Просмотр содержимого документа
««Самообразование педагогов- как фактор повышения профессиональной компетентности»»
Тема: «Самообразование педагогов- как фактор повышения профессиональной компетентности»
Слайд Ролик: «Крылья» Ш. Амонашвили
- в чем ее смысл? В чем мораль притчи?
-Для того, чтобы научить чему-то другого, нужно сначала научиться самому…
«Развитие и образование человека не могут быть даны или сообщены. Всякий, ктожелает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью,собственными силами, собственным напряжением ».
По выражению Н Рубакина, "всякое настоящее образование добывается путем самообразования...все, что делаешь и чего добиваешься самолично, по своей воле и желанию, - это залезает в голову всего крепче". Известный философ Гельвеций по этому поводу писал:" Я продолжаю учиться, мое воспитание еще не закончено. Когда же оно закончится? Когда я не буду более способен к нему: после моей смерти. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание.
Концепция модернизации Российского образования, направленная на повышение качества образования в целом и качества подготовки специалистов, в частности, требует обновления содержания и методов образовательной деятельности, повышения квалификации педагогов. Современные проблемы потребовали от педагога новых профессиональных и личностных качеств.
Давайте, мы вместе перечислим профессиональные и личностные качества, которые необходимы современному педагогу?
СлайдСистемное творческое мышление, информационная, коммуникативная культура, конкурентоспособность, лидерские качества, жизненный оптимизм, умение создавать свой положительный имидж, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, наличие навыков сохранения и укрепления здоровья, выживаемость, стрессоустойчивость…)
Вот какой портрет современного педагога у нас получился.
Что нужно педагогу, чтобы всегда соответствовать своему времени?Профессиональная компетентность.
. Уважаемые коллеги, А как Вы понимаете термин «Профессиональная компетентность педагога»?
Слайд
Под профессиональной компетентностью педагога понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании.
СлайдИсходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
1. работа в методических объединениях, творческих группах;
2. исследовательская деятельность;
3. инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
4. различные формы педагогической поддержки;
5. активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
6. трансляция собственного педагогического опыта и др.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста.
СлайдСамообразование - это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к воспитателю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога.
Если представить деятельность воспитателя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?
Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения
Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности
Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики
Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни
Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
-Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
-Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.
В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.
Слайд
• Телевидение.
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
• Интернет.
• Видео, аудио информация на различных носителях.
• Вебинары.
• Семинары и конференции.
• Мастер-классы.
• Мероприятия по обмену опытом.
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты.
• Курсы повышения квалификации.
Как же мы, уважаемые коллеги, можем мотивировать себя на саморазвитие?
Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Основными направлениями в системе самообразования педагогов школногоучреждения могут быть:
• ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам воспитания;
• изучение учебной и научно-методической литературы;
• ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
• изучение новых программ и педагогических технологий;
• повышение общекультурного уровня.
А теперь, уважаемые коллеги, я предлагаю Вам составить Алгоритм составления плана по самообразованию. С чего должен начать каждый уважающий себя педагог?
(Ответ: выбрать тему. Алгоритм работы над темой самообразования:
Алгоритм составления плана по самообразованию.
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
В плане указываются:
• название темы,
• цели,
• задачи,
• предполагаемый результат,
• этапы работы,
• сроки выполнения каждого этапа,
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой,
• способ демонстрации результата проделанной работы,
• форма отчета по проделанной работе.
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.
• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии.
(под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). • Программа профессионального развития воспитателя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
• Воспитатель обладает готовностью к педагогическому творчеству.
• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился педагог, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Пока педагог выполняет свои профессиональные обязанности, он ориентируется на требования, предъявляемые ему обществом, и он не может не заниматься самообразованием.
Результаты самообразования педагогов :
В октябре провели методическую неделю содержание которой отражало тематику самообразования педагогов. Формы открытых мероприятий были выбраны воспитателями, что способствовало повышению их мотивации к участию в неделе педагогического мастерства:
Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. “Есть 5 вещей, которые ты должен знать, – сказал он карандашу, – прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.
Первое: Ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Мастеру держать тебя в своей руке и позволишь другим людям иметь доступ ко многим дарам, которыми ты обладаешь.
Второе: Ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом и создавать совершенство.
Третье: Ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.
Четвертое: Твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя, это твой стержень.
И пятое: На какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать ДЕЙСТВОВАТЬ”.
Карандаш понял и пообещал помнить об этом; он был помещен в коробку с призванием в сердце.
И теперь, ставя себя на место карандаша, хочется сказать: всегда помнить эти 5 правил и никогда не забывать их, и тогда можно стать лучшим человеком, которым только ты можешь быть.
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области « Гуковская специальная школа- интернат №12»
Доклад на тему:
«Самообразование воспитателя – как фактор повышения профессиональной компетентности»