- Собрались однажды в лесу звери и захотели устроить концерт. Каждому хотелось выступить первым. Стали звери спорить. Как тут быть? И тогда обезьяна предложила установить очередь в порядке алфавита. Все согласились. Но только они его не знали. Поможем им, ребята?
- Установите очередь зверей в алфавитном порядке.
( За 2 мин. Нужно как можно больше слов записать в алфавитном порядке )
Ребята, освоить русский язык трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Русский язык—необыкновенный язык, и в этом мы сегодня убедимся.
Грамматика, грамматика,
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я!
Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье!
Не составить телеграмму,
И открытку не отправить.
Даже собственную маму
С днем рожденья не поздравить!
Люблю, тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя, грамматика,
Осилю понемногу я!
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
(Класс делится на 2 команды)
1 команда « Почемучки».
Девиз: « Хотим всё знать !»
2 команда « Крепкий орешек».
Девиз: « Все вопросы мы без спешки разгрызаем, как орешки».
(Звучит музыка. Команды представляются, представляются капитаны)
Учитель объявляет тему мероприятия:
«Русский язык- язык дружбы»
ДЕВИЗ: « КТО НИЧЕГО НЕ ИЗУЧАЕТ, ТОТ ВЕЧНО ХНЫЧЕТ И СКУЧАЕТ» (Р. СЕФ )
Представление жюри.
2. КОНКУРС 1. « РАЗМИНКА»
«Словесная перестрелка».
За одну минуту кто больше назовет слов на букву «Д».
- Собрались однажды в лесу звери и захотели устроить концерт. Каждому хотелось выступить первым. Стали звери спорить. Как тут быть? И тогда обезьяна предложила установить очередь в порядке алфавита. Все согласились. Но только они его не знали. Поможем им, ребята?
- Установите очередь зверей в алфавитном порядке.
( За 2 мин. Нужно как можно больше слов записать в алфавитном порядке )
В русском языке каждое слово имеет свое значение, если мы изменим хотя бы одну букву, то значение слова изменится. Заменить в слове одну букву так, чтобы получилось новое слово.
ПАРА--…(ФАРА) ИГЛА--…(ИГРА)
РОЩА--…(РОЗА) УХА---…(УХО)
СВЕТ--…(ЦВЕТ) БЕЛКА--…(БУЛКА)
РЕКА--…(РУКА) БИНТ--…(ВИНТ)
4. КОНКУРС 3. «КТО В КАКОМ ДОМИКЕ ЖИВЁТ?»
- Из чего состоит слово? (из слогов)
- Как определить количество слогов в слове?
Сколько в слове гласных,
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.
ЗАДАНИЕ: расселить животных в домики, согласно количеству слогов в его названии.
- Кто в каком домике живёт? 1 2 3 4
слон белка носорог антилопа
лев… … … …
( Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием )
Подведение итогов.
5.КОНКУРС 4 .«ЦЕПОЧКА»
ЗАДАНИЕ: составить цепочку из названий так, чтобы каждое следующее слово начиналось с последней буквы предыдующего.
Например: название название название название
цветка животного птицы города
МАК - КОШКА - АИСТ - ТАМБОВ
№1. название название название имя
учебной вещи цветка овоща мальчика
№2. название название имя название
инструмента птицы девочки дерева
- Какие слова писали не как остальные? ( имена собственные )
6. КОНКУРС 5. «НАЙДИ СЛОВО»
Команды получают карты с предложениями, в которых пропущены слова и карточки-вкладыши со словами.
ЗАДАНИЕ : вставить правильно в предложение слово-вкладыш.
( Выигрывает команда, которая быстрее справиться с заданием)
ЗАДАНИЕ: вставьте пропущенные слоги так, чтобы получились стихи.
№1. №2.
____ли на____ мы____ ____сто в ____ще я и____
За трубой на крыше. Ягоду малинку.
Там ___десное местечко, Я мол___, мол___, мол___,
Потому что рядом печка. Всё кладу в корзинку.
Су____ печка сухари, Вот уже закрыто дно,
Мы___ и____ крошки. Вот уж серединка.
Знают даже малы___: Я и___, и____, и____,
И___т мышек кошки. Пока___сь, малинка!
( Пока капитаны выполняют задание, с командами проводится конкурс
« Доскажи словечко»)
1.То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать
Называюсь я ….(тетрадь)
2. Я люблю прямоту
И сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья
Кто же я?....(линейка)
3. Я с собой её ношу,
Не играю, а пишу.
Замечательная штучка
Самопишущая ….(ручка)
4. Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? ….(карандаш)
5. В узенькой коробке
Ручки, ластик, скрепки, кнопки.
Всё один в себя вобрал
Школьный маленький …(пенал)
6. В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься, скажу.
Как тетрадка, невелик
Называюсь я …(дневник)
7. Хоть не прачка я, друзья,
Стираю старательно я …(ластик)
- Как называются отгадки? (школьные принадлежности)
Подводятся итоги. Вывод о написании сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
8. КОНКУРС 7. « КТО ЧТО ДЕЛАЕТ»
ЗАДАНИЕ 1. Соедините пары слов.
(слайд 12)
Лошадь шагает
Путник ползёт
Поезд едет
Черепаха мчится
Машина бежит
Подводятся итоги.
ЗАДАНИЕ 2.
1 команда. Спуститесь по лесенке, расставляя предложения в порядке убывания движения.
2 команда. Поднимитесь по лесенке, расставляя предложения в порядке усиления движения.
9. КОНКУРС 8. «ПОЛУЧИ СЛОВО»
№1. Уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки и получите слово.
ПФБКТЕХРШЁСЧЗЩАЦ - берёза
№2. Уберите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки и получите слово.
РЛПМНЕЗВТГДУЖХЙ - петух
Подводятся итоги 2-х конкурсов.
10. КОНКУРС 9. «РЫБАЛКА»
ЗАДАНИЕ: вылови тех рыбок, названия которых обозначают слова, которые нельзя переносить.
Язь, карп, лещ, окунь, карась, линь, сазан, сом.
Задание выполняют по 1 человеку от команды.
«ПОЕЗД» Расставь вагоны по порядку.
(слайд 18)
№1. Пускай по кухне бегает №2. на раздутых парусах…
и принесли домой Ветер по морю гуляет
колючий и смешной. Он бежит себе в волнах
Нашли мы ёжика в лесу и кораблик подгоняет.
Подводятся итоги конкурса.
«СОБЕРИ РАДУГУ».
ЗАДАНИЕ: найти слово, противоположное по значению к данным и правильно расположить его в радуге (первая буква – первая буква цвета).
1. начало Конец 2. длинный Короткий
вопрос Ответ трусливый Отважный
холод Жара щедрость Жадность
добро Зло восход Закат
радость Горе умный Глупый
тьма Свет молодость Старость
старт Финиш старт Финиш
- Скажу тебе я слово «трус»
Ответишь ты …(храбрец)
Теперь «начало» я скажу
- Ну отвечай …(конец)
12. КОНКУРС.
«Соображай-ка, думай-ка».
Этот конкурс для самых быстрых и сообразительных. Выходят по одному игроку от каждой команды. Они должны ответить на вопросы. Слова должны начинаться на буквы
С А
Как тебя зовут? Что ты любишь есть?
Где ты живешь? Твои любимые напитки.
Кто твоя сестра? Какие фрукты и ягоды ты любишь?
Кем работает отец? Кем работает мама?
ЗАДАНИЯ КОМАНДАМ:
1.Зверь забавный сшит из плюша
Есть и лапы, есть и уши.
Мёду зверю дай немного
И устрой ему берлогу. (медведь)
2. Зубастый зверёк
Грызёт со свистом дубок. (пила)
1. Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (лёд)
2. Всех зверей она хитрей
Шубка рыжая на ней. (лиса)
1. Я над речкой лежу
Оба берега держу. (мост)
2.По морю идёт, идёт,
А до берега дойдёт-
Тут и пропадёт. (волна)
1. Весь Антошка – шляпка да ножка.
Дождь пройдёт – он подрастёт. (гриб)
2. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём…
Ищем, ищем – не найдём. (роса)
1. Кафтан на мне зелёный,
И сердце, как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
На вид – похож на мяч. (арбуз)
2. Кто в каждый встречный цветок
Свой опускает хоботок?
А после – в улей
Мчится пулей. (пчела)
- На какое правило были слова-отгадки? (вопрос каждой команде)