Предлагаемый сборник является результатом опытно-педагогической работы по теме «Педагогические условия формирования коммуникативных навыков у младших школьников во внеклассной работе» и предназначен для учителей начальных классов, методистов, а также для студентов специальностей «Преподавание в начальных классах» и «Коррекционная педагогика в начальном образовании».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сборник для внеклассной работы»
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Зерноградский педагогический колледж»
Сборник игр и упражнений для внеклассной работы
Развитие коммуникативных навыков: формирование у младших школьников умения участвовать в совместной деятельности
Зерноград, 2025 г
Составитель: Д.Д. Брагинец, студент ОЗО специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
Руководитель: Ю.В. Грибенщикова, преподаватель профессионального цикла высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «ЗернПК».
Предлагаемый сборник является результатом опытно-педагогической работы по теме «Педагогические условия формирования коммуникативных навыков у младших школьников во внеклассной работе» и предназначен для учителей начальных классов, методистов, а также для студентов специальностей «Преподавание в начальных классах» и «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Игры и упражнения, содержащиеся в сборнике, подобраны в соответствии с возрастными особенностями младших школьников; могут быть применены при планировании внеклассной воспитательной работы для организации групповой, парной деятельности обучающихся.
Содержание
Введение
Игры по формированию умения участвовать в совместной деятельности:
а)«Сиамские близнецы»
б)«Кенгуру»
в)«На мостике»
г) «Друг к дружке»
д) «Удержи предмет»
Упражнения
а)«Интеллектуальный футбол»
б)«Раскрасьте правильно»
в) «Робот»
Заключение
Литература
Пояснительная записка
Одно из современных требований к школьному образованию - построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Акцент ставится на совместную деятельность учителя и детей, на игровые формы образования школьников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в школе.
Совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса детей школьного возраста. Главное - это наличие равноправной позиции.
Человек (особенно это касается формирующейся личности) должен уметь успешно работать в группе, обладать немалой коммуникационной компетентностью, уметь выслушивать и убеждать словом, грамотно отстаивать свою точку зрения, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, с окружающим миром, с самим собой. Как научить детей сотрудничать? Как сделать, чтобы в педагогическом процессе учитель и ученик стали действительно сотрудниками?
Для того чтобы побудить детей к совместной деятельности, нужно создать определенные педагогические условия (общая цель, особая форма подачи задания, специально организованная структура его выполнения), правильно организованный учителем педагогический процесс, сформирует у детей отношения сотрудничества в форме деловых и личностных контактов. Организация совместных видов деятельности в процессе жизнедеятельности детей имеет также и большое воспитательное значение: у детей формируется способность объединять усилия, умение согласовывать действия не только в процессе игр, умение планировать как совместную, так индивидуальную работу, а также формируется способность подчинять частные интересы общим целям.
Результатом совместной деятельности, является первое: общий продукт, который создается из отдельных (частных) продуктов работы каждого из участника процесса, являющихся результатом усилий каждого из участников, направленных на получение общего (совместного) результата; второе – взаимодействие детей по поводу работы над общим продуктом (определение структуры, последовательности и объема по поводу предстоящей совместной деятельности, контроль, взаимопомощь).
Таким образом, совместная деятельность учителя и обучающегося, обучающегося – обучающегося – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия. Сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции и партнерской формы организации. С учетом вышеназванных сущностных признаков организация совместной деятельности взрослых и детей должна организовываться в специальных формах.
Игры дляформирования умения у младших школьников участвовать в совместной деятельности
Игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш.
Игра «Сиамские близнецы»
Цель игры: развитие умения чувствовать других, договариваться, согласовывать свои действия
Оборудование: веревка, принадлежности для рисования при необходимости.
Ход игры: дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т. д. Чтобы третья нога была «дружной», ее можно скрепить веревочкой.
Методические рекомендации: игра проводится с группой детей. При затруднении выполнения задания, проводится индивидуальная беседа.
Игра «Кенгуру»
Цель игры: отработать навык взаимодействия с партнером, способствовать сплочению группы.
Ход игры: участники делятся на пары. Один из них кенгуру – стоит, другой – кенгуренок – сначала встает спиной к нему (плотно, а затем приседает. Оба участника берутся за руки. Задача каждой пары именно в таком положении, не разнимая рук, пройти до противоположной стены, до ведущего, обойти помещение по кругу, попрыгать вместе и т. д. На следующем этапе игры участники могут поменяться ролями, а затем - партнерами.
Обсуждение: Участники игры в кругу делятся впечатлениями, ощущениями, возникшими у них при выполнении различных ролей. Затем они обсуждают области применения игры в повседневной практике, а также отмечают, как игра может быть использована при работе с тревожными детьми.
Методические рекомендации: игра проводится с группой детей. При затруднении выполнения задания, проводится индивидуальная беседа.
Игра «На мостике»
Цель игры: развитие ловкости, способности прогнозировать ситуацию, соотносить свои действия с действиями партнера для достижения общей цели.
Оборудование: мостик (начертанная полоса или же проложенная веревка)
Игровые действия: перед началом игры создается воображаемая ситуация. Взрослый делит детей на две группы и разводит в разные стороны.
Ход игры: дети находятся по сторонам горного ущелья и им необходимо перебраться на другую сторону, а для этого есть только узенький мостик. (на полу чертится полоса шириной 30-40 см). по мостику могут пройти только два человека одновременно навстречу друг другу. Участники разбиваются на пары и двигаются навстречу. Тот, кто заступит за черту выбывает из игры (упал в ущелье). Успешное окончание игры можно считать лишь в том случае, когда ребенок уступил дорогу своему партнеру и пропустит его вперед.
Методические рекомендации: игра проводится с группой детей. При затруднении выполнения задания, проводится индивидуальная беседа.
Игра «Друг к дружке!»
Цель игры: развитие взаимодействие детей друг с другом.
Ход игры: Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Вы покажете мне, насколько внимательно вы меня слушаете и насколько быстро можете сделать то, что я буду вам говорить. Сейчас у вас ровно 5 секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро-быстро пожать ему руку... А теперь я буду говорить, какими частями тела надо очень быстро «поздороваться» друг с другом:
— Правая рука к правой руке!
— Нос к носу!
— Спина к спине!
Ну что ж, это вы смогли сделать быстро. А теперь запомните, пожалуйста, следующее. Каждый раз, когда я крикну «Друг к дружке!», вам нужно быстро-быстро найти себе нового партнера и пожать ему руку. А после этого я снова буду называть части тела, которыми вы должны будете дотронуться друг до друга. Итак:
• Друг к дружке!
• Ухо к уху!
• Бедро к бедру!
• Пятка к пятке!
Методические рекомендации: пусть дети поменяют пять или шесть партнеров. Всякий раз называйте новые части тела, посредством которых дети должны вступать в контакт друг с другом.
Игра «Удержи предмет»
Цель игры: развивать способность к согласованности действий с партнёром.
Оборудование: листок бумаги, надувной шар или любой другой предмет.
Ход игры: дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар — животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.
Методические рекомендации: игра проводится с группой детей, дети делятся по парам. При затруднении выполнения задания, проводится индивидуальная беседа.
Упражнения по формированию умения у младших школьников участвовать в совместной деятельности:
Упражнение представляют собой планомерно организованное исполнение учениками самых разнообразных действий, а также практических дел. Основной целью является формирование и дальнейшее развития их личности. Процесс эффективности выполнения упражнения полностью зависит от мотивации, присутствующей у каждого ребенка. В случае, при котором есть определенные стимулы и желания, процесс обучения может привести к более высококачественным результатам. Присутствующие у ребенка мотивы, заставляют его справляться со сложностями, вызывают достаточно большое желание действовать быстро и активно, а также заставляют активно двигаться к желаемому результату.
У пражнение «Интеллектуальный футбол»
Цель: формирование навыков командной работы.
Инструкция: Сейчас мы с вами поиграем в футбол. Не расстраивайтесь те, кто не умеет играть в него или у кого не подходящая форма одежды. Мы сыграем в интеллектуальный футбол. Для этого, в начале, делимся на две команды — все как в настоящем футболе. Затем выберите защитников, нападающих и вратаря. Каждая команда должна придумать для другой команды по 5–7 вопросов на разные темы: кино, живопись, спорт, политика и т. д. Играем так: команда задает вопрос и кидает мяч нападающим противника. Если они не справились с вопросом — передают мяч защитникам, а затем вратарю. Если ответ и в этом случае не найден — засчитывается гол.
Итоги упражнения:
Как вы себя чувствуете?
О чем это упражнение?
Что вам помогало?
Что мешало?
Какие выводы можно сделать на будущее?
Методические рекомендации: упражнение можно провести в два этапа. Вначале предлагаем поделиться ребятам на команды самостоятельно, проводим «игру». Затем делим их сами или просим помочь классного руководителя. Вместе с ребятами сравниваем результаты. Поменялись ли роли в зависимости от состава команды, изменился ли результат.
У пражнение «Раскрасьте правильно»
Цель: развитие умения договариваться, внимания и наблюдательности.
Оборудование: любой рисунок, цветные карандаши, фломастеры.
Инструкция: дети работают парами. Необходимо раскрасить рисунок по образцу вдвоем (т.е. между детьми ставится ширма). Один ребенок берет образец и объясняет, что и как надо раскрасить, затем сверяют по образцу. Можно поменяться местами.
Методические рекомендации: упражнение проводится с группой детей, дети делятся по парам. При затруднении выполнения задания, проводится индивидуальная беседа.
Упражнение «Робот»
Цель: развитие способности к согласованному взаимодействию.
Оборудование: любой предмет
Инструкция: дети делятся на пары. Один из детей исполняет роль изобретателя, другой — робота. Робот, ища спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т.д. Затем дети меняются ролями.
Методические рекомендации: упражнение проводится с группой детей, дети делятся по парам. При затруднении выполнения задания проводится индивидуальная беседа.
Заключение
В сборнике представлены интересные и полезные как игры, так и упражнения, которые помогут детям выработать уверенность в себе и внимательно относиться к окружающим. С помощью этих игр и упражнений дети научатся: устанавливать доверительный контакт друг с другом; внимательно относиться друг к другу; прислушиваться к мнению партнера; оказывать взаимопомощь; понимать других, что несомненно оказывает положительный эффект на формирование умения участвовать в совместной деятельности.
Список литературы
Игры на формирования сотрудничества – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/sbornik_ighr_na_formirovaniie_kommunikativnykh_navykov_dietiei_mladshiegho_shkol / - (Дата обращения: 24.05.2025) – Текст: электронный.
Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.- 432 с. Текст: непосредственный
Упражнения на формирования совместной деятельность младших школьников – Режим доступа: https://infourok.ru/kartoteka-igr-na-formirovanie-navikov-sotrudnichestva-2146914.html / - (Дата обращения: 25.05.2025) – Текст: электронный.
Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб., 2000, - 236 с. Текст: непосредственный