kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сборник для внеклассной работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый сборник является результатом опытно-педагогической работы по теме «Педагогические условия формирования коммуникативных навыков у младших школьников во внеклассной работе» и предназначен для учителей начальных классов, методистов, а также для студентов специальностей «Преподавание в начальных классах» и «Коррекционная педагогика в начальном образовании».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сборник для внеклассной работы»

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Зерноградский педагогический колледж»





Сборник игр и упражнений для внеклассной работы

Развитие коммуникативных навыков: формирование у младших школьников умения участвовать в совместной деятельности
















Зерноград, 2025 г

Составитель: Д.Д. Брагинец, студент ОЗО специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

Руководитель: Ю.В. Грибенщикова, преподаватель профессионального цикла высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «ЗернПК».












Предлагаемый сборник является результатом опытно-педагогической работы по теме «Педагогические условия формирования коммуникативных навыков у младших школьников во внеклассной работе» и предназначен для учителей начальных классов, методистов, а также для студентов специальностей «Преподавание в начальных классах» и «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Игры и упражнения, содержащиеся в сборнике, подобраны в соответствии с возрастными особенностями младших школьников; могут быть применены при планировании внеклассной воспитательной работы для организации групповой, парной деятельности обучающихся.





Содержание

Введение

  1. Игры по формированию умения участвовать в совместной деятельности:

а) «Сиамские близнецы»

б) «Кенгуру»

в) «На мостике»

г) «Друг к дружке»

д) «Удержи предмет»

  1. Упражнения

а) «Интеллектуальный футбол»

б) «Раскрасьте правильно»

в) «Робот»

Заключение

Литература






























Пояснительная записка

Одно из современных требований к школьному образованию - построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Акцент ставится на совместную деятельность учителя и детей, на игровые формы образования школьников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в школе.

Совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса детей школьного возраста. Главное - это наличие равноправной позиции.

Человек (особенно это касается формирующейся личности) должен уметь успешно работать в группе, обладать немалой коммуникационной компетентностью, уметь выслушивать и убеждать словом, грамотно отстаивать свою точку зрения, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, с окружающим миром, с самим собой. Как научить детей сотрудничать? Как сделать, чтобы в педагогическом процессе учитель и ученик стали действительно сотрудниками?

Для того чтобы побудить детей к совместной деятельности, нужно создать определенные педагогические условия (общая цель, особая форма подачи задания, специально организованная структура его выполнения), правильно организованный учителем педагогический процесс, сформирует у детей отношения сотрудничества в форме деловых и личностных контактов. Организация совместных видов деятельности в процессе жизнедеятельности детей имеет также и большое воспитательное значение: у детей формируется способность объединять усилия, умение согласовывать действия не только в процессе игр, умение планировать как совместную, так индивидуальную работу, а также формируется способность подчинять частные интересы общим целям.

Результатом совместной деятельности, является первое: общий продукт, который создается из отдельных (частных) продуктов работы каждого из участника процесса, являющихся результатом усилий каждого из участников, направленных на получение общего (совместного) результата; второе – взаимодействие детей по поводу работы над общим продуктом (определение структуры, последовательности и объема по поводу предстоящей совместной деятельности, контроль, взаимопомощь).

Таким образом, совместная деятельность учителя и обучающегося, обучающегося – обучающегося – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия. Сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции и партнерской формы организации. С учетом вышеназванных сущностных признаков организация совместной деятельности взрослых и детей должна организовываться в специальных формах.

Игры дляформирования умения у младших школьников участвовать в совместной деятельности

Игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш.

Игра «Сиамские близнецы»

Цель игры: развитие умения чувствовать других, договариваться, согласовывать свои действия

Оборудование: веревка, принадлежности для рисования при необходимости.

Ход игры: дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т. д. Чтобы третья нога была «дружной», ее можно скрепить веревочкой.

Методические рекомендации: игра проводится с группой детей. При затруднении выполнения задания, проводится индивидуальная беседа.


Игра «Кенгуру»

Цель игры: отработать навык взаимодействия с партнером, способствовать сплочению группы.

Ход игры: участники делятся на пары. Один из них кенгуру – стоит, другой – кенгуренок – сначала встает спиной к нему (плотно, а затем приседает. Оба участника берутся за руки. Задача каждой пары именно в таком положении, не разнимая рук, пройти до противоположной стены, до ведущего, обойти помещение по кругу, попрыгать вместе и т. д. На следующем этапе игры участники могут поменяться ролями, а затем - партнерами.

Обсуждение: Участники игры в кругу делятся впечатлениями, ощущениями, возникшими у них при выполнении различных ролей. Затем они обсуждают области применения игры в повседневной практике, а также отмечают, как игра может быть использована при работе с тревожными детьми.

Методические рекомендации: игра проводится с группой детей. При затруднении выполнения задания, проводится индивидуальная беседа.


Игра «На мостике»

Цель игры: развитие ловкости, способности прогнозировать ситуацию, соотносить свои действия с действиями партнера для достижения общей цели.

Оборудование: мостик (начертанная полоса или же проложенная веревка)

Игровые действия: перед началом игры создается воображаемая ситуация. Взрослый делит детей на две группы и разводит в разные стороны.

Ход игры: дети находятся по сторонам горного ущелья и им необходимо перебраться на другую сторону, а для этого есть только узенький мостик. (на полу чертится полоса шириной 30-40 см). по мостику могут пройти только два человека одновременно навстречу друг другу. Участники разбиваются на пары и двигаются навстречу. Тот, кто заступит за черту выбывает из игры (упал в ущелье). Успешное окончание игры можно считать лишь в том случае, когда ребенок уступил дорогу своему партнеру и пропустит его вперед.

Методические рекомендации: игра проводится с группой детей. При затруднении выполнения задания, проводится индивидуальная беседа.

Игра «Друг к дружке!»

Цель игры: развитие взаимодействие детей друг с другом.

Ход игры: Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Вы покажете мне, насколько внимательно вы меня слушаете и насколько быстро можете сделать то, что я буду вам говорить. Сейчас у вас ровно 5 секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро-быстро пожать ему руку... А теперь я буду говорить, какими частями тела надо очень быстро «поздороваться» друг с другом:

— Правая рука к правой руке!

— Нос к носу!

— Спина к спине!

Ну что ж, это вы смогли сделать быстро. А теперь запомните, пожалуйста, следующее. Каждый раз, когда я крикну «Друг к дружке!», вам нужно быстро-быстро найти себе нового партнера и пожать ему руку. А после этого я снова буду называть части тела, которыми вы должны будете дотронуться друг до друга. Итак:

• Друг к дружке!

• Ухо к уху!

• Бедро к бедру!

• Пятка к пятке!

Методические рекомендации: пусть дети поменяют пять или шесть партнеров. Всякий раз называйте новые части тела, посредством которых дети должны вступать в контакт друг с другом.

Игра «Удержи предмет»

Цель игры: развивать способность к согласованности действий с партнёром.

Оборудование: листок бумаги, надувной шар или любой другой предмет.

Ход игры: дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар — животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.

Методические рекомендации: игра проводится с группой детей, дети делятся по парам. При затруднении выполнения задания, проводится индивидуальная беседа.


Упражнения по формированию умения у младших школьников участвовать в совместной деятельности:

Упражнение представляют собой планомерно организованное исполнение учениками самых разнообразных действий, а также практических дел. Основной целью является формирование и дальнейшее развития их личности. Процесс эффективности выполнения упражнения полностью зависит от мотивации, присутствующей у каждого ребенка. В случае, при котором есть определенные стимулы и желания, процесс обучения может привести к более высококачественным результатам. Присутствующие у ребенка мотивы, заставляют его справляться со сложностями, вызывают достаточно большое желание действовать быстро и активно, а также заставляют активно двигаться к желаемому результату.

У пражнение «Интеллектуальный футбол»

Цель: формирование навыков командной работы.

Инструкция: Сейчас мы с вами поиграем в футбол. Не расстраивайтесь те, кто не умеет играть в него или у кого не подходящая форма одежды. Мы сыграем в интеллектуальный футбол. Для этого, в начале, делимся на две команды — все как в настоящем футболе. Затем выберите защитников, нападающих и вратаря. Каждая команда должна придумать для другой команды по 5–7 вопросов на разные темы: кино, живопись, спорт, политика и т. д. Играем так: команда задает вопрос и кидает мяч нападающим противника. Если они не справились с вопросом — передают мяч защитникам, а затем вратарю. Если ответ и в этом случае не найден — засчитывается гол.

Итоги упражнения:

  • Как вы себя чувствуете?

  • О чем это упражнение?

  • Что вам помогало?

  • Что мешало?

  • Какие выводы можно сделать на будущее?

Методические рекомендации: упражнение можно провести в два этапа. Вначале предлагаем поделиться ребятам на команды самостоятельно, проводим «игру». Затем делим их сами или просим помочь классного руководителя. Вместе с ребятами сравниваем результаты. Поменялись ли роли в зависимости от состава команды, изменился ли результат.

У пражнение «Раскрасьте правильно»

Цель: развитие умения договариваться, внимания и наблюдательности.

Оборудование: любой рисунок, цветные карандаши, фломастеры.

Инструкция: дети работают парами. Необходимо раскрасить рисунок по образцу вдвоем (т.е. между детьми ставится ширма). Один ребенок берет образец и объясняет, что и как надо раскрасить, затем сверяют по образцу. Можно поменяться местами.

Методические рекомендации: упражнение проводится с группой детей, дети делятся по парам. При затруднении выполнения задания, проводится индивидуальная беседа.


Упражнение «Робот»

Цель: развитие способности к согласованному взаимодействию.

Оборудование: любой предмет

Инструкция: дети делятся на пары. Один из детей исполняет роль изобретателя, другой — робота. Робот, ища спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т.д. Затем дети меняются ролями.

Методические рекомендации: упражнение проводится с группой детей, дети делятся по парам. При затруднении выполнения задания проводится индивидуальная беседа.



Заключение

В сборнике представлены интересные и полезные как игры, так и упражнения, которые помогут детям выработать уверенность в себе и внимательно относиться к окружающим. С помощью этих игр и упражнений дети научатся: устанавливать доверительный контакт друг с другом; внимательно относиться друг к другу; прислушиваться к мнению партнера; оказывать взаимопомощь; понимать других, что несомненно оказывает положительный эффект на формирование умения участвовать в совместной деятельности.






Список литературы

  1. Игры на формирования сотрудничества – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/sbornik_ighr_na_formirovaniie_kommunikativnykh_navykov_dietiei_mladshiegho_shkol / - (Дата обращения: 24.05.2025) – Текст: электронный.

  2. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.- 432 с. Текст: непосредственный

  3. Упражнения на формирования совместной деятельность младших школьников – Режим доступа: https://infourok.ru/kartoteka-igr-na-formirovanie-navikov-sotrudnichestva-2146914.html / - (Дата обращения: 25.05.2025) – Текст: электронный.

  4. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб., 2000, - 236 с. Текст: непосредственный






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Сборник для внеклассной работы

Автор: Брагинец Денис Дмитриевич

Дата: 27.05.2025

Номер свидетельства: 670663

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Развитие функциональной грамотности по биологии  через внеклассную работу "
    ["seo_title"] => string(81) "razvitiie-funktsional-noi-ghramotnosti-po-biologhii-chieriez-vnieklassnuiu-rabotu"
    ["file_id"] => string(6) "209661"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431260176"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Проектно – исследовательская работа  «Пчела – полосатая труженица» "
    ["seo_title"] => string(69) "proiektno-issliedovatiel-skaia-rabota-pchiela-polosataia-truzhienitsa"
    ["file_id"] => string(6) "211599"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431651464"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Презентация для внеклассной работы "Прекрасный мир сказок А. С. Пушкина""
    ["seo_title"] => string(67) "priezientatsiiadliavnieklassnoirabotypriekrasnyimirskazokaspushkina"
    ["file_id"] => string(6) "305559"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457961334"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Сборник внеклассных мероприятий, направленных на воспитание патриотизма обучающихся 3 класса"
    ["seo_title"] => string(80) "sbornik_vneklassnykh_meropriiatii_napravlennykh_na_vospitanie_patriotizma_obucha"
    ["file_id"] => string(6) "552974"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1591702664"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Методический сборник для начальной школы по изучению ПДД "Дорожный калейдоскоп""
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskii_sbornik_dlia_nachalnoi_shkoly_po_izucheniiu_pdd_dorozhnyi_kaleidos"
    ["file_id"] => string(6) "582309"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1622603943"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства