подводит
Надевай и нет проблем (очки)
В воду любит окунаться,
В краски любит одеваться,
А потом в альбом мой скок!-
И раскрасила цветок (кисточка)
В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки –
Раздают всем огоньки (спички)
На ветках –
Плотные комочки.
В них дремлют клейкие листочки (почки)
Наклонилась над рекой
Уговор у них такой:
Обменяет ей река
Окунька на червяка (удочка)
Мигнет, моргнет,
В пузырь нырнет,
В пузырек под потолок,
Ночью в комнате денек (лампочка)
В каждой книжке
И тетрадке
Можно встретить
Эти грядки (строчки)
Задание 5
От имён существительных образуй однокоренные имена прилагательные мужского рода.
Образец: мрак - мрачный
Пшеница - ________________________________
Солнце - __________________________________
Мука - ____________________________________
Река - ____________________________________
Земляника- _______________________________
Пушка - ___________________________________
Сердце - __________________________________
Овощи - ___________________________________
Мощь - ____________________________________
Конец- ____________________________________
Век - _____________________________________
Наука - ___________________________________
Сок - _____________________________________
Цветок - __________________________________
Хищница - ________________________________
Праздник - ________________________________
Раздел 6
Правописание частицы НЕ с глаголами.
Правило: НЕ с глаголами пишется раздельно.
Исключения (глаголы, которые без НЕ не употребляются): недоумевать, негодовать, невзлюбить, ненавидеть, несдобровать, невзвидеть света, неистовствовать, неволить, недужиться, нездоровиться, неймёт, неймётся, недовесить, недовыполнить, недоглядеть, недомогать, недокормить, недолюбливать, недооценить, недослышать, недопонимать, недополучить, недосчитаться, недоучесть.
Задание 1
Спиши пословицы. Подчеркни не с глаголами.
1) Правда в огне не горит и в воде не тонет.
2) Без правды не живут, а только маются.
3) Неправдою свет пройдёшь, да назад не воротишься.
4) Ржавчина на железе, а неправда в человек не утаится.
5) Не спеши языком, торопись делом.
6) Не сиди сложа руки - не будет скуки.
7) Ссора до добра не доведёт.
Объясни значение пословиц, проведи взаимопроверку с соседом по парте.
Задание 2
Прочитай текст.
Береги книгу! Бери её грязными руками и клади на грязный стол. Перегибай книгу и загибай её листы, рисуй и пиши на книге. Если ты взял книгу в библиотеке, то забудь вернуть её в срок.
Все ли правильно в данном призыве автора к читателю?
Аргументируй свой ответ_________________________________
Дедушка подарил мне двух зайч…т. Я х…рошо ухаж…вал за ними. Зайч…та подросли и стали б…л…ш…ми. В…сной я понёс их в лес и выпустил на волю. Зайч…та радостно помч…лись по лесу.
Прочитай слова, подчеркни сочетания ЧА –зелёным цветом, ЧУ –синим цветом. Найди слово, в котором 4 слога, напиши это слово ниже, проведи звуко-буквенный анализ слова:
Митя нак..тался на саночках с л..дяной горы и на коньках по замёрзшей р..ке. Приб..жал д..мой и г..в..рит отцу: «Уж как вес..ло з..мой! Я бы х..тел, чтобы з..ма всё была».
Озаглавь текст. Вставь пропущенные буквы. Укажи корни в словах с парными по глухости-звонкости согласными звуками.Найди и подчеркни в тексте имена существительные во множественном числе.
Серенькая шу…ка, острая мордочка, зоркие хитрые гла…ки, острые зу…ки, длинный хвостик, тонен…кие ла…ки. Быстро и неслышно бегает на них мален…кая зв…рюшка, здесь подъест кро…ку, там сгрызёт корочку, в хле…це дырочку проест. Ло…ко проберётся в чулан, полакомится свечами и старыми газетами.