kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сборник упражнений для формирования орфографических навыков обучающихся 2 класса на уроках русского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический материал разработан для учителей начальных классов и родиетей второклассников с целью расширить уровень сформированности орфографических навыков у обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сборник упражнений для формирования орфографических навыков обучающихся 2 класса на уроках русского языка.»







Сборник заданий для формирования орфографических навыков обучающихся 2 класса на уроках русского языка







Екатеринбург

2018

Сборник заданий для формирования орфографических

навыков обучающихся 2 класса на уроках русского языка

Автор-составитель: Прудей Анна Александровна

учитель начальных классов МАОУ СОШ № 131















Настоящее пособие создано для родителей и преподавателей начальных классов. В сборнике представлены задания, предназначенные для повышения уровня формирования орфографических навыков у обучающихся 2 класса по русскому языку.


























© Прудей А.А.



Содержание

Пояснительная записка……………………………………………….………………….4

Раздел 1. Правописание слов с сочетаниями

ЖИ,ШИ, ЧУ, ЩУ,ЧА, ЩА ………………………………………………………………7

Раздел 2. Заглавная буква в именах собственных……………………….……………..17

Раздел 3. Проверяемые безударные гласные в корне слова…………………………..22

Раздел 4. Правописание парных согласных в корне слова……………………………32

Раздел 5. Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩН, НЩ……………………...40

Раздел 6. Правописание частицы НЕ с глаголами……………………………………...45

Приложение……………………………………………………………………………….49



































Пояснительная записка

Сборник заданий разработан с применением интеграции учебных предметов, через предметные связи, проходящие по содержанию учебно-методического комплекса, что в свою очередь будет положительно влиять на формирование орфографических навыков обучающихся. Задания разработаны по теме «Мы живем в России. Природа родного края» на следующие виды орфограмм:

1. Правописание слов с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧУ, ЩУ

2. Заглавная буква в именах собственных.

3. Проверяемые безударные гласные в корне слова.

4. Правописание парных согласных в корне слова.

5. Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩН, ЩН.

6. Правописание частицы НЕ с глаголами.

Цель данного сборника – создание содержательных условий по формированию орфографических навыков обучающихся 2 класса, через выполнение заданий сборника.

Задачи сборника:

1. Формирование орфографических навыков обучающихся 2 класса.

2. Повышение познавательной мотивации у обучающихся в процессе работы с орфограммами.

3. Формирование у обучающихся интереса к развитию и совершенствованию орфографических навыков;

4. Развитие воображения, логического и творческого мышления на основе собственных рассуждений.

5. Повышение интеллектуального уровня обучающихся.

Данный сборник составлен в соответствии с принципами наглядности, доступности, природосбережения, связи теории с практикой. Может быть применен на уроках русского языка как словарная работа, как отработка автоматизма, как закрепление изученного материала. Также возможно применение на уроках изобразительно искусства, при рисовании, использовать опорные слова, и на уроках окружающего мира для описания природы родного края и жизни животных, т.к. тематика заданий сборника по русскому языку интегрирована с тематикой изобразительного искусства и окружающего мира «Мы живем в России. Природа родного края». Может быть использован учителем начальных классов во внеклассной работе.

Предполагает совместную деятельность учителя и обучающихся всего класса как в целом, так и индивидуально, тем самым охватывает всю аудиторию и позволяет осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.

Содержание понятно и удобно для восприятия, что позволяет более широко раскрыть значимость формирования орфографических навыков обучающихся. За счет того, что сборник разработан в дополнение к действующему учебнику будет интересен в методическом плане учителю, а также обучающимся, как дополнительная мотивация и развитие творческих способностей на уроках русского языка в процессе формирования орфографических навыков..

Сборник призван помочь преподавателю русского языка во втором классе и родителям формировать у обучающихся предметные и метапредметные УУД, через формирование орфографических навыков, что, безусловно, является неотъемлемой частью учебного процесса.

В комплексе упражнений на ряду с разнообразными тренировочными заданиями представлены и нестандартные упражнения, вызывающие интерес у детей и способствующие развитию у них наблюдательности, памяти, воображения, логического мышления, творческих способностей. На ряду с тем, что в последнее время работа по перфокартам стала не популярной, мы включили в сборник именно эти задания, т.к. с ними любят работать обучающиеся и легко может работать по ним не только преподаватель, как и родители.

Каждое упражнение обеспечивает связь с упражнениями УМК «Школа России», задания являются дополнением к урокам русского языка во 2 классе. Они разнообразят деятельность обучающихся, создадут атмосферы активной деятельности. В сборник включены задания, способствующие повышению мотивации, которые спроектированы со знаком *, что означает творческие задания.

Сборник составлен согласно требованиям ФГОС НОО к результатам деятельности обучающихся.

При подготовке к уроку учителю по своему усмотрению предстоит выбирать, какие упражнения лучше взять из учебника, а какие из сборника упражнений.

Совместное использование методики УМК и спроектированного сборника будет способствовать рационализации учебного процесса.

Сборник составлен таким образом, что упражнения можно использовать при работе с любым учебно-методическим комплектом.



















Желаем Вам успешной работы!



Раздел 1.

Правописание сочетаний

жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Правило: жи-ши пиши с буквой «и», ча-ща пиши с буквой «а», чу –щу пиши с буквой «у».

Задание 1

Вспомни что такое живая и неживая природа. Распредели слова по двум группа, 1 группа – живая природа, 2 группа – неживая природа, запиши. Подчеркни гласные после шипящих ж, ш, ч, щ.


Ежи, груши, лужи, чум, кочан, шишки, чижи, кружить; чаща, роща, дача, стучать, щука, пушинка, жимолость, куча, стрижи, камыши, живность, шипы, кружится гуща, чаща, чижик, щука, душистый, чудо, животное, туча, мыши, снежинка, чучело, вершина, саранча, рыжик, чайка, щавель, моржи, малыши, ландыши, галчата, овчарка, лещи.

Составь предложение из любых слов, выдели орфограмму, подчеркни члены предложения, обозначь части речи.

Задание 2

Прочитай, отгадай загадки.

Запиши отгадку, разделяя слова для переноса, подчеркни сочетания жи - ши.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках целый год (ежиха)


Колючий клубочек

Под ёлкой лежит.

Взять пожелаешь –

Вмиг убежит (ёжик)


Если дождик, мы не тужим

Бойко шлёпаем по лужам.

Станет солнышко сиять –

Нам под вешалкой стоять (калоши)


С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Лёгкие пушинки,

Белые (снежинки)


Летит орлица по синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала (туча)



Каждый год я к вам лечу –

Зимовать у вас хочу.

И ещё красней зимой

Ярко – красный галстук мой. (снегирь)

Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф.

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он … (жираф)


В чистом поле, у берёзки,

На снегу видны полоски.

Подошла лиса поближе:

Здесь бежали чьи – то … (лыжи)


Сами – крошки,

Боятся кошки:

Под полом живут,

Туда всё несут (мыши)



Я антоним слова шума, стука,

Без меня вам ночью мука.

Я для отдыха, для сна,

Называюсь… (тишина)


Собрались мы у крыльца,

Ждём весёлого жильца.

Прилетел он наконец –

С песней звонкою … (скворец).


Стоит Антошка

На одной ножке,

Руки из палки,

В руках мочалки (чучело)


Задание 3

Прочитай, спиши предложения, вставляя в слова слог жи или ши, ча или ща, чу или щу.


Проснулись е... .

Выползают у... .

Строят ...лища чи... и стри... .



Чуть колыша камы… ,

Дремлет озеро в ти… .

Отраженья в нём …вут:

Тучи в озере плывут.

Бор сосновый, как …вой,

Дремлет книзу головой.


Подогрела …йка …йник,

пригласила восемь …ек;

- приходите все на …й!-

Сколько …ек, отве…й!

Миша, Миша: не спе...,

Повнимательней пи...!

Да потише на...май,

Карандаш свой не сломай!


В нашей школе ...вут е..., мы... и заяц. Ребята уха...вают за ...вотными. После уроков мы бе… м в ...вой уголок и уго...ем своих друзей чем-нибудь вкусным.


…ка в речке …ла,

Щёткой воду мела,

… варила для гостей,

Уго…ла пескарей.


Подчерки сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.




Задание 4

Прочитай пословицы. Запиши любые 10 пословиц, вставляя необходимые словосочетания.

ЖИ-ШИ

Век …ви - век учись.

Хочешь есть калачи, не ле… на печи.

…ла в мешке не утаишь.

У мудрого человека длинные у… и короткий язык.

Поспе…шь - людей насме…шь.

Чуж..ми руками жар не загребай!

Не спеш... языком - торопись делом.

Лучше богатство потерять, чем слово нару...ть.

ЧА-ЩА

Делу - время, потехе - …с.

Не было бы с…стья, да нес…стье помогло.

По одёжке встре…ют - по уму провожают.

ЧУ-ЩУ

Родимая сторона - мать, …жая - мачеха.

…жим умом богат не будешь.

Грибов и…т - по лесу ры…т.



Объясни смысл пословиц.




Задание 5

Расставь слоги в словах правильно, запиши получившиеся слова.

Жойчу - _____________,

кащу - ______________,

гучунок - ___________,

щууго - _____________,

ощуты - _____________,

чечуло - _____________,

щуи - _______________,

чувыру - ____________.

Выдели орфограммы.







Задание 6

Запиши, вставив пропущенные буквы. Выдели грамматическую основу предложений любого текста.

В природе есть прекрасный, ч..десный цветок. Этот цветок имеет ощ..тимое отличие от всех других цветов. Ч..до цветок – роза. У розы колючие ш..пы.



Мы ж..вем в деревне. У нас ж..вет собака Рыж..к. Наш пес очень сч..стливый. Он любит ч..сто гулять и играть.



Декабрь – нач..ло зимы. Ч..сто трещ..т лютые морозы. Вот она, настоящ..я зима!



Утром на реке тиш..на. Мы плывём на лодке по ш..рокой протоке. По воде плавают ч..десные белые кувш..нки. Над ними круж..т стрекоза. Стрекозы похож.. на маленькие вертолётики.



За рекой дубовая рощ.. . Мы с товарищ..ми ч..сто ходили туда гулять. Однажды зашли глубоко в ч..щ.. и заблудились.



Задание 7

Запиши предложения под диктовку, выдели орфограмму жи-ши.

НА РЕКЕ

Утром на реке тишина. Мы плывём на лодке по широкой протоке. По воде плавают чудесные белые кувшинки. Над ними кружит стрекоза. Стрекозы похожи на маленькие вертолётики.

В реке живет много разной рыбы. Рыбы живые, когда они попадаются на крючок, нам становится их жалко, и мы отпускаем их живыми.

НА РЫБАЛКЕ

Мой папа любит рыбалку. Он часто берёт меня с собой. Вчера мы ездили на машине на озеро. Папа поймал большого леща и щуку. Он положил их в садок, но потом, сжалившись, отпустил жить дальше.

Подчеркни грамматическую основу предложений.



Задание 8*

Измени слова так, чтобы они отвечали на вопрос

что делаю?

Искать грибы, учить уроки, крутить ручку, тащить санки, любить природу, ходить в лес, составлять компанию, собирать ягоды.

Составь текст – повествование, используя изученные буквосочетания

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9*

Попробуй составить текст – описание по картине

Задание 10

Прочитай. В тексте перепутаны предложения о разных животных. О каких животных идет речь? Спиши, вставь пропущенные орфограммы, напиши название животного. Подчеркни орфограмму.

Они мало похож_ на лесных зверей. У них стройные ноги, длинная шея и узкие уш_. Вместо лап у них ш_рокие ласты. Голова увенчана небольш_ми рожками. Вместо шерсти – толстая кожа. Под ней слой ж_ра. Это защита от стуж_. Шерсть короткая, на ней – тёмные пятна прич_дливой формы. Эти красивые ж_вотные – ж_тели равнин.





_______________ - ж_вут в холодных морях.



________________ - самые высокие из ж_вущих на Земле ж_вотных.



Раздел 2.

Заглавная буква в именах собственных.

Правило: все собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы.

Задание 1

Прочитай. Подчеркни заглавную букву в собственных именах существительных.

Николай остался в избе один. Мальчику было скучно. Он взял старую шапку и пошёл в школу. Школа была за лесом. Николай вышел к чужим дворам. Выбежали две собаки - Жучка и Снежок. Николай испугался. Он пустился бежать в школу со всех ног.

Прибежав в школу, Коля рассказал все произошедшее Ване, Оле и Марии Петровне. Мария Петровна сказала Коле, что ходить можно только по знакомым улицам.


Подчеркни грамматическую основу в 7 предложении первого абзаца. Обозначь части речи в пятом предложении первого абзаца.







Задание 2

Вставьте имена собственные.



Котёнок _____________,_____________,___________ ;

город _____________________,___________________;

мой друг _____________,_____________,___________;

моя фамилия ________________;

река_____________,_____________,_______________ ;

страна _____________,_____________,_____________;

пёс _____________,_____________,_______________ ;

рассказ_____________,_____________,_____________.



Образуй от каждого слова фамилию.

Кузнец - ___________________________ ,

чайка - _____________________________,

зверь - _____________________________,

петух - _____________________________,

сахар - _____________________________,

заяц - ______________________________,

медведь - ___________________________,

волк - ______________________________,

лисица - ____________________________.



Задание 3

Вспомни, какие типы текста ты знаешь.

Составь текст – рассуждение на тему «Мой родной город Екатеринбург». Используй как можно больше собственных имен существительных.

Мой родной город Екатеринбург

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4

Придумай имена существительные по теме «Природа Урала», запиши их в две группы: в первую – собственные имена существительные, во вторую – нарицательные. Проведи с соседом взаимопроверку.



Собственные имена существительные

Нарицательные имена существительные





























Задание 5

Прочитай текст. Запиши тему каждого текста и основную мысль, составь два вопроса по каждому тексту для одноклассников.

Метро

Метро. Быстро мчатся поезда метро. Они перевозят много пассажиров. Самое большое и красивое метро в Москве. Алиса живет в Екатеринбурге, там девять станций метро.

Самая глубокая станция Екатеринбургского метрополитена – станция Уральская.

Метро есть в Харькове, Ленинграде, Киеве, Новосибирске. Станции метро находятся очень глубоко под землей.


Карта

Эта карта нашей Родины. Наша Родина — Россия. Большой кружок на карте – столица нашей страны – город Москва.

В северо-восточном направлении от Москвы находится город, в котором мы живем – Екатеринбург.

Много в Екатеринбурге рек, гор, озёр, поселков, деревень. Екатеринбург расположился сразу на двух частях света – Европа и Азия.





Раздел 3

Проверяемые безударные гласные

в корне слова.

Правило: чтобы проверить безударную гласную в корне слова, необходимо подобрать такое проверочное слово, чтобы на эту гласную падало ударение.

Задание 1

Спиши текст, в скобках напиши проверочные слова.

Лес.

В л...су (.............) живёт рыжая л...са ( ...............). Лисий дом - н...ра ( ....................). У н....ры ( .............) играют весёлые л...сята (........). Л....сица (.................) учит их лисьим повадкам.



Подчеркни грамматическую основу во всех предложениях. Нарисуй иллюстрацию к данному тексту.











Задание 2

Спиши, распределяя слова в две группы: 1 группа – то, что относится к природе, 2 группа – то, что относится к рукотворному миру. Вставь пропущенные буквы.

К...рова, г...зета, скв....рец, б...лет, д....кабрь, н...род, м....локо, пятн...ца, к....рабль, д....ревня, в...кзал, м...роз, к...пуста, р...кета, м....дведь, п....льто, к...стёр, к...мандир, р...сунок, л...пата, м...лина, р...бята, в....гон, п...года, к...ртина, ...втобус, м...сяц, п...суда, п...стух, др...зды, сн...жинка, кр...чал, м...стечко, стр...ительная, к...менистая, ст...яла, л...сная, л...сица, цв...точек, тр...пинка, гр...бник, б...р...говая, р...чной, выст...вка, б...льной, п...ньки, б...да, б....льшой, гл....зной, гр....бной, д....лёкий, дл...ннее, д...ждливый, з....лёный, зв....риный, к...лючий, кр....вой, л....сной, м....сной, м....рской, н...бесный, п...рнатые, пр....мой, п...следний, р....гатый.











Задание 3

Прочитай. Подумай, это текст?

Аргументируй свой ответ.

В д…ждливую погоду д..твора с..дит дома. Св..тлячок св..тился з..лёным светом. З..мой л..сники раскладывают в к..рмушки корм для диких зв..рей. На дв..ре ст..яли з..л..тистые сн..пы пш..ницы.



Спиши, вставляя пропущенные буквы. Определи тип текста.

Проверь себя по схеме:

Текст






Что произошло?

Какой? Какая? Какое?



Почему?


повествование

описание



рассуждение




Задание 4


Найди и подчеркни безударную гласную в корне слова, выдели корень.



Зелёный, уродился, листва, весёлый, тишина, деревца, тянули, гора, скрипит, ряды, ветерок, зовёт, отвечает, хотим, спросили, дворы, выгоняли, колючки, прошагали, волчата, увядает, косой (дождь), посадили, заскрипела, ближайший, показалось, перегоняли, замечает, удивительный, прибежали, молоко, вылечил, золотистый, пятно, заплетённая (коса), за холмами, воробей, торопиться, ремешок, молоток, перелесок, поспевает, в стороне, пролетает, замело, посветить, вариант, заплатить, оглянуться, увековечить.



Запиши слова, которые относятся к живой природе, подбери к ним однокоренные слова.




Задание 5


Выпишите из текста слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением, подчеркните их.


После тёплых летних дней наступает золотая осень. На опушке леса можно найти подосиновики, розовые сыроежки, скользкие грузди, душистые рыжики. На лесных полянах краснеют гроздья рябины, а в моховых болотах на кочках появляются ягоды клюквы. На дне лесного ручья видна каждая травинка.

Лёгкий ветерок подгоняет облачка по прозрачному небу. В тихие дни над землёй летает липкая паутина.

Птицы начинают готовиться к отлёту на юг. В дальний путь отправляются дикие гуси. Покидают родные болота журавли. Далеко разносятся их голоса.







Задание 6


Объясни правописание безударной гласной.


Стр…на, з…мля, гн…здо, м…ста, б…рега, д…ревья, в…чера, з…ма, сн…га, ц…нить, к…рмить, пос…дить, р…ка, ц…на, п…так, ч…сы, п…ля, пот…нул, х…лодный, в…терок, см…гчить, н…сить, ч…совой, ст…ляр, ст…пной.


Спиши, вставляя пропущенные буквы. Запиши основную мысль текста.

Мур…вьи - уд…вительные нас…комые. У них есть даже свой «м…лочный скот». Это тля. Она выд…ляет сла…кий сок, и мур…вьи по…хватывают его прямо с её брюшка.

Если тли слишком распл…дились, муравьи распол…гают их на новой ветк… на друг…м р…стении. Поз…ботятся они и об охран… , которая защ…тит тлю от вр…гов: кл…ща, божьей к…ровки.

В забот… о к…рмилице мур…вьи стро…т даж… «к…ровники». Их можно увид…ть на многих р…стениях: на подорожнике, на с…сне и б…рёз…, в зар…слях кустов. Если «коровники» кто-то руш…т, мур…вьи (не)сп...саются бегством, а бр…саются на пом…щь тлям. Они по…хватывают их и уб…гают с ними вмест… .

Основная мысль___________________________________________

__________________________________________________________

_________________________________________________________.

Задание 7*

Напишите сочинение – миниатюру,

употребляя данные слова:


1 вариант

«Приход весны».

Св…тить, пригр…вать, бл…теть, бер…га, нав…днение, прил…тать, гн…здо, д…ревья, первые в…сенние цв…ты, ст…бельки подснежников, тр…пинка, заз…ленеть.


2 вариант

«Осень наступила».

Ос…нь, л…са, п…ля, поз…лотила, пож…лтели, д…ревья, в л…су, л…сная, тр…пинка, пот…нул, в…терок, б…гряные, х…лодные, н…чные, замор…зки, м…розный ин…й.



Запиши получившиеся мини сочинение.





Задание 8*


Мысленно очутись в этом березовом лесу. Что ты видишь? Что тебя привлекает больше всего. Пофантазируй, что может произойти дальше? Запиши текст, отвечающий на вопрос: Что произошло?».







Задание 9


Запиши текст под диктовку, озаглавь его.


Заяц ночью бегает по полям и лесам без страха. Его следы прямые. Но утром он мечется от страха и путает следы. Охотники сами путаются по двойным следам и далёким прыжкам. Они удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он всего боится.

Основная мысль:__________________________________________

_________________________________________________________.





Старик Степан Петрович сторожит сад. В саду на ветвях висят груши. Есть несколько больших яблонь и много слив. Ночной порой сторож сидит у окна. От ветра скрипят стволы груш. Во дворе у стены видна будка собаки Стрелки.

Основная мысль:__________________________________________

_________________________________________________________.







Задание 10

Прочитай сказку о безударных гласных.

В одной стране, в чудной стране появился злой волшебник. В саду гуляли прекрасные гласные. Их-то волшебник и заколдовал. Да так сильно, что они стали друг на друга похожи. Буква «о» стала копией буквой « а», «е» на «и» и т.д.

Колдун захохотал и исчез, а у жителей страны началась путаница. Все от неё так устали! И тут на помощь всем пришло доброе Ударение, хотя ударять оно никого не собиралось, так, пошлёпать только… Достаточно было ему только ударить над гласной буквой в ладоши, как с неё слетала маска и она становилась сама собой. Буква под ударением ясна и понятна. И стала она называться Ударная Гласная.

Но не всех удалось ещё расколдовать, поэтому мы можем помочь им. Они ждут нашей помощи, ждут своего часа!


Подумай, как ты можешь помочь гласным спастись от чар волшебника? Обозначь партитуру чтения в тексте сказки.









Раздел 4

Парные по глухости – звонкости согласные звуки.

Правило: чтобы проверить парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова надо: изменить слово так, чтобы после проверяемого согласного стоял гласный звук или непарный звонкий согласный звук [н].

Правило: парные согласные в корне слова надо проверять, для этого надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после парной согласной стояла гласная буква.

Задание 1

Найдите в орфографическом словаре учебника слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком, которые являются рукотворным миром.

Запишите слова.



Алфавит, город, завод, карандаш, класс, молоток, народ, обед, платок, рисунок, язык.



Обозначь орфограмму.

Задание 2

Прочитайте. Запишите слова, заменяя выделенные звуки буквами? Подбери проверочное слово.



Чá[ш]ка, укá[с]ка, лó[ш]ка, кá[с]ка, лá[ф]ка, лó[к]ти, кó[ф]та, кó[к]ти, шá[п]ка, лó[т]ка, шý[п]ка, щё[т]ка, гру[c], ду[п], ска[с]ка, у[с]кий, шар[ф].



Составь из этих слов рассказ, можешь добавить другие слова. Чтобы правильно писать слова, можешь воспользоваться помощью карандаша:

Задание 3


Определи границы предложений. Вставь пропущенные буквы. Озаглавь. Запиши правильно текст.


Наступила ранняя зима выпал пушистый сне... занесло им тро…ки и доро…ки в лесу медве…ь готовился к зиме он натаскал в свое жильё мя …кой душистой хвои медведю не страшна зима.


Что помогло тебе определить границы предложения?

Сформулируй правила для выполнения этого задания, расскажи его своим одноклассникам.


Задай соседу по парте вопрос, чтобы определить, знает ли он как определять границы предложения.








Задание 4



Озаглавь текст. Вставь пропущенные буквы. Укажи корни в словах с парными по глухости-звонкости согласными звуками.



Серенькая шу…ка, острая мордочка, зоркие хитрые гла…ки, острые зу…ки, длинный хвостик, тонен…кие ла…ки. Быстро и неслышно бегает на них мален…кая зв…рюшка, здесь подъест кро…ку, там сгрызёт корочку, в хле…це дырочку проест. Ло…ко проберётся в чулан, полакомится свечами и старыми газетами.

Составьте предложение со словами каждой строчки.



Мышка, кошка, глазки, лапки.

Дружба, книжки и тетрадки,

Шубка, шапка и сапожки,

И берёзка, и серёжки.





Задание 5

Прослушай текст.



Отечество

Мать и отец – самые близкие тебе люди. Это твоя семья.

Недаром место, где родился человек, называют красивым словом «Отечество». Это слово произошло от слов «отче», «отец».

Чуть позже появилось слово «Родина». Оно произошло от слов «родная», «родимая». У Родины, как и у каждого из нас, есть имя. Имя нашей Родины – Россия.


Ответь на вопросы:

1.Кто для тебя самые близкие люди?

2.Как называют место, где родился человек?

3.От каких слов оно произошло?

4.Какое слово появилось чуть позже?

5.От каких слов оно произошло?

6.У нашей Родины какое имя?


Прослушай текст еще раз, с помощью ответов на вопросы, перескажи текст.







Задание 6

Распредели слова в две группы: 1 группа – природа, 2 группа – рукотворный мир.



Стол, скрип, клевер, творог, обувь, шипы, кровать, мастер, карась, зубы, голуби, жираф, клуб, свитер, дожди, случай, чиж, огород, палец, лоб, внизу, лось, дракон, слива, берег, народ, пакет, драчун, стрижи, гараж, рысь, пример, мороз, стул, суп, причал, шлем, сугроб, снегирь, подвиг, вратарь, труд, город, птенец, смех, крот, дверь, редис, карандаши, стакан, пляж, пароход, верблюд, клады, глухарь, утюги, сапоги, пруд, трубач, подъезд, врач, отряд, этаж, корж, парус, ткань, борщ, кедр, ключ, слесарь, ястреб, клоп, клён, хлеб, клюв, фильм, морковь, плащ.



Запиши эти слова, обозначь в них орфограмму.











Задание 7

Вставь буквы «В» или «Ф».



В зоопарке ле.. и жира..

Здоро… и очень краси…

Среди тра… длинный уда…

Положи в шка… свой голь…

На марках Росто.. и наш осто…

У коро.. много тра…

Ми… про вет…ь жасмина

Красивый припе… про любо…ь

Этот старый ле.. трусли…

Много дро… у дальних кана…

Жира… любит черносли…и морко…ь

У голубя маленький клю…

Яко… надел тёплую обу…ь

Ле… поспешил на телегра…

Новый шар… повесили в шка…





Задание 8

Вставь слова подходящие по смыслу.

Выдели в них корень. Озаглавь текст.

Выпал пушистый _________ . Весь __________ белый. Ударил сильный __________ . У дома намело большой ____________ . Наш __________ застыл. Береги _____________ в большой __________ .

Слова для справок: но с/з, сне г/к, сугро б/п, моро з/с, са д/т, пру д/т, моро з/с.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

1 вариант

Заяц залез в огород за морковкой. Потом он сел под куст и стал грызть кочерыжку. Вдруг из утреннего тумана появился пёс Пушок. Заяц прошмыгнул сквозь гибкие ветки. Ему удалось проползти под низкой решёткой и добежать до близкого леска. Пёс побежал за ним по скользкой тропке через овраг. На опушке у дубка зверёк встал. Пёс потерял след на дне овражка.

2 вариант

Ночью был дождь. Дорожки и тропки стали вязкими. Их покрывает жидкая грязь и охапки скользких листьев. Редкие пташки собирают крошки во дворе. Исчезают уже мошки и букашки. Из низкой беседки вышла кошка с узкими глазками и чуткими ушками. Она хочет аккуратно подползти к пичужкам. Робкие пичужки взмахнули крылышками и перелетели на низкие ветки.

Раздел 5

Правописание сочетаний

ЧК, ЧН, ЩН, НЩ.

Правило: буквосочетания ЧК, ЧН, ЩН, НЩ пишутся без мягкого знака.

Задание 1

Вставь, где нужно мягкий знак.

Овеч...ка, бел…чата , птен…чик, Юроч…ка, бабоч…ка, тюл…пан, яьлон…ка, молоч…ные, мароч…ка, пал…ма, пон…чик, зор…ка, колокол…чик, кач…ка, поч…ка, гон…щик, сроч…ное, июн…ский, скуч…ный, пеноч…ка, доч…ка, пузыр…ки, таблич…ка, гор…ко, сил…ная, пис…менный, кошеч…ка, солнеч…ный, булоч…ка, мыл…ная, сказоч…ка, девоч…ка, огон…ки, песоч…ные, диван…чик, л…дины, сер…га, бол…шой, л…вы, колыбел…ный, суд…ба, мощ…ность, прозрач…ный, хорошен…кий, пис…мо, пол…за, учител…ница, щуч…ка, крыл…цо, сердеч…ный, пыл…ный, пшенич…ный, чердач…ки, деревен…ка, Дашен…ка, стакан…чик, ред…ка, заин…ка, овощ…ной, улыбоч…ка, Куз…ма, удач…ный, окун…ки, яблоч…ный, слоеч…ка, хищ…ный, хор…ки, апел…син, мандарин…чик, Жанноч…ка, наруч…ные, звер…ки, пыл…ца, ласточ…ка, школ…ник, чулан…чик, бор…ба, розоч…ка, ал…бом, обман…щик, пал…то, штуч…ка, муч…ной, серен…кий, лодоч…ный, лампоч…ка, люл…ка, моряч…ки, пал…цы, колюч…ка, ден…ки, кофточ…ка, кол…цо, помощ…ник, ленточ…ка.

Составь из данных слов

рассказ из 5 предложений о природе.

Задание 2

Прочитай транскрипцию, запиши слова буквами.

[мал`ч`ик] - _______________

[м`ач`ик] - ________________

[р`эч`ка] - _________________

[п`эч`ка] - _________________

[д`эвач`ка] - _______________

[б`элач`ка] - _______________

[ноч`ка] - _________________

Измени слова так, чтобы в них появилось буквосочетание ЧК, запиши их, подчеркни орфограмму.

Свеча - ______________________

Собака - _____________________

Молоко - ____________________

Печь - ______________________

Река - ______________________

Птица - _____________________

Белка - _____________________











Задание 3

Групповые задания

1 группа

Ответь письменно на вопросы:

Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Её впустили. Легла лисичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.

1. Что нашла лисичка?

2. Где она легла спать?

3. Куда она спрятала скалочку?

2 группа

Из больших предметов получи маленькие. Напиши их.

Строка, стакан, рука, кошка, диван, кулон, дева, печь, конец.

3 группа

Напиши те буквосочетания, которые нужно писать:

Ово(щн/щьн)ые, скворе(чьн/чн)ик, помо(щьн/щн)ик,шу(чк/чьк)а, стака(ньч/нч)ик

4 группа

Измени слова так, чтобы в них появилось сочетание чк-чн, напиши:

Рыжая белка, хитрая лиса, шустрые птицы, золотое яйцо, быстрая река, красивые цветы.

5 группа

Запиши одним словом:

1.Украшение в форме круга, надеваемое на палец.

2. Приспособление для ловли рыбы.

3 Игрушка, которую вешают на ёлку.

4.Специалист по каменной и кирпичной кладке.

5 Сладкое мучное изделие с вареньем.

Задание 4
Отгадай загадки. Запиши ответы на них, выдели орфограмму.

Над цветком цветок тот пляшет,

Веерками крыльев машет.

Так прекрасен он, хорош,

Но на клумбе не найдешь   (бабочка)

Стали буквы резче, ярче,

Стали четкими совсем.

Если зрение подводит

Надевай и нет проблем (очки)

В воду любит окунаться,

В краски любит одеваться,

А потом в альбом мой скок!-

И раскрасила цветок (кисточка)

В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки –

Раздают всем огоньки (спички)

На ветках –

Плотные комочки.

В них дремлют клейкие листочки (почки)

Наклонилась над рекой

Уговор у них такой:

Обменяет ей река

Окунька на червяка (удочка)

Мигнет, моргнет,

В пузырь нырнет,

В пузырек под потолок,

Ночью в комнате денек (лампочка)

В каждой книжке

И тетрадке

Можно встретить

Эти грядки (строчки)



Задание 5

От имён существительных образуй однокоренные имена прилагательные мужского рода. 

Образец: мрак - мрачный

Пшеница - ________________________________

Солнце - __________________________________

Мука - ____________________________________

Река - ____________________________________

Земляника- _______________________________

Пушка - ___________________________________

Сердце - __________________________________

Овощи - ___________________________________

Мощь - ____________________________________

Конец- ____________________________________

Век - _____________________________________

Наука - ___________________________________

Сок - _____________________________________

Цветок - __________________________________

Хищница - ________________________________

Праздник - ________________________________ 






Раздел 6

Правописание частицы НЕ с глаголами.

Правило: НЕ с глаголами пишется раздельно.

Исключения (глаголы, которые без НЕ не употребляются): недоумевать, негодовать, невзлюбить, ненавидеть, несдобровать, невзвидеть света, неистовствовать, неволить, недужиться, нездоровиться, неймёт, неймётся, недовесить, недовыполнить, недоглядеть, недомогать, недокормить, недолюбливать, недооценить, недослышать, недопонимать, недополучить, недосчитаться, недоучесть.

Задание 1

Спиши пословицы. Подчеркни не с глаголами.

1) Правда в огне не горит и в воде не тонет.

2) Без правды не живут, а только маются.

3) Неправдою свет пройдёшь, да назад не воротишься.

4) Ржавчина на железе, а неправда в человек не утаится.

5) Не спеши языком, торопись делом.

6) Не сиди сложа руки - не будет скуки.

7) Ссора до добра не доведёт.



Объясни значение пословиц, проведи взаимопроверку с соседом по парте.

Задание 2

Прочитай текст.

Береги книгу! Бери её грязными руками и клади на грязный стол. Перегибай книгу и загибай её листы, рисуй и пиши на книге. Если ты взял книгу в библиотеке, то забудь вернуть её в срок.


Все ли правильно в данном призыве автора к читателю?

Аргументируй свой ответ_________________________________

________________________________________________________.

Запиши призыв правильно. Запомни правила пользования книгой.



Задание 3

Составь пять правил с частицей НЕ. Что нельзя делать в школе. Напиши и запомни их.



Задание 4

Составь сочинение на тему «Береги животных, как не нужно обращаться с животными». Используй частицу не с глаголами.



Собака – друг человека!





Задание 5

ТЕСТ

1. Выбери и подчеркни верное утверждение. 

1) Глагол – это часть речи.

2) Глагол – это часть слова.

2. Выбери и подчеркни верное утверждение. 

1) Глагол обозначает предмет.

2) Глагол обозначает действие предмета.

3) Глагол обозначает признак предмета.

3. Выбери и подчеркни верное утверждение.

1) Глагол изменяется по числам и временам.

2) Глагол не изменяется по числам и временам.

4. Выбери и подчеркни верное утверждение. 

1) Глагол является главным членом предложения.

2) Глагол является второстепенным членом предложения.

5. Какие из данных слов являются глаголами (подчеркнуть):

1) петь;                4) певчий;

2) напев;                5) поёт.

3) певец;

6. Найдите глаголы, стоящие в форме множественного числа (подчеркнуть):

1) стирает;

2) вылезти;

3) заговорят;

4) молчит;

5) вёз.

7. Какое слово в каждой группе является лишним?

1) Говорил, пишите, вязала, висело;

2) воркует, борется, сотрёт, хохочет;

3) будут шить, срисует, обласкает, занёс.

8. Укажите предложения, в которых глагол употребляется
в форме прошедшего времени.

1) По реке плывет баржа.

2) В лесу ребята свернули с тропинки.

3) Летом Даша будет отдыхать в деревне.

4) Весна наступила.

5) Мы идем по лесу.





ПРИЛОЖЕНИЕ

Разноуровневые карточки с заданиями

Раздел 1. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Спиши, вставляя пропущенные буквы.

На даче.

Мы  ж…вём  на  даче. Стоят тёплые летние дни. Мы   ч…сто ходим в рощ…  .  Там  растут  душ…стые ландыш…

В  тени спит рыж…й  кот  (Б,б)орька.   Хорош…  у  кота  усы!


____________

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________


Прочитайте рассказ. Озаглавьте текст.

Дедушка подарил мне двух зайч…т. Я х…рошо ухаж…вал за ними. Зайч…та подросли и стали б…л…ш…ми. В…сной я понёс их в лес и выпустил на волю. Зайч…та радостно помч…лись по лесу.

Напиши рассказ по таким вопросам.

Кого подарил внуку дедушка?

Что делал мальчик с зайчатами?

Что он сделал с ними весной?

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________



Придумай и запиши три предложения, в которых было бы много слов с орфограммами ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________



Вставь пропущенные буквы:

Малыш…, ж…раф, ч…сы, ош…бка, ноч…ка, доч…ка, щ…ка, нач…льник, ч…йка, душ…стый, ч…жой, пуш…нка, обещ…ть, пруж…на, белоч…ка.

Посчитай буквы, звуки и слоги в словах:

Осень - …букв, ….зв.,….слогов. Ярко - …б,….зв., ….слог.

Поёт - …б,…зв.,….слог. Утюги - …б, …зв,…слог.


Прочитай слова, запиши по столбикам: в первый столбик слова с ЧУ, во второй – слова с ЧА.

Чай, чайник, чучело, чашка, верчу, чарка, чудак, выручай, чулок, часто, час, часы, чулан, часовой, чайка, туча, чугун, хочу, часть, чуб, чудо, чудовище, учу, точу.

_____________ ______________

_____________ ______________

_____________ ______________

_____________ ______________

_____________ ______________

_____________ ______________ _____________ ______________

_____________ ______________

Прочитай слова, запиши по столбикам: в первый столбик слова с ЧУ, во второй – слова с ЧА.

Чай, чайник, чучело, чашка, верчу, чарка, чудак, выручай, чулок, часто, час, часы, чулан, часовой, чайка, туча, чугун, хочу, часть, чуб, чудо, чудовище, учу, точу.

_____________ ______________

_____________ ______________

_____________ ______________

_____________ ______________

_____________ ______________

_____________ ______________ _____________ ______________

_____________ ______________


Прочитай слова, подчеркни сочетания ЧА –зелёным цветом, ЧУ –синим цветом. Найди слово, в котором 4 слога, напиши это слово ниже, проведи звуко-буквенный анализ слова:

Чай, чайник, чучело, чашка, верчу, чарка, чудак, выручай, чулок, часто, час, часы, чулан, часовой, чайка, туча, чугун, хочу, часть, чуб, чудо, чудовище, учу, точу.





Составь предложения, чтобы получился текст. Используй слова для справок.

Мы жили у рощи. Там было хорошо.

Слова для справок: чижи, ландыши, кусты шиповника, душистые цветы, грызут шишки.

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________



Раздел 2. Заглавная буква в собственных именах существительных.

Определи, сколько предложений в тексте. Спиши, правильно обозначая начало и конец предложений. Озаглавь текст.

Высокие сосны развесили иглистые вершины зелёные ёлочки выгибают колючие ветки красуется кудрявая берёзка дрожит серая осина дуб раскинул шатром резные листья.

______________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________



Подчеркни слова, которые нужно писать с большой буквы.

Слон. Волга. Собака. Мурка. Борис. Марья. Мария. Москва. Город. Роза. Америка. Бульдог. Страна. Барсик. Река. Сергеевич. Дерево. Белгород. Попугай. Карась. Тополь. Огурец. Дельфин. Береза. Воронеж. Китай.


ТЕСТ

1. Впиши слова.

Моё имя

Моя фамилия ____________________________________________

Я знаю реки: _____________________________________________

Я знаю города: ___________________________________________

Я знаю столицы: __________________________________________

Я знаю страны: ___________________________________________

2. Впиши слова.

Кошке подходят клички: ___________________________________

Собаке подходят клички: ___________________________________

Попугайчика можно назвать: ________________________________

Хомячка я бы назвал: ______________________________________

3. Вставь подходящие слова.

Меня зовут ________________________________________

Я живу в городе ___________ на улице _________________

Я хожу во второй класс в школу № _____________________

Мою учительницу зовут ______________________________

На уроке чтения мы читали рассказ писателя _______________









Раздел.3 Правописание проверяемой безударной гласной.

Спиши, вставляя пропущенные буквы, подбери проверочные слова, выдели орфограммы.

С…сновый, под…рить, оч…рование, л…шадка, с…жают, п…хучий, м…шкара, повр…дил, м…сты, п…тёрка, дв…ры, гр…за, хор…шо, пол…тел, н…чной, з…ря, д…льний, д…лина, л…сной, л…пить, п…лить.


_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________



Вставь пропущенные буквы, подбери проверочное слово, выдели орфограмму.

стр…жи - _______

др..зды - ________

в…сна - ________

з…ма - _________

…рши - ________

р…ды - ________

м…сты - _______

ч…сло - ________

с…сна - ________

ш…ги - ________


гн…здо - _________

пт…нцы - ________

ст…га - __________

гр…бы - _________

ш…рфы - ________

ч…сы - __________

д…ма - __________

з…мля - _________

н…ра - __________

зв…зда - _________

ч…жи - _________

зв…рьки - _______

гл…за - _________

н…сы - _________

гр…да - _________

гр…за - _________

пл…ды - ________

пл…ты- _________

сн…га - _________

с…ды - _________

Вставь пропущенные буквы, выдели корень, подчеркни безударную гласную, подчеркни проверочное слово.

Двор, дв..ры, дв..ровый, дворник.

С..сна, сосны, с..сновый, с..сняк.

Кот, к..тенок, к..тята.

Скрип, скр..пит, скр..пучий.

Л..сной, лес, л..сок.


Запиши словосочетания по образцу.

Образец. Чай из трав – травяной чай.

Ветер с моря, ромашки с поля, цветок из сада, ягоды из леса, шишка ели, запах мёда, борщ из свёклы.

В именах прилагательных подчеркни безударные гласные в корне.

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Озаглавь текст.

Митя нак..тался на саночках с л..дяной горы и на коньках по замёрзшей р..ке. Приб..жал д..мой и г..в..рит отцу: «Уж как вес..ло з..мой! Я бы х..тел, чтобы з..ма всё была».

___________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________



Из однокоренных слов выпиши только те, которые являются проверочными. В проверяемом слове вставь пропущенную букву.

1) Подвязка, вязать, связка, развязать, связанный – св..зать.

________________________________________________

2) Подливка, залив, ливень, наливать – подл..вать.

________________________________________________

3) Сознавать, знать, признание – узн..вать.

________________________________________________

4) Заявить, объявить, заявка – объ..вление.

________________________________________________



5) Светлячок, светлый, свет, светает, рассвет – св..тильник.

________________________________________________




Спиши пословицы. Найди слова с двумя безударными гласными в корне. Подбери проверочное слово для каждой гласной.

1) Родная сторона сердцу дорога. _____________________________________

2) Про доброе дело говори смело. _____________________________________

3) Пустой колосок всегда нос кверху дерёт. _____________________________

4) Ум не в бороде, а в голове. _________________________________________

5) Старых почитай, молодых поучай. __________________________________



Прочитай и определи, какая безударная гласная в корне проверена. Спиши, дописывая проверочное слово для другой безударной гласной

Трепещет, … – тр..п..тали.____________________________________________

Вечерний, … – в..ч..реет._____________________________________________

Сторожка, … – ст..р..жили.___________________________________________

Зелень, … – з..л..нели._______________________________________________

Хлопочет, … – хл..п..тали.____________________________________________

Лепет, … – л..п..тали.________________________________________________


Раздел 4 Правописание парных по глухости-звонкости согласных.



Выпиши слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в слабой позиции. Подбери к ним проверочные слова. Выдели орфограмму.

Сказка, позолота, склад, скобка, параграф, тряпка, нарезка, пачка, хлеб, площадь, дерево, прохлада.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________




Озаглавь текст. Вставь пропущенные буквы. Укажи корни в словах с парными по глухости-звонкости согласными звуками. Найди и подчеркни в тексте имена существительные во множественном  числе.

      Серенькая шу…ка, острая мордочка, зоркие хитрые гла…ки, острые зу…ки, длинный хвостик, тонен…кие ла…ки. Быстро и неслышно бегает на них мален…кая зв…рюшка, здесь подъест кро…ку, там сгрызёт корочку, в хле…це дырочку проест. Ло…ко проберётся в чулан, полакомится свечами и старыми газетами.

____________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________




Прочитай. Спиши, изменив слова так, чтобы они оканчивались на

согласный. Подчеркни парные согласные.

Флаги, города, пироги, платки, снега, враги, берега, сапоги, луга, плуги, пруды, пруты, утюги, хлеба, срубы, морозы, лошади, труды.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________




Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

Садово.. посадил молодые саженцы.

______________________________________________________________

Геоло.. открыл новое месторождение руды.

______________________________________________________________

Рыболо.. шёл довольный уловом.

______________________________________________________________

Лесору.. повалил огромное дерево.

______________________________________________________________

Сне., укутал верхушки деревье.. .

______________________________________________________________

На ветках берё.. появились серёжки.

______________________________________________________________

Сугро.. закрыл выход из избы.

________________________________________________________________




Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочное слово.

Огоро…________________________

Дроз…_________________________

Дру …_________________________

Мя…кий _______________________

Ло…ка_________________________

Карто…ка______________________

Бере…_________________________

Варе…ка_______________________

Сне…ки________________________

Фла…ки________________________

Подру…ка______________________

Сторо…ка ______________________

Кро…ка________________________

Кру…ка________________________

Серё…ка_______________________


Обозначь в скобках звук, который слышишь в данных словах. Запиши слово и проверочное к нему.

Слышу: Проверяю: Пишу: Верё[ ф ]ка верёвочка верёвка

селё [ ]ка ______________ _________________

сала[ ]ки ______________ _________________

улы[ ]ка ______________ _________________

лё[ ]кий ______________ _________________

крова[ ]ка ______________ _________________

ко[ ]ти ______________ _________________


Раздел 5 Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЩН, НЩ.

Измени слова так, чтобы в них появилось сочетание ЧК  или НЧ. Подчеркни орфограммы.


Птенец ______________, дочь__________, собака______________,

печь ____________, сказка ____________, река ________________ .


Напиши ласково имена девочек.

Лена__________________, Лида ________________, Таня ________________,

Валя _________________ , Оля _________________, Женя ________________.

Запиши правило на эти орфограммы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________.



Напиши, где нужно, вместо пропуска Ь знак.

Ден..., печ...ка, ноч….ной, кон...ки, овощ... ной, куроч…ка слон..

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________.

В слова вставь нужное буквосочетание: 

Сини.....и, пти.......а, червя.....ки, хи…..ный, мо…..ный, помо….щник.

__________________________________________________________________.



Узнай слово: колю........., жу...……, щё........, коне……н.

__________________________________________________________________.




Вставь в предложения нужные буквосочетания.

На воде играют солне.. .ные зайчики.

Пте.. .ик сидит в кроше.. .ом гнезде.

Дево….ка открыла форто….у.

..ение – лучшее учение.


Из больших предметов получить маленькие.

Строка – __________________. Птица - _____________________.

Кошка – ___________________. Лиса -________________________.

Дева – _____________________. Река -________________________.

Полка – ____________________. Рука -________________________.

Тарелка - ___________________. Птенец –_____________________.




Раздел 6 Правописание частицы НЕ с глаголами.

Впиши в пословицы глаголы. Определи, слитно или раздельно нужно писать НЕ с этими глаголами.


Кашу маслом ___________­­­­____________.

Выше головы _______________________.

Повинную голову меч _______________ .

После драки кулаками _______________.

Под лежачий камень вода ____________ .

За двумя зайцами погонишься, ни одного _______________.

Запиши глаголы, раскрывая скобки.

(Не)мог, (не)свекает, (не)годовать, (не)волить, (не)белеют, (не)хотел,(не)взлюбила, (не)доумевать, (не)искали.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


Дай полный ответ на вопросы, используя данные в скобках глаголы с частицей не.

Как школьники относятся к книге? (рисуют на страницах)

______________________________________________________________.

Как ты относишься к малышам? (обижаю)

_______________________________________________________________.

Как относилась мачеха к падчерице в сказке «Двенадцать месяцев»? (любила)

_____________________________________________________________________________.



Допиши к выражениям глаголы с частицей не

Водой _____________________________________ – крепкая дружба.

Зуб на зуб _______________________________ – сильно замёрзнуть.

В рот ____________________________ – еда приготовлена невкусно.

Подчеркни частицу НЕ с глаголами.

Солнце врагу не погасить, а нас не победить.

Смелого не устрашит ни пуля, ни меч, ни огненный смерч.

Храбрый воин не дрогнет в бою и защитит Отчизну свою.

Высоко в небе наши соколы летают. Ни враг, ни тучи их не пугают.

Герой никогда не умрёт, он вечно живёт.

Что бы ни случилось, храбрый не теряется.

Волков бояться — в лес не ходить.

Объясни смысл пословиц устно.

Тест. 1 вариант

  1. Отметь «Х» слова, в которых после ш пишется и.

1. ш…рик 2. ёрш… 3. душ…стый

4. ш…мный 5. ш…шка

  1. Отметь «Х» слова с проверяемой безударной гласной е в корне.

1. декабрь 2. лесной 3. звезда

4. летать 5. герой

  1. Отметь «Х» слово с ошибкой.

1. берега 2. дожди 3. наваднение

4. катить 5. Морской

  1. Отметь «Х» слова, в которых после ч пишется а.

1. ч…деса 2. ч…йка 3. ч…лан

4. галч…та 5. ч…ж

  1. Отметь «Х» слова, в корне которых пишется буква д.

1. мё[т] 2. кро[т] 3. огоро[т]

4. тор[т] 5. мос[т]

  1. Отметь «Х» слова, в корне которых пропущена буква о.

1. с…довник 2. д…ждливый 3. стр…на

4. под…рить 5. тр…пинка

7. Отметь «Х» слова, в корне которых пишется буква ж.

1. доро[ш]ка 2. бро[ш]ка 3. варе[ш]ка

4. ча[ш]ка 5. малы[ш]кА

  1. Отметь «Х» слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне».

1. честный 2. весёлый 3. холодный

4. поздний 5. гибкий

  1. Отметь «Х» все слова с ошибками.

1. наехал 2. вьюн 3. сёжились

4. объявление 5. подьём

  1. Отметь «Х» слова, где в приставках пишется о.

1. н…лететь 2. п…бежать 3. п…дплыть

4. з…крыть 5. н…дрезать

  1. Отметь «Х» слова с ошибочным написанием суффиксов.

1. львёнок 2. бельчёнок 3. арбузик

4. кармашек 5. радость

  1. Отметь «Х» раздельное написание.

1. (на)певать 2. (у)лететь 3. (на)берегу

4. (у)крыльца 5. (не)жный

  1. Отметь «Х», в каких словах надо писать ь.

1. солов…и 2. сквореч…ник 3. хищ…ник

4. грибоч…ки 5. воз…му

  1. Отметь «Х», какие слова нельзя разделить на слоги для переноса.

1. лебеди 2. клён 3. ёлка

4. юла 5. сосна

Тест. 2 вариант.

  1. Отметь «Х» слова, в которых после ж пишется и.

1. этаж… 2. Ж…ня 3. ж...вой

4. пруж…на 5. ж…ркий

  1. Отметь «Х» слова с проверяемой безударной гласной и в корне.

1. рисунок 2. листок 3. синеть

4. ужин 5. удивление

  1. Отметь «Х» слово с ошибкой.

1. домишко 2. капелька 3. молодой

4. накармить 5. веселить

  1. Отметь «Х» слова, в которых после щ пишется а.

1. рощ… 2. щ…чка 3. щ…вель

4 тащ… 5. щ…пка

  1. Отметь «Х» слова, в корне которых пишется буква г.

1. бере[к] 2. като[к] 3. кусо[к]

4. пиро[к] 5. звоно[к]

  1. Отметь «Х» слова, в корне которых пропущена буква о.

1. тр…винка 2. к…чать 3. в…лна

4. ч…совой 5. п…левой

  1. Отметь «Х» слова, в корне которых пишется буква б.

1. кре[п]кий 2. ю[п]ка 3. ро[п]кий

4. тро[п]ка 5. ша[п]кА

  1. Отметь «Х» слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне».

1. резкий 2. местный 3. морозный

4. грустный 5. длинный

  1. Отметь «Х» все слова с ошибками.

1. вьюга 2. съехали 3. сьел

4. подезд 5. заявление

  1. Отметь «Х» слова, где в приставках пропущена буква а.

1. з…пасать 2. п…дбежать 3. н…дписать

4. д…плыть 5. п…встречать

  1. Отметь «Х» слова с ошибочным написанием суффиксов.

1. бантик 2. тигрёнок 3. часочек

4. билетек 5. ясность

  1. Отметь «Х» раздельное написание.

1. (от)мороза 2. (от)крывать 3. (у)дома

4. (у)бегать 5. (не)бесный

  1. Отметь «Х», в каких словах надо писать ь.

1. лодоч…ка 2. ден…ки 3. барабан…щик

4. яблоч…ный 5. руч…и

  1. Отметь «Х», какие слова нельзя разделить на слоги для переноса.

1. голова 2. яма 3. слон

4. поёт 5. ручка

Тест по теме «Орфография».

  1. Найди слово, которое нельзя разделить для переноса:

а)цветок                                    в)яма

б)силач                                      г)кролик

     2.   Выбери слово, которое неправильно разделено для переноса:

а)стал-ьной                              в)трой-ка

б)паль-то                                  г)зеле-ный

     3.   Укажи слово, в которое нужно вставить букву Ь:

а)с…мелый                               в)пер…сик

б)синен…кий                           г)с…тепь

     4.   Выбери слово, в которое нужно вставить букву И:

а)поймать мот…ка                 в)м…ть полы

б)вставить пруж…нку            г)вытирать п…ль    

     5.   Выбери слово, в которое нужно вставить букву А:

а)м…чик                                   в)шл…па

б)прогон…ть                           г)молч…ть

     6.   Выбери слово, в которое нужно вставить букву У:

а)щ…риться                             в)л…стра

б)ут…жить                                г)т…льпан

     7.   Найди слово с ошибкой:

а)мороз                                    в)хорошо

б)малоко                                  г)завод

     8.   Найди слово, в которое нужно вставить букву О:

а)ст…рик                                  в)м…сты

б)тр…ва                                    г)стр…шила  

     9.   Выбери слово, в которое нужно вставить букву Д:

а)компо…                                в)зака…

б)лимона…                             г)портре…

     10.  Выбери раздельное написание:

а)(из)учать                               в)(на)мазать

б)(по)читать                            г)(от)ветра

     11.  Выбери слово, которое нужно писать с заглавной буквы:

а)иванович                             в)собака

б)белка                                    г)театр

     12.  Выбери слово, в которое нужно вставить букву Ъ:

а)в…юга                                        в)под…ём

б)варен…е                                   г)ненаст…е

     13.  Найди слово, в которое нужно вставить букву З:

а)коло…                                       в)тормо…

б)насо…                                       г)воло…        

     14.  Найди слово, в которое нужно вставить букву Д:

а)спор…                                       в)салю…

б)отря…                                       г)пира…

     15.  Найди слово с ошибкой:

а)каридор                                   в)яблоко      

б)концерт                                   г)фамилия

                 

Желаем успехов!








40



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Прудей Анна Александровна

Дата: 04.08.2018

Номер свидетельства: 475561

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "« Работа над орфограммами на основе алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе »"
    ["seo_title"] => string(80) "rabota_nad_orfogrammami_na_osnove_algoritmov_na_urokakh_russkogo_iazyka_v_nachal"
    ["file_id"] => string(6) "547875"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1587723296"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по УМК "Начальная школа 21 века" "
    ["seo_title"] => string(88) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-2-klassa-po-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "225713"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439831250"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства